ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность, роль и методические подходы к анализу прибыли и рентабельности деятельности организации
2 Экономический анализ прибыли и рентабельности организации
2.1 Краткая социально-экономическая характеристика района и объемов деятельности организации
2.2 Анализ формирования прибыли и основных факторов, влияющих на неё
2.3 Оценка показателей рентабельности деятельности организации
3 Основные направления увеличения прибыли и рентабельности деятельности организации в условиях инновационной экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях основной задачей любой организации является максимальное удовлетворение нужд и потребностей как экономики в целом, так и населения в продукции, работах и услугах с соответствующей потребительской полезностью и наиболее оптимальным соотношением цены и качества. С этой целью организация должна конкретизировать усилия на постоянном увеличении прибыли, являющейся ключевым источником финансирования её воспроизводственной деятельности.
На протяжении всей истории развития социально-экономических систем прибыль являлась первостепенным и определяющим стимулом в создании и развитии организаций различных организационно-правовых форм собственности. Являясь основным источником финансирования социально-производственного развития, прибыль организации также играет важнейшую роль в обеспечении самофинансирования организации, возможности которой напрямую определяются тем, в какой мере доходы организации превышают её расходы.
Стремление к получению прибыли стимулирует людей на поиски все более эффективных и новых способов сочетания и использования доступных и потенциальных производственных ресурсов, на изобретение новых продуктов и идей, способных сформировать спрос, на применение и внедрение организационных и технических нововведений в деятельности компании, бизнесе, в повседневности, обеспечивающих повышение эффективности производства.
Рациональное формирование и использование прибыли организации зависит от эффективности организации её текущей и оперативной работы: эффективность организации расчетов, точность и рациональность ценообразования, обеспечение конкурентной позиции и т.д.
В целом на уровне развития всей экономической системы прибыль занимает одну из центральных позиций в системе стоимостных инструментов и рычагов управления. Это обусловлено тем, что финансы субъектов хозяйствования, кредитные отношения, ценовая политика, политика управления затратами и другие аспекты финансово-хозяйственной деятельности любого хозяйствующего субъекта находятся в тесной взаимосвязи с прибылью организации.
Важность и необходимость осмысления категории прибыли и путей ее увеличения в организации объясняется также и тем, что каждая организация, осуществляющая прибыльную деятельность, вносит определенный вклад в рост общественного благосостояния и улучшение социально-экономического положения общества, и, в целом, способствует наращиванию общественного богатства.
1. Сущность, роль и методические подходы к анализу прибыли и рентабельности деятельности организации
В условиях рыночной экономики и высокой конкуренции основными факторами, определяющими благополучное функционирование организации, является эффективное управление бизнесом, поиск резервов рационального использования ресурсов, расширение деятельности. Основной целью деятельности каждой коммерческой организации является получение прибыли. Показателями, характеризующими эффективность функционирования организации, служат прибыль и рентабельность. При этом каждая организация стремится максимизировать прибыль и повысить уровень рентабельности [3, с. 111].
В качестве экономической категории прибыль выражает в денежной форме стоимость прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников. При изучении прибыли как экономической категории рассматриваются ее содержание, качественная сторона.
Количественные характеристики прибыли выражаются посредством экономических показателей, которые имеют и качественную (содержательную), и количественную определенность.
Прибыль является одной из главных целей организации, показателем конечного финансового результата ее хозяйственной деятельности.
Так, по мнению Савицкой В.Г., прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают организации и только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли [16, с. 249]. С другой стороны, в соответствии с Налоговым Кодексом прибыль – это полученный доход, уменьшенный на величину производственных расходов.
Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян [12, с. 218] считают, что «прибыль – это конечный финансовый результат деятельности организации, характеризующий абсолютную эффективность ее работы».
В целом можно считать, что прибыль – это разница между совокупными доходами и совокупными экономическими затратами.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности организации. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объёма поставок товаров, снижением покупательского спроса.
2. Экономический анализ прибыли и рентабельности организации
2.1 Краткая социально-экономическая характеристика района и объемов деятельности организации
«Белпочта» – республиканское унитарное предприятие (РУП), белорусская государственная компания, оператор белорусской национальной почтовой сети. Штаб-квартира расположена в городе Минск.
По данным на 2019 год, в организации насчитывается:
- более 24 000 сотрудников;
- 6 областных филиалов;
- производство «Минская почта»;
- автотранспортное производство;
- более 3100 объектов почтовой связи;
- более 1600 автомобилей.
