Введение
1 Теоретические основы денежной системы
1.1 Понятие денежно-кредитной системы, ее цели и основные режимы
1.2 Инструменты денежно-кредитной системы
2 Анализ денежной системы банков в условиях нестабильности
2.1 Денежно-кредитная политика центральных банков развитых стран
2.2 Денежно-кредитная политика Банка России
3 Перспективы совершенствования денежно-кредитной политики
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Значение и роль денежно-кредитной системы, как составной части экономической политики государства неуклонно возрастает как в условиях финансового кризиса, так и в условиях относительно благоприятной экономической конъюнктуры. Проведение взвешенной денежно-кредитной системы способно обеспечить создание оптимальных условий для эффективного взаимодействия банковского сектора и субъектов экономики, содействовать решению комплекса социально-экономических задач, стоящих перед страной.
К сожалению, новейший этап экономической истории России не отличался стабильностью. В то же время за последние 10-15 лет существенных преобразований в модернизации денежно-кредитной системы государства в ответ на вызовы времени не наблюдалось. Известно, что Банк России придерживался традиционных подходов, основанных преимущественно на монетаристской парадигме. Реализованная в период 2001-2015 годов денежно-кредитная политика оказывала стабилизирующее воздействие на экономику, снижая неопределенность уровней инфляции и эффективного курса рубля. Как показала практика, продолжение подобной политики стало невозможным в условиях развертывания кризисных явлений и фундаментального изменения внешних и внутренних экономических условий.
Сбои в функционировании мировых финансовых рынков подтолкнули денежные власти в странах с рыночной экономикой к активному поиску путей и средств противодействия нарастающей дестабилизации денежно-кредитной сферы. В условиях вовлеченности РФ в мирохозяйственные связи аналогичные задачи становятся более актуальными для национальной экономики.
Степень разработанности проблемы. Анализ экономической литературы показывает наличие большого интереса отечественных и зарубежных ученых к изучению денежно-кредитной системы. Раскрытию темы исследования способствовали фундаментальные труды в области денежного регулирования: Дж. Тейлора, Андрюшина С.А., Кузнецовой В., Мишкина Ф., Бурлачкова В.К., Сенчагова В.К., Головнина М.Ю., Колесникова Е.Н., Корикова А.А., Красавиной Л.Н.,Крючковой И.П.,Курьянова А., Лебедева А.Е., Лукасевича И.Я., Моисеева С.Р., Улюкаева А.В., Чибрикова Г.Г.
Цель работы – на основе анализа денежной системы России и опыта антикризисного регулирования центральных банков зарубежных стран вы-явить
1 Теоретические основы денежной системы
1.1 Понятие денежно-кредитной системы, ее цели и основные режимы
Денежно-кредитная система в экономической литературе чаще всего определяется, как система центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Это определение акцентирует внимание на воздействии денежно-кредитной системы на сферу обращения. Согласно комментариям к Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации», денежно-кредитная политика определяется, как составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства. Более точную трактовку данной категории при-водит Симановский А.Ю.. Монетарная политика определяется им, как «управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам и под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям».
В отличие от первого определения, второе подчеркивает возможность влияния денежно-кредитной системы не только на сферу обращения, но и на сферу производства.
По мнению доктора экономических наук, профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, С. А. Андрюшина, «денежно-кредитную политику можно определить как деятельность уполномоченной государственной структуры по обеспечению реализации функций денег». По его мнению, такой подход позволяет связать функции денег с объектами денежно-кредитной системы.
В зарубежной литературе денежно-кредитная политика подразделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенций, изменения уровня учетной ставки, а также других инструментов, оказывающих влияние на состояние национальной денежной единицы; и «широкую», непосредственно воздействующую на объём денежной массы в обращении. Эти меры должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Денежно-кредитная система – это составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства.
