ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
1.1. Содержание и функции финансов
1.2. Понятие и основные уровни современной финансовой системы
2 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2.1. Понятие и функции государственного бюджета
2.2. Доходы и расходы государственного бюджета
2.3. Динамика структуры доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Состояние экономики государства, её перспективы определяются, прежде всего, состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также величиной государственного долга – агрегированной характеристикой этого дефицита.
Бюджет любого государства представляет собой официальный документ, в котором содержится свод доходов и расходов на очередной финансовый год. Согласно этому законодательному акту, страна живет в течение всего года; вся деятельность любой власти подчинена одному – разработке, принятию и исполнению этого документа.
Государственный бюджет как основной инструмент государственного регулирования общественными процессами особенное значение приобретает в условиях рыночной экономики. Его основное назначение состоит в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами выполнение общегосударственных программ и мероприятий. В этой связи бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными.
Состояние государственного бюджета отображает состояние экономики и возможности финансовых вложений на государственном уровне. От государственного бюджета зависит, какие именно расходы произведет государство и, соответственно, какие потребности общества будут удовлетворены. Состояние государственного бюджета редко бывает сбалансированным. Часто доходы бюджета бывают либо и выше расходной части, либо ниже. Соответственно, данные состояния бюджета носят названия дефицита и профицита бюджета.
Актуальность курсовой работы состоит в том, что величина государственного долга является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.
Объект исследования — государственный бюджет.
Предмет исследования — состояние государственного бюджета Республики Беларусь.
Цель курсовой работы – анализ доходной и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь.
1 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
1.1. Содержание и функции финансов
Изучение финансов и их роли в обществе базируется на двух факторах: сущность финансов определяется как социальное явление и как структура финансовых отношений, посредством определения различных составляющих финансов.
Финансы – это система экономических отношений, выраженная в денежной форме, носящая распределительный характер и реализуемая в виде финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и используемых для расширения воспроизводства, социального обеспечения и материального стимулирования работников. [2, с.12].
Термин «финансы» произошел от латинского слова finansia, что в переводе означает денежный платеж [25, с. 3]. Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами, которые являются обязательным условием их существования. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы – определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным либо безналичным путем. Финансовые отношения – это, прежде всего, денежные отношения.
Однако не все денежные отношения можно считать финансовыми. Сфера денежных отношений шире, чем сфера финансовых отношений. Финансы представляют собой только денежные отношения, связанные с формированием и использованием средств коммерческих организаций и национальных денежных фондов, то есть децентрализацией и концентрацией средств валютного фонда. Источниками этих средств являются валовой внутренний продукт и национальный доход [14, с. 242].
Представление о финансах как экономической категории видоизменялось. Изначально понятие «финансы» рассматривалось только применительно к формированию и использованию денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название «публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления). С развитием крупномасштабного товарного производства совершенствовались методы, способы мобилизации, распределения и использования денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса [13, с. 25].
2 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
2.1. Понятие и функции государственного бюджета
Во всех формациях государственный бюджет играл важную роль в выполнении функций государства. Как основной инструмент государственного регулирования общественными процессами особое значение он приобретает в условиях рыночной экономики.
На содержание бюджета влияют объективные и субъективные факторы.
К объективным факторам относятся: характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета; природные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее традиции, специфика развития на данном историческом этапе. Вместе с тем государственный бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.
К субъективным факторам относятся: тип государства, поли- тика правительства, приоритеты развития, внутренняя и внешняя экономическая ситуация и другие.
Бюджет страны, отражающий основные доходы и расходы государства, называется государственным бюджетом.
Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в целую систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями национального хозяйства и населением [17, с. 34].
Государственный бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения части ВВП (главным образом чистого дохода) по поводу формирования централизованного фонда финансовых ресурсов и его использования на общегосударственные расходы [6, с. 18].
Характер перераспределительных финансовых отношений в данном случае обусловлен произошедшим первичным распределением общественного продукта и его реализацией через цену как форму выражения финансовых отношений. В результате реализации продукта начинается расщепление чистого дохода как самостоятельной и обособленной части валового внутреннего продукта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения.
Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.
Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, экономическая категория, совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Это весьма динамичная категория, которая зависит от множества объективных и субъективных факторов, и поэтому объем государственного бюджета, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждом конкретном историческом периоде в различных странах.
