ВВЕДЕНИЕ
1 Значение логистики в развитии мировой экономики. Опыт экономически развитых стран
2 Нормативно-правовая база развития логистики в Республике Беларусь
3 Особенности логистики в торговле и на промышленном производстве
4 Эффективность логистики. Показатели эффективности. Методики оценки эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Система управления логистикой современного предприятия основана на концепции интеграции транспорта, поставок, производства и продаж, поиска оптимальных решений в логистике всего процесса в сфере циклического и производственного, принятия минимальных стандартов затрат на транспортировку, поставку, сбыт, производство. Изучение этих вопросов является основой для разработки теоретической части курсовой работы.
Логистика играет важную роль в повышении экономического роста промышленных организаций, нацеленных на рациональное хранение, маркетинг и транспортировку грузов, а также минимизацию затрат, связанных с хранением и транспортировкой. Актуальность данной темы составляет около 50% всех логистических затрат, связанных с транспортными затратами. Логистика позволяет сэкономить до 30% стоимости товара, поэтому для большинства современных компаний это стратегическое направление деятельности. Использование логистики ускоряет процесс получения информации и повышает уровень сервиса. Повышение эффективности транспортного процесса требует новых подходов к организации перевозок, что привело к возникновению транспортной логистики
Логистическая система является основой экономической стратегии компании и рассматривается как управленческая логика для реализации финансового и кадрового планирования, размещения и контроля, когда логистика используется как инструмент конкуренции. Такой подход обеспечивает тесную координацию маркетинговой логистики и организационной стратегии.
1 Значение логистики в развитии мировой экономики. Опыт экономически развитых стран
В настоящее время процессы интернационализации и глобализации оказывают сильное влияние на логистику. Но именно совершенствование и развитие логистики позволило расширить процесс глобализации. При этом важное значение приобретает развитие международной логистики.
Международная логистика – это стратегическое управление международной цепью поставок, понимаемое как объединение логистической деятельности организаций-звеньев цепи поставок, а именно, операционной, финансовой и маркетинговой функций и контроля за материальным потоком товаров, денежных средств и информации через границы и над границами различных государств. Главная особенность международной логистики – это то, что производитель и потребитель находятся в различных государствах [3, c. 142].
Управление цепочками поставок основывается на иерархии индивидуальных решений, включая: миссию; корпоративную стратегию; бизнес-стратегию, а также ИТ-стратегию, тактику и операционные функции. Другие авторы определяют управление цепочками поставок как интеграцию бизнес-процессов от источника сырья до конечного пользователя, а также услуг и информации, которые могут создать дополнительную ценность для клиентов.
Для достижения этих целей логистическим компаниям необходимо решить множество задач, таких как выбор экспедиторской компании, организация таможенного оформления и хранения грузов на складе, планирование оптимального маршрута и каждого этапа доставки, оптимизация их сроков и т. д. Все эти задачи связаны с минимизацией сроков доставки и снижением затрат при транспортировке продукции из одной страны в другую. Основными элементами международной логистики являются компании, осуществляющие грузоперевозки, а также складские комплексы.
Современная международная логистика представляет собой концепцию управления грузопотоками между государствами.
Крупнейшими мировыми странами-экспортерами сегодня являются Китай, США, Германия, Япония и Южная Корея. В составе лидеров по импорту находятся США, Китай, Германия, Япония и Франция.
2 Нормативно-правовая база развития логистики в Республике Беларусь
Геополитическое положение, особенности исторического развития, а также менталитет белорусской нации являются одними из несомненных преимуществ современной Беларуси. На протяжении всех лет своего независимого существования белорусское государство активно выстраивает дружественные отношения с различными странами и укрепляет свои связи со всеми континентами. Соответственно, одним из самых важных направлений деятельности становится логистическая деятельность. Однако, учитывая достаточно короткий срок существования, национальная нормативная правовая база в области логистики является недостаточно развитой и требует своего развития в соответствии с требованиями времени.
Начиная с 1 января 2011 г. в Беларуси введены новые государственные стандарты.
В качестве иллюстрации можно обратиться к нескольким стандартам. СТБ 2047-2010 «Логистическая деятельность. Термины и определения» устанавливает термины и определения основных понятий в области логистической деятельности. СТБ 2046-2010 «Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию» устанавливает требования к техническому оснащению транспортно-логистического центра, требования к оказанию транспортно-экспедиционных услуг, порядок балльной оценки транспортно-логистического центра [4, c. 90].
С 1 июля 2011 г. вступил в действие СТБ 2133-2010 «Классификация складской инфраструктуры», который устанавливает основные требования к классификации складской инфраструктуры Республики Беларусь и распространяется на проектируемые объекты складской инфраструктуры, а также на существующие объекты, на базе которых создаются транспортно-логистические центры [4, c. 98].
С 1 ноября 2013 г. введен в действие СТБ 2306-2013 Услуги логистические. Общие требования и процедура сертификации, который устанавливает виды логистических услуг, категории исполнителей логистических услуг, общие требования, предъявляемые к исполнителям логистических услуг, и процедуру проведения работ по их сертификации.
3 Особенности логистики в торговле и на промышленном производстве
Использование логистической системы в малом бизнесе позволяет управлять всем бизнесом как одним видом деятельности. Для этого компании необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять логистикой, начиная с формирования договорных отношений с поставкой и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Поток материалов проходит через несколько этапов основного производства на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции. Управление материальными и информационными потоками на данном этапе имеет ряд специфических функций, называемых производственной логистикой [14, c. 71].
– планирование и контроль – планирование выпуска готовой продукции, – планирование транспортных процессов, – планирование складской сети, – контроль бюджета, – информационные системы.
– управление операциями – на складах, – на транспорте, в процессе обслуживания производственных процессов.
