Введение
1. Теоретические основы управления качеством труда и продукции
1.1. Современное представление о качестве
1.2. Управление качеством труда
1.3. Управление качеством продукции
2. Организационно-экономическая характеристика СПК «ПУТРИШКИ»
3. Анализ качества труда и продукции в СПК «ПУТРИШКИ»
3.1. Контроль качества на предприятии
3.2. Контроль качества труда на предприятии
4. Направления совершенствования качества труда и продукции
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Проблема качества зародилась, проявилась с развитием общественного производства. Она отражает исторический процесс повышения эффективности человеческого труда, развития научно-технического прогресса, проявляется во всех общественно-экономических формациях.
На первых этапах промышленной революции предметы труда создавались отдельными лицами или небольшими группами людей, которые знали запросы потребителей и планировали удовлетворение этих запросов. С развитием промышленного производства и разделения труда перечень работ возрос настолько, что рабочий потерял из виду конечный продукт труда. В результате резко возросла проблема качества. Возникла необходимость определять промежуточные показатели качества продукции. На предприятиях появляются службы контроля качества [1, с. 253].
Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, по следующим причинам:
1. Повысились требования НТП, которые диктуют коренные качественные изменения во всех сферах научно-производственной деятельности. Ужесточаются требования к свойствам и характеристикам продукции (надежность, долговечность, сохранность, безотказность, эстетичность, экономичность в эксплуатации).
2. Происходит дальнейшее углубление общественного разделения и кооперации труда, что приводит к усложнению внутриотраслевых, межотраслевых и межгосударственных производственных связей.
3. Расширяются торгово-экономические связи с другими странами, что предопределяет постоянное повышение качества продукции.
4. Повышение качества продукции позволяет решать не только технические и экономические, но и социальные задачи [2, с. 46].
Проблемой повышения качества продукции занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по вопросам теории и практики повышения качества продукции. Исследования в данной области показывают, что решение проблемных вопросов обеспечения повышения качества продукции во многих странах стало национальным движением.
Во многих странах созданы национальные советы по качеству и надежности, ассоциации по осуществлению контроля качества продукции в промышленности, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и другие организации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТРУДА И ПРОДУКЦИИ
1.1. Современное представление о качестве
Понятие «качество» характеризует совокупность свойств объекта, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением. Одной из наиболее общих характеристик качества системы управления является оптимальность принимаемых решений. Частными характеристиками качества системы управления являются эффективность, продуктивность, устойчивость [3, с. 170].
Следует отметить, что в целом проблемам повышения качества систем управления в современном мире уделяется очень большое внимание. В настоящее время в связи с глобализацией рынка оценка качества функций, выполняемых организацией, является одной из ключевых проблем обеспечения поступательного экономического развития общества, как на уровне отдельных организаций, так и на уровне сложных организационных систем. В рамках решения этой проблемы начиная с 1950-х годов происходит заметный рост количества организаций, занимающихся контролем качества субъектов экономической деятельности.
Первая такая организация – ISO (International Organization for Standardization), действующая на международном уровне, появилась 14 октября 1947 года. В настоящее время подобные организации создаются не только под эгидой органов исполнительной власти, но и в качестве независимых субъектов экономической деятельности [4, с. 272].
В процессе длительного эволюционного развития взаимосвязей и взаимоотношений между субъектами экономической деятельности (в том числе между поставщиками и потребителями) в современном мире сформировалось общее понимание необходимости и важности системного решения проблем, возникающих при оценке качества деятельности организаций, как в отношении конечного продукта, так и в области качественного решения задач управления.
Применение и сертификация системы качества рассматривается сегодня как необходимое условие успешной деятельности и развития организаций любых форм собственности, а также как наиболее надежная форма гарантии соответствия качества поставляемой продукции и услуг требованиям населения [5, с. 53].
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК «ПУТРИШКИ»
Учебно-опытный сельскохозяйственный производственный кооператив «Путришки» был основан 15 марта 1940 г., когда Совет Народных Комиссаров БССР принял постановление об организации на базе помещичьих имений совхоза. В то время это был совхоз «Станиславово».
