Введение
1 Теоретические основы формирования совокупного спроса национальной экономики: сущность, детерминанты, основы формирования
1.1 Совокупный спрос национальной экономики: сущность, детерминанты, основы формирования
1.2 Государственные расходы как составляющая совокупного спроса национальной экономики: сущность, виды, классификация
1.3 Мировой опыт влияния государственных расходов на совокупный спрос национальной экономики
2 Государственные расходы в Республике Беларусь и их влияние на формирование совокупного спроса национальной экономики
2.1 Анализ государственных расходов в Республике Беларусь в 2000-2020гг.
2.2 Исследование детерминант формирования совокупного спроса национальной экономики Республики Беларусь
3 Направления совершенствования бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики в системе управления государственными расходами с позиции стимулирования спроса в национальной экономике Республики Беларусь
3.1 Меры бюджетно-финансовой политики в системе управления государственными расходами с позиции стимулирования спроса в национальной экономике Республики Беларусь
3.2 Меры денежно-кредитной политики в системе управления государственными расходами с позиции стимулирования спроса в национальной экономике Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Государственные расходы представляют собой один из основных финансово-правовых институтов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Однако, несмотря на значительную роль, им уделяется крайне мало внимания в юридических исследованиях, до сих пор нет единства мнений по поводу их понятия и содержания.
Государственные расходы — расходы, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Они являются составной частью бюджета государства.
В переходной экономике усиливается роль бюджета в регулировании процессов воспроизводства, и вся система бюджетных отношений становится все более активной. Бюджет становится одним из основных инструментов проведения государственной финансовой политики, и методы бюджетного регулирования становятся наиболее эффективными. Бюджетное перераспределение валового внутреннего продукта формирует структуру общественного производства и национальные экономические пропорции, адекватные рыночной экономической системе. Управляя бюджетным процессом, государство строит бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить реализацию макроэкономических показателей, реализацию национальных программ, рыночные реформы, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.
Таким образом, государственный бюджет является важнейшим финансовым документом страны. Это сочетание финансовых оценок всех департаментов, государственных служб, государственных программ и т. д. Оно определяет потребности, которые должны удовлетворяться за счет государственной казны, а также указывая источники и суммы ожидаемых поступлений в государственную казну.
Правильное составление государственного бюджета, определение главных статей доходов и расходов, балансирование бюджета играют очень важную экономическую и политическую роль в любом современном обществе. Этим и обусловлена актуальность данной курсовой работы.
Целью курсовой работы является исследование роли государственных расходов в формировании совокупного спроса национальной экономики Республики Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе обозначены и решены следующие задачи:
˗ изучить теоретические основы формирования совокупного спроса национальной экономики: сущность, детерминанты, основы формирования.
1 Теоретические основы формирования совокупного спроса национальной экономики: сущность, детерминанты, основы формирования
1.1 Совокупный спрос национальной экономики: сущность, детерминанты, основы формирования
Представители классического направления рассматривали модель общеэкономического равновесия в краткосрочном периоде при соблюдении условий совершенной конкуренции. В основе этой модели лежит закон рынков, разработанный французским экономистом, Жаном-Батистом Сэем (1762-1832), или закон Сэя. Сущность закона Сэя кратко можно сформулировать следующим образом: предложение товаров создает свой собственный спрос. Другими словами, произведенный объем продукции обеспечивает суммарный доход, равный ценности всех созданных товаров, а, следовательно, достаточен для ее полной реализации [5, с. 283].
Совокупный спрос (AD) включает в себя взаимосвязь между количественным спросом и общим уровнем цен. При увеличении уровня цен требуемое количество уменьшается. Совокупный спрос представляет собой сумму всех рыночных требований и имеет типичную форму убывающей функции. Он выражает тот объем, который экономические агенты будут покупать при разных уровнях цен, и это означает платежеспособный спрос. Совокупный спрос состоит из плановых расходов всех экономических агентов.
Структура совокупного спроса может быть выражена следующим образом: AD = C + I + G + NX.
Совокупный спрос состоит из плановых расходов домашних хозяйств (C), плановых инвестиционных компаний (I) государственных расходов на покупку товаров и услуг (G) и чистого экспорта (NX). C, I и NX зависят от уровня цен. Государственные расходы следует считать довольно постоянными [28, с. 117].
Соотношение между уровнем цен и размером совокупного спроса обратно пропорционально (рисунок 1.1). В случае снижения уровня цен запланированные совокупные расходы растут. Если уровень цен падает, то непосредственное влияние на расходы домохозяйств (C) таково, что их располагаемый доход остается неизменным номинально, но его реальная стоимость увеличивается. Это означает, что домохозяйства могут покупать больше товаров и услуг.
2 Государственные расходы в Республике Беларусь и их влияние на формирование совокупного спроса национальной экономики
Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он аккумулирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общегосударственное значение, и тем самым выступает как главный гарант целостности республики, экономического развития суверенного независимого государства, играет первостепенную роль в регулировании экономических процессов в стране.