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными элементами, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
В Республике Беларусь в бюджетной политике реализуется пассивная форма дефицита. Бюджетная политика направлена на сохранение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
В 2019 г. доходы государственного бюджета составили 39139,7 млн. руб. и увеличились по сравнению с 2018 г. на 1456,3 млн. руб. или 3,9 %. В целом за 2015 – 2019 гг. доходы государственного бюджета увеличились на 47,0 %. В 2019 г. расходы государственного бюджета составили 35997,5 млн. руб., что на 8,8 % выше уровня 2018 г. За 2015 – 2019гг. расходы государственного бюджета увеличились на 43,8 %. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 29,7 %, снизившись по сравнению с 2018 г. на 1,3 п.п., а по сравнению с 2015 г. – на 0,9 п.п.
Доля налоговых доходов в 2019 г. составила 84,2 %, увеличившись по сравнению с 2018 г. на 0,6 п.п. В период с 2015 по 2019 гг. удельный вес налоговых поступлений увеличился на 0,5 п.п. (с 83,7 % в 2015 г. до 84,2 % в 2019 г.). Значительный удельный вес в структуре доходов государственного бюджета приходится на неналоговые доходы, доля которых в целом сократилась с 16,0 % в 2015 г. до 11,2 % в 2019 г. В 2019 г. 4,6 % приходится на безвозмездные поступления (-1,0 п.п. по сравнению с 2018 г. и +4,2 п.п. по сравнению с 2015 г.).
1. Астапов, К.Л. Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса / К.Л. Астапов // Финансы. – 2019. — № 6. — С. 14 — 18.
2. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система. В 2 т. Том 1: учебник / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – 5-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 314 с.
3. Болтинова, О.В. Стадии бюджетного процесса в зарубежных странах: учеб. пособие / О.В. Болтинова. – М.: Профобразование, 20. – 214 с.
4. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З: в ред. Закона от 16.12.2019 № 268-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Бюджеты стран мира на 2019 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fincan.ru/articles/84_byudzhety-stran-mira-na-2019-god/.
6. Заяц, Н.Е. Теория финансов: учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина Т.В. [и др.]; под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. — Минск: БГЭУ, 2016. — 211 с.
7. Кадочников, Д.В. Бюджетная система Китая на современном этапе: ключевые вызовы и направления развития / Д.В. Кадочников // Terra Economics. 2018 – Том 16. – № 3. – С. 87–105.
8. Комягин, Д.Л. Бюджетное право: учебник / Д.Л. Комягин. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 590 с.
9. Мельникова, Н.А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учеб. пособие / Н.А. Мельникова. – Минск: БГУ, 2015. – 235 с.
10. Муравьева, З.А. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: учеб.-метод. комплект / З.А. Муравьева. – 2-е изд., дораб. – Минск: МИУ, 2016. – 308 с.
11. Неверов, Д. А. Бюджетно-налоговая политика: учеб. пособие / Д.А. Неверов. – Минск: БГЭУ, 2019. – С. 113–115.
12. Омирбаев, С.М. Государственный бюджет: учебник / С.М. Омирбаев, С.Ж. Интыкбаева, А.А. Адамбекова, Р.С. Парманова. – Алматы: ТОО РПИК Дэуир, 2017. – 632 с.
13. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: аналит. обзор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2018/yd2018.pdf.
14. О бюджетной классификации Республики Беларусь: постановление Министерства финансов Республики Беларусь, 31 дек. 2008 г., № 208 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/upload/bp/act/postmf_311208_208.pdf
15. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: аналит. обзор [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2019/yd2019.pdf.
16. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон от 04 января 2010 г. № 108-3: в ред. Закона от 18.12.2019 № 273-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. Писаренко, Г.В. Теория финансов: учеб.-метод. пособие / Г.В, Писаренко. – Минск: БГЭУ, 2018. – 49 с.
18. Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учебник / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2015. – 618 с.
19. Струк, Т.Г. Финансы и финансовый рынок: учеб.-метод. комплекс / Т.Г. Струк. – Минск: БГУ, 2015. – 230 с.
20. Тетерина, Л.М. Государственный бюджет: учеб.-метод. комплекс / Л.М. Тетерина, Т.И. Бохан. – Минск: МИУ, 2018. – 220 с.