ВВЕДЕНИЕ
Себестоимость продукции, представляя собой затраты организации на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости – основополагающей признака рыночного хозяйственного расчета. Себестоимость – один из важнейших показателей эффективности потребления ресурсов.
Себестоимость показывает все успехи и неудачи организации в организации производства того или иного продукта. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт на нашем организации были организованны нерационально. Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет опять же себестоимость, так как она является одним из факторов формирования ассортимента.
Себестоимость – это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать обобщающую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях перехода страны к рыночным отношениям снижение себестоимости продукции является важным фактором развития экономики организации, так как она отражает эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии, совершенствование организации труда, производства, управления.
Объект исследования – филиал Лепельский хлебозавод ОАО «Витебскхлебпром», предмет исследования – себестоимость продукции, товаров, работ, услуг.
Цель работы – на основе анализа себестоимости продукции, товаров, работ, услуг выявить направления и резервы снижения себестоимости продукции в исследуемой организации.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены понятие, виды, показатели себестоимости продукции;
изучена методика анализа себестоимости продукции, работ, услуг;
составлена краткая характеристика филиала Лепельский хлебозавод ОАО «Витебскхлебпром»;
проведен анализ себестоимости продукции по экономическим элементам;
проведен анализ затрат на рубль произведенной продукции;
проведен анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям;
проведен анализ прямых материальных и трудовых затрат;
проведен анализ косвенных затрат;
проведен анализ себестоимости отдельных видов продукции;
рассчитаны резервы и предложены мероприятия по снижению себестоимости продукции.
Методы исследования: индукция, дедукция, синтез, сравнение, систематизация, экономический анализ, обработки информации (табличный, графический).
Методологической основой написания работы являются статистическая и бухгалтерская отчетность, характеризующая финансово–хозяйственную деятельность филиала Лепельский хлебозавод ОАО «Витебскхлебпром».
Теоретической основой исследования являются экономическая литература и материалы периодической печати. В процессе написания работы была использована экономическая литература по анализу хозяйственной деятельности, отечественных и зарубежных авторов, таких как В.В. Акулич, В.И. Стражев, Л.Л. Ермолович, Г.В. Савицкая, И.В. Сергеев и других, публикации периодической печати.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ
1.1 Себестоимость продукции: понятие, виды, показатели
Деятельность в любой организации связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки организации от реализации продукции, что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов организации их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.
Себестоимость продукции является комплексным показателем, на основании которого можно судить об эффективности использования организацией различных видов ресурсов, а также об уровне организации труда в организации.
Прежде всего, целесообразно коснуться понятия себестоимости продукции.
Себестоимость продукции – это выражение в денежной форме затрат на подготовку ее к производству, изготовление и сбыт [2, с. 14].
Себестоимость – это сумма затрат данной организации на производство и реализацию продукции [11, с. 51].
Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка потребленных в процессе производства и реализации продукции экономических ресурсов и других затрат, например, в форме налогов, сборов и обязательных отчислений, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством [4, с. 96].
2 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ В ФИЛИАЛЕ ЛЕПЕЛЬСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД ОАО «ВИТЕБСКХЛЕБПРОМ»
2.1 Краткая характеристика филиала Лепельский хлебозавод ОАО «Витебскхлебпром»
Лепельский хлебозавод является филиалом ОАО «Витебскхлебпром», органом Государственного управления и учредителем, которого является комитет по хлебопродуктам при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Беларуси.
Адрес: 211174 Витебская область, г. Лепель, Борисовский тракт, 89.
Основными задачами филиала «Лепельский хлебозавод» является производство хлебобулочных и кондитерских изделий.
Филиал Лепельский хлебозавод ОАО «Витебскхлебпром» осуществляет следующие виды деятельности:
1) производство хлеба и хлебобулочных изделий;
2) производство кондитерских изделий;
3) производство макаронных изделий;
4) пошив изделий;
5) розничная торговля в неспециализированных магазинах, преимущественно пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями (9 магазинов);
6) розничная торговля через палатки и рынки, не в магазинах (кафетерии, павильоны и т.д.);
7) аренда автомобилей (ГАЗ – 3).
Филиал Лепельский хлебозавод ОАО «Витебскхлебпром» имеет свою фирменную торговую сеть, которая насчитывает 12 магазинов, 2 киоска и ресторан «Маладзік».
