Введение
1 Теоретические основы контроля расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Экономическая сущность расчётов с покупателями и заказчиками
1.2 Нормативно-правовое регулирование контроля расчётов с покупателями и заказчиками
1.3 Методические основы проверки расчётов с покупателями и заказчиками
2 Контроль расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Бобруйскмебель»
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
2.2 Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками
3 Совершенствование контроля расчетов с покупателями и заказчиками
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
В процессе хозяйственной деятельности любой организации вне зависимости от видов ее деятельности, цели деятельности, формы собственности постоянно имеет место рациональная организация контроля состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, которая способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния.
Хозяйственные связи является необходимым условием деятельности организаций, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одна организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другая – их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.
Расчетные операции между юридическими лицами обусловлены необходимостью совершения различных финансовых операций. В результате осуществления взаимоотношений между покупателями (заказчиками), приобретаются товарно-материальные ценности, оказываются услуги (по аренде, коммунальные, рекламные и т. д.), выполняются работы (по строительству, ремонту, техническому обслуживанию и т. д.). Стоимость полученных и использованных организацией ценностей (работ, услуг) сформирует одну из основных статей затрат при определении себестоимости собственной продукции (работ, услуг).
Основной частью денежного оборота (80-90%) является безналичный платежный оборот, в котором движение денег происходит в виде перечислений по счетам в кредитных учреждениях. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между организациями выступают учреждения банков.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в современных условиях хозяйствования большое значение имеет своевременность расчетов, повышение ответственности субъектов предпринимательской деятельности за выполнение договорных обязательств и обеспечение своевременности платежей. Основную информацию о состоянии расчетов между организациями предоставляет грамотно и рационально организованный бухгалтерский учет. Именно грамотно организованный бухгалтерский учёт предоставляет основу для проведения оперативной и грамотной ревизии расчётов с покупателями и заказчиками.
1 Теоретические основы контроля расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Экономическая сущность расчётов с покупателями и заказчиками
В финансовой системе Республики Беларусь расчетно-платежные отношения занимают одно из важнейших мест, так как они являются связующим элементом денежно-кредитной политики государства. Устойчивая и быстродействующая система расчетов и платежей является одним из ключевых звеньев, а также необходимой предпосылкой эффективного функционирования, как всей национальной экономики, так и отдельных хозяйствующих субъектов.
Расчеты – это обмен информацией между плательщиком и получателем денег, а также финансовыми посредниками (банками) о порядке и способах погашения обязательств; процесс урегулирования взаимных расчетных претензий.
Система расчетов в хозяйственной деятельности основана на требованиях хозяйственного расчета, она органически связана с системой договорных отношений субъектов хозяйствования. Отношения между ними регулируются условиями, установленными в хозяйственных договорах, а расчеты производятся через банк безналичным путем. При этом весь хозяйственный оборот осуществляется и обеспечивается посредством собственных средств организации и банковского кредита. Задержка в расчетах и неплатежи приводят к замедлению оборачиваемости средств у дебиторов и кредиторов и сказываются отрицательно на выполнении планов их хозяйственно-финансовой деятельности. Следовательно, осуществление подлинного хозяйственного расчета неразрывно связано со строгим соблюдением расчетно-платежной дисциплины.
Всевозможные расчеты, возникающие между субъектами хозяйствования, ведутся при помощи денег. С их помощью завершается превращение денежной формы выделенных средств в товарные запасы, получение денежной выручки и заключенного в ней чистого дохода. Этим самым денежные расчеты выступают важнейшим фактором обеспечения кругооборота средств, а их своевременное завершение служит необходимым условием непрерывным процессом производства.
Согласно ст. 231 Банковского кодекса Республики Беларусь [1] расчеты могут проводиться в безналичной или наличной форме. Под расчетами в безналичной форме понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал в безналичном порядке.
2 Контроль расчетов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Бобруйскмебель»
2.1 Технико-экономическая характеристика организации
ЗАО «Бобруйскмебель» (Закрытое акционерное общество «Бобруйскмебель») было основано в 1924 году. Сегодня Закрытое акционерное общество «Бобруйскмебель» является передовым предприятием в производстве мебели. Это современное высокотехнологичное и автоматизированное производство, которое на равных может конкурировать с аналогичными предприятиями за рубежом.
ЗАО «Бобруйскмебель» является юридическим лицом, имеет отдельный баланс, расчетный счет, печать с указанием своего наименования и наименования организации, необходимые штампы. Вот!
