ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЛИНГА В ЛОГИСТИКЕ
1.1 Понятие, сущность и значение контроллинга
1.2 Целевые функции и инструменты контроллинга
2 АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Логистический контроллинг в организации
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Для достижения постоянной цели эффективности в любом виде экономической и производственной деятельности необходимо создать соответствующую систему управления. Управление потоковой обработкой не будет исключением. Без эффективной подсистемы управления логистическая система не может быть полностью функциональной. При отсутствии таких подсистем это приведет к значительным потерям. Согласованность всех подсистем и подсистем в логистической системе взаимных процессов, а также нарушение параллелизма. Надежность общей работы различных компонентов и их деятельности отдельного организма резко снизилась. Время периодов неучтенных неиспользования техники и оборудования увеличивается.
Качество выпускаемой продукции значительно снижается при выполнении работ, что отрицательно сказывается на уровне обслуживания клиентов. В процессе контроля за денежными средствами, товарами и другими движениями затраты и риски возрастают и приведут к невозможности осуществления необходимого контроля. Невыполнение контроля может быть очень опасной угрозой, но это не только создает риски. Качество разрабатываемых стратегических и тактических решений играет большую роль, поэтому характер рисков в хозяйственной и производственной деятельности разнообразен.
Принятие правильных тактических решений дает возможность относительно быстро проверить происходящий процесс и, следовательно, привести к уменьшению количества потенциальных потерь. Долгосрочные стратегические риски потребуют комплексного страхового плана для проведения возможных оценок.
Контроллинг – это снабжение информацией управленческого персонала для оптимального достижения обеспечений целей предприятия, а также совокупность всех тех задач, предметом которого является координация управления на предприятии.
Цель написания курсовой работы – изучение теоретических основ контроллинга в логистике и его анализ на примере организации, а также разработка предложений по совершенствованию контроллинга в логистической системе предприятия.
Объектом исследования выступает ОАО «ПарфюмБытХим».
Предмет исследования – логистический контроллинг в ОАО «ПарфюмБытХим».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЛИНГА В ЛОГИСТИКЕ
1.1 Понятие, сущность и значение контроллинга
На стыке девятнадцатого и двадцатого веков многие американские руководители в процессе управления организациями столкнулись с острой необходимостью улучшения методов хозяйственного учета и финансового контроля. Первые попытки улучшения учетной системы выглядели таким образом – руководители предприятий возлагали на главного финансиста и секретаря фирмы задачи по предоставлению аналитической информации по вопросам экономической и хозяйственной части. Таким образом формировалась тесная рабочая взаимосвязь между финансовой службой и человеком, который ассистирует главному руководителю. Впоследствии было установлено, что из-за многообразия информации и потребности ее детализации целесообразнее возложить данную задачу на отдельных должностных лиц. Таким образом и произошло внедрение контроллинга на предприятии.
Контроллинг – это новое направление в системе менеджмента, поэтому сегодня нет однозначного определения данного понятия. Однако существует несколько определений, которые пользуются наибольшей популярностью и отображают суть данного термина [19, c. 40].
Его происхождение связано с английским глаголом to control. В переводе «контроллинг» – это «руководство, наблюдение, контроль, управление, регулирование». Однако такого описания мало для того, чтобы понять суть данного явления, поэтому стоит рассмотреть два следующих более точных определения [16, c. 208].
Контроллинг является обособленным направлением деятельности в организациях, которое связано с осуществлением экономической функции и направлено на принятие правильных стратегических и оперативных решений руководящим персоналом.
Контроллинг – это комплекс действий, направленных на сопровождение всех процессов необходимым информационно-аналитическим обеспечением для принятия правильных управленческих решений. Чаще всего они нацелены на увеличение прибыли в организации [8, c. 111].
2 АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Краткая характеристика организации
Общество с ограниченной ответственность «Парфюм-Трейд» - это сеть магазинов «Мила», которое осуществляет розничную продажу смешанного ассортимента. То есть небольшие сетевые магазинчики, в которых собрано всё необходимое для себя, своей семьи и дома: декоративная косметика и парфюмерия, средства по уходу за лицом, телом и волосами, аксессуары для волос и бижутерия, средства гигиены, колготки и чулки, товары для ухода за домом, игрушки и многое другое! На сегодняшний день сеть «Мила» ОАО «Парфюм-Трейд» включает более 100 магазинов по всей Беларуси. Ассортимент насчитывает более 10 000 наименований товаров.
