ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ЛОГИСТИКИ
1.1 Понятие и сущность коммерческой логистики
1.2 Современное развитие коммерческой логистики
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ЛОГИСТИКИ В СОАО «КОММУНАРКА»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Коммерческая логистика на предприятии
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ЛОГИСТИКИ В СОАО «КОММУНАРКА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Коммерческая деятельность имеет место всегда, когда происходит процесс купли-продажи, что способствует развитию товарно-денежных отношений во всех звеньях сложного экономического комплекса страны. Эта деятельность представляет собой один из важнейших элементов механизма управления экономическими отношениями. Они возникают между хозяйствующими субъектами во всех сферах экономики в процессе обмена товарами, услугами и т.п. Коммерческая деятельность реализуется через различные коммерческие операции, выполняемые хозяйствующими субъектами на всем пути продвижения товаров от производителя до конечного потребителя.
В современных рыночных условиях любая организация стремиться получить прибыль путем удовлетворения спроса потребителей. Естественным в этой связи является то, что в важнейшие факторы эффективного хозяйствования входит уровень и качество организации коммерческой работы в розничной торговле, так как это направлено на создание и реализацию ассортимента, отвечающего требованиям потребителей на розничном рынке. Следовательно, это приведет к увеличению объемов розничного товарооборота, увеличению доходов, оптимизации расходов, удовлетворения спроса потребителей.
Сегодня на первый план выступают задачи эффективных подходов к составляющим коммерческой работы предприятия: обоснованию потребности в товарах, разработке заказов, заявок на них, выбору партнеров, установлению с ними контактов, формированию товарных ресурсов, торгового ассортимента, управлению ими, продаже товаров, ее стимулированию и т.д.
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики принципиально из¬меняется содержание и целевые установки деятельности производственно-торговых предприятий, их экономическое поведение. Ос¬новной целью хозяйствования становится их прибыльная, рентабельная работа. Непременным условием их деятельности является переход к созданию торгового ассортимента, ориентированного на удовлетворение запроса конкретных групп потребителей и приносящего прибыль от реализации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ЛОГИСТИКИ
1.1 Понятие и сущность коммерческой логистики
В условиях усиления конкуренции важная роль в повышении эффективности деятельности хозяйствующих субъектов принадлежит коммерческой деятельности, направленной на получение прибыли. В условиях растущей конкуренции коммерческая деятельность играет важную роль в повышении эффективности экономических единиц с целью получения прибыли Актуальность обращения к сущности коммерческой деятельности предприятия вытекает из того факта, что роль торговых операций внутри страны и за ее пределами постоянно возрастает. Это, в свою очередь, требует повышенного внимания к вопросам цены, стимулирования сбыта, маркетинга, качества, то есть к организации коммерческой работы. Выбор темы исследования также обусловлен тем, что организация и управление коммерческой деятельностью предприятия являются одним из важнейших элементов системы взаимодействия компаний и потребителей как субъекта экономических отношений.
Коммерческая логистика – это организация управления экономическими потоковыми системами в сфере товарного обращения. Охватывая все потоковые процессы в сфере обращения, коммерческая логистика распространяется на закупки материально-технических ресурсов, сбыт готовой продукции товаропроизводителей и включает в себя логистические операции, связанные с преобразованием товарно-материальных ценностей и услугами в сфере коммерческого посредничества, а также разработкой методов моделирования логистических систем и нахождения оптимальных решений при управлении этими системами.
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ЛОГИСТИКИ В СОАО «КОММУНАРКА»
2.1 Краткая характеристика предприятия
СОАО «Коммунарка» находится на полном хозяйственном расчёте, имеет самостоятельный баланс, вправе открывать в отделениях банка счета и заключать договора, имеет круглую печать с указанием своего наименования. Фабрика «Коммунарка» является одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в Республике Беларусь. Она входит в состав Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром». Владельческий надзор осуществляет ГУ «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома». Полное наименование организации – совместное открытое акционерное общество «Коммунарка», сокращённое – СОАО «Коммунарка».
