ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
1.1 Логистика распределения, её методы, принципы и приемы
1.2 Изучение лучших практик по управлению логистикой распределения
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ВЕСТА»
2.1 Анализ структуры материальных, финансовых и информационных потоков организации
2.2 Анализ логистической системы организации
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Передача управления логистикой распределения аутсорсинговому предприятию для совершенствования деятельности организации
3.2 Оценка экономического результата реализации проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики любая организация особое внимание уделяет проблеме оптимизации процесса движения товара к потребителю. В конечном счете, от результатов реализации продукта зависит успех всей ее производственной деятельности и завоевание своего сектора на рынке. Иногда при почти одинаковых характеристиках продукта предприятие может обойти конкурентов именно на этом этапе, сумев лучшим образом реализовать свой продукт. Данный вид деятельности называется распределением продукции.
Роль, выполняемая сбытом в рыночной экономике, кардинально отличается от прежней «спокойной», но неэффективной роли системы распределения продукции в командно-административной экономике. Российские организации являются наиболее уязвимыми в вопросах распределения продукции, так как применявшаяся долгое время система госзаказов является неэффективной на современном этапе в Российской Федерации, особенно сказывается отсутствие опыта работы на международном рынке. Актуальность решения данных проблем обусловила выбор темы дипломной работы.
Распределение включает сферу решений и действий по предоставлению услуг потребителю в коммерческом, физическом и административном смысле. Коммерческая сфера распределения называется еще формированием канала распределения, физическое распределение продукта вместе с управленческим выполнением заказа – логистикой распределения.
Решения по распределению – это постоянные установки на длительную перспективу, отсюда их неизбежный стратегический характер. Они в особенной мере взаимосвязаны друг с другом и с решениями по сбыту и оказывают сильное влияние на потребителей. Формирование распределения существенно определяет также возникновение, и регулирование конфликтов органов сбыта, работающих в одном канале распределения (например, производитель, агент, продавец).
Организации в условиях рыночной экономики значительное внимание уделяют проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от правильности выбора каналов распределения товаров, формы и методов их сбыта, широты ассортимента и качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции
Объект исследования – ОАО «Веста».
Предмет исследования – управление распределением в логистической системе ОАО «Веста».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ
1.1 Логистика распределения, её методы, принципы и приемы
В литературе существует множество способов определения сущности распределительной логистики, все они разные. Обобщив их, сущность распределительной логистики может быть определена как использование оптимального канала распределения для наилучшего удовлетворения потребностей потребителей с минимальными затратами на обращение[3, с. 246] для управления физическими ресурсами от производства до потребления продуктов.
Распределительная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе доставки между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров. Ранее в процессе логистики розничные продажи, как правило, не рассматривались, а распределение продукции изучалось преимущественно на оптовом уровне. В настоящее время за счет развития торговых сетей и автоматизации процессов существенно возрастает актуальность процесса распространения продукции на розничный уровень [3, c.18].
Таким образом, распределительная логистика представляет собой комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения логистики между различными покупателями, то есть в процессе оптовой/розничной торговли товарами [10, с.13].
Области распределения и снабжения в значительной степени перекрываются. Если рассматривать материальные потоки в условиях исходящих и конечных связей, то для одних субъектов логистический бизнес является частью системы продаж, для других – поставок. Это, с одной стороны, упрощает, с другой – усложняет процесс управления материальными потоками. В области распределения новые материальные ценности не создаются, но выполняются конкретные и сложные формы деятельности, которые действуют как услуги. Таким образом, область распространения – это производитель услуг – очень специфический товар. [6, с. 54].
В отличие от маркетинга, который фокусируется на выявлении и стимулировании спроса, распределительная логистика направлена на удовлетворение потребностей, генерируемых маркетингом, с минимальными затратами.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ВЕСТА»
2.1 Анализ структуры материальных, финансовых и информационных потоков организации
ОАО «Веста-Борисов» - одно из самых заметных и значительных торговых предприятий города Борисова. Образовано в 1960 году в результате выделения из состава горпищепромторга. За эти годы превратилось в крупное предприятие численностью 1221 человек.
В состав ОАО «Веста-Борисов» входит 42 торговых объекта:
− 36 магазинов, в т.ч. универмаг «Веста», Дом торговли, интернет-магазин;
− Универсальный рынок;
− 5 объектов общественного питания, в т.ч. ресторан «Мегаполис».
ОАО «Веста» - сеть магазинов с торговой площадью от 100 до 2 500 кв. метров и с широким ассортиментом товаров повседневного спроса. В сети действует принцип самообслуживания. Магазины оснащены современным торгово-техническим и холодильным оборудованием. Наша компания с 1997 г. успешно сотрудничает по поставкам оборудования с известными производителями во Франции, Италии, Испании: Arneg S.P.A., Pastofrigor, S.P.A., Filomarket S.R.L., Cefla Arredamenti Group, Eurofours. Общество является импортером продовольственных и промышленных товаров.
