ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность маркетинговой деятельности организации
1.2 Управление маркетинговой деятельностью
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МАРКТЕИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ПАРТНЕР АГРАРИЯ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ПАРТНЕР АГРАРИЯ»
3.1 Мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности в организации
3.2 Расчет экономической эффективности внедрения предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного развития рыночной экономики и предпринимательства становится все более актуальным вопрос об изучении маркетинговой деятельности на предприятии.
Сегодня никто уже не сомневается в том, что для успешного хозяйствования во всех сферах деятельности необходимо глубокое знание рыночных механизмов, принципов и методов изучения рынка и экономической конъюнктуры, комплекса мер эффективного воздействия на конкурентные позиции фирмы, методов маркетинговых исследований рынка, способов управления качеством и конкурентоспособностью товара, методов формирования спроса и стимулирования сбыта, определения товарной, ассортиментной, ценовой, коммуникационной политики предприятия. Совокупность подобных инструментов и составляет основу маркетинга.
Маркетинг – один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в бесконечной борьбе за выживание и процветание.
Маркетинг является разноплановой концепцией. Прежде всего он известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков, которые организация может удовлетворить наилучшим образом путем производства соответствующих продуктов, на то, чтобы каждый сотрудник организации мыслил категориями «потребитель», «рынок». С другой стороны, маркетинг имеет и общественное звучание, связывая общественные потребности и экономическую реакцию общества, направленную на их удовлетворение. Таким образом, маркетинг используется как на уровне отдельных предприятий и организаций коммерческого и некоммерческого характера, так и на региональном и государственном уровнях [2, c 34].
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период маркетинг является одной из важнейших экономических дисциплин. От того, насколько правильно построена система маркетинга и организована маркетинговая деятельность в компании, зависит эффективное функционирование всего компании.
Сегодня современные потребители скептически относятся ко многим инициативам специалистов по маркетингу, поэтому привлечь и удержать покупательский интерес к какому-либо виду товаров довольно сложно.
В настоящее время, чтобы обеспечить успешную продажу товара или услуги, компании необходимо сделать больше, чем просто следить за его отличным качеством, установив на него самую низкую цену, или просто разместить товар наилучшим образом на полках магазинов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность маркетинговой деятельности организации
Успех в бизнесе напрямую зависит от успеха в маркетинге. Именно он помогает сделать так, чтобы покупатель выбирал нужные ему товары и приходил за ними неоднократно. Успешный бизнесмен знает, что хочет потребитель, и старается обеспечить его этим. Главным образом маркетинг в сфере малого бизнеса может быть определен так – это предложение покупателем того, чего они хотят, по приемлемой цене, в приемлемом для них месте и с необходимой долей рекламной информации, чтобы они предпочли наш товар, товарам конкурентов. Однозначно, что введение маркетинга в хозяйственную деятельность предприятия способствует его развитию и повышению эффективности его деятельности [6, c 105].
Суть маркетинговой деятельности заключается в формировании реальной величины спроса, в воздействии на потребителя для побуждения его к приобретению товара, в разработке реальных программ действий на конкретном рынке.
Главный принцип маркетинга – ориентация на потребителя и его потребности, их формирование и максимальное удовлетворение. Реализация этого принципа во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности осуществляется через менеджмент, основные функции которого заключаются в установлении цели, планировании, организации, мотивации и контроле [1, с. 135].
Главная цель – определить величину спроса на конкретный товар, выраженную в показателях объема продаж и его доли на рынке, и средствами маркетинга содействовать его достижению [1, с. 139].
Приоритетная цель менеджмента – обеспечить устойчивое развитие организации в достижении ее миссии и целей путем использования присущих менеджменту средств воздействия на людей для их взаимодействия в совместной производственно-хозяйственной деятельности [1, с. 147]. При исследовании компании как целостной социально-экономической системы соотношение маркетинга и менеджмента рассматривается как части целого.
