Введение
1 Теоретические основы использования производственной мощности в организации
1.1 Экономическая сущность производственной мощности организации
1.2 Задачи и источники экономического анализа производственных мощностей организации и их классификация
1.3 Методика экономического анализа использования производственных мощностей организации
2 Анализ использования производственной мощности в ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга БМК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга БМК»
2.2 Использование имеющихся производственных мощностей в ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга БМК»
3 Предложения по совершенствованию использования производственных мощностей ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга БМК»
3.1 Мероприятия по совершенствованию использования производственных мощностей в организации
3.2 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Под влиянием научно-технического прогресса в развитии техники происходят значительные качественные изменения. Они находят свое отражение в усложнении техники, увеличении ее единичной мощности. Создаются и внедряются крупные системы машин, способные значительно повысить эффективность оснащения предприятий и ускорить производственный процесс за счет его поточности, непрерывности и гибкости. В результате этого возникают качественно новые возможности формирования и роста производственных мощностей действующих предприятий.
Деятельность любой организации должна быть прибыльной, а цель любого производства - получать прибыль. Достижение этой цели зависит от целого ряда факторов и связано с организацией производства в целом, применением высоких технологий, финансовыми возможностями и техническим оснащением организации.
Конкретным выражением производственных возможностей каждого предприятия служит определение оптимального объема производства, его производственная мощность. Под оптимальным объемом производства продукции понимается такой объем, который обеспечивает выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки, с минимумом затрат, с максимально возможной эффективностью [1, с. 167].
Производственная мощность является отправной точкой для планирования производственного плана организации. Она отражает потенциал ассоциаций, организаций и семинаров по производству продукции.
Анализ и оценка оборудования организации может проводиться по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет оценить структуру, динамику и эффективность использования основных средств.
Тема работы, заключается в том, что решение проблемы эффективного использования основных средств подразумевает увеличение производства продукции, повышение эффективности производственных мощностей, лучшее удовлетворение потребностей населения.
Более полное использование основных фондов приводит к уменьшению потребностей во вводе новых производственных мощностей при изменении объема производства [2, с. 109].
Основная цель курсовой работы состоит в оценке использования производственной мощности на исследуемом предприятии и выявление путей ее улучшения.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
- определение экономической сущности производственной мощности организации;
- рассмотрение методики экономического анализа использования производственных мощностей организации;
- проведение анализа использования производственной мощности в ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга БМК»;
- выявление предложений по совершенствованию использования производственных мощностей ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга БМК»;
- расчет экономической эффективности предложенного мероприятия.
Объектом исследования служит ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК».
Предметом исследования в ходе работы выступают производственные мощности ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК».
1 Теоретические основы использования производственной мощности в организации
1.1 Экономическая сущность производственной мощности организации
В современных условиях важным направлением деятельности предприятия является постоянный анализ потребностей потребительского рынка, и использование полученной информации для разработки мер, направленных на совершенствование организации производства и улучшение условий использования производственных мощностей.
Следует отметить, что эффективность промышленного производства напрямую зависит от количества, состава, технического состояния и уровня использования основных средств.
Однако повышение уровня использования производственных мощностей промышленных предприятий обеспечивается в результате планомерного и настойчивого осуществления целого комплекса целенаправленных управленческих решений.
Известно, что в настоящее время загрузка производственных мощностей в среднем по стране не превышает 70%, а на многих промышленных предприятиях составляет до 40%. Содержание на балансе предприятий незагруженных мощностей сегодня существенно сдерживает мотивацию к инвестированию и обновлению производства, тяжелым бременем ложится на финансы предприятий, препятствует экономии на издержках производства и тем самым является мощным фактором инфляционного давления на экономику [3, с. 75].
Развитие рыночных отношений, необходимость адаптации предприятия к изменениям внешней среды выводят на первый план решение проблемы эффективного использования производственных мощностей организации. Решение этой проблемы в современных условиях основывается исключительно на опыте и интуиции руководства предприятия, которое сталкивается со значительными трудностями.
Во-первых, неоднозначность понятия «мощность», во-вторых, содержание концепции со временем пересматривается, в-третьих, отражается большое количество взаимосвязанных факторов, влияющих на производственную мощность и изменяющихся условий ее эффективного использования.
Как указано в исследовании организационных условий использования производственных мощностей, данное понятие давно сформировалось и широко используется при планировании и прогнозировании финансово-экономической и производственной деятельности предприятия
Профессор М. И. Бухалков связал проблему измерения производственных мощностей с необходимостью обеспечения полноценного использования имеющихся производственных ресурсов и эффективности их использования. Согласно текущему мнению, производственная мощность предприятия определяется количеством основных средств и объемом их использования. Поскольку основной целью предприятия является производство продукции в заданном количестве и качестве, производственные мощности могут быть использованы для комплексной качественной оценки результатов деятельности предприятия и отражения его соответствия деятельности поставленным задачам.
