ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ
1.1 Планирование производственных ресурсов в производственной логистике
1.2 MRP1 и MRP2, основанные на них микрологистические системы
2 АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ В СЗАО «БЕЛДЖИ»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Применяемая в организации концепция планирования производственных ресурсов
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЯЕМОЙ КОНЦЕПЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ
3.1 Мероприятия по улучшению концепции планирования производственных ресурсов
3.2 Эффективность предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных экономических условиях логистика является частью процесса цепи поставок, где эффективное планирование, осуществление и контроль над подзаданиями включает передвижение и хранение продукции, а также направление связанных с этим услуг и потоков информации от точки поставки до конечного пользователя с целью выполнения требований клиента.
Логистика является в первую очередь стратегическим управлением, при помощи которого можно улучшить стратегическое положения предприятия и поднять его конкурентоспособность. Логистика является образом мышления, который включает все сферы деятельности и уровни предприятия, а также образом действий, который поддерживает независимые подразделения. Когда в предприятии открывается отдел, в котором реализуется вся деятельность, связанная с логистикой, то этот отдел должен рассматриваться как занимающийся координацией действий, связанных с логистикой.
В настоящее время использование концепции логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это объясняется усилением конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками, усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые предназначены для разнообразных и зачастую весьма специфических требований потребителя. Соответственно увеличивается количество не только готовых изделий, но и материальных ресурсов, требуемых для их изготовления.
Необходимость планирования потребности в материальных ресурсах обусловлена тем, что основная масса проблем в процессе производства связана с запаздыванием или опережением поступления комплектующих, сырья и материалов, в результате чего, как правило, параллельно со снижением эффективности производства на складах возникает избыток (дефицит) материалов, поступивших раньше или позже намеченного срока. С целью предотвращения подобных проблем была разработана методика планирования потребности в материалах MRP (Material Requirements Planning). Созданы компьютерные программы, позволяющие оптимально регулировать поставки материальных ресурсов, контролировать запасы на складе и саму технологию производства.
Система MRP – одна из наиболее популярных в мире, основанная на логистической концепции «планирования потребностей / ресурсов». Данная система оперирует материалами, компонентами, полуфабрикатами и их частями, спрос на которые зависит от спроса на специфическую готовую продукцию.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ
1.1 Планирование производственных ресурсов в производственной логистике
Основной задачей материально-технического обеспечения предприятия (МТО) является полное и своевременное удовлетворение производственных потребностей в материальных ресурсах. Эффективная организация МТО заключается в унифицированном функционировании условий предприятия и обеспечении качества выпускаемой продукции, объема, соблюдения условий поставки в соответствии с условиями договора с потребителем выпускаемой продукции. Поэтому от организации и планирования МТО зависит конкурентоспособность предприятия, особенно высокая надежность взаимодействия с деловыми партнерами.
Итак, основными задачами материально-технического обеспечения на предприятии являются:
– бесперебойное обеспечение в установленные сроки цехов, участков, рабочих мест всеми необходимыми предметами труда требуемого качества;
– соблюдение норм запасов материальных ценностей;
– организация экономного расходования и надлежащего хранения сырья, материалов, полуфабрикатов, обеспечение их сохранности без снижения качества.
В плановой экономике высшие органы власти распределяют ресурсы централизованно, исходя из выделенных средств (лимитов). В рыночных условиях система МТО кардинально изменилась. Компании должны самостоятельно устанавливать контакты с поставщиками материальных ресурсов (МР) для согласования условий поставки и затрат.
Управление снабжением предприятий осуществляется отделом бизнес-услуг, который, помимо отдела снабжения, включает также отдел продаж и маркетинга, внешний заводской транспорт и склад материалов и готовой продукции. В малом бизнесе функции снабжения и сбыта может выполнять один отдел. Службу возглавляет коммерческий директор.
Логистический план содержит материальный баланс по основной номенклатуре материалов, энергетический баланс, потребность в материальных ресурсах, рассчитанную по видам, нормы и нормативы материального, топливно - энергетического потребления.
Материалы делятся на основные,вспомогательные, закупаемые компоненты и полуфабрикаты. К топливно-энергетическим ресурсам относятся электроэнергия, тепло, газ, вода, пар, сжатый воздух, автомобильное топливо и другие виды топлива. Большая часть энергоресурсов ограничена,а остальные поставляются через товарные рынки.
2 АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ В СЗАО «БЕЛДЖИ»
2.1 Краткая характеристика организации
СЗАО «БЕЛДЖИ» — белорусско-китайское совместное предприятие по сборке китайских легковых автомобилей «Джили». Одно из двух предприятий по сборке легковых автомобилей в Беларуси (второе — Юнисон). Размещено на арендуемых площадях ОАО «Борисовский завод Автогидроусилитель» под Борисовом.