В то же время маркетинг может быть системой управления самостоятельной функциональной системой – маркетинговым центром, агентством, консультативной организацией. Указанное разграничение имеет формальную сторону.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МАРКТЕИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ПАРТНЕР АГРАРИЯ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Партнер агрария» - общество с ограниченной ответственностью, уставный фонд которого разделен на доли согласно учредительным документам. Следует отметить, что общество с ограниченной ответственностью имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет гражданские права и несет ответственность.
ООО «Партнер агрария» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Уставом компании и имеет статус юридического лица.
Основная цель деятельности компании: осуществление хозяйственной деятельности, которая направлена на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива, интересов учредителя.
ООО «Партнер агрария» уже более 25 лет является надежным поставщиком и производителем запасных частей для сельскохозяйственной техники, занимает одно з ведущих мест в данной сфере.
У компании много сертификатов и свидетельств, которые подтверждают ее лицензированную и сертифицированную деятельность (Приложение А). Стоит отметить, что ООО «Партнер агрария» является официальным представителем завода по производству запасных частей для сельскохозяйственный техники ООО «Агрополис».
ООО «Партнер агрария» активно принимает участие в различного рода выставках, и была награждена неоднократно за участие в выставках (Приложение Б).
Теперь рассмотрим подробнее организационную структуру компании.
Организационная структура управления ООО «Партнер агрария» направлена, прежде всего, на то, чтобы организовать четкие взаимосвязи между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления. Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ПАРТНЕР АГРАРИЯ»
3.1 Мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности в организации
Проведенный анализ во второй главе позволяет говорить о необходимости повышения эффективности маркетинговой деятельности путем внедрения новой должности маркетолога-аналитика, а также использование современных технологий продвижения продукции, в качестве чего может быть использована такая технология как лендинговая страница.
Основная деятельность маркетолога-аналитика на ООО «Партнер агрария» должна заключаться в следующем:
- определить проблему, цель и методы исследования;
- разработать план исследования;
- собрать и проанализировать собранные данные;
- интерпретировать полученные результаты и подготовить отчет;
- довести результаты исследования до сведения руководства [18, c 71].
В соответствии с занимаемой должностью на маркетолога-аналитика возлагается ряд должностных обязанностей:
- организация и непосредственное участие в проведении маркетинговых исследований;
- проведение ранжирования рынков по определенным критериям и выбор наиболее перспективных целевых рынков;
- анализ ценовой, ассортиментной, сбытовой политики конкурентов и их деловой активности;
- анализ потребителей;
- выявление мнений, предпочтений, требований потребителей к качеству оказываемых услуг, формирование потребительского спроса и прогнозирование числа оказываемых услуг;
- анализ конкурентной среды с учетом изменений налоговой, ценовой и таможенной политики государства, прибыли от оказания услуг, конкурентоспособности, факторов, влияющих на сбыт;
- выявление рыночных потребностей, которые не удовлетворяются конкурирующими предприятиями;
- организация накопления и хранения информации, собранной посредством маркетинговых исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маркетинговая деятельность на практике осуществляется путем выполнения задач маркетинга, таких как исследование рынка, определение сегментов рынка и выбор приоритетных, позиционирование продукции, разработка привлекательного для потребителя товарного ассортимента, внедрение на рынок новых продуктов, проведение гибкой ценовой политики, нахождение и подбор эффективных каналов сбыта, коммуникационная деятельность. Основными функциями управления считаются грамотное планирование и организация, поскольку от качества и объективности планов маркетинга зависит успех всей маркетинговой деятельности.
Реализация управления маркетинговой деятельностью позволит организации в современных условиях в кратчайшие сроки обеспечивать адаптацию к изменяющимся условиям микро- и макросреды, создавать конкурентные преимущества и повышать эффективность своей деятельности.
Проведенный анализ маркетинговой деятельности в ООО «Партнер агрария» в 2017-2019 гг. позволяет сделать ряд выводов.
Организационная структура управления ООО «Партнер агрария» направлена, прежде всего, на то, чтобы организовать четкие взаимосвязи между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности.
