Введение
Глава 1 Взаимодействие банков и страховых компаний: экономические основы
1.1 Сущность и роль страхования
1.2 Взаимоотношения страховых организаций и банков
1.3 Особенности взаимодействия страховых организаций и банков
1.4 Мотивы банков в развитии банковского страхования
Глава 2 Анализ сотрудничества коммерческих банков и страховщиков
2.1 Методология исследования рынка банкострахования
2.2 Оценка взаимовыгодного сотрудничества банка и страховщика
Глава 3 Проблемы и перспективы сотрудничества банков и страховых организаций на современном этапе
3.1 Проблемы сотрудничества банков и страховых организаций
3.2 Перспективы сотрудничества банков и страховых организаций на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода к рыночной экономике значительно возросла роль сотрудничества банков и страховых компаний. Под влиянием усиления роли банков в экономике страны появились новые сферы деятельности для страховых компаний. Очень важную роль в прогнозировании и предупреждении потерь банка играет распределение риска, а также передача его на страхование. Банковское страхование как экономическая категория выражает социально-экономические отношения, которые определяются законами рыночного хозяйствования, формирующими в итоге его сущность, то есть связи и отношения как внутри самого рынка, так и во взаимодействии с другими экономическими категориями.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что банковское страхование я способствует росту производства и товарооборота, движению капиталов внутри страны, трансформации денежных сбережений и капиталовложения, обновлению основного капитала, поэтому его развитие наиболее важно для финансового сектора экономики.
Цель исследования анализ сотрудничества банков со страховыми организациями и определение перспектив его совершенствования.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и роль страхования;
- рассмотреть взаимоотношение страховых организаций с коммерческими банками;
- изучить особенности взаимодействия страховых организаций с банками
- определить мотивы банков в развитии банковского страхования
- проанализировать основные аспекты сотрудничества коммерческих банков со страховыми организациями;
- определить проблемы и перспективы сотрудничества банков и страховых организаций.
Объектом исследования является взаимодействие банка и страховой организации.
Предметом исследования выступают экономические отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия банка и страховой организации.
Теоретической базой для исследования являются фундаментальные труды ученых в области банковского страхования, которые нашли свое отражение в монографических исследованиях, научных статьях, публикациях в экономической литературе и периодических изданиях.
ГЛАВА 1 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БАНКОВ И СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1 Сущность и роль страхования
Страхование является экономической категорией, находящейся в подчиненной связи с категорией «финансы». Как и финансы, страхование обусловлено движением денежной формы стоимости при формировании и использовании соответствующих целевых фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения денежных доходов и накоплений. Однако если финансы связаны с процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, то страхование преимущественно охватывает сферу перераспределительных отношений, в результате которых создается страховой фонд. Использование его денежных средств позволяет обеспечивать возмещение потерь, связанных со страховыми случаями, и в целом затрат по организации и дальнейшему развитию страхования [1, c. 85].
Назначение страхования – обеспечение защиты от природной стихии, случайных событий технического и технологического характера, криминальных явлений [2, с. 29].
Как экономическая категория, страхование представляет собой систему экономических отношений, обеспечивающих защиту личных и имущественных интересов физических и юридических лиц, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов из уплаченных такими лицами страховых взносов и средств, используемых для возмещения убытков при различных непредвиденных неблагоприятных событиях (рисках), а также оказания помощи гражданам в случае наступления страхового случая. [3, с. 19].
Для того чтобы страховые отношения были возможны, должны быть выполнены следующие условия
рисковое событие должно быть случайным или естественным, но происходить в неопределенное время;
вероятность возникновения опасной ситуации должна признаваться обществом, а не человеком;
Случайность (случайное событие, которое относится к недостатку знаний, не всегда может предотвратить событие, размер ущерба, который происходит, объекты и время непредсказуемых событий) [4, С.106].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СОТРУДНИЧЕСТВА КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ И СТРАХОВЩИКОВ
2.1 Методология исследования рынка банкострахования
Под термином «банкострахование» понимается процесс интеграции банков и страховых организаций с целью реализации как страховых, так и банковских продуктов, с совмещением каналов продаж и клиентских баз, с доступом к внутренним финансовым ресурсам друг друга.
Залог успеха банкострахования лежит в расширении спроса на услуги и стимулировании активности клиентов. Этот целевой ориентир обязывает участников финансового рынка предоставлять широкий спектр услуг, предлагать различные каналы их распространения, хорошо понимать своих клиентов, использовать эти знания для перекрестных продаж дополнительных услуг в соответствии с выявленными потребностями клиентов. Как следствие, это ориентирует банки и страховые компании на совместное решение задачи адаптации методов и структуры управления под специфику совместной деятельности банковских и страховых институтов.