Создание централизованной системы управления торговыми операциями позволит выработать единую маркетинговую стратегию и политику взаимодействия с контрагентами.
ОАО «Парфюм-Трейд» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями, к которым присоединилась Республика Беларусь, и Уставом торгового унитарного предприятия.
Целью создания ОАО «Парфюм-Трейд», является получение прибыли. Основным видом деятельности компании является розничная продажа парфюмерии и косметики.
Общество с ограниченной ответственностью «Парфюм Трейд». Зарегистрирован решением Минского горисполкома от 15.02.2007 г. № 294. Регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (кроме представительства иностранной организации) № 190805026.
Краткое наименование: ОАО «Парфюм Трейд»
Полное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Парфюм Трейд»
Фирменное наименование: ПАРФЮМ ТРЕЙД
Юридический адрес; Минская обл.,Минский р-н,Щомыслицкий с/с,с/с Щомыслицкий,район д. Озерцо, Менковский тракт,д.14, ком. 107
Дата регистрации: 21.02.2007 ( 11 лет )
Инспекция МНС РБ по Минскому району
ЕГР: 15.02.2007 (11 лет ).
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА В ОРГАНИЗАЦИИ
Для оптимизации информационных потоков и улучшения уровня контроля логистических служб на всех уровнях логистической системы, а в следствие, повышения эффективности работы организации в целом, предлагается внедрить программу «Quick Sales Expert 2». Выбор в пользу данной системы обусловлен простотой использования, доступностью с точки зрения ценового фактора и возможностью установки на компьютер с любой операционной системой.
Пользователям системы «Sales Expert 2» предоставляется возможность упростить и автоматизировать работу в системе «1С:Предприятие», с помощью реализованной в «Sales Expert 2» интеграции. Использовать интеграцию можно с 1С:Предприятие версий 7.7 (7.70.025), 8.1(8.1.15.14) ПРОФ и 8.2(8.2.13.219) ПРОФ.
Поддерживаемые конфигурации для 1С:Предприятие версии 7.7:
- Конфигурация «Бухгалтерия», редакция 4.5
- Конфигурация «Торговля + Склад», редакция 9.2
- Комплексная конфигурация (Бухгалтерия + Торговля + Склад + Зарплата + Кадры), редакция 4.5
- Конфигурация «Упрощенная система налогообложения», редакция 1.3.
В 1С:Предприятие и «Sales Expert 2» есть одинаковая информация: клиенты, продукты, счета, платежи, накладные и прочие документы.
Нужно сделать так, чтобы эта информация синхронизировалась автоматически, или хотя бы с минимальным ручным трудом.
Перечисленные ниже возможности позволяют решить эту задачу:
- Создание счетов в «Sales Expert 2», с сохранением их в 1С;
- Создание счетов в 1С, с сохранением их в «Sales Expert 2»;
- Импорт документов и платежей из 1С;
- Синхронизация контрагентов 1С и клиентов «Sales Expert 2»;
- Синхронизация номенклатуры 1С и продуктов в «Sales Expert 2».
Также использование новой версии программы позволит избежать системных ошибок и обеспечить работу одновременно у нескольких пользователей. Далее рассмотрим эффективность внедрения системы.
Для оценки эффективности необходимо рассчитать капитальные затраты, эксплуатационные затраты, определить прирост прибыли (экономию) и рассчитать эффективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общество с ограниченной ответственность «Парфюм-Трейд» - это сеть магазинов «Мила», которое осуществляет розничную продажу смешанного ассортимента. То есть небольшие сетевые магазинчики, в которых собрано всё необходимое для себя, своей семьи и дома: декоративная косметика и парфюмерия, средства по уходу за лицом, телом и волосами, аксессуары для волос и бижутерия, средства гигиены, колготки и чулки, товары для ухода за домом, игрушки и многое другое! На сегодняшний день сеть «Мила» ОАО «Парфюм-Трейд» включает более 100 магазинов по всей Беларуси. Ассортимент насчитывает более 10 000 наименований товаров.
