ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность административных методов управления организацией и их роль в современных условиях
1.2 Классификация административных методов управления и их характеристика
1.3 Зарубежный опыт применения административных методов управления
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат»
2.2 Анализ административных методов, используемых в управлении
2.3 Оценка эффективности применяемых административных методов управления
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
3.1 Основные направления совершенствования административных методов управления в ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат»
3.2 Расчет эффективности предложений по совершенствованию административных методов управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время эффективное управление является важным фактором развития конкурентоспособности компании и достижения экономических целей
Одной из основных задач современных систем управления является создание наиболее благоприятных условий для выполнения функций системы управления, возникающих в результате применения различных методов контроля воздействия.
Управление предприятием, в первую очередь, направлено на определение управленческих задач различной сложности и важности. С этого момента становится ясно, в какой степени принципиально важно найти возможность принимать правильные и обоснованные управленческие решения.
Суть административного подхода заключается в том, что любая совместная деятельность человека должна быть должным образом организована, т. е. разработана, адресована, регламентирована и Дана необходимая инструкция по определению правил поведения персонала в различных ситуациях.
Несмотря на преобладание методов экономического управления, нельзя отрицать управленческие рычаги, поскольку все методы являются обязательными компонентами системы управления, роль этих методов в процессе управления бизнесом изменилась: от основных методов в системе управления они перешли к предложенным категориям, уступив место социально-психологическим и экономическим методам.
Создание благоприятных условий труда, мобилизация творческих усилий трудового коллектива для достижения наилучших результатов и решение многих других задач, характерных для организационно-управленческого обеспечения, невозможно без административного подхода.
Тема курсовой работы является актуальной в настоящее время в связи с неумением быстро и эффективно принимать решения, недостатками системы управления деятельностью предприятия. Именно поэтому необходимо заниматься более глубоким изучением данной темы для того, чтобы добиться высоких результатов деятельности организации посредством проведения ряда мероприятий по совершенствованию системы административных методов управления.
Цель работы: проанализировать сложившуюся практику применения административных методов управления (на примере ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат»), выявить проблемы в этой сфере и определить пути их решения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность административных методов управления организацией и их роль в современных условиях
Реализация функций и принципов управления предприятием осуществляется путем применения различных методов.
Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
По сути, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей [9, с. 93].
Свойства методов зависят от всех элементов системы управления. При этом главное воздействие на их характер оказывают цели, принципы, организационная структура системы управления, персонал управления, характеристики объекта управления, техника и технология управления, управленческая информация и функции управления.
Функциональное назначение методов в системе управления предприятием состоит в том, что методы должны обеспечивать [3, с. 114]:
- высокую эффективность деятельности предприятия;
- активную творческую деятельность каждого работника;
- четкую организацию производственной и управленческой деятельности;
- слаженную, гармонично увязанную работу всего персонала организации.
Механизм воздействия методов управления на персонал организации определяется тем, что они направлены на интересы отдельных работников и организации в целом. Именно потому, что интересы управляют поступками и поведением людей, этот элемент системы менеджмента приобрел такое практически важное значение в управленческой деятельности.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат»
ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат» входит в состав Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром».
Дата основания: в Министерстве по налогам и сборам – 11.01.1994 г. в Управлении по работе с плательщиками по Малоритскому району; в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 24.12.1992 г. в Малоритском районном исполнительном комитете.
УНП: 200078831.
Юридический адрес: Брестская обл., Малоритский р-н, г. Малорита, ул. Заводская, д. 9.
Основными направлениями деятельности ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат»:
- производственная деятельность по комплексной переработке овощей и фруктов с наполнителями и добавками в плодоовощные консервы и поставка их по заявкам торговых организаций, прямым договорам с другими потребителями;
- использование мощностей производства по выпуску консервов для детского и общего питания для реализации на потребительском рынке и другим потребителям и организациям;
- осуществление внешнеэкономической деятельности на основе договоров;
- оказание услуг по переработке давальческого и другого сырья, хранению и отпуску продукции на основе двухсторонних договоров.
ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат» вправе осуществлять иные виды деятельности, подлежащие лицензированию, в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются после получения соответствующих специальных разрешений (лицензий).
Организационная структура является основной составной частью хозяйственного механизма ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат».
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
3.1 Основные направления совершенствования административных методов управления в ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат»
На данный момент в ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат» ведутся работы по налаживанию нового программного комплекса «1С: Предприятие 8», который был закуплен 04.08.2017 года. В планово-учетном отделе ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат» уже используется комплекс «1С:Бухгалтерия 8 для Беларуси», предназначенный для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности, в организациях, осуществляющих любые виды коммерческой деятельности: оптовую и розничную торговлю, оказание услуг, производство и т.д. Данное прикладное решение также можно использовать только для ведения бухгалтерского и налогового учета, а задачи автоматизации других служб, например, отдела маркетинга, решать специализированными конфигурациями или другими системами.
В «1С: Предприятие 8» заложена возможность совместного использования с прикладными решениями «Зарплата и Управление Персоналом для Беларуси» системы «1С:Предприятие 8», «Кадры», «Учет горюче-смазочных материалов, путевых листов».
Предлагается в ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат» установить модуль «1 С Кадры». С помощью такой программы возможно:
1. Автоматическое составление кадровых документов (в программе используются новейшие бланки документов).
2. Автоматическое составление штатного расписания, расчёт среднесписочной численности сотрудников за любой период.
3. Формирование произвольных отчётов на основе информации базы данных.