Целью деятельности ЗАО «Бобруйскмебель» является организация эффективной производственно-хозяйственной и торговой деятельности, направленной на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов коллектива и собственника имущества, а также производство товаров в необходимых объемах, ассортименте и качестве с учетом более полного обеспечения покупательского спроса населения на мебель в соответствии с видами деятельности, предусмотренными уставом организации. Вот!
Предметом деятельности ЗАО «Бобруйскмебель» являются производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Вот!
Продукция данного предприятия пользуется широким потребительским спросом на внутреннем и внешнем рынках. Мебель экспортируется в Германию, Францию, Литву, Латвию, Эстонию, Россию, Украину, Казахстан и другие страны.
В ассортименте продукции фабрики более 500 наименований изделий, изготавливаемых на высоком качественном и художественном уровне.
Предприятие ежегодно участвует в республиканских и международных выставках мебели. Продукция:
- мягкая мебель;
- корпусная мебель;
- мебель из сосны;
- мебель под заказ (для кабинетов, гостиниц, ресторанов, залов заседаний, театральные кресла).
Организационная структура ЗАО «Бобруйскмебель» построена по линейно-функциональному принципу, который предполагает отсутствие дублирования усилий и потребления ресурсов в функциональных блоках (рисунок 2.1). Схема структуры управления ЗАО «Бобруйскмебель» включает в себя структурные подразделения и должностные лица в их взаимосвязи соподчинённости, распределения отделов и служб по уровням управления.
3 Совершенствование контроля расчетов с покупателями и заказчиками
На основании проведенного во 2 главе исследования можно сделать вывод, что полученная во время контроля расчетов с покупателями и заказчиками информация является основанием для принятия соответствующих решений и проведения корректирующих действий, благодаря которым обеспечивается эффективное функционирование ЗАО «Бобруйскмебель».
ЗАО «Бобруйскмебель» заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей. Во-первых, получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие. Во-вторых, наличие просроченной дебиторской задолженности обуславливает недостаток финансовых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы, уплаты налогов и т.п. В-третьих, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала и, соответственно, уменьшению отдачи от его использования.
Дефицит денежных средств приводит к росту просроченной задолженности предприятия по кредитам банку, поставщикам, персоналу по оплате труда, в результате чего увеличивается продолжительность финансового цикла и снижается рентабельность капитала предприятия.
Уменьшить дефицит денежного потока можно за счет мероприятий, способствующих ускорению поступления денежных средств и замедлению их выплат. Ускорить поступление денежных средств можно путем перехода на полную или частичную предоплату продукции покупателями, увеличения ценовых скидок при продажах за наличный расчет, применения мер для ускорения погашения просроченной дебиторской задолженности, привлечения кредитов банка, продажи или сдачи в аренду неиспользуемой части основных средств.
Ускорить поступление платежей позволяет внедрение приемов управления дебиторской задолженностью.
1 При проверке расчетов с использованием различных форм безналичных расчетов необходимо определить наличие всех оправдательных документов, а при необходимости провести встречные сверки в банке или у покупателя,
2 Установление правильности ценообразования при реализации продукции (работ, услуг) путем арифметического контроля, использования наценок; фиксирование отсутствия случаев расчетов с покупателями по ценам ниже себестоимости при взаимозачетах.
Совершенствования контроля расчётов с покупателями и заказчиками в ЗАО «Бобруйскмебель» можно достигнуть при помощи разработки платежного календаря.
Заключение
Курсовая работа на тему «Контроль расчетов с покупателями и заказчиками» выполнена по материалам исследований учёных-экономистов в области бухгалтерского учёта, контроля и аудита и по данным, предоставленным ЗАО «Бобруйскмебель».
Исследование экономической сущности расчетов позволило установить, что под расчетами, или расчетными операциями, понимаются действия, обусловленные расчетными взаимоотношениями, производимые сторонами самостоятельно, связанные с исполнением обязательств между ними, которые регулируются положениями законодательства. Расчеты с покупателями и заказчиками могут принимать как наличную, так и безналичную форму. При этом организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку более оперативна (особенно, в международных отношениях) и надежна. Кроме того, широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
Представленные нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс учета расчетов позволили установить, что в Республике Беларусь сформирована достаточная нормативно-правовая база по бухгалтерскому учёту и проверке расчётов с покупателями и заказчиками.
Для обеспечения нормальной работы любого субъекта хозяйствования все сделки и связанные с ними расчеты должны заключаться своевременно и на законной основе. Чтобы избежать расхождений при проверке расчетов и исключить факт не-надлежащего учета необходимо своевременное и правильное документальное оформление всех расчетных операций. Следует постоянно контролировать сроки погашения дебиторской задолженности и не допускать, чтобы она переходила в разряд просроченной, так как это негативно влияет на финансовое положение организации.
