ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СУЩНОСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ
1.1 Понятие государственного долга
1.2 Причины возникновения государственного долга и управление им
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состояние государственного долга в Республике Беларусь
2.2 Последствия государственного долга
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Направления управления внешним долгом Республики Беларусь
3.2 Направления управления внутренним долгом Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Принимая во внимание различные модели и их популярность в мировой практике, современная рыночная экономика является смешанной экономикой, а бюджет является финансовой основой государственного регулирования, дополняющей инструменты рыночных механизмов.
Важную роль в этих условиях играет вопрос об источнике финансирования деятельности государства, его регулирующем потенциале и структуре. Одним из таких источников являются кредитные (валютные) эмиссии и государственные займы. К сожалению, все больше и больше долговых проблем сталкивается каждая страна в тот или иной период своей истории.
Актуальность темы – это то что в условиях развития рыночных отношений углубления политического, культурного, экономического сотрудничества государств, существующих внутренних разногласий в системе государственного вмешательства в экономику проблема бюджетного дефицита, государственного долга и его регулирования, перемещается в центр экономических проблем современности.
Цель – проанализировать проблемы, современное состояние государственного долга РБ и найти пути совершенствования управления государственным долгом в нашем государстве.
Задачи:
1) изучить понятие государственного долга и управление им;
2) провести анализ современного состояния государственного долга в Республике Беларусь;
3) выявить проблемы и предложить пути повышения совершенствования управления государственным долгом.
Объект исследования: государственный долг Республики Беларусь.
Предмет исследования: проблемы образования, погашения и образования государственного долга в Республике Беларусь.
Органы власти приобретают дополнительные финансовые ресурсы которые необходимы для финансирования общегосударственных нужд посредством государственных долгов.
Денежное обращение, ставки рефинансирования, уровень инфляции, объема инвестиций в реальный сектор и экономику государства в целом – всем этим государственный долг влияет на экономический рост тем самым приводит к нарушению воспроизводственных процессов, сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, снижению экономического роста.
Угрозу для стабильности бюджетной системы и экономической безопасности страны имеет безмерный рост государственного долга. В связи с чем заимствования выходят за рамки возможностей государства и это влечет за собой необходимость сокращения расходов на инвестиционные и социальные цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга.
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СУЩНОСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ
1.1 Понятие государственного долга
Неотъемлемым элементом финансово – экономической системы любого государства на сегодняшний день является государственный долг.
Государственный долг – это накопленная за определенное время в государстве сумма бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся в то же время положительных сальдо платежей.
Основой возникновения государственного долга является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. [1, с. 2]
Разница между потребностями стран и их возможностями финансировать свои расходы привела к формированию бюджетного дефицита. В результате государствам приходится изыскивать дополнительные источники финансирования. Как правило, эти источники государственного долга формируются внешними и внутренними заимствованиями.
Причиной его возникновения может быть: во-первых, реализация крупных национальных планов экономического развития. Например, его структурная перестройка. В этом случае появление дефицита может быть оправдано, так как большой объем государственных расходов будет способствовать будущему восстановлению экономики и росту доходов бюджета; во-вторых, дефицит бюджета может быть вызван рецессией. Сокращение производства и доходов приводит к сокращению налоговых поступлений министерства финансов, что неизбежно приводит к дефициту за счет фиксированных государственных расходов; в-третьих, превышение расходов может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными ситуациями; в-четвертых, значительным увеличением государственных расходов за счет инфляции, превышающей установленные уровни (девальвация доходов государственного бюджета, увеличение расходов из-за того, что правительство вынуждено покупать необходимые товары и услуги по более высоким ценам); в-пятых, расширением трансфертов, введением налоговых льгот и других популярных мер в определенные периоды жизни страны [2, с. 337].
ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Состояние государственного долга в Республике Беларусь
Государственный долг – это задолженность правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории государства, выраженная в форме государственного долга. В свою очередь, внутренний долг государства может быть выражен в виде займов Национального Банка Республики Беларусь, ценных бумаг от имени Совета Министров Республики Беларусь и других долгов, гарантированных правительством Республики Беларусь.
