Введение
1 Понятие и назначение нормирования труда в решении проблем торговой организации
1.1 Нормирование труда, понятия, виды норм. Методы нормирования
1.2 Изучение техники работы и рабочего времени работников магазинов и складов
2 Анализ состояния нормирования труда в ОАО «Надэкс»
2.1 Краткая социально–экономическая характеристика деятельности ОАО «Надэкс»
2.2 Действующий порядок нормирования труда в ОАО «Надэкс»
2.3 Анализ выполнения норм труда в организации
3 Пути совершенствования нормирования труда ОАО «Надэкс»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Нормирование труда является основой научной организации труда. Без обоснованных норм труда нельзя организовать и вести борьбу за всемерную экономию рабочего времени. С помощью методов, применяемых в нормировании труда, выделяются потери и непроизводительные затраты рабочего времени. Путем изучения трудовых движений вырабатываются самые экономные, производительные и наименее утомляющие приемы работы. Это способствует росту производительности труда. Дальнейшее совершенствование организации труда невозможно без улучшения его нормирования.
Нормирование труда является основой организации заработной платы. Установление норм труда преследует цель гарантировать обществу определенную производительность труда, а работнику определенный уровень заработной платы. По выполнению норм труда оценивается трудовая деятельность каждого работника и оплачивается его труд. Без нормирования труда невозможна реализация экономического закона распределения по труду.
Нормирование труда является важным средством организации производства. Организация производства есть управление процессом производства материальных благ, т.е. налаживание взаимодействия между рабочей силой и средствами производства для достижения максимального экономического эффекта в конкретных условиях. Через организацию труда проявляется влияние нормирования труда на организацию производства.
Главной целью современного этапа экономических преобразований, производимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых организаций.
Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой, налоговой сферы, в которой работают торговые организации, а с другой – требуют кардинального улучшения работы самих организаций в условиях рыночных отношений.
Не секрет, что многие предприятия торговли обеспечивают прирост прибыли за счет увеличения торговой наценки, которая нередко составляет более 50 % в структуре розничных цен. Между тем снижение издержек обращения является одним из резервов улучшения финансовых результатов торговой организации, не связанных с ростом инфляции.
Важным резервом повышения производительности труда и снижения торговых издержек является улучшения нормирования труда и планирования численности работников.
Именно поэтому целью данной курсовой работы является совершенствование нормирования труда работников магазинов и складов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты организации нормирования труда в организации торговли;
– изучить методы нормирования затрат труда и качество норм труда;
– проанализировать организацию нормирования труда в ОАО «Надэкс» и эффективность его применения.
1 Понятие и назначение нормирования труда в решении проблем торговой организации
1.1 Нормирование труда, понятия, виды норм. Методы нормирования
Нормирование труда является первичным фактором рациональной организации труда. В широком смысле под нормированием труда понимают упорядочение, регламентирование затрат труда.
В современной учебной литературе можно встретить различные определения нормирования труда. Бухалков М. II. под нормированием труда понимает научную и практическую деятельность по установлению и обоснованию оптимальных затрат и результатов труда, а также необходимых соотношении между численностью персонала различных категории п количеством оборудования в первичной производственной системе, какой является трудовой процесс [17, с. 110].
Капелкж 3. А. под нормированием труда представляет систему средств и методов установления меры труда, необходимой для объективной оценки его эффективности и адекватного уровня его оплаты. Нормирование труда – один из элементов установления заработной платы [8, с. 16].
Владимирова Л. П. даёт определение нормирования труда как измерения необходимых трудозатрат работника (группы работников) в заданных конкретных условиях труда [17, с. 110]. Все авторы сходятся в том, что нормирование является одной из важных функций управления пред-приятием и применительно к торговле сущность нормирования заключается в установлении меры труда на выполнение определенного объёма работ при рациональных организационно–технических условиях.
Изучив практику нормирования труда в зарубежных странах, Шекшня
С. В. отмечает, что характерной особенностью нормирования за рубежом в настоящее время стало сочетание работ по проектированию и нормированию трудовых процессов с проектированием технологических процессов, а также проектированием оборудования, инструментов, приспособлений и т. п. [19, с. 112]. Программы нормирования все больше основываются на системном подходе и представляют собой взаимоувязанные мероприятия, направленные на максимальное использование трудового потенциала путём расширения сферы нормирования труда, обеспечения высокого качества нормативов, поддержания их на определённом уровне, обучения рабочих п служащих наиболее рациональным приёмам и методам труда, формирования высококвалифицированных кадров специалистов–нормировщиков.
2 Анализ состояния нормирования труда в ОАО «Надэкс»
2.1 Краткая социально–экономическая характеристика деятельности ОАО «Надэкс»
ОАО «Мозырская швейная фабрика «Надэкс» основана в 1944 году и специализируется на пошиве мужской, женской и детской одежды.
