ВВЕДЕНИЕ
1. Содержание и значение информационного обеспечения коммерческой деятельности
2. Комплексное изучение рынка коммерческой деятельности
2.1. Информация о покупателях
2.2. Информация о товарах
2.3. Информация о конкурентной среде
2.4. Информация о конъюнктуре рынка
2.5. Информация о потенциальных возможностях торговой фирмы
3. Анализ эффективности использования коммерческой информации в практической деятельности торговых предприятий
4. Организационно-экономическая характеристика предприятия и условия его функционирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе становления и развития человека роль информации меняется. В частности, на современном этапе развития производительных сил информация занимает одно из важнейших мест в деловой активности.
В связи с ускорением развития человеческой деятельности информация становится рабочим инструментом в качестве экономической деятельности, которая активирует и регулирует ее механизмы, а также применима во многих областях. Процесс разработки определяет выход на новый уровень информационного обеспечения. При этом требования к нему растут намного быстрее, чем улучшаются.
Информация становится важнейшей частью бизнеса. В настоящее время потребность в качественном информационном обеспечении значительно возрастает. Роль информации выходит на первый план как в производственной, так и в непроизводственной сферах. В этих условиях создаются информационные системы, которые предназначены для выхода на новый уровень. Что позволило оптимизировать информационное обеспечение компаний в условиях динамичного развития. По этим причинам существует острая необходимость в эффективном информационном обеспечении коммерческой деятельности компании.
Эти системы необходимы для оптимизации деятельности. На примере некоторых компаний можно увидеть, как качественное информационное обеспечение, наряду с другими факторами, может быть решающим элементом в реализации бизнеса компании. Некоторые теоретики классифицируют информационные системы как присущие только предприятиям, но это не так, в основном потому, что информация существует как неотъемлемая часть ведения бизнеса и присуща предприятиям любого размера.
Важность информационного обеспечения коммерческой деятельности компаний и организаций для повышения их эффективности определяет актуальность темы исследования.
Объектом исследования является деятельность торговой организации.
Предмет исследования – информационное обеспечение коммерческой деятельности организации.
Целью написания работы является изучение информационного обеспечения коммерческой деятельности торговых предприятий.
Для достижения поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
– рассмотрение содержания и значения информационного обеспечения коммерческой деятельности;
– комплексное изучение рынка коммерческой деятельности;
– анализ эффективности использования коммерческой информации в практической деятельности торговых предприятий;
– приведение организационно-экономической характеристики предприятия и условий его функционирования.
1. Содержание и значение информационного обеспечения коммерческой деятельности
Коммерческая информация – это сведения о сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг. Сюда относят:
- количественные и качественные показатели торговой деятельности фирмы (коммерческой структуры, торгового организации и т.п.);
- различные сведения и данные о коммерческой деятельности (цены, поставщики, конкуренты, условия поставок, расчеты, ассортимент товаров и др.) [19, c. 38].
Коммерсанту для успешной работы необходима как воздух коммерческая информация. Ему нужна постоянная информация о клиентах, конкурентах, дилерах (дельцах-посредниках). Оперативные данные для анализа, планирования, контроля.
Дня обоснования коммерческих решений, прогнозирования развития рыночной ситуации торговому предприятию важно располагать достаточным объемом разнообразной информации, которую по содержанию можно разделить на пять основных групп:
- информация о потребителях и мотивах их покупок;
- информация о товаре;
- информация о конкурентной среде;
- информация о конъюнктуре рынка;
- информация о потенциальных возможностях торговой фирмы [19, c. 38].
Коммерческая информация является важнейшим связующим звеном, обеспечивающим деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения, основой для анализа, планирования и контроля за результатами получения прибыли.
Назначение коммерческой информации состоит в том, что она позволяет торговым организациям (организациям) проводить анализ своей коммерческой деятельности, планировать ее, осуществлять контроль за результатами этой деятельности (эффективностью работы).
