Введение
1 Инфляция как форма макроэкономической нестабильности
2 Инструменты антиинфляционной политики в странах рыночной экономики
3 Особенности антиинфляционной политики в экономике Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и мировой экономики.
Инфляция влияет на многие аспекты экономической и социальной жизни. Под воздействием инфляции происходит нарушение экономических механизмов, нарастает неуверенность в обществе. В том числе, инфляция нарушает распределение национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. Инфляция также порождает серьезные искажения и снижает эффективность инструментов рыночной экономики. В частности, цены перестают играть роль рыночных индикаторов.
Инфляция особенно опасна для стран с переходной экономикой. В процессе перехода от жестко фиксированных цен, которые устанавливались административным способом, к их либерализации, то есть возможности продавцов устанавливать цены исходя из спроса и предложения, возникает опасность резкого роста цен. Данный процесс наблюдался и в экономике Республики Беларусь. Таким образом, необходимым условием успешного преодоления высокой инфляции является осуществление правильного антиинфляционного регулирования.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран учитывать это явление в своей экономической политике. В каждой системе существуют свои методы антиинфляционной политики, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Чтобы выработать действенную программу антиинфляционных мероприятий, нужна четкая теоретическая конструкция, раскрывающая сущность и содержание современной инфляции.
1 ИНФЛЯЦИЯ КАК ФОРМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Наиболее распространенным традиционным определением инфляции является следующее: инфляция – это переполнение каналов обращения с суммой денег, которая превышает потребности в торговле, что приводит к обесценению денежной единицы и, следовательно, росту цен на сырьевые товары [1, с. 280].
Однако это определение инфляции не может считаться полным. Инфляция, хотя и проявляется в росте товарной продукции, не только сводится к чисто денежному явлению. Это сложный социально-экономический феномен, вызванный дисбалансом в воспроизводстве в различных областях рыночной экономики.
Л.Е. Басовский считает, что инфляция – это повышение общего уровня цен, сопровождающееся соответствующим снижением покупательной способности денег (обесценивание денег) и приводит к перераспределению национального дохода [4, с. 48].
По словам М. Л. Альпидовской, инфляция – это обесценивание денег, снижение их покупательной способности, вызванное ростом цен, нехваткой товаров и снижением качества товаров и услуг. Это приводит к перераспределению национального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами, группами населения, государством, населением и бизнес-единицами [1, с.153].
В. В. Золотарчук отмечает, что инфляция присуща всем моделям экономического развития, где государственные доходы и расходы не сбалансированы, а способность центрального банка проводить независимую денежно-кредитную политику ограничена [10, с. 101].
2 ИНСТРУМЕНТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СТРАНАХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
В научной литературе и научных публикациях зарубежный опыт проведения антиинфляционной политики представлен по следующим основным направлениям:
- регулирование реально располагаемых доходов населения (проведение «политики доходов»);
- бюджетная (фискальная) политика;
- денежно-кредитная политика. Кратко остановимся на каждом направлении [9, c. 67].
Политика доходов была предложена посткейнсианцами. Наиболее практическое применение она приобрела в 1960-1970-е годы, когда в США, Соединенном Королевстве (Великобритании), Франции, Швеции, Австрии применялись разные схемы контроля над ценами и заработной платой. Одним из основных инструментов политики доходов является установление государством минимального размера оплаты труда (МРОТ), ниже которого не должна оплачиваться выполняемая во время полного рабочего дня работа.
По данным Европейского комитета статистики, МРОТ в развитых странах на 1 января составлял: в Бельгии – 1593,81 евро; Франции – 1521,22 евро; Великобритании – 1453,28 евро; Нидерландах – 1615,8 евро [19].
Наиболее высокий уровень МРОТ вот уже на протяжении ряда лет в Люксембурге, где в 2018 году он составил 2071,10 евро. В некоторых зарубежных странах МРОТ устанавливается не в целом по стране, а по некоторым отраслям на основе либо законодательных нормативных актов, либо коллективных соглашений между работодателями и профсоюзами. К таким странам относятся Финляндия, Швеция, Дания, Италия и Германия.
Динамика прироста потребительских цен в Германии и Франции примерно одинаковая и имеет тенденцию к снижению (в 2019 году – до 0,1 %), при этом уровень безработицы во Франции намного выше и составил в 2019году 10,4 % к экономически активному населению (рабочей силе), в Германии – 4,6 процента.
3 ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В Республике Беларусь антиинфляционная политика включает четыре основные направления:
- долгосрочное регулирование прироста денежной массы и ставки рефинансирования, превышающей уровень инфляции, а также норматив обязательных резервов банков;
- принятие и исполнение бездифицитного (сбалансированного) государственного бюджета путем всемерного роста доходов и ограничения роста государственных расходов, прежде всего социальных и инвестиционных программ;
- защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий через регулирование курса белорусского рубля к иностранным валютам и стабилизацию платежного баланса;
- уменьшение инфляционных ожиданий через повышение доверия населения к денежно-кредитной системе, рост финансовой грамотности, предупреждение панических настроений относительно роста цен.
