Оскар Уайльд: истоки образности в романе Портрет Дориана Грея
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Оскар Уайльд: истоки образности в романе Портрет Дориана Грея»
по дисциплине: «Английская литература»
2021
45.00 BYN
Оскар Уайльд: истоки образности в романе Портрет Дориана Грея
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Английская литература
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1. ВЗГЛЯДЫ ОСКАРА УАЙЛЬДА
1.1. Творческая биография автора
1.2. История создания романа
1.3. Эстетические принципы Оскара Уайльда
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ДОРИАНА ГРЕЯ
2.1. Этапы жизни Дориана Грея и их символизм
2.2. Роль портрета в романе
Заключение
Список литературы
Введение
Оскар Уайльд - одна из самых известных фигур, которая связана с движением эстетизма. Его обычно считали противоречивым символом эстетизма из-за его внешности. Уайльд познал эстетические принципы благодаря таким личностям как Уолтер Патер и Джон Рескин. Он повсюду цитировал слова Патера и называл его речи «Golden book», потому что они изменили жизнь. В свою очередь Рескин вдохновил Уайльда поделиться с другими о своих эстетических воззрениях.
Роман «Портрет Дориана Грея» сделал знаменитым Оскара Уайльда, но и породил множество споров с момента его публикации в 1891 году. Главный герой Дориан Грей продает свою душу после того, как он узрел свой портрет, нарисованный своим другом-художником. Дориан дорожит только своей молодостью, красотой и земными удовольствиями, чем любовью или дружбой. Ведь остальное для него просто не существует. В данном исследовании интересно будет рассмотреть, как меняется жизнь Дориана Грея и соотносится с его аморальными действиями. Ведь вечная жизнь - это то, чего многие ищут, но лишь загоняет человека в ловушку существования.
В своем романе автор использует своего главного героя, чтобы показать каждому человеку, когда тот сталкивается с дилеммой: принять сторону добра или зла. Злые силы соблазняют душу Дориана, и начинается битва между добром и злом. Роман лишь место действия войны между двумя силами. Бесспорно, мы можем увидеть влияние пьесы Гете «Фауст». Фауст и Дориан Грей имеют много общего между собой, в особенности оба продают свои души. И Фауст, и Дориан страдают от огромного желания желать большего, чем может предложить жизнь. Не осознавая полностью последствий, они оба выходят за рамки человеческих возможностей.
Актуальность данного исследования заключается в том, что фигура Оскара Уайльда крайне разнообразна, а его творчество представляет интерес для многочисленных исследований. Несмотря на то, что роман рассматривался в критических и научных исследованиях большое количество раз, каждый раз он предстает в новом свете.
Целью исследования является более детальное изучение образа главного героя – Дориана Грея через эстетическую призму (положения эстетической теории Оскара Уайльда).
Предмет исследования – образ главного героя в романе «Портрет Дориана Грея».
Объектом исследования является сам роман «Портрет Дориана Грея» и эстетические положения Оскара Уайльда.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
• Рассмотреть творческую биографию автора;
ГЛАВА 1. ВЗГЛЯДЫ ОСКАРА УАЙЛЬДА
1.1. Творческая биография автора
В литературном мире Оскар Уайльд был блестящим писателем, драматургом и просто остроумным человеком. Он родился в середине викторианской эпохи - периода английской истории, когда правила королева Виктория, с 1837 по 1901 год. В течение этого периода английской истории страна претерпевала множество радикальных изменений, которые повлияли на образ жизни и мышления людей, живших в этот период. В наше время викторианское общество обычно вспоминают как пуританское, репрессивное, одержимое респектабельностью, строгой дисциплиной и высокими моральными принципами. Серьезность стала типичной чертой викторианского общества и применялась во всех сферах викторианской жизни, особенно в религии, литературе и общественном поведении. Хотя и несколько односторонний, термин «викторианский» также ассоциируется с такими отрицательными качествами, как ограниченность взглядов, двойные стандарты, лицемерие, сексуальное подавление и крайнее классовое сознание.
Если кратко обозначить жизненные события автора, то стоит отметить, что Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайлд родился в Дублине, в 1854 году. Он был сыном сэра Уильяма Уайльда, выдающегося хирурга, а также писательницы и поэтессы Джейн Франчески Элджи (писавшей под именем Сперанца). Оскар Уайльд покинул Ирландию в возрасте 20 лет, чтобы учиться в Оксфордском университете в Англии, где он достиг блестящей успеваемости. Уже в молодости он приобрел репутацию модника, а также остроумного молодого человека.