Приоритетные направления в работе:
− выгодное расположение магазинов;
− постоянно обновляющийся ассортимент товаров;
− гибкая ценовая политика;
− долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество с партнерами;
− строгое соблюдение законодательства страны во всех направлениях деятельности предприятия.
Планово-экономический сектор подчиняется заместителю председателя по экономике, обеспечивает планирование и анализ хозяйственной деятельности, осуществляет оперативный учет выполнения планов и заданий, составляет статистическую отчетность по результатам торгово-хозяйственной деятельности.
Бухгалтерия подчиняется заместителю председателя по экономике, ведет учет и отчетность, контролирует и анализирует финансово-хозяйственную деятельность, разрабатывает меры по повышению рентабельности.
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Передача управления логистикой распределения аутсорсинговому предприятию для совершенствования деятельности организации
Развитие торговой деятельности связано с решением большого количества вопросов. Практичным выбором в такой ситуации становится передача логистических функций внешним компаниям. Пользование аутсорсингом дает компании несколько преимуществ:
- снижение рисков, сопровождающих логистические процессы;
- руководство концентрируется на основных направлениях бизнеса;
- наблюдается ускорение логистического цикла;
- улучшается анализ рынка, повышается уровень адаптации к его изменениям;
- полный спектр услуг и сопровождение на всех этапах сделки.
Аутсорсинг сейчас рассматривается, в первую очередь, как способ сокращения расходов на вспомогательные операции с целью концентрации средств на развитии конкурентных преимуществ, главные среди которых: современные технологии, ноу-хау, высококвалифицированные кадры, спецоборудование и другие новации. В зарубежной практике данный подход известен как использование преимуществ «ключевой компетенции» компании, т.е. концентрация только на основных профилирующих функциях.
3PL логистика – это уровень большинства современных операторов. Благодаря использованию аутсорсинга заказчик передает провайдеру свои функции и дистанцируется от бизнес-процесса. Оператор имеет широкие возможности по обеспечению своевременной и безопасной поставки. Он не только располагает парком различных автомобилей, но привлекает к осуществлению перевозки другие виды транспорта – морской, воздушный, железная дорога.
В штат компании включены специалисты различных областей: юристы, бухгалтеры, таможенные брокеры. Их высокая квалификация позволяет проводить профессиональные консультации и организовать взаимодействие с налоговыми и таможенными органами.
Отвечая на вопрос о том, какие преимущества компания получает благодаря 3PL-услугам, можно отметить следующие несколько факторов:
- Экономия времени. Передавая третьей стороне управление логистическим процессом, специалисты копании получают больше времени для того, чтобы сосредоточиться на развитии бизнеса, на разработке новых продуктов и их продвижении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО «Веста-Борисов» - одно из самых заметных и значительных торговых предприятий города Борисова. Образовано в 1960 году в результате выделения из состава горпищепромторга. За эти годы превратилось в крупное предприятие численностью 1221 человек.
В состав ОАО «Веста-Борисов» входит 42 торговых объекта:
− 36 магазинов, в т.ч. универмаг «Веста», Дом торговли, интернет-магазин;
− Универсальный рынок;
− 5 объектов общественного питания, в т.ч. ресторан «Мегаполис».
В 2018 г. наблюдалось снижение розничного товарооборота на 2,66%, в 2019 г. показатель увеличился на 23,72% и составил 40230 тыс. руб. Аналогичная ситуация была характерна и для выручки от реализации. В 2019 г. показатель составил 43153 тыс. руб.
Себестоимость реализованной продукции повышалась в анализируемом периоде и составила в 2019 г. 34063 тыс. руб. В результате повышения себестоимости и снижения выручки валовая прибыль в 2018 г. снизилась на 3,16%, после чего увеличилась в 2019 г. и составила 9450 тыс. руб.
Управленческие расходы в анализируемом периоде увеличивались, составив в 2019 г. 1265 тыс. руб., а расходы на реализацию снизились в 2018 г. и увеличились в 2019 г. до значения 7616 тыс. руб.
Чистая прибыль увеличилась в анализируемом периоде, в особенности в 2019 г. более, чем в 6 раз, составив 294 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость основных средств в анализируемом периоде снизилась, в результате чего снизилась фондовооруженность, а фондоотдача увеличилась.
Рентабельность продаж и активов увеличилась, однако следует отметить низкое значение данных видов рентабельности для торговой организации.
Основным видом деятельности ОАО «Веста» является розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями.
Склады расположены в г. Борисов. В связи с тем, что география перевозок и распределения продукции широка, наличие складов только в г. Борисов приводит к сбоям поставок в отдельные магазины, которые находятся в Минской, Гродненской областях. Предлагается решить данную ситуацию.
Организации ОАО «Веста» предлагается отдать на аутсорсинг 3PL-оператору такие бизнес-процессы, как сбыт, или распределение, складирование, а также транспортировку. Следовательно, ключевыми бизнес-процессами для ОАО «Веста» будут являться снабжение необходимыми материалами, производство и возвратная логистика.