Реализация совместных проектов в области банковского страхования вынуждает банки вступать в новую для себя сферу. Банки в своих стратегиях обычно более консервативны, чем страховщики, и преимущественно предпочитают работать с поступающими запросами клиентов, в то время как страховщики занимаются активными действиями и ориентированы на продажу своих услуг. Таким образом, существует принципиальное различие в сути двух финансовых продуктов – банковского и страхового. Инициатива покупки первого продукта исходит от самого потребителя; в необходимости же покупки второго продукта потребителя нужно убедить [20, с. 18].
Говоря о развитии банкострахования в Республике Беларусь, нельзя не принимать во внимание уровень развития страхового рынка. По состоянию на 1 января 2020 г. на страховом рынке Республики Беларусь страховую деятельность осуществляли 16 страховых организаций (из них две страховые организации осуществляют добровольное страхование жизни и дополнительной пенсии, одна осуществляет деятельность исключительно по перестрахованию), и 30 страховых брокеров (таблица 2.1).
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА БАНКОВ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Проблемы сотрудничества банков и страховых организаций
К факторам, сдерживающим развитие банкострахования в Беларуси, можно отнести следующие:
- непроработанность финансового законодательства в части расширения возможностей взаимовыгодного сотрудничества банковских и страховых организаций;
- слабое налоговое стимулирование для клиентов банковских и страховых организаций;
- низкая активность участников финансового рынка по внедрению современных технологий и методов производства и реализации банкостраховых продуктов.
Для современного этапа развития банкострахования в стране также можно выделить следующие проблемы: технологические отличия банковской и страховой практики, постоянное возникновение новых рисков, различный подход к оценке платежеспособности страховой организацией и коммерческим банком [28].
Также отдельными проблемами банкострахования являются:
сокращение как в автокредитовании, так и в автостраховании. Рецессия проявляется в виде снижения количества покупок в кредит новых средств транспорта и в виде неудовлетворенности клиентами некоторыми банками, которые навязывали аффилированные страховые компании своим заемщикам.
возмущение клиентов качеством предоставляемых услуг. На практике банки часто недостаточно подробно разъясняют условия кредитования, а заемщики могут узнать о важных аспектах договора только когда необходимо платить первый взнос. Клиент знакомится с кредитным договором и договором залога в день его подписания и не всегда имеет возможность подробно изучить все 20 страниц предлагаемого текста здесь и сейчас. В соответствии с существующим законодательством банк обязан дать клиенту всю необходимую информацию по кредитованию заранее в письменном виде. В целях улучшения качества работы в рамках банкострахования целесообразно заранее информировать клиента не только о стоимости кредитных ресурсов, но и затратах на страхование залогового имущества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковское страхование как экономическая категория выражает социально-экономические отношения, которые определяются законами рыночного хозяйствования, формирующими в итоге его сущность, то есть связи и отношения как внутри самого рынка, так и во взаимодействии с другими экономическими категориями. Важность банковского страхования заключается в том, что оно способствует росту производства и товарооборота, движению капиталов внутри страны, трансформации денежных сбережений и капиталовложения, обновлению основного капитала.
В настоящее время рынок банковского страхования Беларуси находится на этапе своего становления, однако он уже обладает высоким потенциалом в сфере банкострахования. Участие страховщиков в банкостраховании обусловливается снижением издержек и диверсификацией каналов распространения страховых услуг, увеличением количества клиентов за счет использования клиентской базы банка, выходом на новые сегменты рынка и укреплением своих позиций, и, как следствие, увеличением страхового портфеля, улучшением качества бизнеса посредством технологических новинок банков.
Основные проблемы развития рынка банковского страхования заключаются в таких аспектах, как непроработанность финансового законодательства, слабое налоговое стимулирование для клиентов банковских и страховых организаций, низкая активность участников финансового рынка по внедрению современных технологий и др.
Потенциал развития банкострахования в Республике Беларусь достаточно высок. Однако его реализация потребует активизации усилий как самих страховых организаций и банков, так и органов государственного управления. Существуют определенные перспективы как в отношении стандартного размещения банками своих рисков в страховых организациях, так и в сфере совместного ведения бизнеса.
Среди приоритетных направлений развития банкострахования в Республике Беларусь выделяются: взаимодействие страховщиков и банков по расширению полномасштабного сотрудничества в рамках развития различных форм партнерских взаимоотношений между ними; разработка новых финансовых продуктов, разработанных на стыке банковских и страховых услуг; законодательное урегулирование взаимоотношений банков и страховых компаний.