Уайльд презирал спорт и насилие и высказал свои чувства по поводу обоих видов деятельности в следующем замечании, взятом из его пьесы «Женщина, не стоящая внимания» (1893): «The English country gentleman galloping after a fox: the unspeakable in pursuit of the uneatable».
В действительности характер Уайльда напрямую связан с его происхождением, и во многом интересно рассматривать его творческую биографию через эту призму.
Но более важный период в жизни писателя произошел в 1877 году, когда Уайльд и двое других молодых людей сопровождали Махаффи в поездке по Греции. Он был очарован всем, что видел там. Он был безмерно поглощен греческими идеалами красоты. Настолько поглощен, что просрочил отпуск на месяц.
В 1876 году Уайльд начал серьезно писать стихи, и в этот и следующие два года он опубликовал ряд стихов, в Оксфорде и в ирландских журналах. Кульминацией этого стало то, что в последний год учебы в Оксфорде он участвовал в конкурсе на премию Newdigate Prize Poem, главный приз университета за поэзию.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ДОРИАНА ГРЕЯ
2.1. Этапы жизни Дориана Грея и их символизм
Жизнь Дориана Грея можно распределить на несколько этапов. Первая категория будет затрагивать непосредственно возраст самого героя и связь с портретом:
• В 17-18 лет Дориан совершает свой выбор, который в конечном итоге предопределит его судьбу. Продав душу, Дориан заживо закопал свою жизнь в темный гроб глубоко под землю. Соответственно, первый период олицетворяет греховность молодого человека.
• В возрасте 25 лет главный герой полностью погряз во грехе. Как было упомянуто ранее, Дориан предается различным удовольствиям используя свою вечную молодость. Это тот период жизни, в котором душа главного героя изменена, а портрет с каждой минутой начинает стареть.
• Последний этап для главного героя разворачивается в возрасте 38 лет, до которого Дориан познал все грехи и все пороки человечества. Его душа полностью насытилась земными удовольствиям подобно адскому чудовищу. Поэтому, на данном этапе душа героя превратилась в гнилую труху, которой нет возврата. На этом же этапе Дориан совершает самый страшный поступок из всех – убивает создателя своего шедевра, своей вечной молодости. И на такой поступок он находит весьма легкой оправдание – художник виной в его участи.
Если посмотреть на все периоды (относительно возраста героя), то можно заметить, что он всячески пытается найти виновных в его трагической судьбе. Однако он остается слеп к своей собственной вине, грехах. Будучи семнадцатилетним юношей, как в ментальном плане, так и в физическом, он остается наивным. Отсюда возникает диссонанс реального возраста и проблески совести, терзания сердца и разума, которые приводят к логическому финалу и столь трагическому. Не могло быть другого конца, чем от собственной руки, руководствуясь своим тщеславием убить себя.
С другой стороны, мы можем обозначить этапы жизни главного героя относительно характера самого героя и его действий. Следует отметить, что образ Дориана Грея воплощает в себе следующие черты: эстетическое, нарциссизм, бессердечность, циничность, жестокость и безнравственность. Здесь можно выделить четыре основных этапа самоуничтожения души главного героя. На первом этапе Дориан всячески стремится сохранить свою молодость и неувядающую красоту. Безил Холлуорд создает портрет молодого юноши Дориана Грея, которым одновременно восхищается и созерцает свое истинное произведение искусства.
Заключение
После проведенного исследования можно сделать несколько выводов: социальная среда и рассуждения людей того времени так или иначе повлияли на роман «Портрет Дориана Грея», а также эстетическое движение стало главной основой романа.
Что касается биографических элементов в романе: во-первых, существование опасной книги «A Rebours», которая почти идентична «желтой книге» в романе. Как Уайльд, так и Дориан Грей становятся зависимым от текста, меняющего их жизни. Кроме того, мы можем найти влияние античной традиции при исследовании образа главного героя, особенно это ярко проявляется в дискуссии о греческом искусстве, которая подтолкнула Уайльда на создание эстетических принципов.
Поскольку эстетизм получил довольно широкое определение, Уайльд продвигал свою интерпретацию в соответствии со своими взглядами. Его по праву можно считать лидером движения эстетизма, однако, он не был согласен с другими основателями данного движения. Все они ценили красоту искусства и природы, но не соглашались с такими социальными факторами, как труд, религия и мораль. В отличие от Рескина, который считает религию и мораль важными компонентами.
