ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, значение и виды прибыли и рентабельности предприятия
1.2 Факторы, влияющие на изменение прибыли и рентабельности
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОАО «КАЛИНКОВИЧСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Калинковичский мясокомбинат»
2.2 Анализ структуры и динамики прибыли от реализации товаров ОАО «Калинковичский мясокомбинат»
2.3 Анализ рентабельности реализованной продукции ОАО «Калинковичский мясокомбинат»
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «КАЛИНКОВИЧСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
3.1 Проблемы на предприятии ОАО «Калинковичский мясокомбинат»
3.2 Мероприятия по повышению прибыли и рентабельности ОАО «Калинковичский мясокомбинат»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях хозяйствования основу экономического развития коммерческих организаций составляют финансовые результаты их деятельности. Финансовые результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций, выражаемые в виде прибылей и убытков, характеризуют экономическую эффективность производства, а прибыль является основным источником его развития.
За счет прибыли организация создает основу для самофинансирования, стимулирует собственников и работников к повышению производительности своей деятельности, влияет за счет отчислений в бюджет на темпы экономического развития страны в целом.
Практическая значимость прибыли и актуальность исследований проблемы ее формирования и повышения определяются тем, что она, являясь главной движущей силой экономики, обеспечивает оптимальность
в достижении экономических интересов государства, предприятия (собственников) и его персонала. Прибыль создает базу социально экономического развития предприятия, страны и в целом характеризует уровень богатства граждан. При наличии и росте прибыли она является основным источником: формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие на основе активизации инновационной и инвестиционной деятельности и повышения конкурентоспособности товаров; предохранения предприятий от угрозы банкротства; возрастания рыночной стоимости предприятия на основе ее капитализации.
Оптимальное формирование и эффективное использование прибыли имеет важное значение для расширения и приумножения собственности предприятий, укрепления хозяйственного расчета, усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов финансово–хозяйственной деятельности и повышении эффективности хозяйствования.
Цель курсовой работы – провести анализ и определить пути повышения прибыли и рентабельности организации (на примере ОАО «Калинковичский мясокомбинат»).
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы повышения прибыли и рентабельности предприятия;
- проанализировать финансовые результаты ОАО «Калинковичский мясокомбинат»;
- предложить организационно-экономические мероприятия по повышению прибыли и рентабельности ОАО «Калинковичский мясокомбинат».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, значение и виды прибыли и рентабельности предприятия
Прибыль (англ. profit) представляет собой весьма сложную экономическую категорию, поэтому возможны различные ее определения, интерпретации, представления. На протяжении ряда лет представители экономической мысли исследовали и выдвигали множество теоретических аспектов понимания и формирования прибыли
По мере развития экономической теории понятие прибыли понятие постоянно усложнялось. Оно претерпело изменение от простого понимания прибыли как дохода от производства и реализации, до его представления как основного показателя конечных финансовых результатов всей деятельности экономического субъекта.
В современной теории и практике финансового менеджмента различают следующие общепринятые подходы к определению прибыли.
Согласно базовому подходу прибыль условно подразделяется на экономическую и бухгалтерскую [18, c. 21].
В рамках экономической интерпретации В. В. Ковалёв характеризует прибыль (убыток) как прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде [23, с. 30].
Несколько иначе интерпретируют экономическое определение прибыли другие ученые–экономисты.
Так, М.В. Романовский прибыль определяет, как финансовый результат деятельности организации, отмечая, что «действительно конечный результат тот, правом распоряжаться которым обладают собственники», а в мировой практике под ним подразумевается «прирост чистых активов» [44, с. 51].
А. Д. Шеремет и Р. С. Сайфулин утверждают, что «финансовый результат деятельности организации выражается в изменении величины ее собственного капитала отчетного периода» [49, с. 72].
Идея двух трактовок прибыли (бухгалтерской и экономической) получила развитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для трех целей:
1) исчисления налогов;
2) защиты кредиторов;
3) для выбора разумной инвестиционной политики [10, c. 153].
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОАО «КАЛИНКОВИЧСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Калинковичский мясокомбинат»
Покорение вершин качества напрямую связано с модернизацией производства. Завоевав доверие потребителей вкусными продуктами, Калинковичский мясокомбинат не останавливается на достигнутых результатах, разрабатывает стратегию и планомерно движется к своим целям.
Высококачественное сырье - залог успеха предприятия. Только из экологически чистого мяса изготавливается весь ассортимент полуфабрикатов, колбасных изделий, консервов и пельменей.