В 2012 г. началась реконструкция действующих производственных площадей на территории ОАО Борисовский завод Автогидроусилитель, после которой производственная мощность SKD предприятия (крупноузловая сборка автомобилей) составила более 10 000 автомобилей в год.
Автомобили марки Geely отечественной сборки успешно продаются не только в Беларуси, где насчитывается десять крупных дилерских центров, но и за рубежом – в России и Казахстане.
История создания завода. 23 декабря 2011 г. – создание СЗАО БЕЛДЖИ. 30 декабря 2011 г. – подписание соглашения об условиях производства легковых автомобилей между Министерством промышленности Республики Беларусь и СЗАО БЕЛДЖИ. 1 марта 2012 г. – заключение инвестиционного договора между Республикой Беларусь и акционерами СЗАО БЕЛДЖИ. 2012–2013 гг. – реконструкция производственных площадей на территории ОАО Борисовский завод Автогидроусилитель.
Менеджмент качества. В СЗАО БЕЛДЖИ внедрена и результативно функционирует система менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001-2009. В январе 2016 года органом по сертификации систем менеджмента АКАДЕМ-СЕРТ проведен сертификационный аудит, в ходе которого подтверждено соответствие системы менеджмента качества СЗАО БЕЛДЖИ в области производства по сборке легковых автомобилей, монтажа устройств вызова экстренных оперативных служб, устанавливаемых на автотранспортном средстве, требованиям СТБ ISO 9001-2009.
В конце марта 2015 г. начато строительство CKD завода (мелкоузловая сборка комплектов автомобиля) полного цикла, а именно: сварка, окраска, сборка. Новое предприятие разместится между Борисовом и другим промышленным городом – Жодино – и займет площадь 118 га. Новый завод готов принять в свой штат 1300 человек.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИМЕНЯЕМОЙ КОНЦЕПЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ
3.1 Мероприятия по улучшению концепции планирования производственных ресурсов
Как было сказано во второй главе, при планировании запасов используются программные комплексы, не имеющие интеграции и являющиеся упрощенными для такого крупного и успешно развивающегося предприятия, как СЗАО «БЕЛДЖИ». Для повышения эффективности планирования материальных ресурсов предлагается внедрение программное обеспечение для планирования наилучших потребностей в материалах (MRP) Streamline.
Преимущества предлагаемого программного обеспечения:
1. Быстрый и интуитивно понятный пользовательский интерфейс
2. Бесшовная интеграция источников данных компании
Двунаправленное подключение позволяет извлекать данные из системы продаж в Streamline, а также автоматически экспортировать прогнозируемую информацию о заказе обратно в вашу ERP-систему.
3. Плавный и быстрый процесс внедрения
4. Идеальное соответствие бизнес-процессам в вашей компании
Существует множество факторов, которые необходимо учитывать при выборе системы программного обеспечения для планирования запасов для Вашей компании. Они могут включать в себя общую стоимость владения выбранным решением, надежность, высокое качество поддержки, и, наконец, вашу способность оценить все функции до принятия решения.
Возможности Streamline, характерные для MRP:
− Точный прогноз спроса;
− Прогнозируемые уровни запасов;
− Планирование заказов;
− Оповещения о избытке/отсутствии товара на складе;
− Оптимизация запасов.
Для оценки эффективности необходимо рассчитать капитальные затраты, эксплуатационные затраты, определить прирост прибыли (экономию) и рассчитать эффективность.
Расчет капитальных затрат. В капитальные затраты по внедрению программного продукта входят следующие статьи затрат:
- расчет затрат на приобретение программного продукта;
- расчет затрат на установку и настройку программного продукта;
- расчет затрат на обучение работников;
- расчет затрат на установку и наладку сети.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СЗАО «БЕЛДЖИ» — белорусско-китайское совместное предприятие по сборке китайских легковых автомобилей «Джили». Одно из двух предприятий по сборке легковых автомобилей в Беларуси (второе — Юнисон). Размещено на арендуемых площадях ОАО «Борисовский завод Автогидроусилитель» под Борисовом.
23 декабря 2011 г. – создание СЗАО БЕЛДЖИ. 30 декабря 2011 г. – подписание соглашения об условиях производства легковых автомобилей между Министерством промышленности Республики Беларусь и СЗАО БЕЛДЖИ. 1 марта 2012 г. – заключение инвестиционного договора между Республикой Беларусь и акционерами СЗАО БЕЛДЖИ. 2012–2013 гг. – реконструкция производственных площадей на территории ОАО Борисовский завод Автогидроусилитель.
