Введение
1 Денежно-кредитная политика, ее сущность, типы, методы и инструменты
2 Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь
3 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Заключение
Список источников информации
ВВЕДЕНИЕ
В экономическом плане любая страна направляет всю свою деятельность на обеспечение устойчивого экономического роста, а также высокого уровня занятости. Все это реализуется при проведении и развитии экономической политики. Одним из основных условий устойчивого развития экономики страны является четкий механизм валютного регулирования.
Денежно-кредитная политика страны является демократическим инструментом, влияющим на смешанную экономику. При этом он не нарушает суверенитет большинства субъектов хозяйствования.
Идеальное состояние - денежно-кредитная политика, обеспечивающая стабильность цен, экономический рост и полную занятость [1, с. 35].
Денежно–кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВВП, инфляции, уровня безработицы.
На макроуровне денежно-кредитная политика представлена целым набором мероприятий, которые проводит Национальный банк в сфере обращения денег, а также кредитных отношений, чтобы макроэкономические процессы развивались в нужном для государства направлении.
При составлении прогноза экономического развития страны необходимо учитывать очень важные показатели, реализуемые в экономике на определенных этапах развития рынков капитала, банков и платежных систем в период роста спроса на валюту в экономике и др.
Все вышеперечисленное должно быть реализовано в процессе реализации Национальной денежно-кредитной политики, в противном случае нормальное функционирование национальной экономики невозможно.
Основная цель денежно-кредитной политики - помочь экономике достичь уровня производства, когда показатели приближаются к полной занятости. Стабильность цен [2, с. 17].
Денежно-кредитная политика определяется правительством, ее реализатором является Национальный Банк.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть денежно-кредитную политику Республики Беларусь: ее роль в регулировании национальной экономики и направления совершенствования.
Чтобы реализовать данную цель необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы денежно-кредитной политики, ее сущность, типы, методы и инструменты;
- провести анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
- выявить проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
1 Денежно-кредитная политика, ее сущность, типы, методы и инструменты
Современная кредитная система представляет собой многоуровневый механизм аккумулирования и перераспределения финансовых активов. Она состоит из следующих основных звеньев:
1. Национальный банк, государственные и полугосударственные банки.
2. Банковский сектор: коммерческие банки, сберегательные банки, инвестиционные банки, ипотечные банки, специализированные торговые банки.
3. Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы [3, с. 104].
Вышеприведенная трехуровневая структура кредитной системы характерна для большинства промышленно развитых стран, в частности США, Западной Европы и Японии. Однако отдельные страны существенно различаются по степени развития тех или иных связей. В США наиболее развита кредитная система, которая используется промышленно развитыми странами при формировании их кредитных систем. Однако каждая страна имеет свои особенности.
В свою очередь, кредитные системы развивающихся стран в целом слабо развиты. В большинстве этих стран, в том числе и в Беларуси, действует двухуровневая система, в которую входят Национальный банк страны и система коммерческих банков.
Безусловно, государство должно активно вмешиваться в экономику, проводить социально-экономическую политику и заменять неэффективные рыночные механизмы. Есть два основных способа:
1. прямое административное вмешательство (установка цен, рационирование товаров),
2. косвенное экономическое регулирование (выработка и осуществление государством денежно-кредитной политики).
Нормальное функционирование экономики невозможно без денег. Переходя от одного экономического субъекта к другому, деньги способствуют движению товара, и облегчают расчеты.
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом [4, с. 68].
2 Анализ денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Денежно-кредитная политика, являющаяся неотъемлемой частью социально-экономической политики государства, носит разносторонний характер и должна решать общие предпосылки и макроэкономическую ситуацию социально-экономического развития страны, а также вопросы, связанные с особенностями банковского сектора («система экономического кровообращения»), которая должна обеспечивать безопасное и эффективное размещение корпоративных и бытовых активов, а также нормальный ход платежного процесса.
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности и продолжение нормализации темпов инфляции и девальвации в соответствии с международными стандартами. В то же время Национальный банк Республики Беларусь считает, что оптимальным вариантом денежно-кредитной политики является тот вариант, который не допускает резкого повышения процентных ставок и курса национальной валюты.
Основная цель денежно-кредитной политики заключается в том, чтобы помочь экономике достичь общего уровня производительности, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика включает изменение денежной массы для стабилизации общего объема производства, занятости и уровня цен [12, с. 59].
Обсуждая направления денежно-кредитной политики, многие экономисты и представители центральных банков различных государств постоянно ссылаются на шесть её основных целей:
1) Высокий уровень занятости;
2) Экономический рост;
3) Стабильность цен;
4) Стабильность процентной ставки;
5) Стабильность на финансовых рынках;
6) Стабильность валютного рынка.
Создание денежно-кредитной системы Республики Беларусь произошло в декабре 1990 года, когда были приняты Законы «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского Республиканского банка Госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь.
3 Проблемы и перспективы развития денежно-кредитной политики Республики Беларусь
В денежно-кредитной политике Республики Беларусь существует несколько групп вопросов, связанных со стабилизацией денежно-кредитной сферы, которые, к сожалению, остаются нерешенными.
Первая группа проблем возникает потому, что стабильность белорусского рубля на сегодняшний день во многом связана с факторами чисто денежного характера. Достижение положительного курса в реальном выражении, постепенное уменьшение относительной величины эмиссии и, что самое главное, переход к единому курсу национальной валюты-все это привело к неуклонному росту доверия к национальной валюте, что проявляется в неуклонном увеличении валютных поступлений страны.