Изготовление всех видов изделий из мяса связано со сложными тепловыми процессами, механической обработкой, основанной на новейших достижениях науки и техники. Чтобы потребитель мог получить высококачественный, вкусный, питательный и безупречный в саниторно-гигиеническом отношении продукт, необходима слаженная работа всех специалистов предприятия и всего коллектива. Особенно важно это сегодня в условиях возрастающей конкуренции на рынке сбыта.
Организационная структура ОАО «Калинковичский мясокомбинат» представлена в приложении А.
ОАО «Калинковичский мясокомбинат» располагает прекрасными производственными площадями для переработки основного сырья (крупного рогатого скота и свиней), изготовления консервов, полуфабрикатов и колбасных изделий, проведения термической обработки, хранения мяса и мясопродуктов в охлажденном состоянии.
Всего ассортимент продукции предприятия насчитывает около 300 наименований высококачественных колбас, изделий ливерно-паштетной группы и кровяных колбас, деликатесной продукции, полуфабрикатов и консервов, пельменей, имеющих устойчивый спрос под торговой маркой «Великое княжество».
Для удовлетворения спроса покупателей на продукцию в индивидуальной упаковке была закуплена и установлена термоформующая машина "Multivak", что позволило значительно разнообразить ассортимент на полках свободной выкладки, повысить эстетику внешнего вида товаров, обеспечить санитарно-гигиенические требования, продлить сроки годности продукции.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО «КАЛИНКОВИЧСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
3.1 Проблемы на предприятии ОАО «Калинковичский мясокомбинат»
Среди направлений повышения финансовых результатов и совершенствования системы распределения и использования прибыли выделяют планирование прибыли.
Для совершенствования формирования, распределения и использования прибыли руководство ОАО «Калинковичский мясокомбинат» должно четко представлять, за счет каких источников ресурсов организация будет осуществлять свою деятельность и в какие сферы деятельности будет вкладываться капитал. Забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого предприятия.
Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость ее правильного исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Калинковичский мясокомбинат».
Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным – это позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.
Управление процессом, благодаря которому формируется прибыль ОАО «Калинковичский мясокомбинат», должно быть ориентировано на:
- максимизацию размера прибыли в соответствии с ресурсными данными предприятия и рыночными условиями;
- обеспечение подходящего соотношения между размером формирующейся прибыли и уровнем рисков;
- выполнение обязательств перед кредиторами, инвесторами, собственниками компании, государственными организациями;
- приобретение собственных финансовых средств, необходимых для воплощения в жизнь стратегии развития компании;
- обеспечение подъема рыночной стоимости бизнеса, предприятия;
- стимулирование персонала и разрешение других вопросов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ финансового состояния ОАО «Калинковичский мясокомбинат» позволяет сформулировать следующие выводы и предложения:
Валовая прибыль организации в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличилась на 2882 тыс. руб., или 3,35 %, в 2019 г. по сравнению с 2018 г. увеличилась на 6314 тыс. руб., или 7,11 %. Основное влияние здесь оказали более высокие темпы прироста выручки от реализации по сравнению с темпами прироста себестоимости.
На протяжении исследуемого периода в организации отсутствуют управленческие расходы и расходы на реализацию. Расходы по данным статьям затрат ОАО «Калинковичский мясокомбинат» включает в себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг.
Прибыль от реализации услуг в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличилась на 176 тыс. руб. или на 2,28 %, в 2019 г. по сравнению с 2018 г. Ее размер сократился на 279 тыс. руб. или на 3,53 %.
За счет превышения роста доходов по инвестиционной деятельности и отсутствия расходов по инвестиционной деятельности в 2018 г. по сравнению с 2017 г. убыток от инвестиционной и финансовой деятельности сократился на 1115 тыс. руб. и составил 5076 тыс. руб., или 28,6 %, в 2019 г. по сравнению с 2018 г. данный показатель сократился на 2515 тыс. руб.
В результате в 2018 г. по сравнению с 2017 г. прибыль до налогообложения увеличилась на 473 тыс. руб., или 113,43 %, а чистая прибыль выросла на 432 тыс. руб. В 2019 г. по сравнению с 2018 г. прибыль до налогообложения увеличилась на 545 тыс. руб., или 61,24 %, а чистая прибыль выросла на 172 тыс. руб.
Основным источником прибыли в ОАО «Калинковичский мясокомбинат» на протяжении 2017-2019 гг. являлась прибыль от текущей деятельности. Общая сумма прибыли организации за отчетный период подлежит налогообложению в соответствии с законодательством.