В Беларуси на протяжении последних лет снижение инфляции является стратегической целью денежно-кредитной политики, проводимой в республике.
Важнейший элемент этой политики – ограничение денежной массы. Данное ограничение проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Национального банка: регулирование учетной ставки %, норма обязательных резервов, операции центрального банка на открытых финансовых рынках.
Под регулированием учетной ставки % понимается процент за кредит, который национальный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает, по крайней мере, три эффекта. Уменьшается нарастание денежной массы в обращении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инфляция – сложное многофакторное явление, вызванное нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, политикой государства, политикой эмиссионных и коммерческих банков.
В экономике выделяют множество причин инфляции. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек.
Инфляция в целом оказывает дестабилизирующее воздействие на экономику. Даже небольшие темпы её роста могут привести к значительным экономическим и социальным последствиям. В целом высокая инфляция снижает реальные возможности эффективного функционирования национальной экономики, ухудшает условия жизни большей части населения страны, углубляет неравенство благосостояния между людьми и увеличивает социальную напряженность в обществе. Умеренная инфляция выгодна для экономики, поскольку рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту и ускоряет инвестиционный процесс.
Антиинфляционная политика, разработанная государством, направлена на регулирование уровня инфляции с помощью монетарных и немонетарных инструментов.
На примере стран ЕС была рассмотрена практика регулирования инфляции. ЕЦБ стремится к стабильности цен, инфляцию планируется удержать на уровне около 2%. В целом страны Евросоюза борются за рост инфляции, что проявляется в экспансионистской монетарной политике.
1 Альпидовская, М.Л. Макроэкономика : учебник / М.Л. Альпидовская. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. — 409 с.
2 Антиинфляционная программа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C21800658&p1=1.
3 Басовская, Е.Н. Экономическая теория: учеб. для вузов / Е.Н. Басовская, Л.Е. Басовский – М.: ИНФРА-М, 2017. – 375 с.
4 Басовский, Л. Е. Макроэкономика : учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 202 c.
5 Безбородова, А.В. Оценка трендовой инфляции для Беларуси: монетарный подход / А. В. Безбородова // Белорусский экономический журнал. - 2015. — № 4. — С. 58—71.
6 Божечкова, А. К. Инфляция и денежно-кредитная политика // Экономическое развитие. – 2016. - № 5. – С. 74-76.
7 Бокова, С. Ю. Анализ факторов роста инфляции / С.Ю. Бокова, Н.В. Новикова // Новая экономика. - 2017. – № 1. – С. 64–70.
8 Бусоедов, И. А. Теоретические аспекты воздействия инфляции на экономику страны // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. - № 6. – С. 45-52.
9 Ванаева, О. Е. Роль инфляции в системе мировых финансов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. - № 4. – С. 66-71.
10 Золотарчук, В. В. Макроэкономика: Учебник / Золотарчук В.В., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 537 с.
11 Инфографика: рейтинг стран с самым высоким уровнем инфляции за 38 лет [Электронный ресурс]. – https://vc.ru/finance/63359-infografika-reyting-stran-s-samym-vysokim-urovnem-inflyacii-za-38-let/.
12 Косов, Н. С. Макроэкономика : учеб. пособие / Под ред. проф. Н.С. Косова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 284 с.
13 Крук, Д. Стабилизация в монетарной сфере: ограничитель роста или необходимое условие? / Д. Крук // Банковский вестник. – № 3 (680). – 2020. – с. 42-46.
14 Мирончик, Н., Рыжковская, О. Как режим таргетирования инфляции согласуется с вопросами роста? / Н. Мирончик, О. Рыжковская // Банковский вестник. – № 3 (680). – 2020. – с. 47-53.
15 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
16 Нуреев, Р. М. Макроэкономика : практикум / под ред. Р. М. Нуреева. - Москва : Юр. Норма : ИНФРА-М, 2020. - 400 с.
17 О немонетарных факторах инфляции и мерах по снижению ее волатильности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbr.ru/content/document/file/25502/nfi.pdf.
18 Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/pdp2016_2020.pdf.
19 European Economic Outlook 2020 [Электронный ресурс]. – https://www.pwc.nl/nl/actueel-publicaties/assets/pdfs/pwc-european-economic-outlook-2020.pdf.
20 The Bank of England [Электронный ресурс]. – https://www.bankofengland.co.uk/.
21 The Bank of Sweden [Электронный ресурс]. – https://www.riksbank.se/en-gb/.