Введение
1 Теоретические аспекты антиинфляционной политики
1.1 Сущность, причины и последствия инфляции
1.2 Цели антиинфляционной политики. Стратегия и тактика антиинфляционного регулирования
2 Особенности и результативность антиинфляционного регулирования в зарубежных странах
3 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Инфляция – неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гибкими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции – цель государственного регулирования рыночной экономики. Однако инфляция – сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, вызывающий споры и разногласия среди экономистов.
Проблема инфляции занимает важное место в экономике, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Экономика даже самой процветающей страны может пошатнутся в случае значительного увеличения инфляции.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран учитывать это явление в своей экономической политике. В каждой системе существуют свои методы антиинфляционной политики, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.
По сути, антиинфляционное регулирование является частью государственного регулирования всей национальной экономики, поэтому оно должно являться неотъемлемой частью экономической политики любого государства.
Регулирование инфляции относится к прямой задаче государства. Большинство стран с переходной экономикой контролирует рост цен и придерживает его в определенных границах.
Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в Республике Беларусь, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и решения. К числу таких проблем надо отнести проблемы инфляционного регулирования, решение которых является не только необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной стабильности в обществе.
В трансформационной экономике Республики Беларусь инфляция является одной из важнейших проблем. Инфляция наносит серьезный ущерб стабильности предприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, её населению, подрывают доверие народа к правительству.
Управление инфляцией – самая актуальная проблема денежно-кредитной и в целом экономической политики нашего государства на ближайшие годы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Сущность, причины и последствия инфляции
Перед тем, как переходить к вопросу изучения антиинфляционной политики государства, необходимо выяснить понятие инфляции, и, что наиболее важно, причины или факторы инфляции её вызывающие.
Инфляция как явление экономическое существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Термин инфляция (от латинскою inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употребляется также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны, а в советской экономической литературе - с середины 20-х го¬дов [26, с. 11].
Наиболее общее, традиционное определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен [8, с. 8], [27, с. 344].
Однако такое определение инфляции нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.
Агапова Т.А. считает, что инфляция – это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода [2, с. 242].
По мнению С.Ю. Боковой и Н.В. Новиковой инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Она ведет к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования [5, с. 64].
2 ОСОБЕННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
В целях установления сбалансированности экономики и недопущения негативных социальных последствий в стране правительствами и центральными банками в рамках государственного регулирования проводится антиинфляционная политика. Такая политика включает в себя комплекс мер по предупреждению, снижению темпов и преодолению инфляции. Принимаемые меры зависят от характера и уровня инфляции, а также от выбранного способа борьбы с ней.
В научной литературе и научных публикациях зарубежный опыт проведения антиинфляционной политики представлен по следующим основным направлениям:
– регулирование реально располагаемых доходов населения (проведение «политики доходов»);
– бюджетная (фискальная) политика;
– денежно-кредитная политика.
Кратко остановимся на каждом направлений [8, с. 52].
Политика доходов была предложена посткейнсианцами. Наиболее практическое применение она приобрела в 1960-1970-е годы, когда в США, Соединенном Королевстве (Великобритании), Франции, Швеции, Австрии применялись разные схемы контроля над ценами и заработной платой [26, с. 149].
Одним из основных инструментов политики доходов является установление государством минимального размера оплаты труда (МРОТ), ниже которого не должна оплачиваться выполняемая во время полного рабочего дня работа. По данным Европейского комитета статистики, МРОТ в развитых странах в 2015 году составлял: в Бельгии – 1440,67 евро; Франции – 1 343,77 евро; Великобритании – 1 202 евро; Ирландии – 1 499,33 евро; Нидерландах – 1 398 евро; США – 1 030 евро. Наиболее высокий уровень МРОТ вот уже на протяжении ряда лет в Люксембурге, где в 2015 году он составил 1 682,76 евро [19].
В некоторых зарубежных странах МРОТ устанавливается не в целом по стране, а по некоторым отраслям на основе либо законодательных нормативных актов, либо коллективных соглашений между работодателями и профсоюзами. К таким странам относятся Финляндия, Швеция, Дания, Италия и Германия.
3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно разделить условно на три группы:
- комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению;
- комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции
- комплекс мер по регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования [7, с. 22].
Первый комплекс мер включает:
- меры по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;
- поиск путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
- снижение энергоёмкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
- сокращение трансакционных издержек и др.
Второй комплекс охватывает меры:
- по регулированию объёма и структуры денежной массы;
- проведению эффективной процентной политики;
- сокращению скорости оборота денег;
- регулированию резервных требований;
- ограничению бюджетного дефицита;
- сокращению бартерных операций, неплатежей;
Третий комплекс мер охватывает:
государственное регулирование цен на продукты и услуги первой необходимости;
- государственное регулирование цен на товары монополистов;
- регулирование конкурирующего ввоза товаров и услуг;
- стимулирование удовлетворение спроса за счёт роста производства;
- ограничение инфляционных ожиданий и др. [7, с. 22-23].
Указанные меры носят согласованный между Правительством Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь характер и отражаются в Основных направлениях денежно-кредитной политики и годовых прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь.