В 1951 г. совхоз «Станиславово» был переименован в учебно-опытное хозяйство «Станиславово», в феврале 1968 г. в учебно-опытное хозяйство «Принеманский», в январе 1992 г. в учебно-опытный учхоз «Принеманский», и лишь в июне 2003 г. он приобретает статус учебно-опытного сельскохозяйственного кооператива «Путришки».
С 1951 г. и по настоящее время УО СПК «Путришки» является учебно-производственной базой Гродненского государственного аграрного университета. Ежегодно студенты посещают хозяйство во время прохождения производственной практики, практических занятий, а также оказывают помощь в период уборки урожая зерновых культур, картофеля и плодов.
Кооператив имеет очень выгодное географическое расположение. Административный центр хозяйства расположен примерно в 5-ти км от областного центра - г. Гродно. Такое расположение имеет большое значение для хозяйства, так как железнодорожная станция, места реализации продукции и перерабатывающие предприятия находятся на близком расстоянии, что позволяет сократить расходы на транспортировку продукции и ускорить процесс ее реализации.
Благодаря такому расположению, в хозяйство в кратчайшие сроки доставляются ГСМ, необходимые запасные части и другие материалы, что исключает возможность длительного простоя техники и оборудования по причине поломки. К тому же дорожная сеть, соединяющая территорию хозяйства с районным центром, находится в хорошем состоянии, что не создает препятствий для активного движения транспортных средств.
Хозяйство специализируется на выращивании элитных семян зерновых культур, которые использует для собственных нужд, а также в большом количестве реализует хозяйствам района, области и республики, как за деньги, так и в обмен на фуражное зерно.
3. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ТРУДА И ПРОДУКЦИИ В СПК «ПУТРИШКИ»
3.1. Контроль качества на предприятии
СПК «Путришки» работает с системой менеджмента качества ISO 9001:2015.
Кроме этого, наличие СМК в СПК «Путришки» позволяет потребителям не беспокоиться о безопасности существующих пищевых продуктов, так как соответствие санитарным нормам - это обязательный пункт СМК. Наконец, это отличная возможность для СПК «Путришки» выйти на международный уровень, причем не только с точки зрения получения новых потребителей, но с позиции обмена опытом с европейскими коллегами.
ISO 9001:2015 является наиболее универсальным и известным в мире стандартом. Соответствие этому стандарту свидетельствует клиентам о том, что предприятие заботится о качестве своих товаров или услуг, поддерживая систему управления качеством, периодически проходя проверку независимыми аудиторами и удостоверяя эффективность системы сертификатом.
ISO 9001:2015, которая применяется на предприятии СПК «Путришки» позиционирует новую версию стандарта как неотъемлемую часть деятельности организации для достижения устойчивого развития и предлагает ее как инструмент для улучшения общих результатов деятельности.
Важной частью планирования и реализации СМК на СПК «Путришки» является требование о выявлении рисков и возможностей, которые потенциально могут повлиять на функционирование и результативность СМК, а также о наличии соответствующих соразмерных действий для решения вопросов, связанных с ними.
От высшего руководства СПК «Путришки» требуется принимать более активное непосредственное участие в СМК организации с акцентом, скорее, на лидерство, чем просто на управление СМК.
Требования, относящиеся к СМК на СПК «Путришки», включают:
- требования, связанные с применением процессного подхода при планировании, внедрении и развитии СМК;
- определение компетенций персонала, выполняющего те виды работ, которые оказывают влияние на показатели качества;
- выявление и поддержание знаний, необходимых, чтобы организация могла обеспечить соответствие продукции и услуг установленным требованиям.
4. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДА И ПРОДУКЦИИ
Как было отмечено ранее, согласно анализу системы качества продукции на СПК «Путришки» показатель результативности, который составил 100% говорит об эффективности системы менеджмента качества, принятой на предприятии, но это не значит, что дальнейшие пути ее улучшения невозможны.
