Введение
1 Теоретические аспекты и характеристика ассортиментной политики промышленного предприятия
1.1 Основные термины и определения ассортиментной политики промышленного предприятия
1.2 Методы и методики используемы при анализе ассортиментной политики промышленного предприятия
2 Анализ микро- и макросреды промышленного предприятия ОАО «Коминтерн»
2.1 Характеристика состояния, специфика и тенденции развития отраслевого рынка промышленного предприятия ОАО «Коминтерн»
2.2 Оценка хозяйственной деятельности и характеристика технико-экономических показателей промышленного предприятия ОАО «Коминтерн»
2.3 Анализ ассортиментной политики промышленного предприятия ОАО «Коминтерн»
2.4 SWOT - анализ деятельности промышленного предприятия
3 Направления совершенствования ассортиментной политики промышленного предприятия ОАО «Коминтерн»
3.1 Внедрение в производство новых востребованных и конкурентоспособных ассортиментных позиций в рамках имеющихся ассортиментных групп
3.2 Диверсификация ассортиментных групп продукции
3.3 Оптимизация общей годовой структуры производимого товарного ассортимента продукции
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития рыночной экономики Республики Беларусь остро стоят вопросы улучшения управлением ассортимента товаров народного потребления. Эта проблема не в полной мере решается. Многие предприятия промышленности не обращают внимание на изменение спроса, когда формируют свои производственные программы. В итоге, торговля не приносит тот эффект, на который рассчитывают предприятия.
Способность эффективно производить и торговать является тонким искусством, в котором нельзя полагаться лишь на небольшой опыт и интуицию. Так как потребительский рынок насыщен товарами и усилилась конкуренция, то для проведения успешной производственной и торговой деятельности необходимы глубокие и всесторонние знания ее аспектов.
Первоначальное внимание должно быть уделено формированию ассортимента продукции, который смог бы максимально возможно удовлетворить потребности группе определенных покупателей. Лидирующую позицию в конкурентной борьбе сможет занять тот, кто будет более компетентным в вопросах, которые касаются ассортиментной политики, и овладеет эффективной методикой ее реализации.
На многих предприятиях руководство недостаточно оценивает преимущества грамотной и эффективной ассортиментной политики. Поэтому на сегодняшний день, эта тема является актуальной, так как ассортиментная политика является одним из направлений экономического роста всей страны.
Объектом исследования является ОАО «Коминтерн».
Предмет исследования – ассортиментная политика предприятия ОАО «Коминтерн».
Целью написания дипломной работы является разработка направлений совершенствования ассортиментной политики промышленного предприятии.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Основные термины и определения ассортиментной политики промышленного предприятия
Ассортиментная политика – это общие принципы, которым компания будет следовать в области создания ассортимента. Задачи ассортиментной политики:
– определение фактической и предполагаемой потребности в определенных продуктах;
– выявление основных показателей ассортимента (широта, глубина, насыщенность, гармоничность);
– принятие решения об включении товаров в ассортимент новых товаров и об исключении убыточных товаров, которые не пользуются спросом;
– оптимизация ассортиментной структуры [4, с. 72].
Управление ассортиментом должно основываться на определенных принципах. Это включает в себя:
– систематический характер, с помощью которого все функции управления ассортиментом должны быть связаны;
– комплексность с учетом факторов, влияющих на процесс управления ассортиментом;
– эффективность, что означает, прежде всего, экономию на пути к созданию конкурентного ассортимента;
– гибкость и динамизм, основными требованиями которых являются эффективное реагирование на меняющиеся рыночные условия и экономическую и политическую ситуацию в стране;
2 АНАЛИЗ МИКРО- И МАКРОСРЕДЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КОМИНТЕРН»
2.1 Характеристика состояния, специфика и тенденции развития отраслевого рынка промышленного предприятия ОАО «Коминтерн»
Открытое акционерное общество «Коминтерн» - крупное предприятие легкой промышленности Республики Беларусь. Продукция предприятия так же известна под торговыми марками City Life и Valerosso. История предприятия началась открытием в марте 1919 года первой военно-обмундировочной фабрики, которая с февраля 1922 года перешла на массовое изготовление гражданской одежды и стала называться «Гомодежда». В апреле 1928 года — фабрике присвоено имя «Коминтерн».
Текущей специализацией предприятия является выпуск классических мужских костюмов, а также изделий детского ассортимента и женских изделий изо льна. Продукция предприятия реализуется как на рынке РБ, так и на внешних рынках.
Предприятие располагает необходимой инфраструктурой, которая обеспечивает поставку сырья на предприятие и сбыт конечной продукции, а также складскими помещениями, необходимыми для хранения сырья, материалов и конечных изделий.
Основной целью ОАО «Коминтерн» является деятельность по производству современных конкурентоспособных швейных изделий высокого качества, направленная на максимальное удовлетворение потребителей и извлечение прибыли, повышение эффективности производства.
ОАО "Коминтерн" - один из лидеров отечественных производителей мужских костюмов в Республике Беларусь. Предприятие обладает высоким производственным потенциалом и высококвалифицированным промышленно-производственным персоналом.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КОМИНТЕРН»
3.1 Внедрение в производство новых востребованных и конкурентоспособных ассортиментных позиций в рамках имеющихся ассортиментных групп
ОАО «Коминтерн» осуществляет пошив костюмов мужских, костюмов для мальчиков, пиджаков мужских, жилетов мужских, пиджаков для мальчиков, жилетов для мальчиков, брюк мужских, брюк для мальчиков.
