Введение
1 Методические основы монетаристского подхода
2 Критика монетаристской концепции
3 Использование идей монетаризма при проведении экономической политики на примере Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Проблема регулирования монетарной (денежно-кредитной) политики занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально–экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно–кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по–разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.
В данной курсовой работе рассмотрена сущность и инструменты монетарной политики, основные ее концепции, монетарная политика регулирования экономики с зарубежных стран и в Республике Беларусь.
Актуальность темы обусловлена распространённостью денежно-кредитных отношений в современном обществе, связанной с развитием товарно-денежных отношений и переходом их на качественно новый уровень функционирования.
Монетарная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства на изменение основных макроэкономических показателей путем воздействия на денежную массу.
Задача монетарной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению деловой активности, обеспечению экономического роста, высокого уровня занятости, относительной стабильности цен, т.е. снижению инфляции и поддержанию платежного баланса. Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является ЦБ. Он располагает набором средств, которые называют инструментами денежно-кредитной политики [3, c.148].
Объект исследования – монетарная политика.
Предмет исследования – сущность и инструменты монетарной политики.
Методология исследования включает такие методы, как синтез и анализ данных, дедукция и индукция, статистически метод.
Исходным при определении целей денежной и кредитной политики является вопрос о субординационных связях (соподчиненности) различных компонентов экономической политики.
Основная цель курсовой работы – изучение понятия и основных инструментов монетарной политики. В соответствии с целью в данной работе поставлены и решаются следующие основные задачи.
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНЕТАРИСТСКОГО ПОДХОДА
Монетаризм - экономическая теория, согласно которой денежная масса в обороте играет решающую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики [3, с.78].
Монетаризм является альтернативой кейнсианской экономике, согласно которой совокупный объем продукта и изменение уровня цен в зависимости от изменения предложения денег и, следовательно, достижение не инфляционного роста экономики требуют контроля над денежная масса.
Термин «монетаризм» имеет второе значение. Часто в экономической литературе они обозначают антиинфляционную политику государства, которая была проверена в ряде промышленно развитых стран (США, Великобритания и т. Д.) В 80-е годы. XX век. Определенные его положения принесли ощутимый успех в борьбе с инфляционными процессами. Антиинфляционная программа предусматривала установление высокой процентной ставки в банках, прекращение роста заработной платы и даже ее снижение. С этой целью было предложено поддерживать уровень безработицы на достаточно высоком уровне.
Основатель монетаризма - создатель Чикагской школы, лауреат Нобелевской премии 1976 года Мильтон Фридман. Именно он сформулировал большинство методологических принципов, на которые полагается значительная часть монетаристов. Основной принцип основан на соотношении формально-логического метода научного анализа с расчетами на основе экономических моделей. Таким образом, монетаристы связывают реальное положение вещей с теоретическими выводами.
Главная особенность монетаризма заключается в том, что все основные проблемы рыночной экономики рассматриваются и решаются посредством вопросов денежного обращения. Монетаристы являются хорошо выраженными сторонниками свободного рынка. Они считают государственное регулирование бессмысленным в долгосрочной перспективе, поскольку оно блокирует работу регуляторов рынка. В краткосрочной перспективе он, по их мнению, дает лишь временный эффект. Благодаря этому обстоятельству ученые Чикагской школы разработали ряд методологических принципов и теоретических концепций, которые выступают против кейнсианских концепций государственного регулирования экономики [3 с. 65].
Монетаризм основан на теоретическом положении саморегулируемой экономической системы. Суть заключается в двух тезисах: деньги являются основной движущей силой рыночной экономики; Центральный банк может влиять на денежную массу. Предлагается поддерживать темпы роста денежной массы на уровне 3-5% в год. В противном случае нарушается механизм частного предпринимательства, растет инфляция. Влияние на экономику заключается в поддержании постоянного роста денежной массы. В этой связи во многих странах денежная масса была ориентирована (с точки зрения англичан - цель), которая заключалась в установлении контрольных показателей - минимальных и максимальных пределов различных денежных агрегатов на предстоящий период (квартал, год и т. Д.). ). В большинстве стран таргетирование выродилось в простоту: «вилки» пределов роста денежной массы скорректированы с фактическими темпами ее роста за предыдущий период, а центральный банк не несет ответственности за нарушение этих пределов [4]. Монетаризм, как следует из его названия, фокусируется на деньгах, а его основным уравнением является уравнение обмена: MV = PQ, где M - денежная масса; V - скорость денежного обращения; P - уровень цен; Q - объем произведенных услуг.