К информации предъявляют следующие требования:
- достоверность (информация должна быть аргументированной и полной);
- надежность (информация должна быть конкретной и качественной);
- оперативность (информация должна постоянно обновляться, чтобы обеспечивать своевременное принятие управленческих решений);
- систематичность (сбор информации должен проводиться непрерывно и системно);
- комплексность (информация должна отражать в комплексе деятельность торгового организации, а также данные о рынке и внешней среде) [3, c. 346].
2. Комплексное изучение рынка коммерческой деятельности
2.1. Информация о покупателях
Важнейшим элементом коммерческой деятельности является комплексное исследование рынка товаров и услуг, включающее:
- изучение покупателей и мотивов покупок.
- изучение требований рынка к товару
- тщательное изучение его конъюнктуры;
- исследование конкурентной среды и конкурентов;
- изучение потенциальных возможностей торговой организации и ее конкурентоспособности [19, c. 39].
Информация о потребителях является экономической основой ведения бизнеса, поскольку она помогает формировать предложение товаров и услуг на рынке в соответствии с их спросом. Информация о потребителях и их потребностях повышает эффективность коммерческой работы.
Эта работа является наиболее важной частью комплексного исследования рынка. Это требует изучения социальных и психологических характеристик покупателей и их типов. Получить объективные данные о мотивах покупки достаточно сложно. Не менее сложно правильно измерить и оценить. Такая информация необходима для того, чтобы направить деятельность торговой организации на конечного пользователя.
Анализируя эту информацию, вы можете принимать решения, снижающие риск покупки медленных товаров, а также решения, которые увеличивают объем проданных товаров и укрепляют финансовую устойчивость компании. Такой информацией могут быть: количество обслуживаемого населения, уровень доходов, типы покупателей. С помощью этой информации торговые структуры могут более конкретно работать с покупателями, создавая условия для увеличения продаж товаров и улучшения экономических показателей своей деятельности [19, c. 45].
3. Анализ эффективности использования коммерческой информации в практической деятельности торговых предприятий
Коммерческая деятельность включает выполнение определенных коммерческих функций, которые прямо или косвенно приносят доход.
Коммерческие функции условно можно разделить на две группы с точки зрения их участия в формировании доходов.
Первая группа включает коммерческие операции, которые напрямую приносят доход: продажа товаров, оказание услуг, обслуживание клиентов, экспортно-импортные операции, продвижение товаров и услуг, деятельность по продвижению продажи товаров, управление товарными ресурсами и управление ими, работа по подаче претензий.
Ко второй группе относятся те виды коммерческой деятельности, которые косвенно (косвенно) влияют на получение дохода: комплексное изучение рынка, потребительского спроса, изменение условий развития спроса и предложения, формирование сырьевых ресурсов и ассортимента, Выявление потребностей, поиск поставщиков и закупка товаров, влияние на поставщиков для обеспечения выпуска товаров, необходимых для рынка, выбор формы экономических связей, коммерческая работа по их установлению, обоснование наиболее подходящих форм организации для оптовых закупок и др.
Ключевые факторы экономического успеха сбытовых организаций:
1. Состояние материально-технической базы торговой организации и соответствие современным требованиям.
2. Финансовые факторы экономического успеха.
3. Человеческие ресурсы.
4. Организационные факторы.
5. Факторы, влияющие на эффективность экономических отношений между рыночными единицами.
6. Экономический эффект.
7. Экономическая эффективность.
Экономический эффект - это результат функционирования, который оценивается с помощью объемных показателей (товарооборот, реализация товаров, валовой доход, прибыль, издержки обращения).
Экономическая эффективность оценивается как отношение достигнутого эффекта (результата) к стоимости всех видов ресурсов для его достижения. Анализ экономических показателей путем сравнения механизмов затрат и рентабельности является отправной точкой для определения эффективности коммерческой деятельности. Для этого используются данные бухгалтерской, статистической, финансовой и операционной отчетности.
