ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА СТРАНЫ
1.1 Инвестиционный климат как экономическая категория и его составляющие
1.2 Методы оценки инвестиционного климата страны
2. ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
2.2 Анализ инвестиционной активности и привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь
2.3 Мероприятия по совершенствованию инвестиционного климата страны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономическое развитие Республики Беларусь, повышение её конкурентоспособности на мировой арене невозможно без проведения эффективной государственной инвестиционной политики, направленной на повышение уровня инвестиционной привлекательности самой страны, экономических видов деятельности, регионов и отдельных организаций. Существующие различия в уровне социально-экономического развития белорусских областей и городов диктуют необходимость проведения теоретических и практических исследований в этой области с целью формирования эффективной государственной инвестиционной политики [21].
Иностранные инвестиции играют роль сильного катализатора в стимулировании инвестиционного процесса в стране. Инвесторы охотнее будут вкладывать свой капитал в экономику того государства, где минимальны риски инвестирования и сложился достаточно высокий инвестиционный потенциал. Принимая во внимание этот факт, необходимо исследовать процесс формирования и оценки инвестиционного климата, что возможно при эффективном управлении инвестиционным процессом.
Согласно Программе деятельности правительства Республики Беларусь на 2016-2020 гг., белорусское правительство несколько изменило уже привычные стратегические приоритеты – экспорт, жилье, продовольствие, на новые драйверы экономического роста – занятость, экспорт и инвестиции.
Несмотря на повышенный интерес к вопросам формирования эффективного инвестиционного климата, существуют проблемы, которые требуют тщательного изучения. В силу быстрого, постоянного мирового экономического развития необходимо создание и совершенствование методик оценки инвестиционной привлекательности регионов Республики Беларусь. К малоизученным вопросам формирования инвестиционного климата можно отнести следующие: отсутствие действующей методики оценки и обоснования выбора факторов, определяющих инвестиционную привлекательность.
Все вышеперечисленное обуславливает актуальность темы курсовой работы, которая заключается в формировании модели оценки инвестиционной привлекательности Республики Беларусь. Работа выполнялась на основе результатов предшествующих исследований отечественных и зарубежных ученых в этой области.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА СТРАНЫ
1.1 Инвестиционный климат как экономическая категория и его составляющие
Инвестиционный климат – это абстрактное понятие, характеризующее эффективность капитальных вложений для предпринимателей, стремящихся получить максимальную выгоду от своих действий. Объективно инвестиционный климат является основой для всех инвесторов, участвующих в осуществлении инвестиционной деятельности.
Концепция инвестиционного климата характеризуется степенью блаженства ситуации, которая развивается в каждой стране, регионе или отрасли с точки зрения потенциальных инвестиций, которые могут быть сделаны в конкретной стране, регионе или промышленности. Финансовый энциклопедический словарь дает следующее, более полное определение: инвестиционный климат представляет собой набор финансовых, экономических, политических, правовых и социокультурных условий в стране, регионе или отрасли, который определяет качество эффективности инвестиций, уровень потенциальных рисков определить капиталовложения. а также бизнес-инфраструктуры [4, с. 6].
На этом этапе экономического развития все более важны вопросы, связанные с инвестиционной привлекательностью всей Республики Беларусь и ее территорий, которые становятся общедоступными для дальнейшего развития страны. Эксперты из бизнеса, политики и других областей утверждают, что устойчивость экономического роста и стабилизация экономики напрямую связаны с обеспечением необходимых инвестиций в реальную экономику. Некоторые эксперты придают большое значение инвестированию и увязыванию их с решением большинства национальных проблем и проблем в регионах. Другие специалисты уделяют меньше внимания инвестиционным уровням и признают существование неэффективных инвестиций. Однако этот вид инвестиций рассматривается как благо для экономики, поскольку он создает инвестиционную инфраструктуру страны и создает мост к эффективным инвестициям [3, c. 61].
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь [8].
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в соответствии со стратегической целью инвестиционной политики Республики Беларусь, которая состоит в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и структурной перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков [8].
Инвестиционная политика Республики Беларусь – часть государственной экономической политики, направленная на установление структуры и масштабов инвестиций, путей их использования и источников получения в разных отраслях экономики.
Приоритетом государственной инвестиционной политики является привлечение инвестиционных ресурсов в сферу производства товаров и услуг и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности [11].
Основной целью инвестиционной политики Республики Беларусь является обеспечение экономической стабилизации, положительной динамики устойчивого экономического развития, максимального привлечения в сферу инвестиционной деятельности национальных валовых сбережений и внешних инвестиций, а также поиск оптимального правового регулирования деятельности национальных и иностранных инвесторов.
В качестве основных задач инвестиционной политики Республики Беларусь выделим следующие:
- приоритетное развитие секторов и отраслей экономики Республики Беларусь, конкурентоспособных как на внутреннем, так и на мировом рынках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвестиции, являясь вложениями иностранных инвесторов в национальную экономику другой страны, обеспечивают выполнение целого ряда функций как для страны-инвестора, так и для страны-реципиента. Реализация этих функций позволяет обеспечит более эффективное и поступательное развитие национальной экономики, что обуславливает необходимость привлечения иностранных инвестиций практически для любой страны.