2 Анализ денежной системы банков в условиях нестабильности
2.1 Денежно-кредитная политика центральных банков развитых стран
В условиях глобального финансового кризиса центральные банки были вынуждены пересмотреть цели, функции и инструменты своей денежно-кредитной системы. Как показал анализ экспертов МВФ и Банка международных расчетов, в последние десятилетия многие ЦБ проводили, по сути, проциклическую денежно-кредитную политику. Финансовым системам ряда стран в периоды экономического подъема, когда расширялось кредитование и росли цены на активы, была имманентно присуща склонность к формированию пузырей. В период экономической рецессии, когда кредитное сжатие и цены на активы снижались, финансовые пузыри лопались. Реализуемая в настоящее время некоторыми ЦБ контрциклическая денежно-кредитная политика предполагает формирование буферов при повышении экономической активности, чтобы использовать накопленные средства в случае обострения финансовых дисбалансов.
В ходе текущего финансового кризиса выяснилось, что приоритетные цели денежно-кредитной системы центральных банков большинства ведущих стран — обеспечение ценовой стабильности, стабилизации денежного обращения и устойчивого экономического развития — стали противоречить не менее важной цели поддержания общей финансовой стабильности. Так, процентная политика, ориентированная на стимулирование экономической активности и кредитную экспансию, одновременно способствовала росту цен на активы, или формированию финансовых пузырей, что подрывало основы финансовой стабильности. В то же время, если ЦБ, стремясь к стабильности цен, ограничивает рост кредитов и цен на активы, он тем самым сдерживает темпы национального экономического развития.
Чтобы ослабить воздействие глобального финансового кризиса на национальные экономики и финансовые системы, ЦБ большинства стран пришлось выступить посредниками между финансами общественного сектора и финансовыми институтами, прежде всего банками, взяв на себя (вместо рынков денег и капиталов) функцию размещения финансовых ресурсов.
3 Перспективы совершенствования денежно-кредитной политики
Для стабилизации денежного обращения Банк России планирует за-вершить переход к инфляционному таргетированию, что означает перенаправление всей финансово-кредитной политики на борьбу с ростом потребительских цен. Политика таргетирования валютного курса (концентрация усилий денежно-кредитной системы на поддержании курса национальной валюты) себя не оправдала.
Таргетирование инфляции имеет ряд преимуществ.
Во-первых, как и таргетирование денежных агрегатов, оно дает возможность денежным властям сосредоточиться на внутренних проблемах экономики. Поскольку денежные власти в данном случае не устанавливают для себя жестких соотношений между динамикой денежных агрегатов и темпом роста цен, таргетирование инфляции позволяет более гибко реагировать на изменение макроэкономической ситуации.
Во-вторых, таргетирование инфляции, как и таргетирование обменного курса, очевидно и понятно для общественности. Установление конкретных ориентиров по темпам инфляции повышает ответственность центрального банка за его действия и помогает решить проблему непоследовательности в денежно-кредитной политике.
В любой стране мира правительство стремится к стабильности цен и таким образом проводит политику, направленную на регулирование инфляции.
Опыт зарубежных стран показывает, что после перехода к режиму таргетирования инфляции результаты, достигнутые развитыми странами, были в целом выше. Но с развивающимися странами и странами с переходной экономикой ситуация не была столь положительной. Действительно, развивающиеся страны чаще не выполняли целевые ориентиры по снижению инфляции, чем развитые. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой не достигали объявленных показателей в 50% случаев, в то время как развитые - лишь в 33% случаев.
Что же касается России, то в среднесрочной перспективе проведение перехода к таргетированию инфляции будет чрезвычайно затруднено. Связано это будет со среднесрочными проблемами и долгосрочными проблема-ми российской экономики. При любом сценарии развития российской экономики - будь то высокие цены на нефть, будь то падение цен на нефть, нас ждет рост инфляции. Следует отметить еще одну особенность развития российской экономики - это неравномерность отраслевого развития. Назрели очень крупные проблемы в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнение работы позволило сделать следующие выводы:
1. Денежно-кредитная политика является одним из важнейших направлений регулирования экономической деятельности в России. Денежно-кредитная политика представляет собой инструментальную независимость финансово-кредитных институтов, функционирующих во исполнение государственных целей и задач, направленных на осуществление общенациональных ориентиров.
