ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОФФШОРОВ И ТЕНЕВОЙ И ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность понятия оффшорная зона и ее основные признаки
1.2 Классификация оффшорных зон
1.3 Предпосылки возникновения теневой экономики, её сущность и виды
2 ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ОФФШОРНЫХ ЗОН И ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Масштабы развития оффшорных зон в мире
2.2 Объем теневой экономики в различных странах
3 ОФФШОРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Участие Республики Беларусь в международном движении капитала
3.2 Перспективы создания оффшорной зоны в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема теневой экономики во всем мире является одной из наиболее острых. Теневые доходы, перемещение прибыли, скрытые от налоговых органов финансовые потоки приводят к сжатию налогооблагаемой базы и, как следствие, к росту налоговой нагрузки для законопослушных налогоплательщиков. Возникающие дисбалансы в налоговой нагрузке ведут к потере конкурентоспособности честных налогоплательщиков, стимулируя их к уходу в тень.
В условиях углубления глобализации финансов важное значение в перераспределении денежного капитала между странами имеет оффшорный бизнес, роль которого в этом процессе оценивается не однозначно как участниками международных экономических отношений, так и международными экономическими организациями, участвующими в многостороннем регулировании взаимовыгодного экономического сотрудничества.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что, во-первых, на современном этапе развития экономических отношений в мировой экономике ни одна страна не остается безучастной к процессам, происходящим в масштабах всего земного шара. Безусловно, доминирующим фактором является процесс глобализации во всех его проявлениях. Это является катализатором для дальнейшего взаимопроникновения экономик разных стран и усиления степени влияния и взаимозависимости данных экономических единиц друг на друга, а также от процессов, происходящих в мировой экономике в целом. Сегодняшний характер международных отношений таков, что ни один сектор национальной экономики не может не ощущать воздействия международных факторов. Каждый национальный производитель подвержен влиянию процессов, происходящих на международном уровне. Во-вторых, явление оффшорных зон и теневой экономики в конце XX в. стало неотъемлемым элементом функционирования мировой экономики.
Объект исследования – оффшорные зоны и теневая экономика.
Предмет исследования – оффшорные зоны и теневая экономика на современном этапе развития экономики.
Целью курсовой работы является исследование развития оффшорных зон и теневой экономики в мире.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-рассмотреть сущность, понятие оффшорная зона и ее основные признаки;
-изучить классификацию оффшорных зон;
-рассмотреть предпосылки возникновения теневой экономики, её сущность и виды;
-рассмотреть масштабы развития оффшорных зон в мире;
-рассмотреть объем теневой экономики в различных странах;
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОФФШОРОВ И ТЕНЕВОЙ И ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность понятия оффшорная зона и ее основные признаки
Оффшорные зоны представляют собой особую форму системы коммерческой деятельности, тип свободной экономической зоны, которая формируется для привлечения иностранного капитала. Основной отличительной чертой является низкий уровень налогообложения и упрощенная регистрация иностранных компаний, однако следует отметить, что налоговые льготы используются, как правило, исключительно для иностранного капитала. Уровень участия иностранного капитала не ограничен. Зачастую иностранным фирмам даже не нужно представлять свои бухгалтерские отчеты в налоговую службу, достаточно платить один налог. Кроме того, низкие персональные налоговые ставки распространяются на личные доходы сотрудников иностранных фирм.
Далее рассмотрим более подробно, что означают оффшорные зоны.
Оффшор – это самый известный и эффективный способ налогового планирования. Необходимо отметить, не существует единодушного мнения о том, что можно считать оффшором.
В русском языке термины «оффшорная зона», а также «оффшор» пришли из английского языка и буквально означает «вне берега» или «в открытом море», «изолированный». Иногда оффшоры называют «налоговым убежищем» или «налоговым раем».
По своей сути под оффшорными юрисдикциями понимаются страны или территории, которые осуществляют регистрацию компаний, которые могут воспользоваться предоставляемыми льготами налогового режима после регистрации. Компании, которые зарегистрированы в оффшорных центрах, находятся под юрисдикцией государства, в котором они расположены, и поэтому должны строго соблюдать местные законы. О компании, зарегистрированной в оффшорном центре, можно сказать следующее: де-юре это компания, созданная в соответствии с законодательством страны, но де-факто она осуществляет свою деятельность за пределами этой страны [2, c. 66].
Оффшорная индустрия родилась из-за желания некоторых стран привлечь инвестиции и стимулировать международное сотрудничество, направляя минимум ресурсов на государственное регулирование и вмешательство в экономику. Оффшорный бизнес начал развиваться в шестидесятых годах прошлого века – все началось с появления новых государств, которые получили независимость. Для собственного развития эти государства хотели привлечь иностранный капитал, поэтому они начали предоставлять налоговые и другие льготы компаниям, которые не осуществляют деятельность на своей территории.