ЗАО «Бобруйскмебель» (Закрытое акционерное общество «Бобруйскмебель») было основано в 1924 году. Сегодня Закрытое акционерное общество «Бобруйскмебель» является передовым предприятием в производстве мебели. Это современное высокотехнологичное и автоматизированное производство, которое на равных может конкурировать с аналогичными предприятиями за рубежом.
Целью деятельности ЗАО «Бобруйскмебель» является организация эффективной производственно-хозяйственной и торговой деятельности, направленной на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов коллектива и собственника имущества, а также производство товаров в необходимых объемах, ассортименте и качестве с учетом более полного обеспечения покупательского спроса населения на мебель в соответствии с видами деятельности, предусмотренными уставом организации. Вот!
1 Банковский Кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 17 июн. 2006 г., № 145-З //Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
2 Бычкова, С. М. Аудиторская деятельность. Теория и практика / С.М. Бычкова. – Минск.: Амалфея, 2016. – 320 c.
3 Галузина, С. М. Международный учет и аудит / С.М. Галузина, Т.Ф. Пупшис. – М.: Питер, 2015. – 272 c.
4 Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З (с изм. и доп. от 18.12.2019 г. № 277-З)//Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
5 Грачева, М. Внутренний контроль и аудит в органах госуправления развитых стран: моногр. / М. Грачева. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. – 116 c.
6 Дробышевский, Н. П. Ревизия и аудит. Учебно-методическое пособие – Минск.: Амалфея, 2013. – 432 с.
7 Жарылгасова, Б. Т. Международные стандарты аудиторской деятельности / Б.Т. Жарылгасова. – Минск.: БГЭУ, 2017. – 400 c.
8 Каковкина, Т. В. Аудит-контроллинг. Теоретические и методологические основы / Т.В. Каковкина. – Минск.: Амалфея, 2015. – 184 c
9 Кобозева, Н. В. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в аудиторской деятельности / Н.В. Кобозева. – Минск: Магистр, Инфра-М, 2015. – 128 c.
10 Ларюнина Е. В., Слободняк И. А. Методологические основы стандартизации аудиторской деятельности / Е. В. Ларюнина, И. А. Слободняк. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. – 156 c.
11 Лемеш, В. Н. Ревизия и аудит. Практикум: учеб. пособие / В.Н. Лемеш. – 3- изд., доп. и перераб. Минск: Изд-во Гревцова, 2014. – 432 с.
12 Об аудиторской деятельности: Закон Респ. Беларусь от 12.07.2013 г. № 56-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 28.07.2019 г. // Бизнес-инфо: Аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы»; эталон. банк дан. правовой информ.: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Электр. дан. и прогр. – Минск, 2019.
13 О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Респ. Беларусь, 12.07.2013г., № 57-З (в ред. от 17.07.2017 г. № 52-З) //Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
14 Об утверждении Положения о внесении изменений в Инструкцию о порядке проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством: постановление Правления Нац. банка Респ. Беларусь, 24 июн. 2015 г. № 385 //Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15 Об утверждении инструкции о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками: постановление Правления Нац. банка Респ. Беларусь, 18.01.2013 г. № 34 (в ред. от 31.12.2014 г. № 843) //Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
16 Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки: постановление М-ва финансов Респ. Беларусь, 10.12.2013 г., № 80 // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
17 Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета: постановление М-ва финансов Респ. Беларусь, 29.06.2011 г., № 50 (в ред. от 22.12.2018 г. № 74) //Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18 Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 12.12.2016 г., № 104 (в ред. от 22.12.2018 г. № 74) // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
19 Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствовании: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 г., № 140/206 (в ред. от 04.10.2017 г. № 140/206) // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
20 Пясицкая Н. Управление дебиторской задолженностью компании / Н. Пясицкая // Экономика. Финансы. Управление. – 2014. – № 3. – С. 78–84.
21 Романова Л. Е. Анализ хозяйственной деятельности: краткий курс лекций / Л.Е. Романов. – М.: Юрайт-издат, 2013. – 220 с.
22 Стражева Н.С. Бухгалтерский учет: практическое пособие: учебник / Н.С. Стражева. – Минск: Издатель Сапун А.В., 2011. – 374 с
23 Сушко Т. И. Бухгалтерский учет и отчетность в промышленности: учебник / Т. И. Сушко. – Минск: Выш. шк., 2013. – 586 с.
24 Чернюк А. Расчеты с поставщиками / А. Чернюк // Финансы, учет и аудит. – 2013. – № 3 – С. 55 – 65.
25 Шеремет, А. Д. Аудит: учебник / А. Д. Шероемет, В. П. Суйц. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2015. – 116 c.