2. В ходе денежно-кредитной системы Центральный банк осуществляет таргетирование промежуточных целей - устанавливает количественные ориентиры целевой переменной и применяет все функционирующие методы де-нежно-кредитного регулирования для достижения утвержденного ориентира. Тактические цели определяются режимом денежно-кредитной системы и, в свою очередь, формируют комплекс используемых инструментов денежно-кредитной системы.
3. Денежно-кредитная политика осуществляется набором стандартных инструментов, используемых в разном сочетании во всех странах мира. Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определены порядок подготовки и принципы проведения денежно-кредитной системы, а также ее методы, большинство которых используется и в западных государствах. Основные инструменты денежно-кредитной системы определены ст.35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:
· Рефинансирование кредитных организаций;
· Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
· Операции на открытом рынке;
· Процентные ставки по операциям Банка России;
· Валютные интервенции;
· Установление ориентиров роста денежной массы;
· Прямые количественные ограничения;
4. Традиционные антикризисные меры, которые реализовывали ЦБ развитых стран, в новых условиях оказались малоэффективными. В условиях преодоления последствий глобального финансового кризиса центральные банки многих стран, такие как Федеральная резервная система США, Банк Англии, Европейский Центральный банк, Бундесбанк, Банк Японии и Народный банк Китая, были вынуждены искать новые инструменты контрциклической
1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
2. Федеральный закон от 2 декабря 1990г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
3. Основные направления единой государственной денежно-кредитной системы на 2019-2020 гг.
4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной системы за 2017 год
5. Alan Sutherland. Financial Globalization and Monetary Policy// In-ternational Monetary Fund.2007.
6. Frederic S. Mishkin. Globalization, macroeconomic, performance, and monetary policy.// National bureau of economic research. 2015. April. (www.nber.org/papers/w13948)
7. Golovnin M. Monetary Policy of Russia, The EU and Some EU Members / Monetary Policy in the Process of Croatia Joining The European Un-ion (International Economic Forum Collection of Articles). Zagreb: Croatian Chamber of Economy, 2011.
8. John B. Taylor. Implications of Globalization for Monetary Policy. Stanford University. 2006.
9. Nazarenko Julia. Impact of globalization on monetary policy in Eu-rope//Relevant issues of development of world economy.2011, September.
10. Okina K., Shirakawa M., Shiratsuka S. Financial Market Globaliza-tion: Present and Future // Monetary and Economic Studies. 1999. December.
11. Roger S., Stone M. On Target: The International Experience with Achieving Inflation Targets / IMF Working Paper 05/163. Washington, IMF. 2005.
12. Siklos, Pierre L. The Changing Face of Central Banking: Evolution-ary Trends since World War II. New York: Cambridge University Press, 2003.
13. Андрюшин С.А., Кузнецова В. Денежно-кредитная политика ЦБ в условиях глобального финансового кризиса//Вопросы экономики. 2017. №6.
14. Андрюшин С.А. Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис: вопросы методологии и уроки для России// Банковское дело. 2017. №9.
15. Андрюшин С.А. Трансмиссионный механизм ДКП ЦБ в условиях глобального финансового кризиса//Бизнес и банки.2017.№18.
16. Андрюшин С.А., Бурлачков В.К., Кузнецова В.В., Сенчагов В.К.. Какой быть денежно-кредитной политике Банка России// Бизнес и банки.2017.№40.
17. Андрюшин С.А., Кузнецов В.В.,Сенчагов В.К. Денежно-кредитная политика Банка России в 2012-2014 гг.: намерения и возможности//Банковское дело.2011.№12.
18. Ведев А.Л. Денежно-кредитная политика – программный доку-мент// Банковское дело. 2016.№12.
19. Волчкова М.Н.Система рефинансирования Банка Рос-сии//Банковские услуги.2015.№1.
20. Головнин М. Ю. Денежно-кредитная политика после кризиса.// Банковское дело. 2016.№12.
21. Головнин М.Ю. Новые вызовы денежно-кредитной политике в условиях глобализации: финансовые кризисы //Международная экономика. 2016. № 6.
22. Головнин М.Ю. Реакция денежно-кредитной системы России на мировой экономический кризис.-М.: ИМЭМО РАН.2017.
23. Головнин М.Ю. Финансовая глобализация и ограничения национальной денежно-кредитной системы//Вопросы экономики №7.2007.