4. Хранение в базе личных данных о каждом сотруднике.
5. Учёт командировок, отпусков и поощрений.
6. Формирование отчёта по движению численности сотрудников за любой период и многое другое [5, с. 12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Административные методы управления ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжением вышестоящих органов управления.
Они играют значительную роль в управлении любыми организациями и структурами. Потому что они позволяют установить строгую дисциплину производственного и управленческого персонала; эффективны даже в самых примитивных ситуациях, обеспечивают выбранную технологию управления и производства. Однако они не способствуют развитию творческого начала личности, к тому же приводят к концентрации власти и главным их недостатком является, то, что они требуют обязательного оформления всех принимаемых решений, а это отрицательно влияет на время их реализации, к тому же очень часто негативно воспринимаются работниками предприятия.
При располагающих возможностях и предоставленных условиях ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат» рационально использовало все ресурсы и приложило все усилия для выполнения социально-экономических показателей в срок и качественно. В целом динамика показателей финансово–хозяйственной деятельности ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат» за 2017-2019 гг. имеет положительную тенденцию. Однако в 2019 году такие показатели как рентабельность, производительность труда, фондоотдача, демонстрируют тенденцию ухудшения.
Деятельность ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат» связана с применением в различной форме различной форме административных методов управления.
Административные методы в ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат» делятся на 3 вида:
1 методы организационного регламентирования;
2 методы организационного нормирования;
3 текущее распорядительство.
Оптимальное соотношение гибкости и стабильности в управлении ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат» обеспечивается за счет правильных пропорций между нормированием и регламентированием.
1 Брасс, А.А. Дисциплина в организации: установка и поддержание правил/ А. А. Брасс // Кадровик. Управление персоналом. – 2017. – № 15. – С. 48-53.
2 Брасс, А. А. Управление организацией: учеб. пособие для вузов / А. А. Брасс. – Минск: Амалфея, 2014. – 346 с.
3 Виханский, О. С. Менеджмент: учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М.: Магистр, 2016. – 576 с.
4 Гибсон, Д. Л. Организации: поведение, структура, процессы: учеб. для вузов/ Д. Л. Гибсон, Д.Х. Доннелли. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 662 с.
5 Гладкий, А. А. Как организовать электронный документооборот / А.А. Гладкий // Кадровая служба. – 2018. – № 6. – С. 11–17.
6 Головачев, А. С. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие для вузов / А.С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2015. – 688 с.
7 Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 6.38-2016. Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – Минск: Госстандарт, Минск: БелГИСС, 2017. – 23 с.
8 Данцева, Д. С. Современные методы управления персоналом организации / Д.С. Данцева // Молодой ученый. – 2017. – №40. – С. 106-108.
9 Джей, Р. Энциклопедия менеджера. Алгоритмы эффективной работы: пер. с англ. / Р. Джей, Р. Темплар. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. – 678 с.
10 Дрогобыцкая, К. С. Архитектура как инструмент организационного управления / К.С. Дрогобыцкая // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 8. – С. 52-60.
11 Евстратова, И. В. Документооборот: как издавать приказы? / И. В. Евстратов // Бухгалтерский учет. – 2017. – № 6. – С. 12-14.
12 Журавлев, П. В. Мировой опыт в управлении персоналом: обзор зарубежных источников / П. В. Журавлев, М. Н. Кулапов, С. А. Сухарев. – М.: Рос. экон. акад., 2017. – 232 с.
13 Игнатьева А. В. Исследование систем управления: учеб. пособие / А. В. Игнатьева, М. М. Максимцов. – М.: ЮНИТИ- ДАНА: Закон и право, 2018. – 345 с.
14 Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: учеб. пособие / А. Я. Кибанов, Г.А. Мамед–Заде, Т.А. Роткина. – М.: Экзамен, 2015. – 230 с.
15 Кирьянов, А. В. Концепция управления человеческими ресурсами в организации / А. В. Кирьянов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. – № 12. – С.43-47.
16 Козак, Н. Н. Оценка персонала и эффективности управления. Библиотека топ-менеджера / Н.Н. Козак. – М.: Litres, 2018. – 55 с.
17 Кузнецов, И. Н. Документационное обеспечение управления и делопроизводство: учебник / И. Н. Кузнецов. – М.: Юрайт, 2016. – 576 с.
18 О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Респ. Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2020.
19 Об архивном деле и делопроизводстве: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г. № 323-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2020.
20 Об установлении размера тарифной ставки первого разряда и повышении заработной платы отдельным категориям работников: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2018 г. № 632 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
21 Об утверждении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь: Постановление Министерства труда Респ. Беларусь от 23.03.2001 № 21 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2020.
22 Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 12.12.2011 № 1672 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2020.
23 Об утверждении типового положения об аттестации руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций: Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. № 784 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2020.
24 Овсейко, С. В. Локальные нормативные правовые акты организации / С.В. Овсейко // Юридический мир. – 2017. – № 11. – С. 54-57.
25 Официальный сайт ОАО «Малоритский консервноовощесушильный комбинат» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belniio.by.
26 Савич, З.И. Должностные инструкции и их роль в трудовых отношениях / З. И. Савич // Заработная плата. – 2018. – № 12. – С.26-29.
27 Тишков, Ю. Разработка должностных инструкций: неформальный подход / Ю.Тишков // Кадровик. Управление персоналом. – 2018. – № 11. – С. 57-64.
28 Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят палатой представителей 08.06.1999 г.: одобрен Советом Республики 30.06.1999 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2020.