Анализ динамики и структуры прибыли ОАО «Калинковичский мясокомбинат» показал, что на протяжении исследуемого периода наблюдается увеличение всех показателей прибыли. Прибыль организации была получена не только за счет прибыли от основной деятельности, но и за счет инвестиционной деятельности. Основным источником прибыли на протяжении всего исследуемого периода являлась прибыль от текущей деятельности.
Анализ формирования чистой прибыли ОАО «Калинковичский мясокомбинат» показал, что на ее размер влияют такие факторы, как размер прибыли до налогообложения и прочих налогов и сборов из прибыли.
1. Абдукаримов, И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учеб. пособие / И. Т. Абдукаримов, М. В. Беспалов. – М.: Инфра-М, 2017. – 213 с.
2. Адилова, К.З. Исследование понятия рентабельности / К.З. Адилова // Вестник Волгоградского института бизнеса. – 2018. – №4(21). – С. 132 - 134.
3. Акулич, В.А. Аудит рентабельности предприятия / В.А. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2017. – № 11. – С. 12-19.
4. Банк, В.Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Р. Банк, С. В. Банк. – М.: Изд–во Проспект, 2017. – 347 с.
5. Бланк, И. А. Управление финансовыми ресурсами / И.А. Бланк. – М.: Омега-Л, 2017. – 158 c.
6. Бригхем Ю.А. Финансовый менеджмент: полный курс / Ю.А. Бригхем. – М.: Юнити, 2017. – 503 с.
7. Бурмистрова, Л.М. Финансы организаций : учеб. пособие для вузов / Л.М. Бурмистрова. – М.: ИНФРА–М, 2015. – 224 с.
8. Бусыгин, Ю. Н. Использование элементов управленческого анализа в нахождении резерва финансовых расходов на предприятии в целях обеспечения его конкурентоспособности / Ю. Н. Бусыгин, Н. А. Антипенко // Экономика и управление. – 2017. – № 3. – С. 33-37.
9. Ван, Хорн Джеймс К. Основы финансового менеджмента / Ван Хорн, Джеймс К., Вахович, М. Джон. – М.: Вильямс; Издание 11-е, 2018. – 992 c.
10. Войтов А. Г. История экономических учений: учеб. / А.Г. Войтов. – М.: Дашков и К°, 2016. – 228 с.
11. Гаджиева, П. Н. Финансовый результат: трансформация понятия / П. Н. Гаджиева // Аудитор. – 2018. – № 8. – С. 55– 59.
12. Давыдова, Г. А. Особенности формирования структуры прибыли предприятия / Г.А. Давыдова // Финансы и кредит. – 2017. – № 2. – С.14-17.
13. Демчук, О.В. Прибыль и рентабельность предприятия: сущность, показатели и пути повышения / О.В. Демчук, С.Г. Арефьева // Проблемы экономики и менеджмента. – 2018. – № 8. – С. 6-18.
14. Дербичева, А. А. Формирование модели анализа финансового результата деятельности организации / А.А. Дербичева // Учет. Анализ. Аудит. – 2018. – № 6. – С. 44-49.
15. Дударева, А.Б. Мониторинг факторов, влияющих на повышение уровня рентабельности / А.Б. Дударева // Вестник сельского развития и социальной политики. – 2018. – № 1. – С. 26-31.
16. Егорова, А.В. Применение методов факторного анализа для оценки финансовых результатов деятельности предприятия / А.В. Егорова // Вопросы экономики и управления. – 2018. – № 5. – С. 31-35.
17. Ермолович, Л. Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / Л. Л. Ермолович. – Минск : Совр. шк., 2017. – 416 с.
18. Ерофеева, С.В. Виды прибыли в системе управления прибылью / С.В. Ерофеева // Проблемы экономики. – 2015. – № 3 (67). – С. 21–22.
19. Ефимова, О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий этим для принятия экономических слагаемые решений: учебник / О. В. Ефимова. – М.: Омега-Л, 2017. – 348 с.
20. Завьялова, З. М. Формирование финансовых результатов предприятия // Известия ОГАУ. – 2018. – № 4. – С. 22-29.
21. Каримов, И. Точка безубыточности и маржа безопасности, методика их оценки, роль и значение при планировании прибыли / И. Каримов // Финансовый директор. – 2018. – № 2. – С. 38-44.
22. Климович, А. Алгоритм по планированию и анализу себестоимости, финансовых результатов в схемах и таблицах / А. Климович // Экономика. Финансы. Управление. – 2017. – № 9. – С. 50–62.