2 Анализ использования производственной мощности в ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга БМК»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга БМК»
ОАО «Белорусский металлургический завод» с конца августа 2012 года переименовано в ОАО «Белорусский металлургический комбинат» -управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания» (далее-БМЗ), принадлежащая малому заводу БМЗ-компактное предприятие, расположенное на промышленной площадке (245,0165 га) в Жлобине. 100% акций БМЗ принадлежат государству в лице Министерства промышленности Республики Беларусь.
Контракт на проектирование и строительство завода и всей необходимой инфраструктуры был заключен 19 марта 1982 г. с австрийской фирмой VOEST-ALPINE AG и итальянской фирмой DANIELI. Разработка проекта, поставка комплектного оборудования, строительство и разработка технологии осуществлялись при участии 30 фирм Германии, Италии, Швеции, Венгрии и других стран с учетом новейших мировых достижений науки и техники. Днем рождения завода считается 15 октября 1984 г. – день выплавки первой стали.
Вся продукция производится на одной производственной площадке в Республике Беларусь, что позволяет получить экономию масштаба и выпускать продукцию по низким ценам. Производственные мощности позволяют гибко адаптировать производственные процессы к рыночным условиям и поддерживать стабильный объем продаж в долгосрочной перспективе.
Предприятие структурно состоит из двух основных отраслей -металлургической (сталеплавильное и прокатное) и метизной, инфраструктурных магазинов и управления жизнедеятельности предприятия.
В состав сталеплавильного производства входят: копровый цех, два электросталеплавильных цеха и цех технологического автотранспорта. Прокатное производство представлено сортопрокатным цехом № 1, имеющим три разнопрофильных прокатных стана, сортопрокатным цехом № 2 и трубопрокатным цехом. В каталог продукции завода входят такие ее виды, как непрерывнолитая и горячекатаная заготовка, прокат фасонный, сортовой, арматурный для железобетонных конструкций, заготовка трубная, катанка стальная, металлокорд, горячедеформированная бесшовная труба, фибра стальная анкерная, волновая и микрофибра, проволока стальная различного назначения.
Вместе с производством металлопродукции ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК» занимается выпуском и реализацией товаров народного потребления и побочных видов продукции населению. Для этого на заводе есть специальное подразделение – отдел реализации побочной продукции.
3 Пути улучшения показателей оценки производственной мощности ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга БМК»
3.1 Мероприятия по улучшению использования производственных мощностей в организации
В качестве мероприятия по улучшению использования производственных мощностей в ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга БМК» предложена замена инструмента в этом случае призвана сократить внутрисменные простои оборудования, на которые в компании сейчас приходится 15-20%.
Фактическое время работы оборудования и его производительность во многом зависят от производительности инструмента. Более совершенный инструмент с повышенной износостойкостью сокращает время простоя оборудования, вызванное недостаточной регулировкой и сменой инструмента.
В данном случае предлагается внедрить инструмент (косовалковый прошивной стан, 4-клетевой стан PQF).
Зарегистрированная торговая марка X-Roll обозначает линейку продукции подразделения станов горячей и холодной прокатки, являясь символом экономически эффективного и гибкого производства горячекатаного и холоднокатаного полосового проката.
Компания предлагает первоклассное оборудование и современнейшую технологию. Прокатные станы обладают хорошими показателями рентабельности за счет низких производственных и эксплуатационных расходов.
По желанию клиента, осуществляется комплексная поставка, охватывающую производственное и технологическое оборудование, системы автоматизации, электрооборудования, а также технологические наработки и услуги по монтажу, вводу в эксплуатацию и обучению персонала – все из одних рук.
По предварительным расчетам дополнительные усредненные затраты на инструмент, в количестве 1 единицы, составят 87,33 тыс. руб. Однако более высокая износостойкость инструмента позволить сократить внутрисменные простои на 3,5%. Текущий процент внутрисменных простоев принимаем на уровне 16%.
Заключение
Производственные мощности являются одним из основных показателей деятельности организации. Расчет производственных мощностей организации включает в себя все оборудование, выделенное на основной производственный цех, за исключением резервов, лоцманских участков и специальных зон подготовки рабочих; культурно-технический уровень персонала и его отношение к работе; достигнутый уровень соответствия нормативам времени.
