ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭОНОМИКЕ
1.1. Общая характеристика малого бизнеса
1.2. Социально-экономическая роль малого бизнеса
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2. Характеристика проблем развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Глава 3. СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3.2. Совершенствование государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
“Малый бизнес – это золотой фонд нации”, – эти слова, сказанные в 1996 году госпожой Джессикой Пирс, тогдашним Чрезвычайным и Полномочным послом Великобритании в Беларуси, навсегда запомнились автору. Она произнесла эту фразу на церемонии торжественного открытия Брестского бизнес центра, созданного в рамках проекта Международной финансовой корпорации “Поддержка частного предпринимательства в Беларуси”.
Актуальность исследования. Показать современную историю развития белорусского малого бизнеса, а также попытаться найти ответы на вопросы: “Как сделать так, чтобы малый бизнес действительно стал главным фактором прогресса страны?” и “Почему, когда мы говорим о малом бизнесе – “золотом фонде нации”, мы всегда говорим о “проблемах, барьерах и прочих трудностях” и редко об успехах и достижениях?”.
Малое предпринимательство в Республике Беларусь осуществляется в виде индивидуального предпринимательства и в форме малых предприятий. Причем малые предприятия с образованием юридического лица представляют собой более развитую форму осуществления предпринимательской деятельности. В Беларуси сделаны первые шаги по формированию малого бизнеса в качестве специфического сектора рыночной экономики. Однако в них прослеживается стратегический просчет в оценке значимости данных субъектов хозяйствования. Недооценка роли малого предпринимательства как существенного фактора развития рыночной экономики – основная причина вялотекущего процесса создания малых предприятий, основанных на новых и высоких технологиях, призванных поднять экономику страны.
Более того, Беларусь является единственной страной с переходной экономикой, где количество субъектов частного предпринимательства колеблется в разные периоды в зависимости от политики государства по отношению к бизнесу. Так, по данным Министерства статистики и анализа, по состоянию на 1 января 2019 года в Беларуси действовало более 348 тыс. малых и средних предприятий. Преобладающая специализация этих предприятий – сфера торговли. Однако в последние годы поступательно увеличивается удельный вес объема их промышленного производства в общем объеме промышленного производства страны (с 7,3 % в 2006 г. до 10.1 % в 2016 г.). В данной работе будут рассматриваться преимущественно только малые негосударственные предприятия. Это связано с глубоким убеждением того, что предприятия государственной формы собственности нельзя относить к субъектам предпринимательства, так как в отличие от частных бизнесов государственные предприятия не несут никаких предпринимательских рисков.
ГЛАВА 1. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭОНОМИКЕ
1.1. Общая характеристика малого бизнеса
Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, малые предприятия формируют здоровую рыночную конкурентную среду, средний класс, являющийся опорой общественной системы, быстро и эффективно решают многие социальные проблемы государства [4, c. 31].
Под предпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательство употребляется английский аналог - бизнес) в понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.
Малое предприятие - это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг.
Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Развитие частного малого и среднего предпринимательства, безусловно, не является самоцелью, а рассматривается как важнейший фактор структурной трансформации экономики, повышения ее конкурентоспособности и устойчивости в среднесрочной перспективе.
В отчете экспертов Всемирного банка «Страновой экономический меморандум для Республики Беларусь: экономическая трансформация для роста» (апрель 2012 г.) отмечается, что «…существующая модель роста достигла своих пределов и не может обеспечить устойчивого роста при отсутствии структурных реформ. В будущем модель роста должна будет опираться на существенный рост производительности в результате структурных реформ в условиях макроэкономической стабильности…».
По мнению авторов указанного отчета, Беларуси предстоит решать:
1) как произвести перераспределение трудовых ресурсов и капитала в пользу сегментов экономики с высокой производительностью;
2) как осуществить реструктуризацию сектора государственных предприятий;
3) как поддержать недостаточно развитые частный сектор и сектор услуг.
Решив эти задачи, Беларусь оживит свои конкурентоспособные сегменты экономики и раскроет неиспользованные возможности для экономического роста.
Выводы и рекомендации экспертов Всемирного банка представляются обоснованными, актуальными и достаточно выверенными. Отсюда миссия МСП Беларуси заключается в создании весомого, высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, способного существенно улучшить структуру белорусской экономики, повысить её устойчивость и конкурентоспособность.
Главным источником развития МСП является инициатива, творческие способности и интеллект предпринимателей, поддержанные республиканскими и региональными ресурсами на основе государственно-частного партнерства [14, c. 87].
С развитием МСП связано улучшение инвестиционной привлекательности Республики, повышение капитализации и совокупной отдачи местных природных, трудовых и интеллектуальных ресурсов, рост валового внутреннего продукта, что гарантирует повсеместный рост качества жизни и благосостояния жителей Беларуси.
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1. Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Малые предприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых государств. В странах ЕС на их долю приходится 63-67 % ВВП и свыше 70 % работающего населения, в США - 50-52 и 54 %, в Японии - 52-55 и 78 % соответственно [13].
При этом каждое государство выработало свои собственные подходы и критерии определения субъектов малого бизнеса. Главное, что лежало в их основе, - обеспечение со стороны государства выгодности функционирования малых хозяйственных структур в условиях динамичной внешней среды. Как правило, в качестве критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к числу малых и средних используются такие показатели, как численность наемных работников, размер уставного капитала, активов, объем оборота (прибыли, дохода). В разных странах применяются различные комбинации данных показателей (обычно не менее двух).