Из республиканского бюджета финансируются крупные общегосударственные целевые программы, расходы на развитие народного хозяйства, образование, здравоохранение, погашение и обслуживание общегосударственного долга, управление, покрытие затрат, связанных с внешнеэкономической деятельностью государства, образование резервных фондов. Республиканский бюджет играет огромную роль в обеспечении внутренней и внешней безопасности страны, управлении общими экономическими и социальными процессами в республике.
Не менее важной является роль республиканского бюджета и в общегосударственном регулировании финансовых ресурсов республики и сбалансировании бюджетов нижестоящего уровня.
Для осуществления своих функций местные органы власти должны располагать устойчивой финансовой базой, которая формируется из местных бюджетов. Их финансовые ресурсы образуются за счет собственных доходов и налогов; отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов; дополнительных источников; доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Советами; дотаций, субсидий, субвенций из вышестоящих бюджетов.
Из местных бюджетов осуществляются финансирование экономических, социальных, культурных программ и мероприятий местного значения, содержание аппарата местного управления и правоохранительных органов, капитальные вложения в объекты коммунальной собственности и другие мероприятия по региональным и межрегиональным программам, создание резервных и целевых фондов местного значения, возврат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов, и другие расходы.
Расходы на содержание и развитие социально-культурной сферы местного значения включают финансирование школ, медицинских учреждений, библиотек, социальную защиту населения, благоустройство населенных пунктов.
3 Направления совершенствования бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики в системе управления государственными расходами с позиции стимулирования спроса в национальной экономике Республики Беларусь
3.1 Меры бюджетно-финансовой политики в системе управления государственными расходами с позиции стимулирования спроса в национальной экономике Республики Беларусь
В настоящее время главными проблемами в бюджетной сфере являются:
- сбалансированность бюджета;
- укрепление системы финансового контроля за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств;
- разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджета, его планирования и расходования бюджетных средств.
1. Сбалансированность бюджета, может быть достигнута за счет эффективности сбора налогов со всех налогоплательщиков, сокращения расходов, повышения доли неналоговых видов доходов, сокращения внешних и внутренних заимствований.
Для роста доходов бюджета в правительстве Республики Беларусь регулярно рассматривается возможность роста более устойчивых источников пополнения доходной части бюджета. Такую корректировку сделали правительства целого ряда европейских стран. В частности, для роста доходов бюджета предлагаем рассмотреть возможность увеличения ставки НДС с 20 % до 22 % и одновременное уменьшение налога на прибыль с 18 % до 15 %. Предлагаемые меры позволят:
1. Повысить инвестиционную привлекательность Беларуси в связи с установлением наименьшей ставки налога на прибыль в Таможенном союзе, ЕЭП и европейских странах. С точки зрения собственника предприятия исключительную важность имеет именно размер ставки этого налога, так как от него зависит сумма дохода собственника по итогам финансового года.
2. Усилить налоговое давление на импорт, в том числе, потребительский, а также на товары не первой необходимости, реализуемые на внутреннем рынке.
3. Минимизировать негативные последствия внешних шоков и макроэкономических колебаний на доходную часть бюджета, а также обеспечить ее стабильность и равномерность.
4. Связать свободную денежную массу в экономике, поскольку окончательную сумму НДС, накопленную в цене товара, полностью оплачивают конечные потребители.
Заключение
Совокупный спрос (AD) включает в себя взаимосвязь между количественным спросом и общим уровнем цен. При увеличении уровня цен требуемое количество уменьшается. Совокупный спрос представляет собой сумму всех рыночных требований и имеет типичную форму убывающей функции. Он выражает тот объем, который экономические агенты будут покупать при разных уровнях цен, и это означает платежеспособный спрос.
Государственные расходы – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные.
Государственные расходы, оказывая существенное воздействие на темпы и пропорции совокупного спроса и ВВП, стимулируют рост спроса - инвестиционного и потребительского. К примеру, чтобы вывести экономику из положения спада активности, нужно подтолкнуть совокупный спрос (особенно в части инвестиций). Поскольку государство заинтересованно в росте национального производства, то по мере перехода от подъема к спаду экономики оно приступает к стимулированию совокупного спроса, увеличивая госрасходы. Оказываемое в данном случае влияние госрасходов на рост совокупного спроса и ВВП сопровождается мультипликационным эффектом.
ВВП под влиянием расширения совокупного спроса начинает расти, но ВВП растет в большей степени, чем первоначальный прирост государственных расходов и совокупного спроса. В такой ситуации начинает действовать мультипликатор государственных расходов.
Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он аккумулирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общегосударственное значение, и тем самым выступает как главный гарант целостности республики, экономического развития суверенного независимого государства, играет первостепенную роль в регулировании экономических процессов в стране.
На протяжении 2000-2020 гг. государственные расходы Беларуси в текущих ценах увеличились на 7.3 млрд. долл. (в 4.6 раз) до 9.3 млрд. долл.; изменение произошло на -0.098 млрд. долл. из-за падения численности населения на 0.48 млн., а также на 7.4 млрд. долл. благодаря росту государственных расходов на душу населения на 783.1 долларов. Среднегодовой прирост государственных расходов Беларуси был на уровне 0.41 млрд. долл. или 8.9%.