Вторая группа проблем в сфере денежно-кредитной политики связана с увеличением сложности и масштаба решаемых задач. Если в предыдущие годы одной из целей денежно-кредитной политики была нормализация ситуации, то сегодня стоит задача достижения международных стандартов в области обеспечения надежности банковской системы, повышения ее прозрачности, качества банковских услуг и банковских услуг [18].
Кроме того, необходимо обеспечить стабильную стабильность денежно-кредитной системы, что, помимо низких и предсказуемых темпов инфляции и девальвации, подразумевает достижение умеренных процентных ставок и дифференциацию показателей по видам и срокам операций. За последние годы был, достигнут значительный прогресс.
Третья группа проблем связана с недостаточным финансовым потенциалом банковской системы. По международным стандартам белорусские банки можно классифицировать как средние предприятия, многие промышленные предприятия очень крупные.
Для нормального развития им нужны соответствующие кредиты. Но небольшой банк не может предоставить большое количество кредитов, что противоречит принципам безопасного банковского обслуживания, поскольку даже самый надежный заемщик по-прежнему не может гарантировать своевременное погашение кредита на 100%, и никто не застрахован полностью [19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под ним понимается комплекс мер, предпринятых правительством для регулирования экономики в денежно-кредитной сфере. Это часть всей макроэкономической политики.
Существует два подхода к реализации денежно-кредитной политики: использование правил и свобода принятия решений. Правила использования и дискреционная политика имеют свои преимущества и недостатки.
Преимущества одного метода также являются недостатками другого. Основным преимуществом правил является их прозрачность и последовательность с течением времени, в то время как дискреционные политики более гибкие и могут использовать более различную информацию для принятия решений.
С момента обретения независимости Республика Беларусь проводит собственную денежно-кредитную политику.
Таким образом, денежно-кредитная политика является важным инструментом регулирования экономики. Под этой политикой следует понимать комплекс мер, предпринятых правительством страны для регулирования экономики в денежно-кредитной сфере экономики. Денежно-кредитная политика включает в себя фундаментальные аспекты кейнсианской модели и модели монетаризма.
Предпосылкой эффективной денежно-кредитной политики является наличие в стране современной банковской системы. В условиях современного экономического развития денежно-кредитная политика приобретает все большее значение, так как от ее решения во многом зависит будущее не только отдельных стран, но и мировой экономики в целом.
Денежно-кредитная политика, проводимая Национальным банком, последовательно способствует развитию всех секторов национальной экономики, достижению целей и параметров экономического и социального развития страны.
Базисным показателем денежно-кредитной политики стал официальный курс белорусского рубля к российскому рублю. Денежно-кредитная политика направлена на содействие продолжению процесса снижения инфляции в стране. Показательными показателями являются курс белорусского рубля к доллару США, темпы роста активной рублевой денежной массы, рост рублевой денежной базы, а также стоимость международных резервных активов.
1. Алиев, Б., Х. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Б. Х. Алиев, С. К. Идрисова, Д.А. Рабаданова. - М.: Вузовский учебник, 2017. – 112 с.
2. Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: Учебник / М.Л. Альпидовская. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 192 c.
3. Анисимов, А.А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность. Под ред. Е.Н. Барикаева. Учебное пособие. Гриф МВД РФ. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". / А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев, О Тихонова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 599 c.
4. Бойцова, Е. Ю. Микроэкономика и макроэкономика: актуальные проблемы: учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Бойцова, Н. К. Вощикова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 249 с.
5. Бурлачков, В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: Анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития / В.К. Бурлачков. - М.: КД Либроком, 2019. - 240 c.
6. Вымятнина, Ю. В. Макроэкономика в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Вымятнина, К. Ю. Борисов, М. А. Пахнин. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 294 с.
7. Гребенников, П. И. Макроэкономика в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / П. И. Гребенников, Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. - 11-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 300 с.
8. Даниленко, Л.Н. Мировая экономика / Л.Н. Даниленко. - М.: КноРус, 2019. - 352 c.
9. Дворецкая, А.Е. Деньги, кредит, банки: Учебник для академического бакалавриата / А.Е. Дворецкая. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 480 c.
10. Киселева, Е.А. Макроэкономика. экспресс-курс / Е.А. Киселева. - М.: КноРус, 2018. - 544 c.
11. Ключников, И. К. Макроэкономика. Кредитные и биржевые циклы: учебник для бакалавриата и магистратуры / И. К. Ключников, О. И. Ключников. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 278 с.
12. Корнейчук, Б. В. Макроэкономика. Продвинутый курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Б. В. Корнейчук. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 385 с.
13. Кульков, В. М. Макроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Кульков, И. М. Теняков. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 294 с.
14. Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки (для бакалавров) / О.И. Лаврушин. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
15. Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник для студентов вузов / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 671 c.
16. Максимова В. Ф. Макроэкономика: учебник для бакалавриата и специалитета / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 171 с.
17. Маховикова, Г. А. Экономическая теория: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 443 с.
18. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
19. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nbrb.by.
20. Родина Г. А. Макроэкономика: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Г. А. Родина [и др.] ; под редакцией Г. А. Родиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 375 с.
21. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Практикум: учебное пособие для магистратуры / Н. М. Розанова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 496 с.
22. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: учебник для магистратуры / Н. М. Розанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 283 с.