2 ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ОФФШОРНЫХ ЗОН И ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Масштабы развития оффшорных зон в мире
Устойчивый рост рыночных отношений влечет за собой динамичный рост предпринимательской активности, что, в свою очередь, приводит к существенному усложнению финансово-экономических отношений между субъектами хозяйствования. Целью любого предпринимателя, конечно же, является минимизация затрат, поэтому он стремится осуществлять свою предпринимательскую деятельность в тех регионах и странах, которые отличаются наиболее благоприятными налоговыми и правовыми режимами. Все это в конечном итоге послужило причиной возникновения такого экономического явления, как «офшорная зона».
Оффшорная зона, как правило, означает страну или территории, которые регистрируют фирмы, к которым будет применяться льготный налоговый режим. Сама компания с момента регистрации подпадает под юрисдикцию страны пребывания и с тех пор должна строго соблюдать нормы и правила местного законодательства.
Оффшорные зоны находятся под пристальным вниманием с 2000 года, и особенно с апреля 2006 года, когда состоялась встреча лидеров крупнейших государств мира G20, на которой было решено разработать меры против юрисдикций, которые не хотят сотрудничать, что есть обмениваться информацией. Инициативы, выдвинутые Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Целевой группой по финансовым мероприятиям по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) и Международным валютным фондом, оказали значительное влияние на оффшорную отрасль. В результате большинство основных оффшорных зон усилили свое законодательство в отношении отмывания денег и других незаконных действий.
В настоящее время в мире насчитывается около 1,4 миллиона оффшорных компаний, которые сосредоточены в зонах льготного налогообложения: Карибском бассейне, Азиатско-Тихоокеанском регионе и Западной Европе. Около 65% всех оффшорных центров расположены в развивающихся странах, остальные – в развитых странах. Примерами оффшорных центров являются преимущественно островные территории:
‒ Багамские,
‒ Антильские,
‒ Виргинские,
‒ Бермудские,
‒ Барбадос,
‒ Каймановы острова,
‒ Нормандские острова (Джерси и Гернси),
3 ОФФШОРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Участие Республики Беларусь в международном движении капитала
Участие Республики Беларусь в международном движении капитала осуществляется в основном в виде прямых иностранных инвестиций.
В январе-июле 2019 г. объем инвестированных в основной капитал средств составил 14,1 млрд. рублей, или 104,9 процента в сопоставимых ценах к уровню соответствующего периода прошлого года (в январе-июле 2018 г. по сравнению с январем-июлем 2017 г. инвестиции выросли на 11,3 процента) [15].
Доля инвестиций в основной капитал в ВВП в январе-июле 2019 г. составила 19,4 процента (в январе-июле 2018 г. – 18,3 процента). За 7 месяцев 2019 г. произошло снижение объема инвестиций по организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,6 процента. Увеличение объема капиталовложений наблюдалось среди организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам – на 7,7 процента, а также по организациям без ведомственной подчиненности – на 10,3 процента [15].
В настоящий период времени вектор инвестиционной политики направлен на повышение эффективности инвестиций. Направление инвестиций в модернизацию экономики представляет собой важнейшую цель инвестиционной политики Беларуси. Вследствие этого вложения инвестиций должны быть обеспечены наличием реальных источников финансирования и направляться только на реализацию эффективных инвестиционных проектов.
Далее более подробно рассмотрим поступление инвестиций в реальный сектор экономики Беларуси. Всего за 2013 год в реальный сектор Беларуси поступило 14,97 млрд. долларов валовых иностранных инвестиций, из них прямых – 11,1 млрд. долларов, портфельных – 0,12 млрд. долларов, прочих – 3,9 млрд. долларов. Доля прямых иностранных инвестиций в общем объёме составляет 74% [15].
По итогам 2018 года поступление иностранных инвестиций в Республику Беларусь составило 10,8 млрд. долларов США, из них прямых – 8,5 млрд. долларов (78,7% от общего объема), портфельных – 0,004 млрд. долларов, прочих – 2,3 млрд. долларов.
Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) (далее – ПИИ на чистой основе) за 2018 г. составили 1,6 млрд. долларов, или 131% к уровню прошлого года.
ТОП-10 стран-инвесторов ПИИ на чистой основе по итогам 2018 года: Россия (41,7% от общего объема ПИИ на чистой основе, без учета поступлений от банковского сектора, продажи недвижимости, налогов в бюджет), Кипр (13,5%), Китай (9,3%), Германия (5,5%), ОАЭ (3,6%), Польша (3,4%), Ирландия (2,8%), Латвия (2,5%), Великобритания (2,4%), США (2,1%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оффшорные зоны имеют значительный вес в мировой экономике и международном бизнесе, поскольку являются инструментом налогового планирования и оптимизации. Отечественные корпорации, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью и на сегодня являются наиболее развитыми, будут регистрировать свою деятельность и использовать налоговое планирование через оффшоры, пока в странах функционируют различные налоговые системы. Поэтому вопросы, касающиеся оффшорных зон, не перестают быть актуальными до сих пор. Те же аспекты касаются других зарубежных стран.