2 КРИТИКА МОНЕТАРИСТСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
В общем и целом неоклассическая школа следует традиции, господствовавшей в период до субъективистской революции. В соответствии с этой традицией производящая система рассматривалась как такая система, в которой производственные факторы неким однородным и вневременным образом порождают потребительские товары и услуги. Такая трактовка процесса производства не предполагает никакого временного и пространственного бытия производственных факторов, в принципе не позволяя учесть их временную и пространственную определенность, связанную с продвижением от более ранних стадий производства к более поздним. Это было более или менее общей схемой для всех работ экономистов классической школы, от Адама Смита, Рикардо, Мальтуса и Джона Стюарта Милля до Маршалла. В рамках этой же традиции работал и Джон Бейтс Кларк (1848–1938), профессор экономики Колумбийского университета в Нью-Йорке. Резкое неприятие Кларком применения субъективистского подхода к теории капитала и процента и сегодня лежит в основании неоклассики и монетаризма. Кларк считал, что производство и потребление должны рассматриваться как одновременные. По его мнению, процессы производства не образуют стадий, а получение результатов производственного процесса не требует ожидания в течение сколько-нибудь продолжительного времени. Кларк трактует капитал как постоянный фонд, который «автоматически» генерирует производительность в форме процента. Согласно Кларку, чем больше этот общественный капитальный фонд, тем меньше процент. Феномен временного предпочтения не нашел никакого отражения в его модели [6, с. 649–663].
Теория производства Дж. Б. Кларка сводится к использованию внедренного Вальрасом определения всеобщего финансового равновесия к концепции капитала. Вальрас создал модель всеобщего финансового равновесия в форме системы общих уравнений, которая была призвана разъяснять процесс определения рыночных цен на все множество товаров и услуг. Основная неточность модификации всеобщего финансового равновесия Вальраса заключается в том, что показанная концепция уравнений оперирует величинами (переменными и коэффициентами системы), что в реальности принадлежат не одному к и тому же времени, а возникают постепенно, по мере того, как члены финансовой деятельности реализовывают свои действия во времени. Форма всеобщего финансового равновесия Вальраса представляется, в сущности, постоянной модификацией, не способной принимать во внимание течение времени и допускающей присутствие связи между переменными и коэффициентами, имеющимися одновременно, тогда как в настоящей реальности эти характеристики никогда не реализуются в один и тот же период [7, с. 64–68].Использование модели, в которой игнорируется феномен времени и которая в принципе не позволяет изучать процессы, разворачивающееся во времени, приводит к логической невозможности объяснить реальные экономические процессы.
3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕЙ МОНЕТАРИЗМА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Увлечение теорией монетаризма привело Республику Беларусь к очень неутешительным результатам. Строгая денежно-кредитная политика, направленная на преодоление инфляции и стабилизацию экономики, не принесла желаемых результатов. [6 с. 89]
Рассмотрим причины, по которым теория монетаризма в Республике Беларусь была очень разочаровывающей:
1. Теория монетаристов предполагает существование идеальных условий для совершенной конкуренции. Аналогичных предпосылок в экономике Беларуси нет. Здесь позиции монополистов сильны, пропорции цен искажены. Не существует соответствующей инфраструктуры, финансовая стабилизация не была достигнута. В течение нескольких лет наблюдалось неконтролируемое падение производства, инвестиции падали.
2. Тесная денежно-кредитная политика в течение длительного времени порождает нехватку наличных средств. Ограничительная политика Национального банка Республики Беларусь неизбежно ведет к созданию и использованию альтернативных валютных суррогатов (бартер, векселя и т. Д.) В периферийных сферах экономики. В «неденежной» экономике использование монетаристских рецептов не приводит к стабилизации, а к углублению кризисных процессов.
3. Политика монетаризма противоречит условиям и требованиям переходной экономики.
Денежная политика Республики Беларусь до приобретения современных очерков прошла несколько этапов, что послужило для нее серьезными уроками. В 1991 году на территории республики продолжала циркулировать денежная единица несуществующего государства - советский рубль. В течение 1992-1993гг. денежно-кредитные органы Беларуси активно использовали валютные ограничения, применяя множество обменных курсов. В 1994 году наблюдалась относительная стабилизация, когда Национальный банк начал проводить режим «контролируемой навигации». Укрепление обменного курса белорусского рубля к доллару в 1995 году привело к необходимости возврата к множественности обменных курсов в 1996 году, которые существовали до сентября 2000 года. За этот период количество обменных курсов в Беларуси порой достигало восьми. Либерализация денежного регулирования в 2000 году, отмена административного валютного режима и введение «скользящей» фиксации, которая до сих пор вступила в силу, предоставили Национальному банку статус локомотива экономических реформ в Республике Беларусь , [4 с. 101]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Монетарная политика представляет собой деятельность государства по изменению макроэкономических показателей через воздействие на денежную массу. Данная политика направлена на сдерживание инфляционного баланса, контроль процентной ставки и объемов кредитования. Объектами монетарной политики являются спрос и предложение на рынке. Субъектами – Национальный банк и коммерческие банки. Часть задач в данной сфере решают иные инфраструктуры. Монетарная политика делится на долгосрочную и текущую.
Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.
Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов;
3) стабильности уровня цен;
4) равновесия платежного баланса.
Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.
Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйства и фирм).
Основными инструментами денежно-кредитной политики – средствами, при помощи которых государство планирует достичь поставленных целей являются:
- операции на открытом рынке;
- изменение резервной нормы;
- изменение учетной ставки.
Современные экономисты больше не придерживаются определенных позиций, таких как кейнсианство или монетаризм. На практике используются модели, которые в большей степени соответствуют статистике. Мир намного сложнее, чем модель, предлагаемая монетаристами. Тем не менее, эта модель успешно используется некоторыми странами для решения экономических проблем.
В настоящее время механизм воздействия денежно-кредитной политики на состояние экономики, а также целесообразность различных стратегий ее реализации составляют предмет спора между экономистами. Представители кейнсианской, монетаристской и новой классической школ выдвигают зачастую полярные предположения.
1. Банковский Вестник [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/bv/arch/666.pdf
2. Банковский кодекс РБ [Электронный ресурс] / Официальный сайт Кодексы Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://kodeks.by/bankovskij–kodeks–rb/ Статьи 25-26.
3. Бурлачков, В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: Анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития / В.К. Бурлачков. - М.: КД Либроком, 2019. - 240 c.
4. Влияние пруденциального банковского регулирования на трансмиссионный банковский механизм-Л.Рыкова:Банковский вестник -2016.- С 123-127 №355
5. Зарубежный опыт реализации денежно-кредитной политики [Электронный ресурс] / Научные статьи. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-realizatsii-denezhno-kreditnoy-politiki.
6. Кейнс, Дж.М. Избранные произведения / Дж. М. Кейнс Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2016. 224 с.
7. Макконелл, К. Брю, С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика Т. 1. -М.: Республика, 2017. - 970с.
8. Механизм монетарной политики Республики Беларусь-А.Лобанов:Банковский вестник -2016.- С 13-22. №355
9. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.by.
10. Мировая экономика [Электронный ресурс] / Официальный сайт Статистика Мировой экономики. – Минск, 2019. – Режим доступа: http:// www.ereport.ru.
11. Монетаризм и монетарное таргетирование-В.Мазур:Банковский вестник-2017.-№300 С 24-28.
12. Монетарная политика и денежная масса: итоги десятилетней эволюции-В.Комков:Банковский вестник -2018.-№345 С 5-16.
13. Монетарное таргетирование-Д.Криворотов:Банковский весник -2017.-№216 С 22-26.
14. Морсман-мл., Эдгар М. Кредитный департамент банка: организация эффективной работы- Пер. с англ.: учебное пособие.- М.: Альпина Паблишер, 2018. - 257 с.
15. Нацбанк повысил норматив обязательных резервов для банков резервов [Электронный ресурс] / Официальный сайт Май фин. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://myfin.by/stati/view/5156–nacbank–povysil–normativ–obyazatelnyh–rezervov–dlya–bankov.
16. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления. -В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В.Богданович и др. - Мн.: БГЭУ, 2015. - 843с.
17. Норматив обязательных валютных резервов [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://belarusbank.by/ru/press/business_news/ 30923.
18. Ньюмен, П. Моетаризм против кейнсианства / П. Ньюмен // Экономическая теория [Электронный ресурс]. 2004. Режим доступа: http://vse-uchebniki.com/ekonomicheskaya-teoriya_700/monetarizm-protiv-keynsianstva.html.
19. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. - Мн.: Мисанта, 2015. - 111с.
20. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/rep_2019_01_ot.pdf.
21. Официальная статистика Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.
22. Понятие, сущность и структура современной кредитной системы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://studopedia.ru/13_44481_ponyatie–sushchnost–i–struktura–sovremennoy–kreditnoy–sistemi.html.
23. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 2: учебник для магистратуры / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 382 с.
24. Самуэльсон, П.Э. Экономика / П.Э. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус; пер. с англ. М.: Лаборатория базовых знаний, 2017. 726 с. С. 642–648.
25. Указ Президента Республики Беларусь. Об утверждении Основных направлений денежно–кредитной политики Республики Беларусь на 2020 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/legislation/documents/ondkp–2019.pdf.