Проведенный анализ показателей рентабельности ООО «Партнер агрария» в период 2017-2019 гг. позволяет отметить их рост. все показатели имели положительное значение, так как в организации имела прибыль от своей хозяйственной деятельности.
В результате анализа показателей финансового состояния организации на протяжении анализируемого периода можно сказать об их соответствии нормативным значениям, кроме коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, но он также увеличивается. Ситуация соответствия коэффициентов нормативным значениям говорит об эффективном финансовом состоянии организации в период 2017-2019 гг. и росте ее платежеспособности.
Проведенный анализ среды деятельности и организации маркетинговой деятельности в ООО «Партнер агрария» позволяет сказать, что в организации есть маркетолог и специалист по рекламе, но исследования проводятся нерегулярно, стоит пересмотреть возможности активного использования имеющегося у компании официального сайта, с помощью которого можно будет продвигать продукцию как собственного производства, так и поставляемую. Также стоит рассмотреть вариант расширения предложение по внедрению такой должности, как маркетолог-аналитик.
1. Азарова, С.П. Маркетинговые исследования: Теория и практика: Учебник для прикладного бакалавриата / С.П. Азарова [и др.]; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 314 с.
2. Акулич, И.Л. Маркетинг: Учебное пособие для вузов / И.Л. Акулич. – Минск: Выш. шк., 2016. – 463 с.
3. Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебное пособие / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 736 с.
4. Башаримова, С.И. Основы маркетинга: Курс лекций / С.И. Башаримова, М.В. Дасько – Минск: НИИ Белкоопсоюза, 2017. – 106 с.
5. Белоусова, С.Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 381 с.
6. Бронникова, Т.С. Маркетинг: Учебник / Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский. – М.: Инфра-М, 2017. – 325 с.
7. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования: Учебник для бакалавров / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая; Высшая школа экономики. – М.: Юрайт, 2016. – 541 с.
8. Герчикова, И.Н. Маркетинг: организация, технология: Учебное пособие / И.Н. Герчикова. – М.: Изд-во школы международного бизнеса МГИМО. – 2016. – 158 с.
9. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс., 2016. – 704 с.
10. Данченок, Л.А. Маркетинг: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.А. Данченок [и др.]; под редакцией Л.А. Данченок. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 486 с.
11. Дурович, А.П. Маркетинг: Курс интенсивной подготовки: Учебное пособие / А.П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2016. – 253 с.
12. Жабина, С.Б. Маркетинг продукции и услуг. Общественное питание: Учебное пособие для академического бакалавриата / С.Б. Жабина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 264 с.
13. Жильцова, О.Н. Маркетинговые исследования: Учебник для среднего профессионального образования / О.Н. Жильцова [и др.]; под общей редакцией О.Н. Жильцовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 315 с
14. Казакова, Н.А. Маркетинговый анализ: Учебное пособие – М: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2017. – 240 с.
15. Казущик, А.А. Основы маркетинга: Учебное пособие / А.А. Казущик. – Мн: Беларусь, 2017. – 246 с.
16. Каменева, Н.Г. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. – 2-е издательский дом. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА–М, 2016. – 368 с.
17. Капон, Н. Управление маркетингом: Учебное пособие для вузов/ Н. Капон, В. Колчанов, Д. Макхалберт. – Спб: Питер, 2015. – 832 с.
18. Карасев, А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.П. Карасев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 315 с.
19. Карпова, С.В. Маркетинг. Практикум: Учебное пособие для академического бакалавриата / С.В. Карпова [и др.]; под общей редакцией С.В. Карповой. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 325 с.
20. Лукина, А.В. Маркетинг: Учебное пособие / А.В. Лукина. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 240 с.
21. Маркетинг: теория и практика: Учебное пособие для бакалавров, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / Финуниверситет; Российская ассоциация маркетинга; колл. авт. под общ. ред. С.В. Карповой – М.: Юрайт, 2016. – 408 с.