Введение
1 Теоретические основы равновесия на товарном рынке и построение функции «инвестиции-сбережения» (IS)
1.1 Сущность и понятие равновесия на товарном рынке
1.2 Понятие функции «инвестиции-сбережения»
2 Проблема соотношения инвестиций и сбережений в Республике Беларусь
2.1 Анализ динамики компонентов модели «инвестиции – сбережения»
2.2 Проблемы и пути решения развития инвестиций в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Макроэкономическое равновесие является центральным вопросом общественного воспроизводства. Это ключевая категория экономической теории и экономической политики, характеризующаяся сбалансированностью и пропорциональностью экономических процессов: производства и потребления, спроса и предложения, затрат и результатов производства, материальных и финансовых потоков. Баланс отражает выбор, который является правильным для каждого в обществе. Различайте идеальное и истинное равновесие.
Макроэкономическое равновесие - это проблема для каждой страны. Это абсолютно зависит от экономической системы страны: рынка или государственного регулирования. Во всяком случае, равновесия в стране нет без стабильности в других сферах: политической, экономической, социальной и т. д. Проблема макроэкономического равновесия начала решаться в XIX веке.
Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, ценовой стабильности и экономического роста. Поэтому соблюдение условий макроэкономического равновесия является основой социально-экономической стабильности страны.
Данная работа посвящена функциям сбережений и инвестиций в рыночной экономике и достижению равновесия на товарном рынке.
Вышеперечисленные факторы и определяют актуальность данной темы и позволяют сделать вывод о том, что рассмотрение механизма макроэкономического равновесия имеет первостепенное значение, как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Исследуемой проблеме посвящены работы многих экономистов в разные времена, и со сменой общественно-экономических формаций, менялись и подходы к моделированию макроэкономического равновесия. Данная тема не менее актуальна и в настоящее время. Ей посвящены работы таких современных авторов как Гаспадарец О. И., Гранберга А. В., Клюкина П., Лихачева М. Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой национальной экономики и ключевой категорией экономической теории и экономической политики.
Цель курсовой работы – рассмотреть общетеоретические аспекты сбережений и инвестиций и понять, какую роль они играют в рыночной экономике.
Объектом исследования курсовой работы является функция «инвестиции - сбережения».
Предмет исследования – макроэкономическое равновесие в моделях «инвестиции – сбережения».
Исходя из целей курсовой работы были поставлены следующие задачи:
– дать понятие функции «инвестиции - сбережения» и макроэкономическому равновесию, раскрыть его сущность и рассмотреть факторы его обеспечивающие;
1 Теоретические основы равновесия на товарном рынке и построение функции «инвестиции-сбережения» (IS)
1.1 Сущность и понятие равновесия на товарном рынке
Макроэкономическое равновесие отражает достижение в национальной экономике сбалансированности и пропорциональности между:
а) материальными и денежными потоками;
б) производством и потреблением;
в) совокупным спросом и совокупным предложением;
г) затратами на производство и объемом выпуска [3, с.84].
Достижение макроэкономического равновесия предполагает:
– обеспечение именно пропорциональности, т. е. взаимного соответствия различных экономических процессов;
– удержание тех или иных частных отклонений в определенных пределах, позволяющих длительное время сохранять стабильное экономическое развитие;
– наличие специального механизма реагирования, позволяющего с минимальными потерями восстанавливать в национальной экономике утраченную сбалансированность.
По социальным критериям макроэкономическое равновесие предполагает достижение в стране такой ситуации, которая бы устраивала бизнес и подавляющую часть населения, а также правительство и ближайшее внешнее окружение страны.
Устойчивое, сбалансированное и долговременное экономическое развитие, которое характеризуется постоянным повышением экономической эффективности использования национальных факторов производства и уровня жизни населения есть макроэкономическое равновесие.
Функция IS представляет собой всевозможные варианты комбинаций между процентной ставкой и реальным национальным продуктом, при которых на рынке товаров господствует равновесие.
Графически данную функцию можно представить в координатной системе из четырёх квадрантов. При этом во втором квадранте показывается инвестиционная функция, в третьем - условия равновесия g + j (i) = s (y), в четвёртом - функция сбережения с помощью рисунка 1.1.
Функция IS имеет отрицательный наклон и зависит от эластичности процентной ставки, связанной со спросом на инвестиционные товары и маржинальной (предельной) квотой сбережения (sy = 1 - cy).
Каждому данному уровню реальной процентной ставки соответствует во вновь установившемся равновесии реальный национальный продукт, увеличившийся на определённый порядок. Кривая IS смещается вправо на расстояние, соответствующее этому порядку.
2 ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ И СБЕРЕЖЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ динамики компонентов модели «инвестиции – сбережения»
В Беларуси падение производства, инфляция и снижение жизненного уровня населения сдерживается мерами государственного воздействия.
Влияние государства на экономику сконцентрировано на восстановлении нарушенного общего равновесия и направлено на воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение.
Экономическая политика в Республике Беларусь проводится в настоящее время преимущественно в рамках концепции социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020г., выработанной правительством, несмотря на то, что среди многочисленных партий и общественных организаций существует множество совершенно иных рекомендаций по проведению экономического регулирования. Важной причиной этого является полное противопоставление позиций многих партий и движений друг другу. Парламент не может реально влиять в должной степени на правительственные круги, поскольку в его рамках вместо компромиссного согласования политических и экономических позиций идет дальнейшее размежевание и противостояние.
