ВВЕДЕНИЕ
В течение нескольких тысячелетий истории человечества налоги привлекали большое внимание всех слоев населения. Любое изменение в налоговой системе становится объектом политической борьбы. Такое внимание было и остается оправданным, поскольку налоги являются вычетами из доходов налогоплательщиков, основным источником дохода для современного государства и эффективным инструментом регулирования рыночной экономики [1, с. 82].
Одним из важных факторов экономического роста страны является эффективная налоговая система. В структуре всех доходов государственного бюджета налоги составляют, по разным оценкам, 85-93%. Рассмотрение налогов как средства регулирования деловой активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы, чтобы найти баланс между государственными интересами и предпринимательством.
Изучению вопросов построения оптимальной налоговой системы посвящены теоретические исследования некоторых отечественных и зарубежных ученых: Воробьева В.А., Бондаря А.В., Новиковой И.В., Головачева А.С. и других. В связи с этим все более актуальными становятся проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь, законодательства о налогах и сборах.
Актуальность темы можно определить следующим образом: на всех этапах существовании общества изменялось его социально-экономическое состояние и соответственно налоговая политика. И в основном социально-экономическое состояние государства зависело от эффективности проводимой им налоговой политики.
Объект изучения в данной работе - налоговая политика.
Предметом исследования является формирование налоговой политики как инструмента фискальной политики.
Основной целью работы является оценка налоговой политики и путей ее совершенствования.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и рассмотреть основные типы фискальной политики;
- рассмотреть инструменты и механизм реализации налоговой политики на примере стран с рыночной экономикой;
- определить направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь.
В процессе написания данной курсовой работы использовались учебные и научные материалы, периодическая литература, информация из сети Интернет.
1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Один из основных инструментов макроэкономического регулирования – это бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это система мер государственного воздействия на экономические процессы, которое осуществляется при помощи налогово-бюджетных (фискальных) рычагов [2, с. 67].
Фискальная или бюджетно-налоговая политика – это взаимосвязь рычагов регулирования национальной экономики посредством изменения налоговых доходов и расходов государственного бюджета. Это означает, что налоговые платежи, госрасходы, трансферты, госзакупки является инструментарием фискальной политики. Воздействие фискальной политики на стабильность национальной экономики может быть как положительным, так и отрицательным [3, с. 495].
Целями фискальной политики, как и любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются:
- в краткосрочном периоде:
1) эффективное формирование доходной части бюджета;
2) реализация бюджетной политики государства;
3) принятие мер по снижению бюджетного дефицита;
4) управление государственным долгом;
5) сглаживание циклических колебаний экономики.
- в долгосрочном периоде:
1) поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
2) поддержание полной занятости ресурсов;
3) поддержание стабильного уровня цен [4, с. 76].
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки и налоги.
Государственные расходы – это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг. К последним могут быть отнесены довольно разнообразные виды закупок, к примеру, закупка государством атомных подводных лодок, космических ракет, солдатских шинелей, строительство за счет бюджета электростанций, дорог, каналов, школ, медицинских учреждений, объектов культуры и просвещения, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки [5, с. 71].
Таким образом, потребителем всего вышеназванного является государство. Как правило, государственные закупки разделяют на закупки для собственного потребления государства, которые наиболее стабильны, и закупки для регулирования рынка. Эти расходы находят отражение в расходной части государственного бюджета.
Классификация государственных расходов:
- военные;
- экономические;
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ СТРАН С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Анализ современного опыта налогового регулирования в странах с рыночной экономикой важен для нашего государства с точки зрения поиска эффективных налоговых механизмов достижения положительных сдвигов в социально-экономическом развитии. Причем, поскольку налоговые реформы в Западной Европе в значительной степени влияют на развитие мировых тенденций в налогообложении, то особый интерес представляют новейшие модификации налоговой политики в странах с рыночной экономикой.
Конечно, опыт налоговых реформ в странах с рыночной экономикой также представляет интерес для Беларуси. Но, по сути, в каждой из них цель трансформаций в сфере налогообложения заключается в постепенной конвергенции национальных перераспределительных моделей с западноевропейскими, с достижением все большего прогресса в развитии транзитивных социально-экономических систем этих государств [9].
Крупнейший со времен Великой депрессии финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. вынудил большинство государств мира, довольно существенно трансформировать налогообложение. Спад деловой активности (и следовательно, сужение налоговой базы) «вылился» в обострение ситуации с наполнением бюджета, а также обусловил необходимость в использовании адекватных налоговых механизмов содействия экономическому росту, что, в свою очередь, увеличило дефицит фискальных ресурсов и еще больше актуализировало поиски резервов роста налоговых поступлений.
Достигнутое к 2015 г. нестабильное экономическое равновесие смягчило бюджетные проблемы, но не снизило актуальности использования «фискально безопасных» налоговых стимулов по принципу направления максимума финансовых ресурсов в «точки» роста ВВП [10].
Особенностью фискальной сферы в большинстве стран является установление высокого уровня налогообложения. Эти страны, с одной стороны, используют потенциал достаточно эффективного рыночного саморегулирования и регуляторные возможности налогов, а с другой – стремятся улучшить динамику и качество социально-экономического развития путем формирования надежной финансовой базы для устранения государством «провалов рынка» и структурных диспропорций.
Причем все большее усложнение социально-экономической системы требует постоянного расширения сферы вмешательства государства в воспроизводственные процессы за счет оптимизации расходов бюджета в условиях ограничений в части расширения экспансии фиска.
Как известно, чрезмерная централизация ВВП угнетает предпринимательскую инициативу, вызывает тенизацию экономических отношений и, сужая базу налогообложения, подрывает финансовую основу функционирования государства. В таких условиях достигнутые макроэкономические показатели не соответствуют потенциально возможным.
3. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
В Республике Беларусь особое внимание уделяется не расширению налоговой базы, а сбалансированию бюджета. В результате налоги носят преимущественно фискальный характер. С фискальной точки зрения косвенные налоги играют решающую роль. Однако неоднозначное влияние косвенных налогов на экономическую ситуацию известно. С одной стороны, они являются наиболее стабильным и гарантированным источником доходов бюджета, с другой стороны, они являются одним из значительных ценовых факторов.
Модернизация налоговых органов с целью улучшения качества налоговой среды должна быть направлена на развитие взаимодействия с налогоплательщиком на интерактивной основе и расширение использования инструментов для обеспечения налоговой деятельности. Налоговую среду по параметру оценки качества налоговых органов можно оценить по показателю «удовлетворенность качеством налоговых услуг».
Институциональный фактор налоговой среды - налоговая служба - определяется степенью оперативного взаимодействия с хозяйствующими субъектами и населением, оценивается с точки зрения удобства такого взаимодействия и характеризуется удовлетворенностью качеством налоговых услуг. Налоговая служба предоставляет равные права всем налогоплательщикам, создает условия для развития бизнес-среды и, как следствие, обеспечивает финансовую стабильность и наполнение бюджета.
Например, из Китая в Беларусь за последние десять лет инвестиции выросли в 200 раз. Стратегические отношения этих стран развиваются очень динамично, о чем свидетельствуют показатели по товарообороту, экспорту и инвестициям.
Портфель технико-экономической помощи Китая на 2019 г. составляет уже полмиллиарда долларов и, по словам специалистов, будет расти. В частности, только с 2015 года в рамках 12 проектов Китай выделил Беларуси почти 185 млн. долл. США технико-экономической помощи [13].
Ключевыми проектами Белорусско-Китайских отношений являются развитие индустриального парка «Великий камень», строительство социального жилья, студенческого общежития в Минске, а также терапевтического корпуса Минской центральной районной больницы.
Благодаря помощи Китая в Беларуси построена первая очередь системы электрификации индустриального парка. Развитие данного парка «Высоких технологий» имеет ключевое значение для углубления партнерства и дружбы между Беларусью и Китаем.
За 2019 г. на долю резидентов индустриального парка пришлось 70 % всех прямых иностранных инвестиций Смолевичского района и 20 % - Минской области. Сегодня каждое пятое высокопроизводительное рабочее место создано резидентами парка «Высоких технологий» [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая политика представляет собой комплекс государственных мер по созданию управления финансовыми ресурсами государства, их использованию для решения социально-экономических проблем страны.
Считается, что основными задачами налоговой политики являются обеспечение устойчивого экономического роста, сглаживание колебаний в экономическом цикле, достижение высокого уровня занятости и снижение инфляции.
Современная налоговая политика устанавливает основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и основные источники пополнения бюджета. В зависимости от конкретных исторических условий в некоторых странах такая политика имеет свою специфику. В то же время используется общий набор мер.
Политика государственных расходов призывает, прежде всего, удовлетворить спрос государственного сектора, то есть удовлетворить потребности в расходах на необходимые государственные нужды, отраженные в статьях расходов бюджета. В то же время следует иметь в виду, что многие государственные (общественные, социальные) потребности постоянно растут, поэтому их необходимо ограничивать с учетом срочности и ценностей других потребностей.
С 2012 г. экономика Республики Беларусь сталкивалась с серьезными препятствиями. Отмечалась стагнация экономического роста, причем в течение 2012–2018 гг. среднегодовой рост реального ВВП составлял лишь 1,7%, что является одним из самых низких показателей роста в странах Европы с формирующейся рыночной экономикой.
Такие низкие экономические показатели находятся в явном противоречии с результатами, достигнутыми в предыдущем десятилетии, когда среднегодовой рост экономики составлял 7,2 %, что было самым высоким показателем в Европе.
В последнее время наблюдается конвергенция подходов к применению инструментов налогового регулирования. Происходят:
- укрепление позиций косвенного налогообложения (прежде всего, в тех странах, которые ощущают наибольший дефицит фискальных ресурсов и до рецессии установили относительно низкие стандартные ставки НДС);
- перекладывание основной нагрузки подоходного налогообложения на финансово обеспеченные группы населения (преимущественно за счет коррекции прогрессивного механизма взимания налога с доходов физических лиц.
Из Китая в Беларусь за последние десять лет инвестиции выросли в 200 раз. Стратегические отношения этих стран развиваются очень динамично, о чем свидетельствуют показатели по товарообороту, экспорту и инвестициям.
Портфель технико-экономической помощи Китая на 2019 г. составляет уже полмиллиарда долларов и, по словам специалистов, будет расти.
1. Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в системе макроэкономического регулирования публичных финансов / Е.Ф. Киреева // Публичные финансы в ХХI веке. – 2017. – С. 82-84.
2. Бирюкова, Н. П. Совершенствование инструментов бюджетно – налоговой политики / Н.П. Бирюкова // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2017. - № 6. - С. 67-72.
3. Васильева, П. И. Влияние бюджетно-налоговой политики на экономический рост / П.И. Васильева // Аллея науки. 2017. - № 8. - С. 495-502.
4. Дейко, А. К. Налоговая система в социально-экономическом развитии Республики Беларусь / А. К. Дейко // Информационный бюллетень Администрации Президента Респ. Беларусь. – 2018. – № 2. – С. 76-86.
5. Мельникова Н.А. Налоговая политика в Республике Беларусь: основные направления реформирования / Н.А. Мельникова // Экономика, моделирование, прогнозирование: сб. научных трудов / Ред. коллегия: М. К. Кравцов (гл.ред.). – Минск: НИЭИ Мин-ва экономики Респ. Беларусь, 2017. – № 9. - С.71-77.
6. Мельникова Н.А. Эффективность налоговой политики Республики Беларусь и методы налогового регулирования / Н.А. Мельникова // Экономика, моделирование, прогнозирование: сб. научных трудов / Ред.коллегия: М.К. Кравцов (гл.ред.). – Минск: НИЭИ Мин-ва экономики Респ. Беларусь, 2017. – № 10. - С. 77-81.
7. Киреева, Е. Ф. Налоговая политика в условиях реформирования национальной экономики / Е. Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал. – 2017. – №3. – С. 22–29.
8. Киреева, Е. Ф. Налоговые услуги в системе мер повышения эффективности государственного управления // Белорусский экономический журнал. – 2017. – № 2. – С. 52–62.
9. Официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/.
10. Официальная статистика министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] /Минфин РБ. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/.
11. Проблемы сбалансированности бюджета Республики Беларусь / Я.В. Мялик, А.В. Павловец // Финансы России в условиях глобализации. – 2017. – С. 120-124.
12. Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс] /Минфин РБ. - Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/pdp2016_2020.pdf.
13. Электронный портал Минфина РБ: основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики РБ на 2018-2020 гг. [Электронный ресурс] / Минфин РБ. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/ taxpolitic/27092017.pdf.
14. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nbrb.by.
15. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.