ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие закупочной логистики
1.2 Контроль в закупочной логистике
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПКИ МАТЕРИАЛОВ В ОАО «МЕДПЛАСТ»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Состояние закупочной логистики на предприятии
2.3 Анализ организации контроля за закупками материалов
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА ЗАКУПКАМИ МАТЕРИАЛОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что закупочная логистика является одной из важных составляющих социального производства, охватывающей значительную часть сферы обращения, обеспечение материально-техническими ресурсами от производителя к потребителю и материально-закупочная логистика внутри предприятия сочетает в себе набор операций, направленных на обеспечение предприятия ресурсами, количеством готовой продукции, перемещением материальных ресурсов, приобретаемых предприятиями и отделами между ними, занимается управлением материальными потоками, вопросы и задачи, рассматриваемые в организации обеспечения материально-технической Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей предприятия в продукции и материалах с максимальной эффективностью.
Сегодня особого признания в корпоративном планировании добилась логистика, и ее роль в бизнесе значительно возросла. В настоящее время именно логистика учитывается при принятии решений в сфере стратегического планирования. Теперь в управлении цепочкой поставок все чаще принимают участие те подразделения фирмы, которые до сих пор слабо ассоциировались с логистикой. В результате профессионалы в области логистики взаимодействуют со всеми остальными «игроками», выполняющими важные функции в фирме, а их рекомендации по управлению издержками фирмы становятся все более значимыми.
В условиях рыночной экономики успешная работа предприятия требует снижения доли оборотных средств в материальных запасах, внедрения системы своевременности производства, переносит акцент на качество и производительность [1]. Такие изменения потребовали пересмотра многих традиционных концепций закупок. Можно сказать, что сейчас наступило время тех, кто заинтересован в процессе эффективного и рационального управления закупками и снабжением.
Объект исследования – ОАО «Медпласт».
Предмет исследования – закупочная логистика ОАО «Медпласт».
Цель данной работы – исследовать закупочную логистику производственного предприятия.
Задачи, которые необходимо решить в работе:
1 Изучить теоретические аспекты организации закупочной логистики на предприятии.
2 Исследовать состояние организации операций закупочной логистики на ОАО «Медпласт».
3 Предложить рекомендации по совершенствованию коммерческой работы по закупкам на ОАО «Медпласт».
Работа состоит из четырех структурных частей, которые помогают более глубоко изучить и проанализировать материал.
При написании курсовой работы использованы материалы белорусских и российских учебников, учебных пособий, электронные ресурсы.
Методы исследования: анализ, классификация, обобщение, формализация, прогнозирование, описание.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие закупочной логистики
В цепи поставок каждая организация покупает материальные ресурсы у предыдущих поставщиков, добавляет к ним ценность и продает их следующим потребителям. Таким образом, материальные ресурсы все дальше перемещаются по цепи поставок, и каждая закупка становится своего рода толчком для продолжения этого перемещения. Таким образом, снабжение предприятий различными видами материальных ресурсов является механизмом, который фактически запускает материальные потоки в движение по цепи поставок.
Закупочная логистика – это деятельность по управлению материальным потоком в процессе снабжения предприятия материальными ресурсами: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением материальных ресурсов и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранения материальных ресурсов и др [1, c. 47].
Закупки – это функция, отвечающая за приобретение всех материалов, необходимых организации.
Общая цель закупочной логистики – создание надежной поставки материалов в организацию с максимально возможной экономической эффективностью.
Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов необходимого качества по минимальным ценам [3, c. 64].
Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Общая цель закупочной логистики декомпозируется на следующие частные цели:
- создание надежного и беспрерывного материального потока на предприятии;
- тесное взаимодействие с подразделениями, использующими эти материалы, развитие взаимоотношений и понимание их запросов;
- поиск подходящих поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПКИ МАТЕРИАЛОВ В ОАО «МЕДПЛАСТ»
2.1 Краткая характеристика организации
ОАО «Медпласт» было образовано в г. Гомеле 1 января 1936 года. Изначально предприятие именовалось как артель «Металлобытремонт» и свою деятельность начинало в составе мастерских по ремонту примусов, велосипедов и часов. Общее количество работающих составляло около 100 человек. В 1960 г. артель «Металлобытремонт» была реорганизована в завод металлобытовых изделий, который с 9 декабря 1960 года переименован в механический завод. Начиная с 1965 года завод начал выпускать пластмассовые изделия народного потребления.