В 2019 году размер выручки составил 192547, что на 68036 тыс. руб. или на 54,64 % больше, чем в 2018 году. В 2019 году себестоимость продукции составила 117354 тыс. руб., что на 32913 тыс. руб. или на 38,98 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Управленческие расходы в 2019 году снизились на 2456 тыс. руб. или на 37,3 % и составил 4128 тыс. руб. В 2019 году расходы на реализацию выросли на 8543 тыс. руб. или на 44,69 % и составили 27658 тыс. руб.
Прочие доходы по текущей деятельности в 2019 году составили 4896 тыс. руб., что на 2245 тыс. руб. или на 84,69 % больше, чем в 2018 году. Прочие расходы по текущей деятельности 2019 году сократились на 866 тыс. руб. или на 48,73 % и составили 911 тыс. руб.
Доходы по инвестиционной деятельности в 2019 году составили 21492 тыс. руб., что на 4214 тыс. руб. или на 24,39 % больше, чем в 2018 году.
Расходы по инвестиционной деятельности в 2019 году составили 10199 тыс. руб., что на 968 тыс. руб. или на 10,49 % больше значения 2018 года.
Доходы по финансовой деятельности в 2019 году выросли на 1363 тыс. руб. или на 17,19 % и составили 1363 тыс. руб.
Расходы по финансовой деятельности в 2019 году сократились на 39 тыс. руб. или на 26 % и составили 111 тыс. руб.
Размер налога на прибыль в 2019 году вырос в сравнении с 2018 годом на 6327 тыс. руб. или на 141,8 % и составил 10789 тыс. руб. Чистая прибыль в рассматриваемом периоде увеличилась на 28822 тыс. руб. и составила в 2019 г. 49148 тыс. руб.
1 Аникин, Б.А. Логистика / Б.А. Аникин. – М.: Проспект, 2013. – 406 с.
2 Ардатова, М.М. Логистика в вопросах и ответах: учеб. пособие / М.М. Ардатова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 272 с.
3 Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Гаджинский. – Москва: Дашков и Кº, 2013. – 420 с.
4 Горюшкин, А.А. Организация производства и управление предприятием: пособие / А.А. Горюшкин [и др.]. – Минск: БГУИР, 2013. – 144 с.
5 Горяев, Н.К. Основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Горяев, О. Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 178 с.
6 Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – Москва: Юрайт, 2011. – 734 с.
7 Дехтяренко, И. Актуальные задачи по оперативному управлению закупкой: как выбрать систему управления запасами: советы практика / Ирэна Дехтяренко, Алексей Поташов // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 36-38.
8 Дыбская, В.В Логистика складирования / В.В. Дыбская. – М.: Инфра-М, 2014. – 559 с.
9 Елова, И.А. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. – Минск: Право и экономика, 2011. – 460 с.
10 Еловой, И.А. Логистика: учеб.-методич. пособие / И.А. Еловой. – Гомель: БелГУТ, 2011. – 165 с.
11 Ельдештейн, Ю.М. Логистика: учеб.-метод. комплекс / Ю. М. Ельдештейн. – Красноярск, 2006. – 387 с.
12 Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: учеб. пособие / Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Современная школа, 2006. – 736 с.
13 Залманова, М.Е. Закупочная и распределительная логистика / М. Е. Залманова. – Саратов, 2002. – 82 с.
14 Зимина, Т.В. Диверсификация как основа долгосрочного устойчивого развития / Т. В. Зимина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 4. – С. 26-25.
15 Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. – Минск: Право и экономика, 2011. – 460 с.
16 Каневский, Д. Автоматизация управления запасами: мифы и реальность / Даниил Каневский // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
17 Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент / Ф. Котлер. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2001. – 510 с.
18 Кочемасова, А.В. Международная логистика: учеб. пособие / А. В. Кочемасова. – Хабаровск, 2012. – 237 с.
19 Кузнецова Т.В. Обоснование выбора метода размещения объектов в цепи поставок / Т.В. Кузнецова // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2014. – № 1. – С. 32-34.
20 Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 268 с.
21 Логистика. Продвинутый курс: учебник / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – Москва: Юрайт, 2011. – 734 с.
22 Логистика: учеб. пособие / [И. М. Баско и др.]. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2007. – 431 с.
23 Лукинского, В.С. Модели и методы теории логистики / Под ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2003. – 176 с.
24 Мясникова, О.В. Организация производственных процессов и оценка их эффективности / О.В. Мясникова // Тр. Минск. ин-та упр. – 2006. – №1. – с. 10-17
25 Синицина Л.М. Организация производства: учебник / Л.М. Синица. – 2-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2011. – 532 с.
26 Степанов, В.И. Логистика производства: учебное пособие: для высших учебных заведений по направлению «Экономика» / В.И. Степанов. – Москва: Инфра-М, 2012 – 199 с.
27 Феденя А.К. Организация производства и управление предприятием: Учеб. пособие – Мн.: Тетра-Систем, 2004.