Существует много классификаций оффшорных зон: это небольшие государства или острова с невысоким уровнем развития собственной экономики, оффшорные зоны повышенной респектабельности, классические оффшорные зоны, зоны, где обязательно представление налоговой отчетности и где нет. В данной курсовой работе приведена классификация по территориальному признаку. Также был представлен список оффшоров, который можно разделить на регионы: Европа, Азия и Индийский океан, Африка, Тихоокеанский регион, Центральная Америка и Карибский регион.
На современном этапе можно выделить тенденцию к увеличению регулирования офшорного бизнеса. Международные организации добились значительного успеха в обмене налоговой информацией, снижении банковской тайны и увеличении транспарентности офшорных зон для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, всё большее количество офшорных зон вынуждено сотрудничать с международными организациями, чтобы не числиться в «чёрных списках» этих организаций. Данные меры положительно сказываются на борьбе с международной преступностью и усложняют ведение офшорного бизнеса. Повышаются требования офшорных зон к отчётности и аудиту компаний. Усиливается и национальное антиофшорное законодательство. Тем не менее предоставляемые бизнесу налоговые льготы остаются, поэтому на данном этапе развитые государства не могут рассчитывать на возвращение капиталов в свою экономику.
В ходе изучения проблемы влияния уровня экономического развития стран на масштаб их теневой экономики нельзя не заметить существенную разницу в размерах теневой экономики стран, принадлежащих к одной группе. Эта тенденция прослеживается как среди развитых и развивающихся стран, так и среди стран с переходной экономикой, что свидетельствует о том, что уровень экономического развития страны не всегда является определяющим фактором, влияющим на масштаб теневой экономики. В некоторых развивающихся странах, таких как Нигерия, уровень теневой экономики превышает размер официальной, в то время как в некоторых развитых странах (США и Япония) он составляет менее 10% от ВВП. Опыт этих стран может быть полезен при разработке мер по борьбе с теневой экономикой, представляющей существенную угрозу для экономической безопасности каждой страны.
1. Авдийский В.И., Дадалко В.А., Синявский Н.Г. Теневая экономика и экономическая безопасность государства. М.: ИНФРА-М; 2019. 538 c.
2. Артемова, М.А. Проблема оффшорных зон в мировых финансах / М.А. Артемова, А.Б. Дмитриева // Финансовая жизнь. – 2017. – № 2. – С. 66-71.
3. Афанасьева А. О. Особенности теневой экономики в различных по уровню развития экономики группах стран // Научные записки молодых исследователей. –2019. – № 3. – С. 74-82.
4. Бережной, А. Перспективная Беларусь: низконалоговый оазис / А. Бережной, И. Ковалевич. — Минск: Рифтур, 2015. — 12 с.
5. Бодров, А.Г. О роли и факторах оффшорных зон в мировой финансовой системе послевоенного периода / А.Г. Бодров // Экономические отношения. – 2018. – Т. 8. – № 1. – С. 49-62. – С. 54-55.
6. Боташева Л.Х., Саркисян К.С. Выявление и оценка теневой экономики: методологический аспект. Экономика. Налоги. Право. 2018;(5):28–37
7. Головачев, В. Особенности национальной теневой экономики / В. Головочев // Экономика и жизнь. – 2017. – № 10. – 32 с.
8. Григорьева, Ю.П. Роль международных экономических организаций в решении проблем деофшоризации в зарубежных странах / Ю.П. Григорьева // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2016. – № 9. – С. 69- 74.
9. Движение прямых иностранных инвестиций – [Электронный ресурс]. URL:https://nmnby.eu/news/analytics/6886.html.
10. Кондрашонок, А. А. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь: льготы и преференции, предоставляемые инвесторам / А. А. Кондрашонок // Весн. Беларус. дзярж. экан. ун-та. — 2013. — № 2. — С. 17-25
11. Купрещенко, Н.П. Теневая экономика: учебное пособие / Н.П. Купрещенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. – 223 с.
12. Латов, Ю. В. Теневая экономика. / Ю. В. Латов. – М.: Юрайт, 2018. – 336 с.
13. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров, 1-е изд. / под ред. Р.К. Щенина, В.В. Полякова. – М.: Юрайт, 2013. – 446 с.
14. Наумов Ю.Г., Латов Ю.В. Экономическая безопасность и теневая экономика. М.: Академия управления МВД России; 2016. 246 с.
15. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь. Аналитическое обозрение Январь-июль 2019 г [Электронный ресурс]. URL:https://www.nbrb.by/publications/ectendencies/rep_2019_07_ot.pdf.
16. Попов, Ю. Н. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства / Ю. Н. Попов, М. Е. Тарасов. – М.: Дело, 2018. – 240 с.
17. Hassan M., Schneider F. Size and development of the shadow economies of 157 countries worldwide: Updated and new measures from 1999 to 2013. IZA Discussion Paper. 2016;(10281):46.
18. Medina L., Schneider F. Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years? IMF Working Paper. 2018;(18/17):76.