Введение
1. Экономическая природа, цель, мотивы и эволюция предпринимательства
2. Состояние и проблемы предпринимательства в Республике Беларусь
3. Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Для экономики в целом деятельность предпринимателей оказывается важным фактором повышения ее гибкости. Для Республики Беларусь, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.
Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой.
Актуальность данной темы очевидна, т.к. на сегодняшний момент 23,6% ВВП Республики Беларусь формируют малые и средние предприятия, обеспечивая также занятость 1209,9 тыс. человек.
Цель курсовой работы заключаются в исследовании и анализе малого и среднего предпринимательства Республики Беларусь.
Задачами курсовой работы являются: рассмотрение теоретических аспектов развития малого и среднего предпринимательства, анализ развития малого и среднего предпринимательства в Испании, Франции, России и Республики Беларусь, анализ мер по совершенствованию малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь.
Объект исследования - экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования - малое и среднее предпринимательство и его развитие в Республике Беларусь.
Тема достаточно широко проработана в отечественной периодической литературе. в частности, можно привести фамилии следующих авторов: А.Скриба, А.П.Медведев, С.В.Дадалко и др.
1. Экономическая природа, цель, мотивы и эволюция предпринимательства
В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу(банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы [6, c.24].
Понятие «предпринимательский риск» получило свое развитие в 17 веке, когда предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции. Поскольку стоимость контракта оговаривалась ранее, размеры прибылей или убытков определяла удачливость самих предпринимателей.
В экономической литературе понятие «предприниматель» впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции изданном в Париже в 1723г., где
2. Состояние и проблемы предпринимательства в Республике Беларусь
В последние годы важность предпринимательства в белорусской экономике неоднократно подчеркивалась и подтверждалась на самом высоком государственном уровне. Так, в Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси на 2013–2015 гг., утвержденной постановлением Совмина от 29 декабря 2012 г., было сказано, что к 2015 г. руководство страны планирует довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 30% и обеспечить численность занятых в этом секторе до 1,8 млн. человек. Данных показателей достичь пока не удалось. На конец 2014 г. число занятых в предпринимательском секторе составило 818466 человек, доля малого и среднего бизнеса в ВВП составила всего лишь 14,8% [20, с.256-257].
При этом тогдашний министр экономики Республики Беларусь Н.Снопков выступая на Ассамблее деловых кругов в марте 2013 г. и говоря о необходимости развития в стране малого и среднего предпринимательства вовсе заявил, что «динамика в этом направлении есть, амбиции также есть – это достижение доли малого и среднего бизнеса в ВВП на уровне 50%», что должно быть осуществлено к 2020 г.
Тем не менее, результаты деятельности белорусских малых и средних предприятий (МСП) в 2012-2014 гг. позволили говорить скорее не об экономическом росте и усилении отечественных организаций, а о восстановлении докризисных позиций и положения на рынке. Это связано с тем, что на фоне ухудшения макроэкономических условий в белорусской экономике и сохраняющегося несовершенства условий ведения бизнеса практически все показатели отечественных МСП значительно снизились.
В белорусской государственной статистике, согласно Закону Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-3 «О поддержке малого и
3. Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь
Малый и средний бизнес в Республике Беларусь играет немаловажную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности.
Значение малого и среднего предпринимательства определяется такими его специфическими особенностями, как экономичность, способность наиболее оперативно, гибко и полно удовлетворять потребительский спрос, высокая маневренность и быстрый отклик на изменения рыночной конъюнктуры, возможность создания новых рабочих мест и поглощения незанятой рабочей силы.
Как и везде, развитие малого бизнеса в Республике Беларусь является одним из направлений деятельности государственного аппарата управления.
Целью Государственной программы поддержки предпринимательства в Республике Беларусь в 2016-2020 гг., определяющей более 50 мероприятий, является создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, стимулирование ее развития по приоритетным направлениям в регионах, оказание содействия вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства [4].
Целями настоящей Программы является создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, стимулирование ее развития по приоритетным направлениям в регионах, оказание содействия вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие основные задачи:
- вхождение в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду,
Заключение
В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.
Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль.
Прибыль предпринимателя (если речь идет действительно о предпринимателе, а не об обычном деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:
- обычная прибыль делового человека;
- излишек над обычной прибылью делового человека.
История отечественного предпринимательства насчитывает более тысячи лет.
Что касается современного этапа развития белорусской экономики, то результаты деятельности белорусских малых и средних предприятий (МСП) в 2012-2014 гг. позволили говорить скорее не об экономическом росте и усилении отечественных организаций, а о восстановлении докризисных позиций и положения на рынке. Это связано с тем, что на фоне ухудшения макроэкономических условий в белорусской экономике и сохраняющегося
1. Борисов, Е.Ф. Основы экономической теории / Е.Ф.Борисов. – М.: Высшая школа, 2006. - 370 с.
2. Гальперин, В.М. Макроэкономика: учебник / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. – 719 с.
3. Головачев, А.С. Экономика предприятия: учеб. пособие: в 2 ч. / А.С.Головачев. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – Ч. 1. – 447 с.
4. Государственная программа "Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь" на 2016 - 2020 годы Электронный ресурс] / Министерство экономики РБ. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001340_53062_Programma.pdf/. - Дата доступа: 23.04.2016.
5. Гриб, В. История развития предпринимательства / В.Гриб. // Предпринимательство в Беларуси. – 2008. – №9. – С. 48-51.
6. Дадалко, С.В. Развитие предпринимательства и формирование системы его государственной поддержки. - Минск: Армита, 2008. – 116 с.
7. Иохин, В.Я. Экономическая теория / В.Я.Иохин. – М.: ДеКа, 2005.-320 с.
8. Куликов, Л.М. Основы экономической теории. Учеб. пособие / Л.М.Куликов. – М.: Финансы и статистика, 2007. - 272 с.
9. Лобан, Л.А. Экономика предприятия: учеб. комплекс / Л.А.Лобан, В.Т.Пыко. – Минск: Современная школа, 2011. – 432 с.
10. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 70 с.
11. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учеб. пособие. / А.В.Луссе. – СПб: Питер, 2001. – 240 с.
12. Медведев, А.П. Малый бизнес / Артем Медведев. – СПб.: Питер, Лидер, 2010. – 222 с.
13. Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г.Мэнкью ; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 573 с.
14. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс] / ООН в Республике Беларусь. - Режим доступа: http://un.by/ru/publications/thema/sustainabledevelopment/. - Дата доступа: 23.04.2016.
15. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/. - Дата доступа: 23.04.2016.
16. Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н.Нехорошева, Н.Б.Антонова, Л.В.Гринцевич; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.Н.Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 719 с.
17. Сажина, М.А. Основы экономической теории / М.А.Сажина. – М.:2005. - 672 с.
18. Скриба, А. Белорусский малый и средний бизнес в 2012 г. /А.Скриба. - Минск: Исследовательский центр ИПМ, 2013. - 16 с.
19. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2014" / сост. В.И.Зиновский. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014. - 534 с.
20. Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2015" / сост. И.В.Медведева. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. - 524 с.