В Европейском союзе были приняты следующие стандартные критерии для малых и средних предприятий, пользующихся государственной поддержкой:
1. средние предприятия - до 250 человек работающих, годовой оборот до 4 млн. евро, баланс - до 27 млн. евро;
2. малые предприятия - до 50 работников, годовой оборот - до 7 млн. евро, баланс - до 5 млн. евро;
3. микропредприятия - до 10 человек работающих [18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малый бизнес как субъект экономики Беларуси существует более 14 лет. Нынешний уровень развития сектора малых и среди них предприятий был достигнут к середине 90-х годов, и с тех пор имеет лишь незначительную динамику роста. К сожалению, по уровню развития малого предпринимательства Беларусь значительно отстает не только от стран Восточной Европы, но и республик бывшего СССР. Уже к 1996–1997 годам в большинстве стран бывшего Советского Союза более половины валового внутреннего продукта создавалось в негосударственном секторе, на долю частных предприятий приходилось абсолютное большинство розничного товарооборота и объема реализации услуг. В Беларуси малый бизнес развит значительно слабее, его вклад в экономику страны не превышает 9% по доле в ВВП, объемах производства, инвестициях и других основных показателях.
Проведенный анализ динамики развития субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь выявил, что деятельность данных субъектов характеризуется следующими негативными тенденциями:
1. Нестабильность и противоречивость законодательства, вызывающие нарушения в правоприменительной практике, как со стороны предпринимателей, так и со стороны государственных органов;
2. Дискриминационная политика многих государственных органов по отношению к частному бизнесу, создание неравных условий для деятельности предприятий негосударственной и государственной форм собственности;
3. Недостаточная гарантия защиты права собственности и большая зависимость судов от исполнительной власти;
4. Малая эффективность существующих бюджетно-налоговых методов регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, которая приводит к постоянному ухудшению условий хозяйствования;
5. Недостаточное информирование населения республики о роли субъектов малого предпринимательства в экономике;
6. Существование недобросовестной конкуренции;
7. Недофинансирование программ государственной поддержки предпринимательства в Республике Беларусь и нерациональное распределение средств по направлениям программ;
8. Уменьшение государственной финансовой помощи субъектам малого предпринимательства, а также наличие необоснованных адресных налоговых льгот для некоторых субъектов;
1. Алексеева, О.В. Нормативно—правовое регулирование малого бизнеса в Республике Беларусь / О.В. Алексеева // Современные технологии управленческой деятельности. — Мытищи: Чебоксарский кооперативый институт, 2018. — С. 13—17.
2. Анфимова, А.Ю. Управление развитием малого бизнеса. Учебное пособие. — М: 2019. — 102 с.
3. Арашкевич, О.В. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, ориентированных на экспорт / О.В. Арашкевич // Экономика. Бизнес. Финансы. — Минск: 2018. — №7. — С. 26—31
4. Беликова, Е.Г. Роль малого бизнеса и стартап—движения в Республике Беларусь / Е.Г. Беликова // Актуальные вопросы экономики и управления на современном этапе развития общества. — Минск: БГТУ, 2019. — С. 30—35.
5. Васильченко, А.О. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь / А.О. Васильченко // Современные аспекты экономики. — Гомель: ПолесГУ, 2019. — №5. — С. 181—198.
6. Динамика количества микроорганизаций и малых организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/maloe-predprinimatelstvo/graficheskii-material-grafiki-diagrammy_9/dinamika-kolichestva-mikroorganizatsii-i-malyh-organizatsii.
7. Киселева, Н.А. Анализ показателей развития малого бизнеса в Республике Бедарусь / Н.А. Киселева // Мировая экономика и бизнес—администрирование малых и средних предприятий. — Минск: БНТУ, 2019. — С. 32—33.
8. Ковалёв, М. Условия для развития малого предпринимательства в Беларуси / М. Ковалёв, Е. Ракова// Инновации. – 2015. – №1(2). – с. 23-25.
9. Коган, А.А. Конкурентоспособность малого бизнеса в Республике Беларусь / А.А. Коган // Мировая экономика и бизнес—администрирование. — Минск: БНТУ, 2019. — С. 35—37.
10. Кривда, С.В. Сильные и слабые стороны малого бизнеса/С.В. Кривда// Российское предпринимательство. – 2016. – №12 (2). – С. 32-36.
11. Макарук, О. Е. Проблемы развития инновационной инфраструктуры Республики Беларусь / О. Е. Макарук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uctopuk.info/article/problemy-razvitiya-innovacionnoy-infrastruktury-respubliki-belarus.
12. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: Учеб. пособие / Под ред. А. Д. Шеремета. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 480 с.
13. Малый бизнес: зарубежный опыт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://msb.khabkrai.ru/malyi—biznes—zarubezhnyi—opyt/.
14. Механикова, А.С. Анализ влияния малого и среднего бизнеса на экономический рост в Республике Беларусь / А.С. Механикова // Экономический базис развития Республики Беларусь. — Минск: 2019. — С. 86—88.
15. О государственной программе «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 гг.: Постановление Совета министров Республики Беларусь от 23 февр. 2016 № 149 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
16. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента Респ. Беларусь № 15 янв. 2016 г. № 255 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
17. О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Респ. Беларусь от 1 июл. 2010 № 148-3 (в редакции закона от 30 декабря 2015 г. № 344-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18. Попков, М.В. Отличия форм предпринимательства в Республике Беларусь и за рубежом / М. В. Попков // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
19. Пятаченко, А. М. Экономическая сущность и этапы развития малого бизнеса / А.М. Пятаченко // Инновационная деятельность: теория и практика. — М.: 2016. — №6 (2). — С.22—27.
20. Doing Business. Measuring Business Regulations. Belarus [Electronic resourse]/ World Bank Group – Mode of access: http://www.doingbusiness.org/ data/exploreeconomies/belarus.