Основными задачами деятельности организации являются:
– выпуск конкурентоспособной, качественной и безопасной продукции для максимального удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей, обеспечивая при этом безопасные условия труда персонала и минимизируя существующие воздействия на окружающую среду;
– выполнение установленных законодательных, нормативных и других обязательных требований, связанных с рисками в области качества и безопасности, охраны труда и защиты окружающей среды;
– сохранение и расширение внутренних и внешних рынков сбыта;
– постоянное обучение и мотивация персонала, вовлечение всех сотрудников в процесс постоянного улучшения систем менеджмента;
– постоянное повышение результативности систем менеджмента;
– открытость и доступность информации.
Организационная структура управления СОАО «Коммунарка» создана в виде линейно-функциональной системы управления, что позволяет использовать преимущества обеих организационных систем управления:
- чёткую систему взаимосвязей;
- ясно выраженную ответственность;
- быстроту реакции на прямые указания;
- освобождение линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов;
- создание основы для использования в работе консультаций опытных специалистов.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ЛОГИСТИКИ В СОАО «КОММУНАРКА»
Как показал проведенный анализ, одним из основных направлений снижения логистических затрат на СОАО «Коммунарка» должно стать совершенствование бизнес-процессов в области управления транспортным хозяйством.
Растущая конкуренция вынуждает производителей искать новые рынки сбыта и расширять географию своего регионального присутствия. Таким образом, расстояния между поставщиками и клиентами все увеличиваются. С другой стороны, ужесточающиеся требования клиентов обязывают поставщиков осуществлять доставки и грузоперевозки точно и вовремя и в то же самое время предлагать рынку товары и услуги по выгодным ценам.
Для того, чтобы выжить в современных рыночных условиях нужно искать пути как оптимизации бизнес-процессов доставки, так и снижения издержек на транспортную логистику на территории самого предприятия. Практика показывает, что из-за нерационально спланированных маршрутов доставки и отсутствия средств контроля местонахождения транспорта транспортные расходы компании увеличиваются на 20-40 %. Неэффективное управление логистикой выливается в излишний пробег и расход топлива, неоптимальное использование автопарка и простой транспортных средств, а отсутствие средств контроля ведет к нецелевому использованию транспорта, сливу топлива, несоблюдению водителями условий транспортировки и т.д.
Так, организация транспортного хозяйства СОАО «Коммунарка», в том числе при внутризаводских перемещениях, что характерно для большинства отечественных организаций, не использующих логистического подхода в управлении транспортными потоками, имеет следующие недостатки:
- недостаточный уровень координации по распределению грузового транспорта между складским хозяйством и производством. Отсутствие центральной диспетчерской службы по обработке заказов на транспорт, определению маршрутов движения и оптимальному расчету загрузки автомобиля;
- сверхнормативные простои на КПП, складах и цехах;
- отсутствие связи у водителей на внешних и внутренних перевозках затрудняет обеспечение трейсинга на протяжении всего маршрута;
- отсутствие мотивации водителей к выполнению большего числа рейсов;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СОАО «Коммунарка» находится на полном хозяйственном расчёте, имеет самостоятельный баланс, вправе открывать в отделениях банка счета и заключать договора, имеет круглую печать с указанием своего наименования. Фабрика «Коммунарка» является одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в Республике Беларусь. Она входит в состав Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром». Владельческий надзор осуществляет ГУ «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома». Полное наименование организации – совместное открытое акционерное общество «Коммунарка», сокращённое – СОАО «Коммунарка».