В целях улучшения качества продукции и повышения ее безопасности, филиал Лепельский хлебозавод ОАО «Витебскхлебпром» занимается внедрением международной системы анализа риска и контроля критических точек НАССР.
В декабре 2012 года в организации сертифицирована система менеджмента качества (СМК) на изделия хлебобулочные и кондитерские.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ИССЛЕДУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, то есть по сути дела снижение себестоимости продукции является актуальным для организации любого типа и при любой экономической формации. Важно при этом методически правильно подойти к выработке практических рекомендаций. Оптимальным путем является выполнение тщательного структурного анализа себестоимости продукции организации.
В условиях рыночных отношений успех в конкурентной борьбе и устойчивое финансовое состояние организации обусловлены снижением возможных затрат на производство и реализацию продукции. Снижение затрат, во-первых, является важнейшим источником увеличения средств, направляемых на расширение и техническое перевооружение производства, на разработку и внедрение новых видов продукции, источником социального обеспечения людей. Во-вторых, снижение себестоимости обеспечивает возможность уменьшения цен на продукцию, а это важное условие успешной конкурентной борьбы на рынке. В-третьих, снижение себестоимости уменьшает потребность организации в оборотных средствах, что позволяет организации увеличить расходы на производственные и социальные нужды.
Возможности снижения затрат производства анализируются по двум направлениям:
1) источники снижения затрат;
2) факторы снижения затрат.
Источники снижения затраты – затраты, за счет экономии, которой может быть снижена себестоимость продукции, а факторы – это технологические условия, под влиянием которых изменяются затраты.
К основным источникам снижения себестоимости относятся:
снижение расхода сырья, материалов, топлива, энергии;
уменьшение размера амортизационных отчислений;
сокращение расхода заработной платы;
уменьшение административно-управленческих расходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Себестоимость продукции представляет собой выраженные в денежной форме текущие затраты организации на производство и реализацию продукции и складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) экономических ресурсов (природных, материальных, трудовых и т.д.).
Важную роль в управлении себестоимостью играет экономический анализ, который позволяет оценить хозяйственные ситуации, связанные с формированием себестоимости продукции, выявить недостатки, резервы улучшения использования ресурсов и принять соответствующие управленческие решения.
При располагающих возможностях и предоставленных условиях филиал Лепельский хлебозавод ОАО «Витебскхлебпром» рационально использовал все ресурсы и приложил все усилия для выполнения социально–экономических показателей в срок и качественно, сохраняя положительные темпы роста.
В целом динамика показателей финансово–хозяйственной деятельности филиала Лепельский хлебозавод ОАО «Витебскхлебпром» за 2015–2016 гг. имеет положительную тенденцию.
Филиал Лепельский хлебозавод ОАО «Витебскхлебпром» старается соответствующим образом выдерживать уровень роста затрат и объема продукции.
Всего затраты на производство продукции увеличились на 165,0 тыс. руб., или на 7,9 % в 2016 г. по отношению к 2015 г.
В затратах на производство продукции филиала Лепельский хлебозавод ОАО «Витебскхлебпром» основное место занимают материальные затраты, что говорит о материалоемкости производства.
Затраты на 1 руб. произведенной продукции в 2016 г. по отношению к 2015 г. снизились на 0,2 %. В том числе увеличились материальные затраты на 1 руб. произведенной продукции на 1,5 %, затраты на амортизацию основных средств и нематериальных активов, используемых в предпринимательской деятельности, на 1 руб. произведенной продукции – на 22,6 %, прочие затраты на 1 руб. произведенной продукции – на 28,3 %.
Удельный вес условно-переменных затрат в составе себестоимости в 2015 г. составил 91,0 %, а в 2016 г. 88,7 %.
Для филиала Лепельский хлебозавод ОАО «Витебскхлебпром» можно порекомендовать 4 группы мероприятий по снижению себестоимости
1) снижение материальных затрат;
2) снижение расходов на сбыт;
3) снижение расходов на оплату труда;
4) уменьшение амортизационных отчислений.
Внедрение таких мероприятий должно снизить себестоимость продукции на 3,5-4%, а это позволит увеличить объем прибыли без дополнительных капитальных вложений.