Показатели эффективности коммерческой деятельности позволяют качественно и количественно оценить экономическое положение и потенциал торговой организации.
4. Организационно-экономическая характеристика предприятия и условия его функционирования
Cначала указывается дата основания торговой организации, район ее деятельности, структура розничной торговой сети, ее месторасположение, торговая площадь всех входящих торговых объектов, характеристика и площадь имеющихся складских помещений, транспорта. Торговая организация (оптовая организация, предприятие) _________________________Магазины (торговые дома, оптовые базы, фирменная торговля, склады предприятий)
1._________________ м2
2._________________ м2
3._________________ м2
Итого торговая площадь ___________ м2
Примечание: количество и площадь магазинов учащийся устанавливает самостоятельно. Например: ОСП «Коопунивермаг» организовался 1 июня 1986 г. Данная организация включает в себя магазины, расположенные в черте города Буда-Кошелево:
1. «Универмаг» с торговой площадью 1 650 м2;
2. магазин «Будауник» - 205 м2;
3. магазин «Уют» - 210 м2;
4. магазин «Артемида» - 80 м2; в черте г. п. Уваровичи:
5. «Промтовары» - 110 м2;
6. «Товары для дома» - 360 м2;
а также торговые объекты в следующих населенных пунктах:
1. Крывск - 108 м2;
2. Уза - 67 м2;
3. Калинина - 80 м2;
4. Коммунар - 57 м2;
5. Октябрь - 216 м2;
6. Потаповка - 86 м2;
7. Глазовка - 62 м2.
Итого торговая площадь всех торговых объектов ООП «Коопунивермаг» составляет 3 691 м2.Цель деятельности ОСП «Коопунивермаг» розничная торговля.Форма собственности частная. Для ОСП «Коопунивермаг» присуща внешняя и внутренняя среда деятельности организации, так как оно работает как внутри своих торговых объектов, так и с внешними поставщиками. Внешних поставщиков насчитывается около 315. Данная организация самостоятельно закупает товары и реализует их через свои торговые объекты. Также в ОСП «Коопунивермаг» существует производственный отдел (швейный), производящий постельные принадлежности, рабочие халаты и ритуальные изделия, которые отпускаются и для сторонних организаций. Анализируются основные финансово-экономические показатели деятельности торговой организации, выявляются основные тенденции роста или снижения розничного товарооборота, доходов и расходов на реализацию, прибыли от реализации, указываются причины изменения экономических показателей. Для анализа данные сводятся в приведенные ниже таблицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование информационной технологии относится к наиболее противоречивым внутрифирменным проблемам. Руководство предприятий часто отказывается их решать, так как не чувствует себя достаточно компетентным. Решения обычно возлагаются на руководителей информационных служб или специализированные внешние организации.
Хозяйственные риски, связанные с информационными технологиями, постоянно растут, и неясно, до каких пор руководство предприятий будет недооценивать этот важный стратегический ресурс. Правда, в последнее время высший менеджмент стал внимательнее относиться к информационным технологиям. Именно от него должны исходить решающие инициативы по изменению ситуации в данной сфере.
Коммерческая информация выступает своего рода информационным полем, в котором функционирует организация и которое необходимо принимать во внимание при осуществлении коммерческой деятельности. Включая в себя как информацию о состоянии внутренней среды, так и о внешнем окружении, коммерческая информация создает предпосылки для выработки объективных, обоснованных управленческих решений и определения тактических и стратегических направлений развития организации.
Важнейшим элементом коммерческой деятельности является комплексное исследование рынка товаров и услуг, включающее:
- изучение покупателей и мотивов покупок.
- изучение требований рынка к товару
- тщательное изучение его конъюнктуры;
- исследование конкурентной среды и конкурентов;
- изучение потенциальных возможностей торговой организации и ее конкурентоспособности.