23. Ковалев В.В. Анализ финансового состояния предприятия / В.В. Ковалев, В.П. Привалов. – М.: Финансы и статистика. 2018. – 209 с.
24. Ковалев, В.В. Управление денежными потоками, прибылью, рентабельностью : учеб пособие / В.В. Ковалев. – М.: АСТ, 2017. – 302 с.
25. Колачева, Н. В. Финансовый практическая результат предприятия как объект посредством оценки и анализа / Н. В. Колачева, Н. Н. Быкова // Вестник НГИЭИ. – 2018. – № 1(44). – С. 29–35
26. Коробейникова, Л.С. Традиционный подход к факторному анализу прибыли от продаж коммерческой организации / Л.С. Коробейникова // Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности организаций Материалы II Международной заочной научно-практической конференции. – 2018. – С. 96-99.
27. Мануйленко, В.В. Экономическая сущность, виды и функции прибыли: современный подход // В.В. Мануйленко, Т.А. Садовская // Финансовая аналитика. – 2014. – № 33. – С. 73–80.
28. Маталыцкая, С. К. Современные аспекты исследования экономического содержания финансовых результатов / С. К. Маталыцкая // Бухгалтерский учет и анализ. – 2018. – № 3. – С. 28–32.
29. Маталыцкая, С.К. Оценка и анализ финансового состояния организации: учебно-методическое пособие / С.К. Маталыцкая, К.А. Шиманский. – Минск, БГЭУ, 2017. – 123 с.
30. Матвеева, В.П. Анализ бухгалтерской прибыли предприятия / В.П. Матвеева // Сборник статей XX Международной научно-практической конференции : в 2 ч.–Ч.1. – 2018. – № 6. – С. 70-73.
31. Маханько, Л.С. Анализ формирования и распределения финансовых ресурсов организации / Л. С. Маханько // Бухгалтерский учет и анализ. – 2016. – № 7. – С. 3–9.
32. Медведева, Т.Н. Теоретические аспекты образования прибыли / Т.Н. Медведева // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2017. – № 24. – С. 14-18.
33. Морозова, Н.Н. Анализ хозяйственной деятельности: электронный курс лекций / Н.Н. Морозова– Минск: Аккад. Упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2014. – 1 электрон. опт. диск (CD+RW).
34. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): Кодекс Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71–З (в ред. Закона Республики Беларусь от 18.10.2018 г. № 432–З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2019.
35. Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12 декабря 2016 г. № 104 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2019.
36. Новикова, И.Н. Прибыль как элемент мотивации совершаемых финансовых операций / И.Н. Новикова // Потребительская кооперация. – 2016. – №2(29). – С. 30 – 35.
37. Об аудиторской деятельности: Закон Респ. Беларусь от 12.07.2013 № 56–З (в ред. Закона от 17.07.2017 г. № 52-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр. – Минск, 2019.
38. Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов: Постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 (в ред. Постановления от 31 дек. 2013 г. № 96) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2019.
39. Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / В.А. Одинцов. – М.: Академия, 2017. – 252 с.
40. Параскан, К. Н. Рентабельность предприятия определять и ее значение в современной экономической практике / К. Н. Параскан // Тотальные аспекты инновационных технологий. – 2018. № 5. – С. 88–91.
41. Попов, Е.М. Финансы организаций : учеб. для вузов / Е.М. Попов. – Минск: Выш. шк., 206. – 431 с.
42. Пугина, К.А. Прибыль как важнейшая категория в микроэкономике / К.А. Пугина, С.Н. Хуаде, Е.О. Савич, // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 1–1 (56). – С. 152-154.
43. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 512 с.
44. Романовский, М.В. Финансы предприятий: учебник / М.В. Романовский и др.. – СПб.: Бизнес–пресс, 2017. – 528 с.
45. Рябец, П.С. Анализ факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности предприятия / П.С. Рябец, Т.Н. Бондаренко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 6. – С. 761–764.
46. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. / Г.В. Савицкая. – Минск : Амалфея, 2017. – 367 с.
47. Толкачева Н. А. Финансовый менеджмент: курс лекций / Н. А. Толкачева. – М.: Директ- Медиа, 2018. – 144 с.
48. Хайдукова Д. А. Прибыль предприятия: экономическая сущность, виды, методы анализа / Д.А. Хайдукова // Вопросы экономики и управления. – 2017. – №5. – С. 175–179.
49. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа: учеб. /А.Д. Шеремет. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 464 с.