В основу построения структуры Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь положена следующая логика. В первых разделах дана оценка стартовых условий Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, определены основные компоненты (подсистемы) модели устойчивого развития и императивы (требования) к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально–экономического потенциала страны. Это позволило в последующих разделах обосновать стратегические цели, этапы и сценарии перехода страны к устойчивому развитию, определить важнейшие направления и пути перехода белорусской экономики к устойчивому развитию по главным его составляющим – «человек–окружающая среда–экономика». Далее рассматриваются важнейшие средства, финансово–экономические и социально–политические механизмы обеспечения устойчивого развития.
Влияние на предложение товаров и услуг в основном достигается за счет инвестиций в национальную экономику, инвестиций в неиспользуемые мощности и конверсии военного производства (конверсии), которая широко реализуется в последние годы, например, в Беларуси. Обратите внимание, что преобразование – это сложный и противоречивый процесс.
При исследовании воздействия на предложение экономическая теория учитывает процессы, описываемые теорией катастроф.
Основными же направлениями реформирования макроэкономической политики Республики Беларусь на современном этапе являются [15, с.224]:
– оценка современного состояния инновационной деятельности и её соответствия потребностям реального сектора экономики;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Являясь отложенным потреблением, текущий прирост сбережений и накопленная сумма денежных активов образуют инвестиционный потенциал государства, привлеченный капитал коммерческих банков – резерв роста экономики и развития банковской системы
Тенденции социально-экономического развития свидетельствуют об изменении структуры доходов и расходов, повышении роли сбережений, как источника инвестиций в реальный сектор экономики.
На протяжении длительного периода экономика Беларуси испытывает недостаток в кредитных инвестиционных ресурсах, одним из потенциальных источников которых являются сбережения домашних хозяйств. В связи с этим необходимо дальнейшее развитие организованных форм сбережений населения и вовлечение свободных средств граждан в экономический оборот.
В современных условиях стоит задача создания прочной тенденции к уменьшению объема неорганизованных сбережений и соответствующему росту организованных форм сбережений населения
Внутренняя государственная политика в области сбережений должна исходить из целей нормального течения процесса образования и использования сбережений.
В мировой практике государственного регулирования сберегательного процесса широко используются как меры прямого воздействия на сберегательный процесс, так и, в большей степени, элементы косвенного регулирования.
Государственное регулирование процессов формирования и трансформации сберегательных ресурсов населения представляет собой не одноразовый акт, а сложную систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего и стимулирующего характера, регулярно осуществляемых соответствующими учреждениями и направленных на привлечение и использование сбережений в интересах национальной экономики.
Для превращения свободных денежных средств в капитал увеличения внутренних инвестиций в РБ и, таким образом, избавиться от внешних заимствований можно использовать опыт зарубежных стран. В то же время рост сбережений способствует увеличению объема инвестиций, что позволяет расширить рынок товаров и услуг, рынок недвижимости, что влечет за собой снижение цен на недвижимость и, следовательно, помогает решению национальной программы обеспечения жильем.
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика для преподавателей: Учеб.-метод. пособие / Т.А. Агапова. – М.: Дело и сервис, 2018. – 560 с.
2. Аналитическое обозрение "Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь» [Электронный ресурс] / Официальный сайт национального банка РБ. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ectendencies
3. Вечканов, Г.С. Макроэкономика (сер. Краткий курс)/ Г.С. Вечканов. – СПб.: 2018. — 240 с.
4. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика / С. Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2014. – 472с.
5. Комлик, Е. М. Обобщение опыта государственного регулирования рыночной экономики / Е. М. Комлик // Белорусская экономика. – 2018. – №1. – С.36–41.
6. Любимцева, С. Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке // Экономист.– 2015.–№5. – с.23–30.
7. Макроэкономика. Курс интенсивной подготовки : [для вузов] / И. В. Новикова [и др.] ; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - Минск : Тетралит, 2018. - 302 с.
8. Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.by.
9. Медведев В., Терещенко Н. Формирование товарного предложения на потребительском рынке // Маркетинг.– 2017.– №4.– с.10–15.
10. Никитенко, П. Экономика Беларуси в контексте международных сравнений / П. Никитенко // ФУА. – 2019. – №5. – С.22–26.
11. Новик, Н. Последствия Европейской экономической интеграции для Республики Беларусь / Н. Новик // БФР. – 2015. – №2. – С.27–31.
12. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nbrb.by
13. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.belstat.by
14. Полоник, С. С. Концептуальные подходы к совершенствованию системы формирования реалий и контроль за ходом выполнения государственных, отраслевых и региональных программ / С. С. Полоник // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2018. – №9. – с.4–11.
15. Полоник, С. С. Методологические вопросы разработки проекта национальной стратегии устойчивого социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011–2025 годы / С. С. Полоник // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. – №7. – с.4–29.
16. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс] / Официальный сайт правительства РБ. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/program_ek2016-2020.pdf
17. Рожковская, Е. А. Макроэкономическая сбалансированность национальной экономики: критерии оценки, проблемы и пути их решения / Рожковская Е. А. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2014. — № 4. — С. 4—16.
18. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в первом полугодии 2018 г. [Электронный ресурс] / Министерство экономики РБ. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/ekonom_bul_8_2017-ru/
19. Статистический сборник Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь в цифрах. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://belstat.gov.by
20. Тур А.Н. Особенности формирования товарного предложения на потребительском рынке // Вестник БДЭУ.– 2012.–№4.–с.31–37.