ВВЕДЕНИЕ
1 РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В МИРЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
3 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
4 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ НА ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы все большее развитие получает электронная коммерция. Этому способствует научно-технический прогресс в области информационных технологий и электроники. Электронная коммерция – это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций.
Розничная торговля развивается активными темпами, несмотря на экономическую рецессию. Сложность покупательского выбора опосредована не только обилием марок однотипных товаров, но и большим объемом информации, поступаемой через различные каналы. Торговля - это не просто услуга по реализации товаров, но целое искусство по их представлению с соответствующими культурными, ценностными, образовательными составляющими для покупателя. Совершение покупок через Интернет становится не просто модным трендом, а конкурентоспособным способом покупкам офлайн.
Одним из видов электронной коммерции является торговля посредством интернет-магазина. Интернет-магазин – сайт, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.
Такой сайт обычно представляет собой торговую Интернет-площадку, где выставлены изображения предлагаемых товаров или описания услуг, ресурс также снабжен инструментами для выбора и оформления заказа, имеется информация о самом магазине, контакты и информация по поводу оплаты и доставки товаров или получения услуги.
Влияние Интернета на развитие торговых процессов
во всем мире, в том числе и в Республике Беларусь неоспоримо. Организация электронной торговли позволяет выйти и освоить новые
рынки сбыта при незначительных расходах (оплата услуг компании-разработчика веб-сайта), круглосуточно предоставлять информацию потребителям, оперативно обмениваться информацией разного вида и многое другое.
Преимущества осуществления торговли через Интернет-магазины очевидны. Это экономия времени, денег, богатый ассортимент предлагаемых товаров, их полноценные характеристики, удобство оплаты, выбор способа доставки.
1 РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В МИРЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Логично было бы предположить, что режим самоизоляции, который применялся во многих странах на протяжении длительного времени в 2020 году, не располагающий к покупке товаров и походам в магазин лично. Следовательно, ожидаемо должен увеличиться оборот Интернет-торговли. Однако, уже в начале введения таких мер в мире, не наблюдалось резкого скачка продаж в данном направлении.
Например, рассматривая объёмы розничных продаж через интернет в Китайской Народной Республике, то за 3 месяца действия карантинных мер, оборот Интернет-торговли вырос всего на 3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Это обуславливается рядом факторов, основными из которых являются: жёсткими мерами по проведению карантина в Китае, а именно почти полный запрет на перемещения в рамках некоторых провинций, то есть товары, купленные через Интернет, невозможно было доставить в распределительный центр и забрать из распределительного центра, чтобы доставить конечному получателю. В такие периоды население сокращает расходы на товары длительного потребления, которые и составляют более 90% оборота Интернет-магазинов. В Российской Федерации оборот Интернет-торговли продуктовых сетей вырос за период 2020 года, однако на валовых показателях это сказалось незначительно [13, с.52].
Кроме того, стоит отметить тот факт, что чтобы что-то купить в Интернете, необходимы условия, чтобы доставить товар. С закрытыми границами это сделать невозможно. Ввиду этих условий, наблюдается отрицательная мировая динамика оборотов Интернет-торговли на современном этапе.
Мировой рынок e-Commerce в 2019 году вырос на 17,9% и составил 3,46 трлн. долл. Китайская Народная Республика и Соединенные Штаты Америки являются мировыми лидерами рынка электронной коммерции: на их долю приходится около 40% рынка.
Мировой рынок e-Commerce развивается за счет двух форматов:
• Интернет-магазины. Веб-сайты, через которые можно посмотреть информацию об интересующем товаре или услуге и сделать заказ. Количество предлагаемого ассортимента варьируется в широких пределах. Это самый многочисленный класс площадок онлайн-торговли.
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи.
Розничная торговля потребительской кооперации на этапах современного развития характеризуется усилением влияния конкурентной среды. В республике функционирует свыше 30 тыс. предприятий торговли различных форм собственности. В результате произошло снижение удельного веса потребительской кооперации в розничном товарообороте республики.
Кроме интенсивного развития конкурентной среды на сокращение доли потребительской кооперации оказали влияние и другие объективные факторы:
• снижение численности обслуживаемого населения;
• специфика потребительского спроса, обусловленная составом и социальной структурой сельского населения;
• более низким, чем в городах, уровнем платежеспособности сельских жителей;
• необходимостью первоочередного обеспечения их социально-значимыми товарами по фиксированным ценам [8, с.260].
Кроме того, потеря части потребительского рынка потребительской кооперацией обусловлена также и субъективными факторами. Торговые предприятия-конкуренты применяют прогрессивные методы продажи, проводят рациональную ассортиментную и ценовую политику, устанавливают оптимальный режим работы, стремятся обеспечить более высокое качество обслуживания. Поэтому главнейшим приоритетом, вытекающим из основных целей потребительской кооперации, было и остается улучшение торгового обслуживания населения.
Особенностью розничной торговли потребительской кооперации является тот факт, что в зоне деятельности потребительской кооперации относятся все сельские населенные пункты, большинство поселков городского типа и городов, являющихся районными центрами.
Обслуживание сельского населения связано с более высокими по сравнению с городами издержками.
3 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Интернет является ядром современной мировой экономики и основной движущей силой инновационного развития. Последнее десятилетие весьма убедительно продемонстрировало особую роль информационно-коммуникационных технологий в развитии потребительских кооперативов. В наибольшей степени это нашло своё проявление в появлении и развитии особой сферы экономической деятельности – электронной коммерции.
Электронная коммерция стала неотъемлемой частью современной экономики и деятельности потребительских кооперативов. Все больше потребителей приобретают товары посредством сети Интернет, а коммерческие организации так или иначе используют возможности данной сети при осуществлении предпринимательской деятельности.
В конечном счете сфера электронной коммерции получила своё масштабное развитие только с приходом Интернета. Именно сочетание развитие рынка в сфере интернет-услуг, технологий в области дизайна веб-сайтов и новых вычислительных технологий в итоге и привело к появлению нового вида коммерции – электронной коммерции. Интернет обеспечил существенное сокращение издержек, связанных с ведением предпринимательской деятельности (реклама, аренда помещений, персонал), сократив тем самым время выхода на рынок. Наконец, именно трансграничная природа Интернета позволяет вести деятельность в мировом масштабе и получать выход на зарубежные рынки, а потребителям – получать выбор глобального масштаба.
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что электронная коммерция – совокупность отношений, возникающих в связи с заключением сделок посредством сети Интернет, а также при продвижении товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав в сети Интернет.
Таким образом, «ядром» понятия электронной коммерции является сделка, совершенная посредством Интернета. При этом необязательно, чтобы такая транзакция носила возмездный характер. Предоставление доступа к электронному ресурсу, скачивание бесплатной программы в Интернете также могут охватываться понятием электронной коммерции, поскольку вокруг данных действий вполне могут быть построены эффективные бизнес-модели.
4 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ НА ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Однако, уже на данный момент можно выделить ряд преимуществ, которые имеет данный вид деятельности по розничной реализации товаров. А как следствие, будут являться причиной создания собственного Интернет-магазина организацией Гомельское РАЙПО.
А именно:
• работа 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году;
• достаточно широкие географические границы;
• ассортимент;
• безопасность;
• сокращение расходов на аренду и персонал;
• партнёрские отношения;
• покупатель всегда на связи;
• комфортный выбор;
• удобство оплаты.
Интернет всегда на связи, и всегда под рукой. Доступ к Интернет-магазину Гомельского РАЙПО будет возможен круглосуточно и без выходных. А это значит, что товары в магазине могут быть куплены в любой удобный момент. Интернет-магазин Гомельского РАЙПО заботливо сопроводит покупателя от начала и до конца покупки, при этом подготовив счета.
Интернет-магазин - это возможность Гомельского РАЙПО открыть свой собственный гипермаркет, с неограниченным ассортиментом. Добавляя столько товаров, сколько руководство организации, экономисты, маркетологи и товароведы посчитают целесообразным.
Кроме того, можно говорить о том, что товар, представленный на Интернет-витрине не смогут украсть недобросовестные посетители магазина. Он просто недоступен для таких действий.
Учитывая, что организация Гомельское РАЙПО имеет большой штат сотрудников, кроме того, она вынуждена платить за аренду магазина, выплачивать заработную плату, иногда обучать сотрудников. Можно говорить о том, что, при открытии Интернет-магазина большой штат не нужен, затраты на аренду сокращаются в несколько раз.
Партнерские отношения полезны любому бизнесу. Многие не планируют открывать свои торговые точки, но они хотят получать прибыль за счет продажи своих товаров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи.
Розничная торговля потребительской кооперации на этапах современного развития характеризуется усилением влияния конкурентной среды. В республике функционирует свыше 30 тыс. предприятий торговли различных форм собственности. В результате произошло снижение удельного веса потребительской кооперации в розничном товарообороте республики.
Гомельское районное потребительское общество – добровольное объединение граждан, либо граждан и юридических лиц, проживающих (работающих) на территории Гомельского района, создано 22.12.1995 году в соответствии с решением общего собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Основной целью создания Общества согласно Устава Гомельского районного потребительского общества являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов Общества, обслуживаемого населения. Можно говорить об улучшении показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.
В общем, за анализируемый период, в организации Гомельское РАЙПО наблюдается снижение объёмов розничного товарооборота. В конце анализируемого периода данный показатель составляет 32 516,3 тыс. руб., в то время как в начале анализируемого периода он был равен 33 013 тыс. руб. Что говорит о его снижении за анализируемый период на 1,5% или на 496,7 тыс. руб. В том числе за счёт снижения данного показателя объёмов розничного товарооборота организации за 2018 год на 2,7% или на 888 тыс. руб. Несмотря на общую отрицательную динамику роста, можно говорить о росте общего объёма розничного товарооборота продукции, реализуемой организацией Гомельское РАЙПО в 2017 году. В нём, данный показатель, составил 33 404,3 тыс. руб., что говорит о его росте по сравнению с данными начала периода на 1,2% или на 391,3 тыс. руб.
1 Акулич, М. В. Интернет-маркетинг: учеб. для вузов / М.В. Акулич. – М.: Дашков и К, 2016.
2 Байбардина, Т. Н. Интернет-маркетинг: учеб. пособие для магистрантов / Т.Н. Байбардина, Г.Н. Кожухова, Т.Л. Процко. – Гомель: БТЭУ, 2017.
3 Гаврилов, Л. В. Электронная коммерция: учеб. и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Гаврилов. – М. Юрайт, 2016. – 363 с.
4 Глушаков, В. Е. Результативный маркетинг: как найти, создать и удержать клиентов компании. (Конкретные решения приоритетных задач в белорусских реалиях) / В.Е. Глушаков. – Минск: Колорград, 2016.
5 Интернет–торговля в Беларуси: что следует ожидать? / материал подготовила И. Петрович // Главный бухгалтер. – 2016. – № 17.
6 Кобелев, О. А. Электронная коммерция: учеб. пособие для вузов / О.А. Кобелев. – М.: Дашков и К, 2015.
7 Концепция развития потребительской кооперации Республики Беларусь на 2016–2020 годы: постановление Правления «Белкоопсоюза» от 29 февр. 2016 г. № 47. – Минск: Белкоопсоюз, 2016.
8 Кот, А. Шопинг на диване: белорусы могут заказать онлайн практически все необходимое – от продуктов до автомобиля / А. Кот // Экономика Беларуси. – 2017. – № 2.
9 Методы стимулирования продаж в торговле: учеб. для вузов / С. Б. Алексина, Г. Г. Иванов, В. К. Крышталев [и др.]. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 304 с.
10 Официальный сайт Гомельского РАЙПО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gomops.bks.by
11 Официальный сайт Интернет-магазина «Родны Кут» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rodnykut.by
12 Открываем интернет-магазин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://samsebeyurist.by/predprinimatelstvo/otkryvaem-internet-magazin.
13 Правовое регулирование Интернет-торговли: практика применения / И. Наркевич [и др.] // Гермес. – 2015. – № 7.
14 Прохорова, М. В. Организация работы Интернет-магазина / М. В. Прохорова, А. Л. Конданина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2016.
15 Прохорова, М. В. Организация работы Интернет-магазина / М.В. Прохорова, А.Л. Коданина. – М.: Дашков и К, 2016.
16 Рабчинская, О. Ю. Особенности торговли через Интернет-магазин / О. Ю. Рабчинская // Планово-экономический отдел. – 2017. – № 12.
17 Трифунтов, А. И. Подходы к организации Интернет-торговли в системе потребительской кооперации Беларуси / А.И. Трифунтов // Потребительская кооперация. – 2016. – № 3.
18 Электронная коммерция: учеб. для вузов (бакалавриат) / Л. А. Брагин, Г. Г. Иванов, А. Ф. Никишин [и др.]. – М.: Форум, 2015.