Основными источниками резервов снижения себестоимости продукции филиала Лепельский хлебозавод ОАО «Витебскхлебпром» являются:
1) увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности организации;
2) сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, предотвращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д
1. Адаменкова, С. И. Анализ производственно–финансовой деятельности предприятия : учеб.–метод. пособие / С. И. Адаменкова, О.С.Евменчик. – Минск : Элайда, 2012. – 340 с.
2. Акулич, В. В. Анализ себестоимости продукции / В.В. Акулич // Главный экономист. – 2011. ― № 6. ― С.14―18.
3. Акулич, В. В. Влияние материальных затрат на себестоимость продукции / В. В. Акулич // Планово–экономический отдел. – 2013. – № 8. – С. 41–55.
4. Алексеенко, Н.А. Экономика промышленного предприятия : учеб. пособие для вузов / Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова. – Минск : Изд–во Гревцова, 2009. – 264 с.
5. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/finance/cost/cost_value–01.shtml. – Дата доступа: 05.02.2018.
6. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : учебник / В. И. Стражев [и др.]; под общ. ред. В. И. Стражева, Л. А. Богдановской. – 7-е изд., испр. – Минск : Высшая школа, 2008. – 527 с.
7. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности : учеб. для вузов / [В.И. Стражев [и др.] ; под ред. В.И. Стражева. – Минск : Выш. шк., 2013. – 480 с.
8. Бабук, И. М. Экономика предприятия: учеб. пособие / И. М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2012. – 327 с.
9. Баранцевич, И. О. Регулирование себестоимости продукции на предприятиях хлебопекарной промышленности / И. О. Баранцевич // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2012. – № 5. – С. 45–49.
10. Баранцевич, И. О. Управление затратами на предприятиях хлебопекарного производства / И.О. Баранцевич // Наука и инновации. – 2013. – № 7. – С. 44–47.
11. Бережной, В.И. Бухгалтерский управленческий учет : учеб. пособие для вузов / В.И. Бережной, Г.Е. Крохичева, В.В. Лесняк. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 176 с.
12. Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль: учеб. пособие / О. А. Левкович [и др.]; под общ. ред. А. О. Левковича. – Минск: Амалфея, 2012. – 728 с.
13. Воронцова, И. Особенности калькулирования себестоимости производства хлебобулочной продукции / И. Воронцова // Моя бухгалтерия. Ценообразование. – 2017. – № 7. – С. 36–40.
14. Головачев, А. С. Экономика предприятия: учеб. / А.С. Головачев. – Минск: МИУ, 2015. – 372 с.
15. Ермолович, Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / Л. Л. Ермолович. – Минск : Совр. шк., 2010. – 416 с.
16. Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием : учеб. пособие для вузов / Н.Л. Зайцев. – М.: ИНФРА–М, 2014. – 491 с.
17. Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов : утв. постановлением Министерства финансов Респ. Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18. Климович, А. Алгоритм по планированию и анализу себестоимости, финансовых результатов в схемах и таблицах / А. Климович // Экономика. Финансы. Управление. – 2012. – № 9. – С. 50–62.
19. Лебедева, Е. Н. Практические аспекты анализа себестоимости продукции на предприятии / Е. Н. Лебедева // Планово–экономический отдел. – 2013. – № 1. – С. 87–91.
20. Лешко, В. Н. Калькулирование, учет и анализ себестоимости продукции / В. Н. Лешко // Планово–экономический отдел. – 2015. – № 4. – С. 56–66.
21. Мишкова, М. П. Управленческий учет: рациональное управление себестоимостью / М.П. Мишкова // Финансовый директор. – 2016. – № 7. – С. 44–48.
22. Пасевич, В. Затраты на производство / В. Пасевич // Главный экономист. – 2017. – № 5. – С. 46–54.
23. Пташинская, Т. И. Разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции (работ, услуг) и повышению доходности предприятия / Т. И. Пташинская // Планово–экономический отдел. – 2014. – № 8. – С. 60–63.
24. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности : учебник / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА–М, 2008. – 512 с.
25. Савицкая, Г. В. Использование маржинального анализа в управлении затратами и финансовыми результатами / Г.В. Савицкая // Финансовый директор. – 2014. – № 7. – С. 18–35.
26. Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия) : учеб. пособие для вузов / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. – М.: Юрайт, 2011. – 670 с.