24. Греков И.Е. Обоснование ключевых параметров бюджетной и де-нежно-кредитной системы целереализующих институтов повышения эффективности общественного развития// Финансовый бизнес.2017. Май-июнь.
25. Колесникова Е.Н. Денежно-кредитная политика переходного периода//Банковское дело.2011.№1.
26. Кориков А.А. Управление денежным предложением: ставка и курс// Банковское дело.2017.№10.
27. Красавина Л.Н. Актуальные проблемы инфляции и ее регулирования в России: системный подход//Деньги и кредит.2011.№3.
28. Красавина Л.Н., Абрамова М.А. Проект « Основные направления единой государственной денежно-кредитной системы на 2012 год и период 2013 и 2014 годов»//Банковское дело.2011.№12.
29. Крючкова И.П. Глобализация: риски и вызовы для денежно-кредитной политики// Банковское дело. 2011.№7.
30. Кузнецова Ю.А. Нормативное регулирование кредитной политики в период финансовой нестабильности// Валютное регулирование и валютный контроль.2011.№4.
31. Курьянов А.,Сухарев О. Денежно-кредитное регулирование: оптимум гибкости и транспарантности // Банкаўскi веснiк. 2015.Май.
32. Кускашева И.Н., Морозова Т.А. Рефинансирование кредитных организаций как инструмент реализации денежной системы Рос-сии//Банковское дело.2011.№9.
33. Лазовский С.В. Проблемы перехода на инфляционное таргетирование в России. Материалы конференции «Теоретические и прикладные исследования социально-экономической системы» от 27 ноября 2017.
34. Лебедев А.Е. Финансовая глобализация: общая характеристика и вызовы для России. М.: ИМПЭПИ РАН, 2003. С. 18.
35. Лукасевич И.Я.,Федорова Е.А. и Мухин А.С.Оценка эффективности денежно-кредитной системы ЦБ РФ//Проблемы прогнозирования. 2012.№1.
36. Мартиросян Г.Л. Сложности проведения ДКП в расширенной еврозоне//Финансы и кредит.2011.№48.
37. Матовников М.Ю. К вопросу об инструментах денежно-кредитной системы//Деньги и кредит.2012.№1.
38. МилюковА.И., Пенкин С.А. Денежно-кредитная политика как фактор роста российской экономики//Банковское дело.2011.№1.
39. Моисеев С.Р. Конструкция политики ЦБ //Банковское дело.2016.№12.
40. Моисеев С.Р. Модернизация денежной системы России для пере-хода к таргетированию инфляции//Банковское дело.2017. №1.
41. Моисеев С.Р. Правила денежно-кредитной системы//Финансы и кредит 2015. №8.
42. Семенов С.К. О классификации методов денежно-кредитной системы //Финансы и кредит.2005. №27.
43. Сенчагов В.К.,Андрюшин С.А., Кузнецов В.В.. Экспертное заключение на Проект «Основные направления единой государственной де-нежно-кредитной системы на 2012 год и на период 2013 и 2014 годов //Банковское дело.2011.№12.
44. Симановский А.Ю. К вопросу о целях денежной и кредитной политики // Деньги и кредит. 1999. №4.
45. Сменковский В.Н. К проблеме ускорения экономического роста в России//Деньги и кредит.2012.№1.
46. Улюкаев А.В. Перспективы макроэкономического развития и среднесрочные задачи Банка России//Деньги и кредит.2012.№1.
47. Улюкаев А.,С. Дробышевский,П. Трунин. Перспективы перехода к режиму таргетирования инфляции в РФ// Вопросы экономики, 2015. № 1.
48. Усоский В.Н. Ограничения на выбор режима денежно-кредитной системы. Сборник Белорусского государственного экономического университета.2015.
49. Чибриков Г.Г. Политика Центральных банков в условиях кризиса//Банковское дело.2017.№2.
50. Чикарова М.Ю. К вопросу о сущности денежно-кредитной системы //Финансы и кредит. 2004. № 20.
51. Шилова Н.А. Денежно-кредитные маневры Банка России.//Банковское дело.2016.№12.