1. Ахвледиани, Ю.Т. Страхование: учебник / Ю.Т. Ахвледиани. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 567 с.
2. Балабанов И. Т. Страхование. Организация. Струкутура. Практика / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов. – М.: Питер, 2016. – 256 с.
3. Деева, А.И. Финансы и кредит: учеб. пособие для вузов / А.И. Деева. - М.: КНОРУС, 2015. - 536 с.
4. Кузнецова, Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. пособие для вузов / Е.И. Кузнецова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 687 с.
5. Купцов, М.М. Финансы: учеб. пособие для вузов / М.М. Купцов. - М.: РИОР, 2016. - 188 с
6. Мурина, Н.Н. Страховое дело: учеб. пособие для вузов / Н.Н. Мурина, А.А. Роговская. - Минск: ИВЦ Минфина, 2015. - 246 с.
7. Финансы: учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. Т.И. Василевской, Т.Е. Бондарь. - Минск: БГЭУ, 2016. - 259 с.
8. ФинансЫ: учеб. пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. Т.И. Василевской, Т.Е. Бондарь. - Минск: БГЭУ, 2017. - 363 с.
9. Страховое дело. – М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2016. – 528 с.
10. Финансы и кредит: учеб. для вузов / [О.В. Соколова, И.А. Бондаренко, О.И. Земцова и др.]; под ред. О.В. Соколовой. - М.: Магистр, 2015. - 912 с.
11. Качанова А. Методологические основы построения банковско-страхового блока финансового супермаркета // Страховое ревю. — 2005. — № 8 (136). — С. 24—32.
12. Щиборщ К. Коммерческие банки и страховые компании: конкуренты или партнеры // Банковские технологии. — 2000. — № 10. — С. 51—55.
13. Страховые компании и банки: конкуренты или союзники? / Банковский вестник. Июль 2006 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/bv/articles/1113.pdf.
14. Романова М.В. Состояние и перспективы развития банкострахования в России / М.В. Романова // Банковское дело. – 2014. - № 3. – С. 31-35.
15. Кожевникова И.Н. Финансово-экономические взаимоотношения страховых организаций и банков. / И.Н. Кожевникова. – М.: Анкил, 2005. – 112 с.
16. Гурова О.С., Радюкова Я.Ю. Пути повышения конкурентоспособности банковских структур в современных российских условиях. / О.С. Гурова, Я.Ю. Радюкова // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №4(050). – С. 60-62.
17. Радчукова Е.О. Проблемы и перспективы страхования банковских рисков в России. // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. №6(50). 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-i-perspektivy-strahovaniya-bankovskih-riskov-v-rossii.
18. Донецкова О.Ю. Межсекторное взаимодействие финансовых посредников. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - №13(119). – С. 143-147.
19. Основные показатели деятельности страховых организаций Республики Беларусь за 2019 год / Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/supervision/stat/2019/itogi/73835df64d1d4a10.html.
20. Взаимодействие банков и страховых организаций: поиск оптимальной модели. / А. Саванович // Страхование в Беларуси. – 2016. № 2. С. 18-19.
21. Отдельные показатели деятельности страховых организаций Республики Беларусь в 2019 году/ Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.gov.by/supervision/stat/2019/stat/7880cef6925d4ff4.html.
22. Тарханова, Е.А. Страхование банковских рисков в России: тенденции и перспективы/ Е. А. Тарханова, А.В. Пастухова // Молодой ученый. – 2014. – №21. – с. 433-435.
23. Кожевникова, И.Н. Взаимоотношения страховых организаций и банков. / И.Н. Кожевникова. – Москва: Анкил, 2005. – 112с.
24. Особенности и формы взаимодействия банков и страховых компаний в инвестиционном процессе [Электронный ресурс] / Белорусский государственный университет. – Минск, 2008. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/ handle/123456789/92698.
25. Что такое криптовалюта [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://theageofstupidity. blogspot.com/http://dialogs.org.ua/ru/cross/page28649. html.
26. Сотников А. О стратегии развития клиентоориентированных цифровых банковских технологий. // Банковский вестник. – 2016. – №5(634). – с. 17–24.
27. Тихонов А. Новое глобальное финансово – инвестиционное пространство и проблемы финансовой политики. // Банковский вестник. – 2016. – №11(640). – С. 3–7
28. Курбан, Е.А. Банкострахование как необходимое условие современного развития Республики Беларусь // Экономика и социум. 2016. № 6 (25).