К основным видам оказываемых Гомельским филиалом РУП «Белпочта» услуг относятся:
- прием, обработка, хранение, перевозка, доставка (вручение) почтовых отправлений;
- международные отправления;
- партионные почтовые отправления;
- гибридная почта;
- международная ускоренная почта – EMS;
- выплата пенсий, пособий, компенсаций и осуществление других выплат;
- оказание услуг почтовой связи на дому;
- подписка на периодические печатные издания;
- прямая почтовая рассылка;
- услуги таможенного агента и складов временного хранения.
На рисунке 2.1 рассмотрим организационную структуру управления Гомельского филиала РУП «Белпочта». Организационная структура управления Гомельского филиала РУП «Белпочта» является линейно-функциональной. Линейно-функциональная структура сочетает в себе преимущества линейных и функциональных структур. Для ее формирования используют шахтный принцип построения и специализации в процессе управления. Подразделения образуются по видам деятельности организации. Функциональные подразделения делят на более мелкие производственные, каждое из которых выполняет ограниченный перечень функций
3. Основные направления увеличения прибыли и рентабельности деятельности организации в условиях инновационной экономики
Основные направления увеличения прибыли определяются в организации отдельно по каждому виду реализуемых товаров и оказываемых услуг. К главным направлениям увеличения суммы прибыли можно отнести:
- рост выручки от реализации продукции в связи с ростом объема реализации;
- снижение затрат организации;
- повышение производительности труда работников;
- повышение эффективности использования основных и оборотных средств;
- другие источники.
Для каждого хозяйствующего субъекта одной из главных задач является поддержание объема выручки на должном уровне, а также его систематическое увеличение.
Увеличивающаяся выручка организации свидетельствует об увеличении объемов продаж, которые в свою очередь зависят от следующих факторов:
- качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
- разумная ценовая политика;
- налаженные каналы сбыта;
- эффективные рекламные мероприятия и т.д.
Объем продаж является весьма значимым показателем, без роста которого организация не сможет обеспечить себе достаточный объем выручки. При этом доход от продаж является основным источником покрытия расходов, понесенных организацией в ходе создания нового продукта (сырье, материалы, обслуживание оборудования, оплата труда рабочих и т.д.).
Наиболее приемлемыми для современных условий хозяйствования и адаптированных под отечественные организации можно предложить следующие пути повышения прибыли Гомельского филиала РУП «Белпочта».
1. Повышение роста объемов продаж. Организации необходимо знать спрос населения на отдельные группы товаров и услуг. При этом необходимо выбрать стратегию коммерческой деятельности: либо снижать цену товаров и услуг в расчете на то, что это приведет к росту объема продажи и может увеличить прибыль, либо не изменять цену, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса. Выбрав первый вариант стратегии, можно, кроме того, достичь ускорения оборачиваемости собственного капитала (денежных средств).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение прибыли, в условиях рыночной экономики, огромно. Товаропроизводители, стремясь к ее получению, увеличивают объем производства продукции, улучшают ее качество и ассортимент. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Положительный результат работы организации предполагает качественное управление процессом создания прибыли. Ведь именно от получаемой прибыли зависит экономическая устойчивость организации. Также прибыль является стимулом к рациональному использованию ресурсов всех видов. Что не маловажно для экономики в целом.
Значимость экономического анализа таких важнейших показателей, как прибыль и рентабельность организации трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности организации, служащий источником пополнения финансовых ресурсов организации.
Выручка в 2018 году увеличилась на 6 983 тыс. руб. или на 13,6 %, а в 2019 году – на 5 341 тыс. руб. или на 9,2 %. Себестоимость также характеризовалась ростом: в 2018 году она выросла на 8 065 тыс. руб. или на 17,1 %, а в 2019 – на 4 391 тыс. руб. или на 7,9 %. В 2019 году результате превышения темпов роста выручки над темпами роста себестоимости наблюдался рост валовой прибыли. Так, в 2019 году валовая прибыль выросла на 3 796 тыс. руб. или на 33,4 %, что можно оценить положительно.
В 2018 году управленческие расходы показали тенденцию к снижению: они сократились на 1 259 тыс. руб. или на 48,5 %. В 2019 году управленческие расходы выросли на 751 тыс. руб. или на 56,1 %. Однако рост валовой прибыли на 33,4 % в 2019 году позволил сократить негативное влияние роста расходов, что привело к росту прибыли от реализации. Так, прибыль от реализации в 2019 году выросла на 199 тыс. руб. или на 13,2 %.
В 2018 году наблюдается рост как прочих доходов, так и прочих расходов по текущей деятельности. В результате вышеперечисленных изменения прибыль от текущей деятельности в 2019 году составила 1 372 тыс. руб., что в 21 раз больше значения 2017 года.