В 2019 году выручка от реализации увеличилась на 7,40%. Также увеличилась и себестоимость реализованной продукции на 19,04%. Вследствие увеличения себестоимости снизилась валовая прибыль на 7,01% до 7214 тыс. р. Также снизилась и чистая прибыль на 16,63% до 802 тыс. р.
Среднегодовая стоимость краткосрочных активов увеличилась на 76,19% в 2019 году до 6126 тыс. р. Вследствие снижения чистой прибыли и увеличения среднегодовой стоимости краткосрочных активов снизилась рентабельность активов на 52,68% до 13,09%. Рентабельность продаж также снизилась в 2019 году и составила 4,30%.
В целом, следует отметить эффективную деятельность предприятия и увеличение основных экономических показателей работы предприятия.
Логистической деятельностью занимается заместитель директора по логистике, возглавляющий следующие отделы: отдел материально-технического снабжения и внешней кооперации, отдел сбыта, транспортно-экспедиционный отдел, отдел таможенного оформления и складское хозяйство.
В работе логистических служб отсутствует единая система, которая устанавливает целевые показатели деятельности, а также оценивает их в конце отчетного периода.
Необходимо отметить, что в части организации контроля и управления за информационными логистическими потоками наблюдаются следующие проблемы:
– отсутствие модуля «1С: Склад» в используемом на предприятии программном пакете «1С: Предприятие»;
– отсутствие электронной системы логистического учета и управления запасами (системы ERP-типа и т.п.);
– отсутствие информационной системы оценки результатов деятельности логистических служб.
1. Альтшулер, И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа / И.Г. Альтшулер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 450 с.
2. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика: учебник / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. – М.: Проспект, 2017. – 426 с.
3. Баркан, Д.И. Управление продажами: учебник / Д.И. Баркан. – СПб.:Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2017. – 908 с.
4. Бурцев, В.В. Анализ результатов продаж компании: методология и практический пример / В. В. Бурцев // Управление продажами. – 2015. – № 5. – С. 20-22.
5. Гаджинский А.М. Проектирование товаропроводящих систем на основе логистики. М. : Дашков и К, 2017. 324 с.
6. Григорьев, М.Н. Логистика: продвинутый курс: учебник для магистров / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров – М.: Юрайт, 2015. – 734 с.
7. Данько, Т.П. Управление маркетингом: учебник / Т. П. Данько. – М.: Инфра, 2015. – 280 с.
8. Логистика и управление цепями поставок: практическое пособие / Д. В. Курочкин. – Минск: Альфа-книга, 2016. – 783 с.
9. Логистика и управление цепями поставок: учебник / [В. В. Щербаков и др.]. – М.: Юрайт, 2015. – 581 с.
10. Логистика: интегрированная цепь поставок / Доналд Дж. Бауэрсокс, Дэйвид Дж. Клосс. – М.: Олимп-Бизнес, 2017. – 635 с.
11. Мазманова, Б.Г. Методические вопросы прогнозирования сбыта. / Б.Г. Мазманова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 3. – С. 17-20.
12. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2014. - 288 с.
13. Моисеева, Н.К. Экономические основы логистики: учебное пособие / Н. К. Моисеева. - Москва: Инфра-М, 2017. – 527 с.
14. Мясникова, О.В. Распределительная логистика: учеб. пособие / О.В. Мясникова. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 382 с.
15. Никитина, Э.И. Международная логистика: учебное пособие / Э. И. Никитина. – Минск: МИТСО, 2018. – 331 с.
16. Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В.Е. Николайчук. – М.: Дашков и Кº, 2015. – 978 с.
17. Рыкалина О.В. Логистические ресурсы: потенциалы материального производства и сферы услуг: учебное пособие. М. : Дашков и К, 2015. 270 с.
18. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2015. – 607 с.
19. Секерин, В.Д. Логистика: учеб. пособие / В. Д. Секеркин. – М.: КНОРУС, 2016. – 240 с.
20. Тойменцева, И.А. Логистический анализ сбытовой деятельности предприятий промышленности строительных материалов / И.А. Тойменцева // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2015. – № 2. – С.52-59.