Проведенный анализ логистических издержек на СОАО «Коммунарка» показал наличие следующих ключевых проблем по управлению и формированию логистических издержек на предприятии:
- снижение прибыли и объемов грузооборота по предприятию на фоне опережающего темпа роста логистических издержек по сравнению с себестоимостью реализации продукции обусловили в целом снижение экономической эффективности управления логистическими затратами на предприятии – снизилась затратоотдача при одновременном росте доли логистических издержек в структуре себестоимости;
- рассмотрение логистических издержек предприятия в разрезе отдельных их видов по основным направлениям логистической деятельности предприятия позволило определить, что на СОАО «Коммунарка» наблюдалось неэффективное управление транспортным парком (перерасход средств, обусловленный главным образом излишним пробегом), а также неэффективная закупочная логистика, повлекшая на фоне снижения объема закупок рост стоимости среднегодовых материальных запасов и, соответственно, логистических издержек, связанных с их формированием и хранением на предприятии.
1. Алесинская, Т. В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т. В. Алесинская. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2013. – 179 с.
2. Ардатова, М.М. Логистика в вопросах и ответах: учеб. пособие / М. М. Ардатова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. – 272 с.
3. Банк, В. Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Р. Банк, С. В. Банк. – М.: TK Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 344 с.
4. Баско, И.М. Логистика: учеб. пособие / И. М. Баско[и др.]. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2013. – 431 с.
5. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник / А. М. Гаджинский. – М.: Дашков и Кº, 2013. – 420 с.
6. Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А. М. Голубчик. – Москва: ТрансЛит, 2019. – 317 с.
7. Горяев, Н. К. Основы логистики: учебное пособие / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. – 178 с.
8. Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – Москва: Юрайт, 2018. – 734 с.
9. Дехтяренко, И. Актуальные задачи по оперативному управлению закупкой: как выбрать систему управления запасами: советы практика / И. Дехтяренко, А. Поташов // Логистика. – 2018. – № 1. – С. 36-38.
10. Дроздов, П.А. Управление запасами в цепях поставок: учеб.-методич. пособие / П. А. Дроздов. – Минск: ИБМТ БГУ, 2017. – 103 с.
11. Дыбская, В. В. Логистика складирования: учебник / В.В. Дыбская. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 559 с.
12. Дыбская, В. В. Передовые практики в логистике и управлении цепями поставок в контексте мировых исследований / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2018. – № 6. – С. 7-20.
13. Дыбская, В.В. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: [учебник] / В. В. Дыбская [и др.]. – М.: Эксмо, 2017. – 939 c.
14. Еловой, И.А. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. – Минск: Право и экономика, 2011. – 460 с.
15. Ельдештейн, Ю. М. Логистика: учеб.-метод. комплекс / Ю. М. Ельдештейн. – Красноярск, 2006. – 387 с.
16. Ефремов, В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование / В. С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 2. – с. 17-21.
17. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2018. – 605 с.
18. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент / Ф. Котлер. – Пер. с англ. – СПб: ПИТЕР, 2011. – 510 с.
19. Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 268 с.
20. Левкин, Г.Г. Логистика: теория и практика / Г.Г. Левкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 221 с.
21. Логистика складирования: учебник. – М.: Инфра-М, 2017. – 559 с.
22. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес–процессов в целях поставок / В. В. Дыбская [и др.]. – М.: Эксмо, 2017. – 939 с.
23. Логистика: словарь терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.loglink.ru/dictionary/.
24. Логистика: учеб. пособие / В. И. Маргунова [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 507 с.
25. Логистика: учеб. пособие / И. М. Баско, В. А. Бороденя, О. И. Карпеко [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, профессора И. И. Полещук. – Минск: БГЭУ, 2019. – 431 с.
26. Логистика: учеб.-методич. пособие / И. А. Еловой. – Гомель: БелГУТ, 2018. – 165 с.
27. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. – М.: Юрайт, 2017. – 288 с.
28. Модели и методы теории логистики / Под ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2013. – 176 с.
29. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики: учебник / Н. К. Моисеева. – М.: Инфра-М, 2019. – 527 с.