В связи с тем, что в большинстве организаций Республики Беларусь и стран-покупателей продукции предприятия преобладает деловой стиль одежды как для мужчин, так и для женщин, ОАО «Коминтерн» предлагается производить костюмы, жилеты, пиджаки и брюки для женщин.
Внедрение в производство данных товарных групп предполагает изготовление на уже имеющихся производственных мощностях, при этом разделив долю производства с аналогичными мужскими видами продукции. Объясняется это тем, что в 2018 году было реализовано продукции на 4003 тыс. руб., а произведено в стоимостном выражении 176625 тыс. руб. и из них 84% — это мужской ассортимент. Соответственно следует урезать производство линейки мужского ассортимента с целью избегания переизбытка готовой продукции.
Изготавливать женскую линейку можно из того же материала, что и мужскую.
Единственной дополнительной статьёй затрат послужит переквалификация работников. Стоимость переобучения – 358 руб/чел.
В пошиве мужской линейки задействовано 86 человек. предположим, что 50% из них перейдут на производство женской линейки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом ассортиментная политика – это общие принципы, которым компания будет следовать в области создания ассортимента. Формирование ассортимента – это проблема конкретных товаров, их отдельных серий, отношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «высокотехнологичными» и «обычными» товарами, материализованными товарами и / или лицензиями и ноу-хау. Концепция ассортимента выражается в виде системы показателей, которая определяет возможность оптимального развития ассортимента продукции для данного вида товаров. Планирование и управление ассортиментом является неотъемлемой частью маркетинга предприятия. Дифференциация, или модификация, товара позволяет более полно использовать «поглощающие» возможности рынков с учетом специфики их требований в отдельных регионах страны и зарубежных странах, заполнять те товарные ниши, где нет конкуренции или она незначительна.
Большую роль в разработке грамотной ассортиментной политики предприятия играют методы анализа. Самым простым и распространенным методом анализа ассортиментной политики является метод АВС. Другим распространенным методом анализа ассортимента можно назвать анализ по адаптированной матрице BCG (Бостонской консалтинговой группы). Самым эффективным и простым методом анализа состояния организации является SWOT анализ.
Проведенный анализ во второй главе показал, что ОАО «Коминтерн» мощное предприятие лёгкой промышленности Республики Беларусь, занимающее производством костюмной одежды для различных возрастов и полов населения. Реализация продукции ОАО «Коминтерн» осуществляется, как на внутреннем, так и на внешнем рынке Республики Беларусь. Анализ хозяйственной деятельности, а именно технико-экономических показателей характеризует деятельность предприятия, как рентабельную.
1. Головачев, А. С. Экономика организации (предприятия): учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / А. С. Головачев. – Минск :Вышэйшая школа, 2018. – 687 с.
2. Гончаров, В. В. Руководство для высшего управленческого персонала. – М.: Сувенир, 2014. – 487 с
3. Ефимова, Е. В. Финансовый анализ. – М. : Бухгалтерский учет, 2011. – 367с.
4. Жданов, С. А. Основы теории экономического управления предприятием : Учебник.– М. :Финпресс, 2009.– 384 с.
5. Злобина, Н.В. Стратегическое развитие системы менеджмента качества: организационные и региональные аспекты // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – №44. – С. 9-12.
6. Ивашкова, Н. И. Управление маркетингом, 2010. – 175 с.
7. Карпов, Э. А. Организация производства и менеджмент: учебное пособие / Э. А. Карпов. – Старый Оскол, 2011. – 768 с.
8. Кныш, М.И. Конкурентные стратегии: учеб. пособие. – Спб.: Питер, 2012. – 284 с.
9. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке. Учебное пособие / под общ.науч. ред. проф. А. В. Зырянова, Екатеринбург, 2009 – 236 с.
10. Крейнина, М. Н. Финансовый менеджмент. – М. : ДИС, 2011. – 320 с.
11. Кулик, И. И. Управление сбытом на принципах маркетинга. Учебное пособие. – Мн. : Бел.1 ПК, 2016. – 417 с.
12. Ламбен, Ж. Ж., Шулинг И. , Чумпитас Р. Менеджмент, ориентированный на рынок. Учебник. СПб. : Питер, Лидер, 2010. – 720 с.
13. Линдерс М. , Ф. Джонсон, А. Флинн, Г. Фирон. Управление закупками и поставками, пер. с англ. Под ред. Ю. А. Щербанина. – 13-е изд. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 410 с.
14. Лубков В.А. Стратегическая модель развития коммерческой организации // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – №28. – С. 3-7.
15. Мастеров, А.И. Управленческий учет и анализ ассортиментной и ценовой политики как инструмент повышения эффективности деятельности организации // Международный бухгалтерский учет. – 2015. – №9. – С. 7-9.
16. Милгром, И. И. , Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент. Пер. с англ. / Под ред. Елисеевой И. И., Тамбовцева В. Л. в 2-х томах. – М. : Экономическая школа, 2018. – 1000 с.
17. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / под ред. Ф.М. Русинова. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2012. – 504 с.
18. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2013. – 701 с.
19. Никифоров А. А. Макроэкономика : научные школы, концепции, экономическая политика : учеб. пособие для вузов / А. А. Никифоров, О. Н. Антипина, Н. А. Миклашевская; под ред. А. В. Сидоровича. – М. : Дело и Сервис, 2018. – 534 с.
20. Управление организацией: учебный курс / под ред. А.Г. Поршнева. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 669 с.
21. Шемитов, П.В. Теория организации: учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 362 с.
22. Шибаков, В.Г. Методика оперативного управления товарным ассортиментом предприятия на основе изучения потребительских предпочтений // Экономический анализ. – 2011. – №11. – С. 10-12.