Приоритетная цель белорусских властей - снижение инфляции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного материала подведем итоги и сделаем выводы.
Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем со-временного развития экономики во многих странах мира. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран учитывать это явление в своей экономической политике. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптировался к ней. Эта проблема в разных странах решается с учетом их специфики.
Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.
Проводя антиинфляционную политику, обычно государства направляют свои усилия как на борьбу с инфляцией, так и на приспособление к ней, смягчение ее последствий.
Зарубежный опыт проведения антиинфляционной политики представлен по следующим основным направлениям: регулирование реально располагаемых доходов населения (проведение «политики доходов»), бюджетная (фискальная) политика и денежно-кредитная политика.
В целях установления сбалансированности экономики и недопущения негативных социальных последствий в стране правительствами и центральными банками в рамках государственного регулирования проводится антиинфляционная политика. Такая политика включает в себя комплекс мер по предупреждению, снижению темпов и преодолению инфляции. Принимаемые меры зависят от характера и уровня инфляции, а также от выбранного способа борьбы с ней.
Рассмотрение приведенных основных вариантов антиинфляционного регулирования позволяет сделать вывод о том, что они позволяют в краткосрочном периоде достичь ограничения совокупного спроса, предотвратить «перегрев» экономики и вывести ее из состояния «инфляционного разрыва».
Однако в долгосрочном периоде особое значение приобретает также политика управления совокупным предложением, к которой относится активная структурная, инвестиционная, промышленная политика и политика управления инновационным потенциалом.
1. Абель, Э. Макроэкономика. 5-е издание / Э. Абель, Б. Бернанке. – СПб.: Питер, 2008. – 768 с.
2. Агапова, Т. А. Макроэкономика : учеб. для вузов / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина ; под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2008. – 448 с.
3. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: учебник / Н.Б. Антонова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2013. – 575 с.
4. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: учеб. для вузов / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 202 с.
5. Бокова, С. Ю. Анализ факторов роста инфляции / С.Ю. Бокова, Н.В. Новикова // Новая экономика. - 2017. – № 1. – С. 64–70.
6. Бондарь, А. В. Макроэкономика: учеб. пособие / А. В. Бондарь, В. А. Во¬робьев, Л. Н. Новикова [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
7. Бутеня, В. Е. Инфляционные процессы в экономике Беларуси и их особенность / В. Е. Бутеня // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2016. – № 4. – С. 22–29.
8. Горшков, А.В. Инфляция, сущность, виды и последствия: учеб. пособие / А.В. Горшков. – М.: Финансы, 2006. – 378 с.
9. Денисевич, А. В. Антиинфляционная деятельность как средство обеспечения экономической безопасности государства / А.В. Денисевич // Промышленно-торговое право. – 2014. – № 11. – С. 88–91.
10. Деньги, кредит, банки: учеб. / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2010. – 527 с.
11. Дешко, Е. Денежно-кредитная политика – 2017: замедление инфляционных процессов / Е. Дешко // Налоги Беларуси. – 2017. – № 1. – С. 10–12.
12. Дробышевский, С. М. Мандат и цели центральных банков: эволюция и уроки кризиса / С. Дробышевский, А. Киюцевская, П. Трунин // Вопросы экономики. – 2016. – № 5. – С. 5–24.
13. Ершов, М. В. Инфляция и монетизация экономики / М. В. Ершов, В. Ю. Татузов, Е. Д. Урьева // Деньги и кредит. – 2013. – № 4. – С. 7-12.
14. Кизилов, В. Инфляция и ее последствия / В. Кизилов, Г. Сапов. – М.: Центр «Панорама», 2009. – 146 с.
15. Кяжин, М.С. Опыт антиинфляционного регулирования за рубежом/ М.С. Княжин // Научный альманах. – 2017. – № 3. – С. 191-198.
16. Лученок, А. И. Методологические вопросы проведения эффективной антиинфляционной политики в Республике Беларусь / А. И. Лученок // Проблемы управления. – 2015. – № 1. – С. 34–44.
17. Макроэкономика : учебник / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск : ТетраСистемс, 2013.– 304 с
18. Макроэкономическое регулирование : роль государства и корпораций : учеб. пособие / кол. авторов; под ред. В.М.Соколинского.– М. : КНОРУС, 2010. – 248 с.
19. Мировая экономика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.webeconomy.ru.
20. Монетарное и инфляционное таргетирование в Республике Беларусь в условиях ЕАЭС [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eurasian-studies.org/archives/4833.
21. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/.
22. Об утверждении Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 15.12.2015 г. № 466 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2018.
23. Основные макроэкономические показатели стран мира (по годам) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ereport.ru.
24. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2018 год: утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2017 г. № 470 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Минск, 2018.
25. Селищев, А.С. Макроэкономика: учеб. для вузов / А.С. Селищев; под ред. А.И. Леусского. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.
26. Смирнов, А.А. Инфляция: сущность, динамика, пути преодоления / А.А. Смирнов. – М.: Омега-Л, 2012. – 487 с.
27. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учеб. для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Юрайт, 2012. – 686 с.
28. Харченко, С. В. Методика стабилизации инфляционных процессов / С. В. Харченко // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. – № 1. –С. 71–77.