– управление запасами – прогнозирование спроса, управление и контроль запасов сырья, полуфабрикатов и готового продукта, – выбор тары и упаковки.
Производственный процесс включает в себя большое количество основных и сложных логистических мероприятий, объединенных заданной целевой функцией. Эта целевая функция обычно формулируется в соответствии с маркетинговой стратегией и находится вне самого производственного цикла. Таким образом, только постановка целей и ограничений внешней макро-и микроокружения позволяет рассматривать логистику изолированно при производстве готовой продукции. Эти цели ограничения являются основой для операционных объемов и календарного планирования, выпущенных для конкретной серии продуктов.
Эти предпосылки позволяют сформулировать определенный набор задач для внутренней производственной микро логистической системы в рамках заданного производственного плана (прогнозирование и планирование заказов по требованию).
4 Эффективность логистики. Показатели эффективности. Методики оценки эффективности
Любая бизнес-организация, реализующая логистику и формирующая логистическую систему для достижения своих целей, в первую очередь стремится оценить ее практическую или потенциальную эффективность.
За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность, к которым обычно относятся:
- общие логистические издержки;
- качество логистического сервиса;
- продолжительность логистических циклов;
- производительность;
- возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру.
Эти показатели можно назвать ключевыми или сложными показателями эффективности логистической системы. Они являются основой системы форм отчетности и показателей логистических схем на всех уровнях компании. Общепринятая процедура сравнительной оценки (бенчмаркинга) компаний в сфере логистики основана на использовании аналитических и экспертных методов этих комплексных показателей [12 c. 11].
Таким образом, ключевой/комплексный показатель эффективности логистической системы является основным показателем эффективности использования ресурсов компании, сформированной логистической системой, которая совместно оценивает эффективность логистического управления и является основой для планирования, учета и контроля логистики.
Давайте рассмотрим краткое описание сложных индикаторов.
Общая стоимость логистики – это общая стоимость, связанная с функциональным управлением логистикой и сложностью логистической системы.
В составе общих логистических издержек можно выделить следующие основные группы затрат:
- затраты на выполнение логистических операций/функций (операционные, эксплуатационные логистические издержки);
- ущербы от логистических рисков;
- затраты на логистическое администрирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время процессы интернационализации и глобализации оказывают сильное влияние на логистику. А ведь именно совершенствование и развитие логистики дает возможность расширения процессов глобализации. При этом важное значение приобретает развитие международной логистики.
Международная логистика – это стратегическое управление международной цепью поставок, понимаемое как объединение логистической деятельности организаций-звеньев цепи поставок, а именно, операционной, финансовой и маркетинговой функций и контроля за материальным потоком товаров, денежных средств и информации через границы и над границами различных государств.
Современная международная логистика представляет собой концепцию управления грузопотоками между государствами.
Крупнейшими мировыми странами-экспортерами сегодня являются Китай, США, Германия, Япония и Южная Корея. В составе лидеров по импорту находятся США, Китай, Германия, Япония и Франция.
Сегодня одной из характерных тенденций является рост числа крупных логистических компаний за счет концентрации собственности, в том числе, так называемых «слияний и поглощений».
Еще более важной тенденцией в международной логистике является 122 объединение транспортных компаний в альянсы. Альянсы авиакомпаний контролируют почти 80% авиарынка.
Следует отметить, что заметной тенденцией современной международной логистики является возрастание роли логистических посредников, принимающих на себя ответственность за выполнение большинства операций, связанных с организацией и управлением международной логистической цепью поставок компании.
Необходимо отметить, что в Республике Беларусь действуют специальные нормативно-правовые акты в области автомобильных, железнодорожных, воздушных перевозок.
Правовое регулирование торговли в Республике Беларусь осуществляется большим массивом нормативных правовых актов, а также подзаконными правовыми актами.
1. Аникин, Б.А. Логистика / Б.А. авалс Аникин. - М.: Проспект, 2014. - 406 с.
2. Волгин, В. В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В. В. Волгин. – Москва: Дашков и Кº, 2014. – 457 с.
3. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» сон / А. М. сон Гаджинский. – Москва: Дашков и Кº, 2014. – 420 с.
4. Гуреева, М.А. Основы экономики транспорта: учебное пособие / М. А. Гуреева. – Москва: Академия, 2014. – 188 с.
5. Герасимов, Б.И. Основы логистики/ Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
6. Иванов, Д. А. Управление цепями поставок / Д. А. Иванов. – Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2014. – 659 с.
7. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. – Минск: Право и экономика, 2014. – 460 с.
8. Курочкин, Д. В.Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2015. – 268 с.
9. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [В. И. Маргунова док и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 507 с.
10. Логистика: учебное пособие / [Б. А. Аникин и др.]. – Москва: Проспект, 2014. – 405 с.
11. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров: [для студентов экономических специальностей высших учебных заведений] / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – Москва: Юрайт, 2014. – 734 с.
12. Логистика: учебник: по специальностям 0602 «Менеджмент» (по отраслям), 0607 «Маркетинг» (по отраслям), 0608 «Коммерция» (по отраслям) / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – Москва: Инфра-М: Форум, 2014. – 384 с.
13. Логистика: интеФлориэль и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: [учебник] / В. В. Дыбская [и др.]. – Москва: человек Эксмо, 2014. – 939 c.
14. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2015. - 288 с.
15. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики: учебник по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» / Н. К. Моисеева. – Москва: Инфра-М, 2014. – 527 с.
16. Неруш, Ю. М. Логистика: учебник / Ю. М. Неруш. – Москва: Проспект: Велби, 2014. – 517 с.
17. Слонимская М.А. Логистика : учеб.-метод.пособие / М.А. Слонимская.- 2-е изд. – Минск : БГЭУ, 2012. – 191 с.