Приказом по Гомельскому областному управлению местной промышленности №277а от 19 октября 1966 года механический завод был переименован в Гомельский завод пластмассовых изделий (ГЗПИ).
С 1992 года предприятие начинает выпуск двухкомпонентных шприцев однократного применения объёмом 5 мл в Республике Беларусь.
26 ноября 1999 года решением Гомельского областного исполнительного комитета № 861 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400063552 зарегистрировано открытое акционерное общество «Гомельпласт», созданное на основе приказа Гомельского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 27 октября 1999 г. № 167 путем преобразования арендного предприятия «Гомельский завод пластмассовых изделий», в соответствии с Законом Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»
ОАО «Гомельпласт» решением Гомельского областного исполнительного комитета от 12.03.2007 г. № 187 было переименовано в Открытое акционерное общество «Медпласт» (ОАО «Медпласт»). Месторасположение: ОАО «Медпласт», Республика Беларусь, 246051, г. Гомель, ул. Объездная, 12. Реквизиты организации: р/с 301 254 000 3012 в Дирекции ОАО «Белинвестбанк» по Гомельской области г. Гомеля, УНН 400063552 ОКПО 02974605 г. Гомель, ул. Советская, 7 код 739
В 2006 году ОАО «Медпласт» начало реализацию проекта «Реконструкция цеха радиоприборов широкого профиля с организацией производства медицинских полимеров». Шифр № 234/1 от 22.09.2002г., в соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136.
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА ЗАКУПКАМИ МАТЕРИАЛОВ
Как уже было сказано в предыдущей главе, на предприятии используется программный продукт «1С: Предприятие 7.7». Однако данная версия программы является уже устаревшей и требует замены. Предлагается внедрить новую версию программного продукта «1С: Предприятие 8.0».
Для оценки эффективности необходимо рассчитать капитальные затраты, эксплуатационные затраты, определить прирост прибыли (экономию) и рассчитать эффективность.
Расчет капитальных затрат. В капитальные затраты по внедрению программного продукта входят следующие статьи затрат:
- расчет затрат на приобретение программного продукта;
- расчет затрат на установку и настройку программного продукта;
- расчет затрат на обучение работников;
- расчет затрат на установку и наладку сети.
Общее количество пользователей системы составит 68 рабочих мест, что соответствует количеству работников отдела материально-технического снабжения, бюро сбыта, отдела по управлению коммерческой работы, бухгалтерии и экономистов.
Условия приобретения:
- срок пользования программой не ограничен;
- стоимость зависит от количества приобретаемых рабочих мест;
- комплект поставки не ограничен;
Из представленных данных видно, что на предприятии необходимо автоматизировать 68 рабочих места. Исходя из этого, необходимо закупить 4 комплекса «1С: Предприятие 8.0» стоимостью 1320 руб. каждый.
Затраты на закупку 4 комплексов составят = 1320∙68=89 760 руб.
Теперь рассмотрим основные статьи затрат по его внедрению.
Расчет затрат на установку и настройку программного продукта. Для расчета по настройке сети для работы системы и настройки системы «1С: Предприятие 8.0». для 68 пользователей использовались следующие данные: 1 час работы наладчика составляет 6,8 руб., в среднем на настройку системы на одном компьютере необходимо 2 часа. Исходя из этого на настройку системы необходимо:
6,8∙(2∙68) = 924,8 руб.
Стоимость наладки и установки сети входит в стоимость установки программного обеспечения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были рассмотрены теоретические основы организации закупочной деятельности на предприятии, а также проанализирована на примере конкретной организации и предложены пути по ее совершенствованию.