Государственный долг Республики Беларусь представлен заимствованиями как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Государственный долг Республики Беларусь на 1 августа 2020 года составил 53,1 млрд. рублей и увеличился по сравнению с началом 2020 года на 8,3 млрд. рублей, или на 18,6% [21].
Внешний государственный долг по состоянию на 1 августа 2020 года составил 17,8 млрд. долларов США, увеличившись с начала года на 0,6 млрд. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 3,7% [21].
В январе-июле 2020 года привлечены внешние государственные займы на сумму, эквивалентную 1 840,0 млн. долларов США:
- 1 391,5 млн. долларов США – облигации, размещаемые на внешних финансовых рынках;
- 370,3 млн. долларов США – Правительства и банков Российской Федерации;
- 51,1 млн. долларов США – Экспортно-импортного банка Китая;
- 21,2 млн. долларов США – МБРР;
- 5,9 млн. долларов США – ЕБРР и СИБ [20].
Погашение внешнего государственного долга в январе-июле 2020 года составило 1 049,3 млн. долларов США:
- 428,9 млн. долларов США – Правительство и банки Российской Федерации;
- 387,0 млн. долларов США – банки Китая;
- 176,6 млн. долларов США – ЕФСР;
- 54,8 млн. долларов США – МБРР;
- 1,3 млн. долларов США – ЕБРР и СИБ;
- 0,7 млн. долларов США – Товарно-кредитная корпорация США [20].
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Направления управления внешним долгом Республики Беларусь
Одной из главных проблем, которую испытывает экономика Республики Беларусь в настоящее время, является высокий показатель внешнего долга страны. Из-за высокой доли участия государства в экономике подавляющая часть долгов субъектов хозяйствования прямо влияет на финансовое положение страны [15].
Внешний государственный долг Беларуси в 2019 году увеличился на 18,6%. Долговая нагрузка на экономику, констатируют эксперты, постоянно растет, и поэтому суммы, которые стране ежегодно приходится возвращать кредиторам, измеряются в миллиардах долларов [19]. Исторически сложившееся отношение к внешнему долгу можно назвать скорее негативным, чем положительным.
С другой стороны, не стоит забывать о том, что иностранные инвестиции – мощный двигатель экономического роста – также включаются в сумму долга. Структура общего внешнего долга республики более чем наполовину сложилась из заимствований, привлеченных начиная с 2009 г. Долги более ранних периодов практически полностью погашены или конвертированы за счет новых кредитов [15].
Рост государственного кредита, как правило, приводит к увеличению существующих налоговых ставок и даже введению новых налогов, поскольку основным источником погашения государственных долговых обязательств является стоимость услуг. В связи с этим необходимо наладить государственное кредитное управление [13, с. 182].
Управление государственным кредитом является одним из элементов макроэкономической политики. Эффективное использование кредита может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические флуктуации, дающим дополнительные финансовые ресурсы.
Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях [4].
Внешние заимствования поступательно растут, однако ни в абсолютном, ни в относительном, ни в среднедушевом выражении не выглядят чрезмерными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образование госдолга, прежде всего, обусловлено противоречиями между потребностями государства и его возможностями финансирования их. Перед государством поэтому встает проблема, с одной стороны, поиска дополнительных источников средств, а с другой - эффективного и действенного их использования. Такими источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.
Вместе с решение проблемы потребности в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в тоже время влечет ряд негативных явлений и последствий, связанных с угрозой инфляции, снижения эффективности экономики и производственного потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового кризиса.
В настоящее время Республика Беларусь испытывает недостаток собственных ресурсов для наращивания экономического потенциала страны, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. В этой связи исследование проблемы управления внешним долгом, анализ зарубежного опыта государственного регулирования в области привлечения иностранных кредитных инвестиций и формирование на его основе целостной системы государственного регулирования процесса управления внешними заимствованиями в условиях переходной экономики Беларуси приобретает актуальность.