1 Авдеева, Т. М. О целях бюджетной политики / Т. А. Авдеева, М. Г. Сенникова // Финансы. – 2016. – № 9. – С. 76 – 79.
2 Александрович, Я. М. О порядке разработки программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2015–2020гг. / Я. М. Александрович // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2015. – №6. – С.14 – 17.
3 Амарин, В. В. Приоритет – бюджетная сбалансированность / В. Амарин // Финансы, учет, аудит. – 2015. – № 3. – С. 6-14.
4 Андрюшин, С. А. О некоторых вопросах современной денежно–кредитной политики / С.А. Андрюшин, В.В. Кузнецова // Бизнес и банки. – 2015. – №6. – С. 1–7.
5 Аносова, А.В. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. − М.: Юрайт, 2014. − 521 c.
6 Астрейко, Т. Подобрать свой ключ к бюджету / Т. Астрейко // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 11. – С. 19-22.
7 Бычкова, И.М. Макроэкономика: Учебное пособие для вузов / И.М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 327 с.
8 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в системе макроэкономического регулирования публичных финансов / Е.Ф. Киреева // Публичные финансы в ХХI веке. – 2017. – С. 82-84.
9 Бюджетный баланс / Главное государственное казначейство Минфина // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 8. – С. 7-8.
10 Гайзатуллин, Р. Р. Требуется кропотливая работа по наращиванию доходной части бюджета и экономному расходованию бюджетных средств / Р. Р. Гайзатуллин // Финансы. – 2016. – № 2. – С. 3-6.
11 Гальперин, В.М. Макроэкономика / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 719 с.
12 Заико, Л.Ф. Какой бюджет без компромисса, а бизнес - без риска? / Л.Ф. Заико // Дело. – 2015. – № 1. – С.7-8.
13 Лемешевский, И.М. Макроэкономика / И.М.Лемешевский. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2012. – 576 с.
14 Лысенко, Д.В. Макроэкономика: Учебник / Д.В. Лысенко. – Москва: Инфра-М, 2015. − 319 с.
15 Макроэкономика: учебник для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / Под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2015. – 432 с.
16 Мельникова, Н.А. Снова в плюсе. Социальная направленность бюджетных расходов сохранится / Н.А. Мельникова // Народная газета. – 2015. – № 42. – 23 октября. – С. 7.
17 Национальный статистический комитет Республики Беларусь // Республика Беларусь в цифрах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mshp.minsk.by/programms/fca2435dd2.html.
18 Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by /.
19 Полоник, С. Стратегия роста / С. Полоник // Белорусская думка. – 2016. – №2. – С.18–24.
20 Родионова, В. М. Сбалансированность бюджетов: теоретический и правовой аспекты / В. М. Радионова // Финансы. – 2012. – № 4. – С. 54-60.
21 Розанова, Н.М. Макроэкономика. продвинутый курс в 2 ч. Часть 1: Учебник для магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 283 c.
22 Руднев, В.Н. Макроэкономика. Экспресс-курс / В.Н. Руднев. – М.: КноРус, 2013. – 384 c.
23 Силюк, Т.С. Государственная экономическая политика: учебно-методический комплекс /Т.С. Силюк. — Брест: Изд-во БрГУ, 2014. — 115 с.
24 Скрябин, О.О. Макроэкономика: Учебное пособие / О.О. Скрябин, А.Ю. Анисимов, Ю.Ю. Костюхин. - М.: МИСиС, 2013. - 88 c.
25 Солянникова, С.П. Ответственная бюджетная политика в социальной сфере: проблемы разработки и реализации / С.П.Солянникова // Экономика. Налоги. Право. – 2015. – №5. – С.45-52.
26 Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие / Т.В. Сорокина. – 4-е изд., перераб. – Минск: БГЭУ, 2012. – 289 с.
27 Суров С. Спрос, предложение и прогноз развития рынка товаров // Маркетинг. - 2015. - №1 - с.3 - 7.
28 Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Юрайт, 2013. – 686 c.
29 Управляемый уровень долга как приоритет финансовой политики государства/ Коваленко, А.С. // Финансы. Учет. Аудит. – 2017. – № 6. – С.48-51.
30 Френкель, С. Дополнительный источник пополнения бюджета / С. Френкель // Финансы, учет, аудит. – 2014. – № 3. – С. 19–20.
31 Шимов, В.Н. Развитие экономики Беларуси: состояние, проблемы, абрис перспективной трансформации / В.Н. Шимов. // Белорусский экономический журнал — 2016 — №3, с. 8–12
32 Ярошевич, Д. Внедрение в Республике Беларусь бюджетирования, ориентированного на результат: разработка методологии подготовки и реализации пилотного проекта / Д. Ярошевич, Д И. Рукомичева, О. Иванова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sympa-by.eu/sites/default/files/library/policy_paper_bipart_budgeting.pdf