ОАО «Медпласт» было образовано в г. Гомеле 1 января 1936 года. Изначально предприятие именовалось как артель «Металлобытремонт» и свою деятельность начинало в составе мастерских по ремонту примусов, велосипедов и часов. Общее количество работающих составляло около 100 человек. В 1960 г. артель «Металлобытремонт» была реорганизована в завод металлобытовых изделий, который с 9 декабря 1960 года переименован в механический завод. Начиная с 1965 года завод начал выпускать пластмассовые изделия народного потребления.
В ОАО «Медпласт» самая распространённая структура управления – линейно-функциональная.
В 2019 г. наблюдается увеличение фондоотдачи на 0,443 р. или на 21,3% относительно 2017 г., в том числе фондоотдача активной части основных средств за аналогичный период сократилась на 1,607 р. или на 28,4%. На данное явление оказали влияние темпы роста среднегодовой стоимости основных средств и объема произведенной продукции. Также положительно для предприятия характеризуется сокращение фондоемкости производства продукции на 22,1 % в 2019 г. относительно 2018 г.
В анализируемом периоде наблюдается рост показателя фондовооруженность. На что оказало влияние наибольший темп роста среднегодовой стоимости основных средств по сравнению с темпом роста среднесписочной численности работников.
Фондорентабельность в 2018 г. составила 67,5 % относительно 2017 она увеличилась на 15,3 %, что связано с ростом размера прибыли в 2015 году по сравнению с 2017 годом. В 2019 году наблюдается дальнейший рост данного показателя, который составляет 69,7%.
Управления базы данных о покупателях, поставщиках, количествах продукта, договорные обязательства и т. д. не производится. Возможности компьютерной техники для обработки, систематизации и анализа данных не используются.
Рынок заполнен шприцами немецких, словацких, чешских, российских производителей. Количество последних после перехода на оплату НДС по стране назначения сократилось. Больше других беспокоят конкуренты из Украины - предприятие "Гемопласт".
1 Ардатова, М.М. Логистика в вопросах и ответах: учеб. пособие / М.М. Ардатова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 272 с.
2 Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Гаджинский. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 484 с.
3 Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.
4 Горяев, Н.К. Основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Горяев, О. Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 178 с.
5 Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – Москва: Юрайт, 2011. – 734 с.
6 Дехтяренко, И. Актуальные задачи по оперативному управлению закупкой: как выбрать систему управления запасами: советы практика / Ирэна Дехтяренко, Алексей Поташов // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 36-38.
7 Дроздов, П.А. Основы логистики: учебное пособие / П.А. Дроздов. – Москва, 2008. – 211 с.
8 Дыбская, В. В. Передовые практики в логистике и управлении цепями поставок в контексте мировых исследований / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2015. – № 6. – С. 7-20.
9 Дыбская, В.В. Логистика складирования: учебник / В.В. Дыбская. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 559 с.
10 Каневский, Д. Автоматизация управления запасами: мифы и реальность / Д. Каневский // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
11 Логистика: учеб. пособие / В. И. Маргунова [и др.]. – Москва: Вышэйшая школа, 2011. – 507 c.
12 Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. – М.: Юрайт, 2014. – 288 с.
13 Миротин, Л.Б. Основы логистики: учебник. / Л.Б. Миротин, А.К. Покровский, С.А. Ширяев и др. – 3-е издание. – М.: Горячая линия – Телеком, 2013. – 386 c.
14 Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. – Москва: Дашков и Кº, 2012. – 978 c.
15 Организация и управление закупочной логистикой. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-car.ru/page_3.php.
16 Основы логистики: учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – Москва: КноРус, 2010. – 575 c.
17 Основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Горяев, О. Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 178 с.
18 Сурмач, С. Простые решения в логистике / С. Сурмач // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
19 Управление запасами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://alcherkesov.narod.ru/students/logistics/Logistics03.doc.
20 Эффективность логистического управления: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Л.Б. Миротина. – Москва: Издательство «Экзамен», 2004. – 314 с.