Что касаемо самого Дориана, то по мере развития романа портрет превратился в сплошной образ страха, который принадлежал только главному герою. Этот страх заключался в потери своей юности и красоты, что в ретроспективе похоже на некое готическое желание продать свою душу ради чего-то вечного. В последующих сценах портрет становится эмблемой героя.
А далее происходит самоуничтожение души героя. Тем не менее, он должен быть наказан за нарушение законов природы. Постаревший портрет превращается в живого человека, наделенный совестью. Как душа, заточенная в полотне, она способна оценивать каждое движение в жизни героя, порицать его и наказывать, путем старения. Портрет символизирует сознательную борьбу Дориана со своим тщеславием, виной и моральным упадком.
Таким образом, Дориан входит в комнату, где находится портрет для того, чтобы уничтожить его и разорвать договор с темными силами. Результат не заставляет себя ждать. Его конец настигает от руки портрета, нанесенный ножом. Такой конец окутан темной дымкой загадочности, но при этом роман имеет цикличность, как у любой средневековой драмы: конец романа там, где его начало; а именно момент, когда обсуждали портрет Дориана. Примечательно, что финальная сцена подчеркивает личную веру Уайльда в роль искусства в познании правды о жизни и доверии человека самому себе. Портрет Уайльда, который является портретом Дориана, заставляет глубоко взглянуть в саму личность и в художественное видение автора.
1. Акройд, П. Последнее завещание Оскара Уайльда / П. Акройд. - М., 1993.
2. Аникин, Г. В. Михальская Н. Г. История зарубежной литературы для студентов пед. Институтов по спец. №2103 «Ин. яз.» - М.: Высшая школа. - 1985. - С. 254-257, С. 278-281.
3. Аникст, А. А. История английской литературы. М., 1956.
4. Бэлза, С. О. Роман жизни Оскара // Уайльд О. Избранное: Пер. с англ. / Сост. и вступ. ст. с. Прим А. Зверева. - М.: Правда, 1989. - С. 5-26.
5. Гражданская, З. Оскар Уайльд // История зарубежной литературы XX века. - М., 2007. - С. 248-252.
6. Загороднева, К.В., Бочкарева Н.С. Мифологизация художника и его творчества в критике Джона Рёскина // Литература: миф и реальность: материалы научной конференции. Казань, 2004.
7. Колесник, С.А. «Портрет Дориана Грея» // К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе. - М., 2008. - С.244-253.
8. Кривина, Т. М. Что знал о красоте Оскар Уайльд // «Зарубежная литература» - 2006. - №7. С. 13 -14.
9. Ланглад, Ж. Оскар Уайльд, или Правда масок / Ж. Ланглад, - М., 2008.
10. Лунов, В.А. Феномен Уайльда / В.А. Лунов, - М., 2009.
11. Порфирьева, Т.А. Проблема автора в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея» / Т.А. Порфирьева, - М., 2008. - С.61-71.
12. Резяпова, Г.Т. Особенности художественного содержания романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Жанровая теория на пороге тысячелетия. - М., 2008. - С. 69-70.
13. Рёскин, Д. Лекции об искусстве/Пер. с англ. П. Когана под ред. Е. Кононенко. – М.: БСГ-ПРЕСС, 2006. – 319 стр.
14. Соколянский, М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества / М.Г. Соколянский, - Киев, 2008.
15. Хорхе Л. Б. «Об Оскаре Уайлде». 1952
16. Черноземова, Е. Уайльд // Зарубежные писатели. - М., 2008. С. 323-325.
17. Arnold, M. “Culture and Anarchy.” The Picture of Dorian Gray. Ed. Andrew Elfenbein. - NY: Pearson Longman, 2007. 276–279.
18. Budd, M. The Aesthetic Appreciation of Nature / M. Budd, - Oxford: Oxford University Press, 2006.
19. Craft, C. “Come See About Me: Enchantment of the Double in The Picture of Dorian Gray /C Craft, - Representations, - 2005, 109–136.
20. Pearce, J. The Unmasking of Oscar Wilde / J. Pearce, - NY: Ignatius Press, 2004.
21. Sinfield, A. The Wilde Century – Effeminacy, Oscar Wilde and the Queer Moment / A. Sinfield, -New York: Colombia University Press, 1994.
22. Walter P. "The Renaissance: Studies in Art and Poetry", 1877.
23. Wilde, O. The Picture of Dorian Gray / O. Wilde, - New York: Dover Publications, 1993.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты