ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и классификация планирования
1.2 Процесс планирования в организации
1.3 Понятие и виды плана
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «МОГИЛЁВХИМВОЛОКНО»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ факторов внешней и внутренней среды организации
2.3 SWOT-анализ как основа планирования в организации
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕКУЩЕГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «МОГИЛЁВХИМВОЛОКНО»
3.1 Мероприятия по совершенствованию планирования деятельности организации
3.2 Расчёт эффективности от предлагаемых мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование приобретает на наших предприятиях новые функции. Оно призвано сейчас не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни.
Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционировании и развития организации. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей организацией.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в современных условиях эффективное, успешное функционирование любой организации невозможно представить без применения методов управления. Одним из наиболее важных таких методов наряду с контролем, прогнозированием, анализом, информационным обеспечением, является планирование. Безусловно, проблема планирования и его совершенствования является актуальной как в Республике Беларусь, так и за рубежом. Это обусловлено зависимостью рентабельности производственной деятельности от грамотного планирования, соответствующего данным рыночным условиям и состоянию экономики страны в целом. Очень важно в разработке новых, современных методов планирования опираться и использовать опыт, разработки экономически развитых стран.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и классификация планирования
В управлении планирование занимает основное место, воплощая начало организации всего процесса реализации организационных целей.
Успех любой деятельности хозяйствующего субъекта напрямую зависит не только от влияния рыночных механизмов, но и от того, насколько успешно хозяйствующий субъект планирует свои действия. Для обеспечения взаимодействия скользящего планирования и на макро -, мезо- и микроуровне и в соответствии с принципами интеграции планирования должна быть разработана система планирования, включающая планирование на уровне управления и в сроки, механизм реализации которой осуществляется путем прогнозирования, утверждения и расчета взаимосвязей и взаимозависимости показателей [1, c. 320].
Существуют различные интерпретации понятия «планирование». Например, планирование – это определение целей и задач предприятия, анализ способов их реализации и предоставление ресурсов [2, с. 185].
Кроме того, планирование рассматривается как часть функций управления, предполагающих все внешние и внутренние факторы, обеспечивающие соответствующие условия для нормального функционирования и развития предприятия [10, с. 11].
Планирование компании – это метод управления экономикой, это процесс проектирования желаемого будущего и эффективный способ его реализации [22, с. 7].
Планирование – это разработка и корректировка плана, включая видение, обоснование, спецификацию и описание деятельности предприятия (цели) на ближайшую и долгосрочную перспективу[7, с. 149].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «МОГИЛЁВХИМВОЛОКНО»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации
ОАО «Могилёвхимволокно» является единственным в Республике Беларусь крупным производителем диметилтерефталата, полиэфирного гранулята ПЭТ, в том числе пищевого назначения, полиэфирных волокон и нитей и основным поставщиком сырья для легкой промышленности – крупнейшей отрасли народнохозяйственного комплекса Республики Беларусь.
Особенностью предприятия является объединение на одной площадке в единый комплекс производств, связанных технологическим циклом, – от получения исходного сырья до выпуска готовой продукции в виде волокон, нитей, нетканых материалов различного ассортимента и назначения.
Выпускаемая продукция соответствует мировым стандартам качества, пользуется широким спросом: более 65% производимой продукции поставляется на внешние рынки. Поставки осуществляются более чем в 30 стран мира, в числе которых Российская Федерация, Украина, Китай, США, Германия, Италия, Польша, Румыния, Литва, Латвия.
ОАО «Могилёвхимволокно» располагает развитой социальной сферой, которую представляют: санаторий «Сосны», гостинично-спортивный комплекс, сельскохозяйственный цех, цех общественного питания, участок по ремонту объектов социальной сферы.
Организационная структура управления ОАО «Могилёвхимволокно» представлена в приложении А. Основные показатели финансово-экономические показатели деятельности ОАО «Могилёвхимволокно» за 2017-2019 гг. представлены в таблице 2.1 (приложения Б-Д).
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕКУЩЕГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОАО «МОГИЛЁВХИМВОЛОКНО»
3.1 Мероприятия по совершенствованию планирования деятельности организации
В процессе проведения оценки эффективности планирования деятельности организации (предприятия) были обозначены следующие мероприятия по совершенствованию планирования деятельности ОАО «Могилёвхимволокно»:
− направить работников-планово-экономического отдела на курсы повышения квалификации в сфере планирования;
− усовершенствовать программу предоставления оперативных плановых данных посредством её замены на современное программное обеспечение.
В планово-экономическом отделе ОАО «Могилёвхимволокно» работают 5 человек: начальник планово-экономического отдела (1 чел.); специалисты планово-экономического отдела (4 чел.). Оценка деятельности ОАО «Могилёвхимволокно», в частности, планово-экономического отдела позволила установить, что имеется недостаток в оперативной подготовке и предоставлении оперативной плановой информации, что обусловлено отсутствием навыков прогнозирования. Таким образом, работников планово-экономического отдела ОАО «Могилёвхимволокно» целесообразно периодически направлять на курсы повышения квалификации.
Для повышения уровня квалификации работников планово-экономического отдела ОАО «Могилёвхимволокно» рекомендуется пройти курс бизнес-школы Big-Time с продолжительностью в 3 дня и стоимостью 250 руб. за обучение 1 специалиста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему «Стратегическое планирование и его совершенствование» выполнена по материалам исследования учёных-экономистов в области менеджмента и экономики и по практическим материалам, представленным ОАО «Могилёвхимволокно».
Исследование сущности планирования позволило установить, что планирование носит двоякий характер. С одной стороны, каждая организация должна вносить свой определенный вклад в достижение единой цели народного хозяйства удовлетворение потребностей населения и тех или иных видах товаров и услуг. С другой стороны, каждая организация должна выполнять производственную программу и вести хозяйственную деятельность, чтобы обеспечивать работников предприятия рабочими местами, возмещать им материальные, моральные, физические и другие усилия путем выплаты зарплаты, а также осуществлять воспроизводственную деятельность.
Основным элементом текущего планирования является его взаимозависимость со стратегическим планированием. При разработке текущего плана необходимо учитывать основные ценности и миссию компании, но реакция на текущие планы и операционные действия может иметь очень важные стратегические последствия. Кроме того, после завершения стратегической цели она должна быть заменена соответствующей организацией для следующей стратегической цели и текущего планирования.
Успешное стратегическое планирование неразрывно связано с текущим планированием, которое является детальной работой по определению стратегии. Ежедневная работа менеджера заключается в постоянном принятии различных решений, каждое из которых сопровождается процедурой реализации текущего плана.
В рамках отдельной организации состав и состав различных типов планов формируются в соответствии с принятой в них концепцией планирования.
1 Александрова, А. В. Стратегический менеджмент: учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2013. – 320 c.
2 Андрейчиков, А. В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: учебник / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА–М, 2013. – 396 c.
3 Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Д. В. Арутюнова. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. – 122 с.
4 Баринов, В. А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В. А. Баринов, В. Л. Харченко. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 285 c.
5 Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации) / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М: Дашков и К, 2013. – 372 с.
6 Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА–М, 2012. – 413 с.
7 Басовский, Л. Е. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Е. Басовский. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2013. – 365 c.
8 Бизнес-школа «Big Time». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vse-kursy.by/onlayn/7577-trening-po-teme-finansovyy-menedzhment-byudzhetirovanie-upravlencheskiy-uchet.html .
9 Голубков, Е. П. SWOT–анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е. П Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 1. – с. 9-11.
10 Голубков, Е. П. SWOT–анализ: существующие методики и пути их совершенствования / Е. П Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 2. – с. 11-13.
11 Горфинкель, В. Я. Экономика предприятия / В. Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2013. – 663 с.
12 Ефремов, В. С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование / В. С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – №2. – с. 17–21.
13 Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Магистр, 2013. – 528 c.
14 Заметин, Б. О сущности стратегического маркетинга / Б. Заметин, И. Семенов // Российская экономика. – 2011. – № 3. – с.14–29.
15 Зимина, Т. В. Диверсификация как основа долгосрочного устойчивого развития / Т. В. Зимина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 4. – с. 25-26.
16 Зуб, А. Т. Стратегический менеджмент: учебник / А.Т. Зуб. – М.: Юрайт, 2015. – 375 c.
17 Инновационный менеджмент: учебно-методический комплекс / В. А. Вишняков, В. И. Гончаров. – Минск: Издательство МИУ, 2009. – 239 с.
18 Кабанченко, С. Г. Анализ зарубежного опыта формирования и развития стратегических альянсов / С. Б. Кабанченко // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 1. – с. 37-46.
19 Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. – М.: Юрайт, 2014. – 448 с.
20 Коньков, А. Диагностика сильных и слабых сторон компании А. Коньков // Промышленный маркетинг. – 2013. – № 5. – с. 28–31.
21 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. – [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://un.by/images/library/thematic-publications/sustainable-development/OON_sMall_Rus.pdf.
22 ООО «Региональная экономика» – – [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://resoft.by/minsk/?yclid=5330399284361734604.
23 Сидоров, М. Н. Стратегический менеджмент: учебник / М.Н. Сидоров. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 145 c.
24 Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А. А. Томпсон, А. Д. Стрикленд; Пер. с англ. А. Р. Ганиева, Э. В. Кондукова. – М.: Вильямс, 2013. – 928 c.
25 Шестопал, Ю. Т. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев, В.А. Дресвянников. – М.: КноРус, 2013. – 320 c.
26 Шилков, В. И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В.И. Шилков. – М.: Форум, 2013. – 304 c.
27 Фомичев, А. Н. Стратегический менеджмент: учебник / А. Н. Фомичев. – М.: Дашков и К, 2016. – 468 c.