Мозырская швейная фабрика «Надэкс» – одно из ведущих специализированных швейных предприятий в Республике Беларусь по изготовлению сорочек верхних мужских и детских, женских и девичьих блуз. В настоящее время предприятие самостоятельно формирует программу хозяйственной деятельности, выбирает поставщиков и потребителей, реализует выпускаемую продукцию и товары по рыночным ценам и тарифам, осуществляет внешнеэкономическую деятельность, участвует в международных выставках и ярмарках, развивает товаропроводящую сеть. Для производства продукции используются современные высококачественные ткани и трикотажные полотна из Голландии, Турции, Польши, Китая. Особый упор делается на ткани с высоким содержанием натуральных волокон. Все поставляемые материалы соответствуют мировым стандартам и имеют удостоверения государственной и гигиенической регистрации.
Организационная структура ОАО «Надэкс» имеет линейно-функциональную структуру. Соответствующие специалисты выполняют отдельные функции управления, а линейный руководитель координирует их деятельность.
Директор организует работу и несет ответственность за деятельность организации. Он представляет его во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом и средствами организации, заключает договоры, открывает в банках расчетные и другие счета. В пределах своей компетенции директор издает приказы по организации, имеющие юридическую силу для его работников. В соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, поощряет и налагает на них взыскания. Директору непосредственно подчиняются главный инженер, главный технолог, начальник производства, главный бухгалтер. У директора имеются заместители: по экономике и идеологии, по коммерческим вопросам, по кадрам и быту.
Заместителю директора по коммерческим вопросам подчиняются: отдел материально-технического снабжения, состоящий из 4 складов, отдел маркетинга, отдел сбыта и входящий в его состав склад готовой продукции, магазины. Розничная торговая сеть организации представлена 6 торговыми объектами общей площадью более 280 м2. Фирменные магазины ОАО «Надэкс» находятся в Бобруйске, Бресте, Гомеле, Речице, Светлогорске, Мозыре, Минске, Могилеве, Калинковичах и Пинске.
3 Пути совершенствования нормирования труда ОАО «Надэкс»
На основании проведенного анализа системы нормирования труда в ОАО «Надэкс» можно заметить, что комплексной методики по определению нормативов труда, их оценки и контроля в организации не предусмотрено, что связано в первую очередь со спецификой торговой деятельности. Основными службами прямо или косвенно связанными с нормированием являются ПЭО и бухгалтерия, однако нормирование труда требует проведения обширной аналитической работы, и введению нормативов, которые свойственны именно для торговли именно для данной конкретной организации.
Для работников–сдельщиков основной трудовой мотивацией является зависимость объема заключенных договоров, а также общей суммы данных договоров от реально–полученной заработной платы. Поэтому нормирование для данной категории работников носит условный характер и заключается в первую очередь в качественной организации трудового процесса в самой организации. В сфере торговли может быть использован норматив выработки в качестве не только поощрительной меры, но и в качестве соревновательной меры: т.е. премию за выполненную норму выработки в размере 150 % получает то, сумма заключенных договор которого превышает его конкурента, а конкурент получает только 50 % своей премии. Торговая организация в данном случае ничего не теряет, однако работники более мотивированы.
Относительно работников–повременщиков в сфере торговли необходимо устанавливать такие нормы рабочего времени, чтобы они наиболее адекватно отвечали специфике работы торгового работника, в том числе в случае введения нового торгового оборудовав, что в настоящее время стало естественной практикой.
Введению норм должен предшествовать инструктаж и обучение работников наиболее эффективным приемам и методам выполнения работ, при этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы их проведения. При проведении работ по освоению норм анализируется степень освоения работ каждым работником на основе данных о выполнении норм, а также по результатам специально проводимых фотохронометражных наблюдений.
При освоении норм в связи с введением новой техники и технологии, когда наряду с овладением рациональными приемами труда работникам необходимо приобретение новых теоретических и практических знаний, проводится обучение работников.
Организационно–технические условия производства (организация труда, технология, оборудование, оснастка и т.д.) на рабочих местах, где будут применяться новые нормы труда, приводятся работодателем в соответствие с требованиями, предусмотренными в нормах при их разработке.
Заключение
Процесс переосмысления основных экономических понятий как необходимая предпосылка экономической реформы не может не затронуть комплекса проблем нормирования труда. В отношении к этим проблемам выявились две достаточно определенные позиции. С одной стороны, весьма распространенными становятся представления о том, что нормы, тарифы, оклады, доплаты и т. д. – это атрибуты отживающей бюрократической системы, которые должны исчезнуть вместе с ней. С другой стороны, значительная часть специалистов убеждена, что без нормирования труда и элементов тарифной системы эффективное управление общественным производством и распределением материальных благ невозможно.