Кроме того большинство руководителей СПК «Путришки» не повышали свою квалификацию на протяжении нескольких лет. Поэтому добиваться мотивации сельскохозяйственного работника следует начинать с обучения руководителей СПК «Путришки».
Данные выводы и послужат основой для выявления мероприятий, направленных на совершенствование качества труда и продукции на СПК «Путришки».
Поэтому одним из направлений совершенствования качества продукции и труда на предприятии СПК «Путришки» должно стать привлечение и мотивация ответственных лиц за управление системой качества и реализацию разрабатываемой на предприятии программы «Качество», так как проведенный анализ показывает достаточно низкий уровень эффективности ее реализации.
Для привлечения и мотивации таких сотрудников СПК «Путришки», которыми являются начальник и специалисты по управлению качеством на СПК «Путришки», можно рассмотреть внедрение дифференцированной системы оплаты труда для данных работников. На сегодняшний день заработная плата данных сотрудников формируется на базе общепринятой методики и повременно-премиальной системы оплаты труда.
Такой подход к формированию заработной платы несет в себе ряд недостатков, которые существенно проявляют себя в работе рассматриваемых специалистов:
- имея максимальный предел и не будучи четко привязанной к росту результативности труда и качества выполнения работ, заработная плата, основанная на должностном окладе, практически не стимулирует работников ни к собственному профессиональному росту, ни к росту эффективности выполнения обязанностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «качество» характеризует совокупность свойств объекта, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением. Одной из наиболее общих характеристик качества системы управления является оптимальность принимаемых решений. Частными характеристиками качества системы управления являются эффективность, продуктивность, устойчивость.
Управление качеством труда представляет собой систему мер, осуществляемых руководством с целью направить работников на увеличение производительности труда, а также контролировать качество выполнения работ.
Учебно-опытный сельскохозяйственный производственный кооператив «Путришки» был основан 15 марта 1940 г., когда Совет Народных Комиссаров БССР принял постановление об организации на базе помещичьих имений совхоза.
Среднегодовая численность работников, занятых в сельском хозяйстве в СПК «Путришки» снижалась на протяжении всего анализируемого периода и достигла в 2019 году 240 чел., что на 11 чел. меньше, чем в 2017 году.
Фондообеспеченность росла на протяжении анализируемого периода и составила в 2019 году максимальное значение - 348,5 тыс. руб. на 100 га. Фондовооруженность снижалась и в 2019 году составила 60,49 тыс. руб./чел., что на 17,83 % меньше, чем в 2017 году.
Урожайность по зерновым культурам росла до 2018 года и достигла 71,3 ц/га, но в 2019 году снизилась до 38,3 ц/га. В 2019 году урожайность рапса резко снизилась до 8,5 ц/га, против 35,2 ц/га в 2018 году. Урожайность по свекле и картофелю выросла до 470,5 ц/га и 365,1 ц/га соответственно в 2019 году.
Товарная продукция животноводства по СПК «Путришки» менялась разнонаправленно и в 2019 году выросла до максимального значения в 7672 тыс. руб., что на 19,3 % больше, чем в 2018 году. А показатель 2018 г. составил на 16,7 % больше значения 2017 г. Так, прирост произошел по продажам молока с 3217 тыс. руб. в 2017 году до 4740 тыс. руб., прирост составил 1523 тыс. руб.
Согласно анализу системы качества продукции на СПК «Путришки» показатель результативности, который составил 100% говорит об эффективности системы менеджмента качества, принятой на предприятии, но это не значит, что дальнейшие пути ее улучшения невозможны.
1. Блинова, Н. С. Сущность и проблемы внедрения системы управления качеством продукции на предприятиях / Н. С. Блинова // Современное состоение, проблемы и перспективы развития отраслевой науки. – 2016. – С. 253-257.
2. Устинович, И. В. Обоснование освоения новой продукции в качестве основного элемента инновационного развития промышленных организаций / И. В. Устинович // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2018. – № 1. – С. 46-55.
3. Мясоедов, В. С. Развитие системы управления качеством продукции предприятия / В. С. Мясоедов // Современные исследования в сфере экономики, финансов и управления: актуальные теории и практики: Сборник научных трудов по материалам I Международной НПК. – 2018. – С. 170-183.
4. Цой, М. И. Исследование воздействия не экономической мотивации производственного персонала на качество продукции / М. И. Цой // Современные инновации в науке и технике: Сборник трудов 8-й Всероссийской научно-технической конференции. – 2018. – С. 272-275.
5. Кириллова, Е. Р. Анализ факторов, влияющих на качество выпускаемой продукции / Е. Р. Кириллова // Инновационные технологии в науке и образовании: Сборник статей X Международной НПК. – 2019. – С. 53-57.
6. Нежникова, Е. В. Экономика качества: учебник / Е. В. Нежникова, М. В. Черняев. – М.: Инфра-М, 2019. – 261 с.
7. Антонова, И.И. Всеобщее управление качеством. Основоположники всеобщего менеджмента качества / И.И. Антонова, В.А. Смирнов, С.А. Антонов. - М.: Русайнс, 2016. - 116 c.
8. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. - М.: Инфра-М, 2018. - 224 c.
9. Гродзенский, С. Менеджмент качества: Учебное пособие / С. Гродзенский. - М.: Проспект, 2019. - 200 c.
10. Данилова-Волковская, Г.М. Менеджмент качества выполнения работ, услуг и сервиса (для бакалавров) / Г.М. Данилова-Волковская, Г.И. Молчанов. - М.: КноРус, 2019. - 256 c.
11. Дремина, М.А. Проектный подход к разработке и внедрению систем менеджмента качества: Монография / М.А. Дремина, В.А. Копнов, А.А. Станкин. - СПб.: Лань, 2015. - 304 c.
12. Заика, И.Т. Документирование системы менеджмента качества / И.Т. Заика, Н.И. Гительсон. - М.: КноРус, 2015. - 30 c.
13. Серенков, П.С. Методы менеджмента качества. Процессный подход: Учебное пособие / П.С. Серенков, А.Г. Курьян, В.П. Волонтей. - М.: Инфра-М, 2018. - 336 c.
14. Серенков, П.С. Методы менеджмента качества. Методология управления риском стандартизации / П.С. Серенков, В.Л. Гуревич, В.М. Романчак. - М.: Инфра-М, 2018. - 149 c.
15. Федоськина, Л.А. Менеджмент качества и обеспечение безопасности в автомобильном бизнесе: Монография / Л.А. Федоськина. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.
16. Шемякина, Т.Ю. Производственный менеджмент: упр.качества.: Учебное пособие / Т.Ю. Шемякина, М.Ю. Селивохин. - М.: Альфа-М, 2018. - 160 c.
17. Шмелева, А.Н. Оценка эффективности менеджмента и систем менеджмента качества / А.Н. Шмелева, Р.М. Нижегородцев. - М.: Русайнс, 2015. - 320 c.
18. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: учебник. / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Б. Сорокина и др. – М .:Юнити-Дана, 2018. – 470 с.
19. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: учеб.пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. – М.: МФПУ Синергия, 2017. – 192 c.
20. Бабынина, Л. Модель оплаты труда / Л. Бабынина // Человек и труд, – 2018. – № 8. – С. 65-69.
21. Беляева, М. Выбор формы оплаты труда: как сократить организационные издержки // Человек и труд, 2016, – № 10. – С. 11-15.
22. Бурова, А. Как построить систему управления персоналом / А. Бурова // РЦБ. Управление компанией. – 2017. – № 10. – С. 18-25.
23. Валь, Е. Вилар. Мотивационная основа эффективности труда / Валь Е. Вилар. // Человек и труд. – 2016. – №4. – С. 24-29.
24. Великанов, В.С. Управление трудовыми ресурсами / В.С. Великанов // Вопросы экономики. – 2015. – №9. – С. 47-53.