Таким образом основным источником формирования государственного долга и причиной является наличие дефицита государственного бюджета, который в свою очередь погашается с использованием механизма внутреннего и внешнего заимствования.
Для управления государственным долгом применяются различные способы (рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация). Выбор одного из них зависит от особенностей государственного долга (таких как величина государственного долга).
Государственный долг играет важную роль в управлении экономикой современного государства. Внешние и внутренние заимствования позволяют государству выйти из кризисных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями или военными действиями. Однако использование государственного кредита неотвратимо ведет к образованию государственного долга, превышение пороговых значений которого влечет за собой весьма тяжелые последствия для экономики государства. В последние годы наблюдается увеличение внешнего долга.
1 Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебник / - Минск: Книжный Дом, 2004. – 608 с.
2 Бюллетень банковской статистики за 2014 г. - Минск: НБРБ, 2014. - 186 с.
3 Воробьев, М.К. Теория финансов: учебник / М.К. Воробьев. - Минск: МИУ, 2008. - 336 с.
4 Егоров, А.В. Управление государственным долгом в транзитной экономике [Электронный ресурс]. - Минск: 2008. - Режим доступа: https://repozytorium.uph.edu.pl/bitstream/handle/11331/1086/Egorov.A.Zarzadzaniedlugiem_publicznym.pdf.
5 Жук, И. Внешний долг Республики Беларусь: динамика и современное состояние / И. Жук // Банковский вестник. - 2016. - №1. - С.12.
6 Заяц, Н.Е., Фисенко М.К. Теория финансов: учебник / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. - Минск: БГЭУ, 2009. – 351 с.
7 Ковалев, В.В. Финансы: учебник / В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2007. – 640 с.
8 Ковалева, А.М. Финансы и кредит: учебник / А.М. Ковалева. - М.: Юнити, 2005. - 512 с.
9 Лушин, С. И. Финансы: учеб. / С. И. Лушин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономист, 2005. – 182 с.
10 Мигурский, П.С. Теория финансов: учебник / П.С. Мигурский. - Могилев: МГУ, 2009. - 282 с.
11 Неверов, Д. А. Бюджетно налоговая политика: учебное пособие / Д.А. Неверов. - Минск: БГЭУ, 2009. 178 с.
12 Смольский, А. Рынок ценных бумаг Беларуси: текущее состояние и перспективы развития / А. Смольский // Журнал Рынок ценных бумаг. - 2008. - №1. - 22 с.
13 Ревинский И.А. Курс современной экономики: Учеб. пособие. – под ред. – Новосибирск: Сиб. Унив. Издательство, 2002. - 319 с.
14 Внешний долг в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://myfin.by/wiki/term/vneshnij-dolg-v-belarusi.
15 Власти Беларуси будут создавать параллельную политику [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naviny.by/article/20170120/ 1484895345-vlasti-belarusi-budut-sozdavatparallelnuyu-ekonomiku.
16 Государственный долг [Электронный ресурс]. / Министерство Финансов Республики Беларусь - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by.
17 Государственные облигации Республики Беларусь, размещенные на внешних финансовых рынках [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/ gosdolg/vneshniy/evrobonds.pdf.
18 ЖУК, О. Государственный долг Беларуси: как справиться с проблемами подробнее на сайте Экономической газеты:/ А.ЖУК// Экономическая газета. – 2018. – 5 января 2018. – С. 2.
19 Кому и сколько должна Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://virtualbrest.by/news43867.php.
20 Министерство налогов и сборов Республики Беларусь. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.gov.by.
21 Myfin.by. Банки Беларуси. Кредиты. Вклады. Курсы валют / Внешний долг в Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/vneshnij-dolg-v-belarusi.
22 Министерство финансов Республики Беларусь. Официальный сайт / Состояние государственного долга Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/public_debt/ pressreleases/3207b5f062234a69.html
23 Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
24 Проблемы государственного кредита в Республике Беларусь и пути их решения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5631085/page:5/.