В данной курсовой работе были проанализированы теоретические основы нормирования труда в торговых организациях, определены основные виды норм, а также методы их расчета. Практическая часть курсовой работы заключалась в анализе нормирования труда в ОАО «Надэкс». На основании проведенного анализа можно сделать следующие вывод:
– в ОАО «Надэкс» налажена система управления нормирования труда, однако на недостаточно эффективном уровне: управлением системой нормирования труда занимаются 2 отдела: бухгалтерия и планово–экономический отдел. Каждому работнику отделов, занимающихся управлением нормированием труда, отведена определенная роль, налажен документооборот между отделами по управлению нормированием труда;
– общее количество повременщиков в 2019 г. составило 58 чел., что на 3,33 % меньше, чем в 2018 г., общее количество работников–сдельщиков составило 21 чел. в 2019 г., не претерпев никаких изменений по сравнению с предыдущим периодом, т.е. общее количество повременщиков превышает количество персонала, работающих по сдельной оплате труда. В данном случае большое в организации торговли большое внимание удаляется нормам времени для каждой категории работников;
– анализ потерь рабочего времени показывает следующее: неявки по уважительным причинам в 2019 г. увеличились на 10,12 % по сравнению с 2018 г.; наблюдается увеличение потерь рабочего времени в 2019 г. на 31,03 %, что сопровождается уменьшение продолжительности рабочего дня рабочих; увеличилась численность работников совершивших прогулы на 1 чел.; уменьшилось число случаев появления на работе работников в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, что говорит об эффективности социально–психологической работы ОАО «Надэкс»;
– из–за невыполнения норм по времени ОАО «Надэкс» теряет выручку от реализации, что доказывает факт того, что нормирование в торговых организациях также является важным фактором повышения эффективности его деятельности.
1 Ващенко, А. Н. Экономические интересы и закономерности формирования мотивации труда / А.Н. Ващенко // «Бизнес. Образование. Право», 2012. – № 2 (19). – С. 72–82.
2 Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли: учебник / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова. – Мн: Высш. школа, 2005. – 356 с.
3 Владимирова, Л. П. Экономика труда: учеб. пособие для вузов / Л. П. Владимирова. – М.: Дашков и К, 2009. – 220 с.
4 Волкова, О. И. Экономика предприятия (фирмы): учебник / О. И. Волкова. – М.: ИНФРА–М., 2012. – 601 с.
5 Иванов, Г. Г. Организация и управление торговым предприятием: учебник / Г. Г. Иванов. – М.: ИНФРА–М, 2009. – 269 с.
6 Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности: утв. Постановлением Министерства финансов РБ, Министерства экономики РБ и Министерства статистики и анализа РБ 14.05.2004 № 81/128/65 (в ред. постановлений Минфина, Минэкономики, Минстата от 25.05.2006 N 57/88/58; от 27.04.2007 N 69/76/52; от 08.05.2008 N 79/99/50) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020. – 339 с.
7 Климченя, Л. С. Организация и технология торговли: практикум / Л. С.Климченя, О. А.Боровская. – Мн: БГЭУ, 2008. – 212 с.
8 Кычанов, Б. И. Современное состояние и пути улучшения нормирования труда в торговле / Б. И. Кычанов. // «Сибирский торгово–экономический журнал», 2012. – № 15. – С. 15–19.
9 Мазанкова, Т. В. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии отрасли (торговли) / Т. В. Мазанкова. – М.: Директ–Медия, 2015. – 214 с.
10 Меликьяна, Г. Г. Экономика труда и социально–трудовые отношения: учеб. пособие / Г. Г. Меликьяна. – М.: МГУ, 2007. – 413 с.
11 Николаева, Т. И. Экономика предприятий торговли и общественного питания: учеб. пособие / Т. И. Николаева, Н. Р. Егорова. – 2–е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 с.
12 Об утверждении Инструкции о порядке организации нормирования труда: Постановление Министерства Труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 марта 2008 г. № 53 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 300 (Электронный ресурс) / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
13 Об утверждении Рекомендаций по оплате труда работников торговли и общественного питания: Постановление Министерства Торговли Республики Беларусь от 30.06.2008 № 98 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 300 (Электронный ресурс) / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
14 Пашуто, В. П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: учеб.–практ. пособие. / В. П. Пашуто. – 3–е изд. – М.:КНОРУС, 2007. – 320 с.
15 Платонов, В. Н. Организация торговли: учебник / В. Н. Платонов. – Мн: БГЭУ, 2009. – 253 с.
16 Хрипач, В. Я. Экономика предприятия: учебник / В. Я. Хрипач, Г. З. Суша, Г. К. Оноприенко; под общ. ред. В. Я. Хрипача. – Минск: Экономпресс, 2009. – 464 с.
17 Цыганков, В. А. Эволюция подходов к оценке эффективности труда в современной экономике / В. А. Цыганков // «Бизнес. Образование. Право», 2014. – № 1 (26). – С. 110—112.
18 Чуев, И. Н. Экономика предприятия: Учебник / И. Н. Чуев. – М., 2008. – 416 с.
19 Шекшня, С. В. Управление персоналом современной организации / С. В. Шекшня. – М.: Наука, 2011. – 389 с.