Анализ производственных мощностей предлагается начать с изменения величины производственной мощности выпускника в зависимости от изменения объема трудовых ресурсов, их производительности, степени согласованности мощностей оборудования и производственных мощностей кафедры.
ОАО «Белорусский металлургический завод» с конца августа 2012 года переименовано в ОАО «Белорусский металлургический комбинат» -управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания» (далее-БМЗ), принадлежащая малому заводу БМЗ-компактное предприятие, расположенное на промышленной площадке (245,0165 га) в Жлобине. 100% акций БМЗ принадлежат государству в лице Министерства промышленности Республики Беларусь.
В анализируемом периоде 2018-2019 гг. выручка от реализации продукции снижается. Так в 2019 г. по сравнению с 2018 г. она снизилась на 213257 тыс. руб. или на 5,7 %.
Себестоимость реализованной продукции в период 2018-2019 гг. также снижается, а именно в 2019 г. она составила 3016340 тыс. руб., что меньше предыдущего периода на 57826 тыс. руб. или 1,9 %.
Показатель прибыли от операционной деятельности ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК» за период 2018-2019 гг. снижается на 163506 тыс. руб.
В том числе, чистые финансовые расходы ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК» имели отрицательное значение на протяжении всего анализируемого периода, данный показатель снизился к 2019 г. на 289929 тыс. руб., однако выйти на положительное значение организации так и не удалось.
В результате, общий совокупный доход (убыток) предприятия за год в 2018 г. принес предприятию доход в размере 224144 тыс. руб., которые к 2019 г. сменились убытком 154828 тыс. руб.
Деятельность ОАО «БМЗ-управляющая компания холдинга «БМК» в 2018 г. находится на достаточно рентабельном уровне, однако к 2019 г. вследствие получения предприятием убытков, рентабельность по всем показателям составила отрицательное значение.
1. Аксенов, А. П. Экономика предприятия: Учебник / А.П. Аксенов, И.Э. Берзинь, Н. Ю. Иванова; Под ред. С. Г. Фалько. - М.: КноРус, 2015. - 350 c.
2. Алексейчева, Е. Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров / Е. Ю. Алексейчева, М. Д. Магомедов, И. Б. Костин. - М.: Дашков и К, 2017. - 292 c.
3. Базилевич, А. И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник для бакалавров / В. Я. Горфинкель, А. И. Базилевич, Л. В. Бобков. - М.: Проспект, 2016. - 640 c.
4. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2018. - 372 c.
5. Веретенникова, И.И. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие для бакалавров / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова; Под ред. И. В. Сергеев. - М.: Юрайт, 2016. - 671 c.
6. Волков, О. И. Экономика предприятия: Учебное пособие / О. И. Волков, В. К. Скляренко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 264 c.
7. Грибов, В. Д. Экономика предприятия: Учебник. Практикум / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 448 c.
8. Иванилова, С. В. Экономика гостиничного предприятия: Учебное пособие для бакалавров / С. В. Иванилова. - М.: Дашков и К, 2016. - 216 c.
9. Иванов, И.Н. Экономика промышленного предприятия: Учебник / И. Н. Иванов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 395 c.
10. Крум, Э. В. Экономика предприятия: Учебное пособие / Э.В. Крум. - Мн.: ТетраСистемс, 2015. - 192 c.
11. Лопарева, А. М. Экономика организации (предприятия): Учебно-методический комплекс / А. М. Лопарева. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 400 c.
12. Лысенко, Ю. В. Экономика предприятия торговли и общественного питания: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Ю. В. Лысенко, М. В. Лысенко, Э. Х. Таипова. - СПб.: Питер, 2015. - 416 c.
13. Осипова, И. В. Экономика организации (предприятия) (для бакалавров) / И. В. Осипова, Е. Б. Герасимова. - М.: КноРус, 2016. - 280 c.
14. Паламарчук, А. С. Экономика предприятия: Учебник / А.С. Паламарчук. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 458 c.
15. Скляренко, В. К. Экономика предприятия: Учебное пособие / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 192 c.
16. Степанова, С. А. Экономика предприятия туризма: Учебник / С. А. Степанова, А.В. Крыга. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 346 c.
17. Тертышник, М. И. Экономика предприятия: Учебное пособие / М.И. Тертышник. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 328 c.
18. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 663 c.
19. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации: Учебное пособие / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Б. Н. Чернышева. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 335 c.
20. Фридман, А. М. Экономика предприятия общественного питания: Учебник для бакалавров / А.М. Фридман. - М.: Дашков и К, 2017. - 464 c.
21. Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / Л.А. Чалдаева. - М.: Юрайт, 2016. - 410 c.