2. Методические рекомендации по применению активных методов обучения
2.1. Опыт применения активных методов обучения на уроках русского языка при изучении синтаксиса простого предложения
2.2. Условия эффективного применения активных методов обучения при изучении темы «Синтаксис простого предложения» на уроках русского языка в 11 классе (базовый уровень)
Список литературы
Приложение
2. Методические рекомендации по применению активных методов обучения
2.1. Опыт применения активных методов обучения на уроках русского языка при изучении синтаксиса простого предложения
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились в школе, с большим интересом и желанием. Самой большой проблемой педагогов является вопрос о развитии у детей устойчивого интереса к обучению, а также формирование самостоятельности в рамках поиска новых знаний.
Дети не могут учиться только ради себя. Иногда они учатся ради класса, иногда ради похвалы, иногда ради награды. Но каждой из этих причин приходит конец. Следовательно, учитель должен активизировать деятельность учеников на основе познавательных интересов. Ученик должен получать удовольствие от своей деятельности и быть «открытым» для получения новых знаний. Повторение из одного класса в другой одной и той же деятельности не привлекает учащихся школьного возраста. Однако, если в рамках выполнения конкретной деятельности учащиеся самостоятельно решают все свои задачи, это сразу привлекает внимание и интерес данной категории учащихся.
Проблема совершенствования обучения детей старшего школьного возраста – одна из самых актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа деятельности в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие являются активными, а качество обучения как деятельности определяются как пассивная составляющая проблема обучения[1, с.22].
В процессе обучения необходимо применять такие формы уроков, которые обеспечивают активное участие каждого ученика в уроке, повышают интерес к знаниям и индивидуальную ответственность учеников за результаты своей работы.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно эффективно решать ряд задач, которые сложно решить в рамках традиционного образования.
Основная цель активизации – формирование активности учащихся и повышение качества учебного процесса. В педагогической практике используются различные методы повышения познавательной активности, основными из которых являются различные формы, методы, учебные пособия, а также подбор комбинаций, стимулирующих активность и самостоятельность учащихся в возникающих ситуациях.
Начало урока – один из самых важных моментов. Организационный момент направлен на создание рабочего настроения у учеников и требует от преподавателя творческого подхода.
2.2. Условия эффективного применения активных методов обучения при изучении темы «Синтаксис простого предложения» на уроках русского языка в 11 классе (базовый уровень)
Нами были разработаны уроки по теме «Изучение синтаксиса и пунктуации простого осложненного предложения на уроках русского языка в 11 классе», которые были апробированы в ГУО «Средняя школа №...».
Основными целями применения активных методов являются следующие:
- эффективное представление большого объема теоретического материала;
- развитие навыков активного слушания;
- разработка изучаемого материала;
- развитие навыков принятия решений.
Для проведения уроков в рамках применения активных методов по данной методике необходимо отметить следующие особенности:
- Мотивационный этап: учитель формулирует общую идею, создает позитивный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают идеи.
- Планирование: определяется тема и цели проекта, формируются задания, разрабатывается план.
- Информационная деятельность: ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет и является источником информации.
- Рефлективно-аналитическая оценка: учащиеся определяют такие особенности как свои мысли и чувства в рамках проведения урока.
Основными моментами применения в рамках русского языка активных методов являются такие как применение нетрадиционного начала урока, применение загадок, парной работы, постановка проблемных вопросов.
Педагогические условия применения активных методов на уроках русского языка:
- активная заинтересованность преподавателя в формировании образовательных компетенций в процессе деятельности, а не в формировании знаний, умений и навыков;
1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП : методический материал. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В двух томах. Т. 1. – М. : НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
3. Дьяченко, В. К. Алгоритмы деятельности учащихся при переходе к коллективному способу обучения / В. К. Дьяченко // Школ. технологии : науч.-практ. журн. – 2008. – N1. – С. 93-99
4. Дьяченко, В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой / В. Дьяченко // Нар. образование : рос. обществен.-пед. журн. – 2008. – №1. – С. 191-197
5. Зебзеева, И. С. Организация урока по методике коллективного взаимного обучения [Текст] : [использование методики А. Г. Ривина (1877-1944 гг.) на примере интегрир. урока рус. яз. и математики во 2 кл.] / И. С. Зебзеева // Управление начальной школой – 2009. – № 5. – C. 37-46
6. Жадейко, Ж.Ф. Русский язык / Ж.Ф. Жадейко. – Мн.: Народная асвета, 2011.– 160 с.
7. Мурина Л.А. Русский язык / Ф.М. Литвинко. – Мн.: Асвета, 2012. – 152 с.