В конечном счете организация должна сформировать систему информационного обеспечения. Под информационным обеспечением понимается информационный ресурс, обеспечивающий реализацию производственной и коммерческой деятельности фирмы, методы и способы его организации и использования, а также профессиональные знания специалистов, обеспечивающие процесс принятия решений. Только четко выстроенная система информационного обеспечения позволяет организации в полной мере получать и использовать коммерческую информацию и повышать эффективность своей коммерческой деятельности.
Основные факторы коммерческого успеха торговых организаций:
1. Состояние материально-технической базы торговой организации и ее соответствие современным требованиям.
2. Финансовые факторы коммерческого успеха.
3. Кадровый потенциал.
4. Организационные факторы.
1. Байбардина, Т.Н. Снабженческо-сбытовая деятельность: учеб.пособие / Т.Н. Байбардина, И.А. Байбардин, И.И. Грищенко, Л.И. Старовойтова. – Минск : ЗАО «Техноперспектива», 2004.
2. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О. В. Пигунова. – 3-е изд., исп. – Минск :Выш. Шк., 2008.
3. Виноградова, С.Н. Организация коммерческой деятельности : справоч. Пособие / под общ.ред. С.Н. Виноградовой. – Минск :Выш. Шк., 2000.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобрен Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. – Минск : Амалфея, 1999.
5. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли : учеб.для студентов высших учеб. Заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – 9 изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
6. Осипова, Л.В. Основы коммерческой деятельности : учеб. / Л.В. Осипова, И.М. Синяева. – М.: Юнити-Дана, 2000.
7. О поставках товаров для государственных нужд : законРесп. Беларусь от 24 нояб. 1993 г. № 2588-XII (в ред. От 20.07.2006 № 162-З) // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001.- № 2/413.
8. О лицензировании отдельных видов деятельности : декрет ПрезидентаРесп. Беларусь от 14 июля 2003г. № 17 (в ред. От 19.12.2008 № 23) // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. -№1/4779.
9. О некоторыхмерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров : указ ПрезидентаРесп. Беларусь от 7 марта 2000г. №117 (в ред. От 01.03.2007 № 116) // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. -№ 1/1075.
10. О некоторых вопросах осуществления закупок товаров и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2003г. № 382 : постановление Совета МинистровРесп. Беларусь от 15 дек. 2003г. № 1629 (в ред. От 17.08.2009 № 1072) // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. - № 5/13525.
11. О некоторых вопросах выставочной и ярмарочной деятельности : постановление Совета МинистровРесп. Беларусь от 22 июля 2004г. № 890 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. -№ 5/14580.
12. О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Республики Беларусь о договоре поставки : постановление Пленума Высшего хозяйственного судаРесп. Беларусь от 23 дек. 2004г. № 13 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. -№ 6/427.
13. Об утверждении Положения о поставках товаров в Республике Беларусь : постановление Кабинета МинистровРесп. Беларусь от 8 июля 1996 г. №444 (в ред. От 02.06.2000 № 797 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. - № 5/7560.
14. Об утверждении порядка установления квот на товары для реализации населению республики: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 7 апр. 2000 г. № 480 (в ред. От 56.03.2007 № 325) // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. – № 5/2952.
15. О формировании и размещении заказов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для республиканских государственных нужд: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 13 июня 1994 г. № 437 (в ред. От 10. 02. 2009 № 183) // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. - № 5/8021.
16. О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О товарных биржах» : постановление Совета МинистровРесп. Беларусь от 6 авг. 2009 г. № 1039 // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009г. - № 5/30305.
17. О товарных биржах : законРесп. Беларусь от 5 янв. 2009 г. № 10-З // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2009.- № 2/1562.
18. Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 7 апр. 2004 г. № 384 (в ред. От 14.01.2009 № 26) // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. - № 5/14061.
19. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учеб. / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. – М., 2001.
20. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология коммерческой деятельности / О.В. Памбухчиянц. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2008.
21. Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность / Ф. П. Половцева. – М.: ИНФРА – М, 2008.