Прибыль от инвестиционной и финансовой деятельности в 2018 году сократилась на 49 тыс. руб. или на 16,2 %, а в 2019 году – на 9 тыс. руб. или на 3,5 % до 245 тыс. руб. Данное сокращение объясняется снижением доходов по инвестиционной деятельности на 33 тыс. руб. в 2018 году и на 17 тыс. руб. в 2019 году.
Прибыль до налогообложения в 2018 году составила 263 тыс. руб., что на 105 тыс. руб. или на 28,5 % меньше значения 2017 года.
1. Агарков, А. П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. - М.: Дашков и Ко, 2018. – 400 с.
2. Баканов, М. И. Теория экономического анализа: учебник / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет; под ред. М. И. Баканова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 536 с.
3. Бердников, А. А. Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический аспект / А. А. Бердников // Молодой ученый. – 2017. – №2. – С. 111-113.
4. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 663 с.
5. Елисеева, Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 480 с.
6. Ефимова, О. В. Анализ рентабельности капитала / О. В. Ефимова // Бухгалтерский учет. – 2017. – №11. – С.11-15.
7. Иванов, И. Н. Экономика промышленного предприятия: учебник / И. Н. Иванов. – Москва: Инфра–М, 2016. – 393 с.
8. Игнатущенко, В. В. Оценка качества прибыли / В. В. Игнатущенко // Деловой партнер. – 2017. – №1. – С. 17-21.
9. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. – М.: Юрайт, 2018. – 448 с.
10. Кишкель, Е.Н. Основы управленческой деятельности: со¬циальная психология, менеджмент / Е.Н. Кишкель. – Мн.: Выш. Шк., 2018. – 327 с.
11. Липатов, И.В. Прогнозирование прибыли / И. В. Липатов // Финансы. – 2017. – №5. – С.15-18.
12. Маркарьян, Э. А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016. – 536 с.
13. Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 «// Консультант Плюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
14. Осмоловский, В. В. Теория АХД: учебник / В. В. Осмоловский, Л. И. Кравченко, Н. А. Русак. – Минск.: Новое знание, 2018. – 318 с.
15. Савицкая, Г. В. Новые формы отчетности: аналитические возможности увеличены / Г. В. Савицкая // Главный Бухгалтер / № 15 (735) апрель 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/savitskaya-g-novye-formy-otchetnosti-ana_0000000.
16. Савицкая, Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятий: учебник. / Г. В. Савицкая – Минск: Новое знание, 2015. – 607 с.
17. Стражев, В. И. Теория анализа хозяйственной деятельности в промышленности: учеб. пособие / В. И. Стражев – 2-е изд., испр. – Минск.: «Вышэйшая школа», 2014. – 143 с.
18. Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чалдаева. – Москва: Юрайт, 2015. – 347 с.
19. Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие / Г. И. Шепеленко. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2017. – 608 с.
20. Экономика и финансы предприятия / под ред. Т.С. Новашиной. – М.: Синергия, 2017. – 344 с.
21. Экономика, организация и управление на предприятии: учебное пособие / [А. В. Тычинский и др.]. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2017. – 475 с.
22. Экономика, организация и управление на предприятии / под ред. М.Я. Боровской. – Спб: Феникс, 2018. – 480 с.
23. Экономика предприятий (организаций): учебник / А. И. Нечитайло, А. Е. Карлик. – М.: Проспект: Кнорус, 2018. – 304 с.
24. Экономика предприятия: учебник / [В. М. Семенов и др.]. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 416 с.
25. Экономика предприятия: учебный комплекс / Л. А. Лобан, В. Т. Пыко. – Минск: Современная школа, 2018 – 429 с.
26. Экономика предприятия (организации): учебник / [Н. Б. Акуленко и др.]. – М.: Инфра–М, 2017. – 638 с.
27. Экономика предприятия: учебник / [А. П. Аксенов и др.]. – М.: КноРус, 2017. – 346 с.
28. Экономика фирмы: учебник / [А. С. Арзямов и др.]. – М.: Инфра-М: Национальный фонд подготовки кадров, 2018. – 526 с.
29. Экономика фирмы: учебник для вузов / [В. Я. Горфинкель и др.]. – М.: ИД Юрайт, 2018. – 678 с.
30. Яковлев, И. Г. Управление затратами и прибылью организации / И. Г. Яковлев // Экономист. – 2017. – №8. – С.11-16.
31. Якуш, И.Ф. Оценка показателей прибыли / И. Ф. Якуш // Финансист. – 2018. – №5. – С.16-19.