Роль прямых иностранных инвестиций для страны, принимающей их, заключается в: способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта; содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу; сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки; активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса; способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов; содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы; стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя.
Иностранные инвестиции, являясь вложениями иностранных инвесторов в национальную экономику другой страны, обеспечивают выполнение целого ряда функций как для страны-инвестора, так и для страны-реципиента. Реализация этих функций позволяет обеспечит более эффективное и поступательное развитие национальной экономики, что обуславливает необходимость привлечения иностранных инвестиций практически для любой страны.
Для Республики Беларусь привлечение иностранных инвестиций является одной из наиболее актуальных проблем, что подтверждается возрастающей неспособностью национальных предприятий к самофинансированию развития на должном уровне и, как показал анализ, тенденцией сокращения притока иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны.
1. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.gknt.gov.by/opencms /opencms/ru/nis.
2. Демидюк В. Д. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций / В. Д. Демидюк [Электронный ресурс] // Репозиторий Полесского государственного университета. – Пинск, 2020. – Режим доступа: https://rep.polessu.by.
3. Зайцева, Е. Особенности формирования государственной инвестиционной политики Республики Беларусь в современных условиях / Е. Зайцева // Банковский вестник. – 2019. – № 4. – С. 61-71.
4. Инновации для устойчивого развития: обзор по Республике Беларусь: резюме и рекомендуемые меры политики: неофициальный перевод. - ООН: Нью-Йорк, Женева, 2017. - С. 7.
5. Колесникович, Д. С. Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в Республику Беларусь / Д. С. Колесникович [Электронный ресурс] // Репозиторий Полесского государственного университета. – Пинск, 2020. – Режим доступа: https://rep.polessu.by.
6. Кузнецова, М. А. Анализ притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь / М. А. Кузнецова // Современная мировая экономика: вызовы и реальность: материалы II Республиканской НПК. – 2019. – С. 62-67.
7. Макроэкономическая эффективность привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь / Д. В. Муха // Автореф. диссертации. – Минск, 2016. – 29 с.
8. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru.
9. Муха, Д.В. Влияние прямых иностранных инвестиций на сбалансированное развитие экономики Республики Беларусь / Д.В. Муха // Макроэкономические аспекты обеспечения сбалансированности национальной экономики / А.И. Лученок [и др.]. – Минск: Беларус. навука, 2015. – С. 222-247.
10. Муха, Д.В. Оценка привлекательности национальной экономики для прямых иностранных инвестиций / Д.В. Муха // Белорусский экономический журнал. – 2014. – № 4. – С. 129-149.
11. Национальное агентство инвестиций и приватизации Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальное агентство инвестиций и приватизации Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.investinbelarus.by/ru/.
12. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: https://www.nbrb.by.
13. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://belstat.gov.by.
14. О негативных тенденциях в социально-экономическом развитии Республики Беларусь, предложениях НАН Беларуси по их преодолению и обеспечению устойчивого сбалансированного развития Республики Беларусь в 2016-2020 годах: научно-аналитический доклад [Электронный ресурс] // Институт экономики НАН Беларуси. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://economics.basnet.by/files/NegTen.pdf.
15. О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009г. № 413 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
16. О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016-2020 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2015 г. № 166 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
17. О создании дополнительных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10: в ред. Декретов Президента Республики Беларусь от 13.09.2010 № 7, от 06.06.2011 № 4, от 31.01.2013 № 3 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
18. О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности: Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6: в ред. от 11.09.2013 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
19. Об инвестициях: Закон Республики Беларусь № 53-З от12.07.2013 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
20. Об утверждении Положения о досудебном урегулировании споров (разногласий), связанных с осуществлением инвестиций: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2012 № 146: в ред. от 11.12.2013 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
21. Об утверждении Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 15.12.2016 г., № 466 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
22. Петрашко Г. Н. К вопросу о необходимости совершенствования механизма привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь / Г. Н. Петрашко [Электронный ресурс] // Репозиторий БГЭУ. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080.
23. Прямые и венчурные инвестиции в России: Обзор рынка [Электронный ресурс] // Российская ассоциация венчурного инвестирования. – Режим доступа: http://www.rvca.ru/rus/resource/library/rvca-yearbook/.
24. Рудковская, О. Проблемы инновационного и инвестиционного развития промышленных организаций Республики Беларусь / О. Рудковская // Банковский вестник. – 2017. – № 4. – С. 53-59.
25. Чурейно, О. И. Современное состояние инвестиционного климата в Республике Беларусь / О. И. Чурейно // Экономико-математические методы анализа деятельности предприятий: Сб. трудов III Международной НПК. – 2019. – С. 369-375.
26. Юсубов, Ф. И. Пути улучшения инвестиционного климата Республики Беларусь / Ф. И. Юсубов // Вестник БГЭУ. – 2018. – № 1. – С. 12-21.