1. Альтшулер, И.Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа / И.Г. Альтшулер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 450 с.
2. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика: учебник / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. – М.: Проспект, 2017. – 426 с.
3. Афанасенко, И. Экономическая логистика: учебник / И. Афанасенко. – СПб.: Питер, 2013 – 432 с.
4. Бабук, И. М. Экономика организации: учебное пособие / И. М. Бабук. – 2–е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 327 с.
5. Баркан, Д.И. Управление продажами: учебник / Д.И. Баркан. – СПб.:Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2017. – 908 с.
6. Бекенов, Т. Эффективность логистических систем / Т. Бекенов // Прикладная логистика. – 2013. – №10. – С. 54-55.
7. Бекетова О.Ю. Особенности организации системы сбыта продукции на промышленном предприятии / О. Ю. Бекетова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/1(49).pdf.
8. Берзин, И. Маркетинговый анализ / И. Берзин. – М.: КНОРУС, 2014. – 480 с.
9. Бобкова, В.М. Логистика распределения: конспект лекций / В.М. Бобкова. – СПб., 2015. – 91 с.
10. Болт, Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом / Г. Дж. Болт. – М.: Экономика, 2014. – 271 с.
11. Бурцев, В. В. Каналы сбыта / В. В. Бурцев // Маркетинг в России и за рубежом – 2014. – № 4. – С. 19-24.
12. Бурцев, В.В. Анализ результатов продаж компании: методология и практический пример / В. В. Бурцев // Управление продажами. – 2015. – № 5. – С. 20-22.
13. Володько, О.В. Экономика организации: учеб. пособие / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй. – 2-е изд. исправ. и доп. – Минск: Вышейшая школа, 2015. – 399 с.
14. Григорьев, М.Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник / М.Н. Григорьев, В.В. Ткач, С.А. Уваров. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 490 с.
15. Григорьев, М.Н. Логистика: продвинутый курс: учебник для магистров / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров – М.: Юрайт, 2015. – 734 с.
16. Данько, Т.П. Управление маркетингом: учебник / Т. П. Данько. – М.: Инфра, 2015. – 280 с.
17. Дроздов, П.А. Управление запасами в цепях поставок: учеб.-методич. пособие. – Минск: ИБМТ БГУ, 2014. – 103 с.
18. Дыбская, В.В. Логистика / В.В. Дыбская, Е. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова. – М.: Эксмо, 2014. – 944 с.
19. Журнал «Международные Автомобильные Перевозки» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.map.asmap.ru/.
20. Канке, А.А. Логистика: учебник / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – 2–е изд., исправленное и дополненное. – Минск: Форум, 2013. – 384 с.
21. Ковалев, Г.А. К вопросу развития методологических основ логистики / Г. А. Ковалев // SCIENCETIME. – 2014. – № 6. – С. 19-26.
22. Ковалев, М. Н. Управление межцеховыми поставками в логистической системе предприятия / М. Н. Ковалев // Вестник ГГТУ им. П. О. Сухого. – 2013. – № 2. – С. 92-100.
23. Краско, И.В. Логистика: учебно–методический комплекс для студентов / И. В. Краско. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 128 с.
24. Кузнецова, Т.В. Обоснование выбора метода размещения объектов в цепи поставок / Т.В. Кузнецова // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2014. – № 1. – С. 32-34.
25. Логистика и управление цепями поставок: практическое пособие / Д. В. Курочкин. – Минск: Альфа-книга, 2016. – 783 с.
26. Логистика и управление цепями поставок: учебник / [В. В. Щербаков и др.]. – М.: Юрайт, 2015. – 581 с.
27. Логистика: интегрированная цепь поставок / Доналд Дж. Бауэрсокс, Дэйвид Дж. Клосс. – М.: Олимп-Бизнес, 2017. – 635 с.
28. Логистика: учебник для ВУЗов / Л. Б. Миротин. – М.: Дашков и К, 2010. – 482 с.
29. Лучшие практики: эффективные цепи поставок от компании BASF [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.inprojects.ru/basf-supply-chain.
30. Мазманова, Б.Г. Методические вопросы прогнозирования сбыта. / Б.Г. Мазманова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 3. – С. 17-20.
31. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. – М.: Юрайт, 2014. – 288 с.
32. Моисеева, Н.К. Экономические основы логистики: учебное пособие / Н. К. Моисеева. – М.: Инфра-М, 2017. – 527 с.
33. Мощнейшие цепочки поставок в мире [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://umestentorg.com/news/moshhnejshie-cepochki-postavok-v-mire/.
34. Тонкости французской парфюмерной логистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.retail.ru/cases/tonkosti-frantsuzskoy-parfyumernoy-logistiki/.
35. ТОП-25 цепей поставок по версии Gartner [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://logist.fm/publications/top-25-cepey-postavok-po-versii-gartner.