ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И ЕЁ КЛАССИФИКАЦИЯ
2 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей истории развития социально-экономических систем прибыль являлась первостепенным и определяющим стимулом в создании и развитии предприятий различных организационно-правовых форм собственности. Являясь основным источником финансирования социально-производственного развития, прибыль предприятия также играет важнейшую роль в обеспечении самофинансирования предприятия, возможности которого напрямую определяются тем, в какой мере доходы предприятия превышают его расходы.
Стремление к получению прибыли стимулирует людей на поиски все более эффективных и новых способов сочетания и использования доступных и потенциальных производственных ресурсов, на изобретение новых продуктов и идей, способных сформировать спрос, на применение и внедрение организационных и технических нововведений в деятельности компании, бизнесе, в повседневности, обеспечивающих повышение эффективности производства.
Рациональное формирование и использование прибыли предприятия зависит от эффективности организации его текущей и оперативной работы: эффективность организации расчетов, точность и рациональность ценообразования, обеспечение конкурентной позиции и т.д.
В целом на уровне развития всей экономической системы прибыль занимает одну из центральных позиций в системе стоимостных инструментов и рычагов управления. Это обусловлено тем, что финансы субъектов хозяйствования, кредитные отношения, ценовая политика, политика управления затратами и другие аспекты финансово-хозяйственной деятельности любого хозяйствующего субъекта находятся в тесной взаимосвязи с прибылью пред-приятия.
Важность и необходимость осмысления категории прибыли и путей ее увеличения на предприятии объясняется также и тем, что каждое предприятие, осуществляющее прибыльную деятельность, вносит определенный вклад в рост общественного благосостояния и улучшение социально-экономического положения общества, и, в целом, способствует наращиванию общественного богатства. Рост прибыли предприятий играет важнейшую роль создании и развитии рынка средств производства, труда, предметов потребления, а также в формировании и увеличении доходной части бюджета страны.
1 СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И ЕЁ КЛАССИФИКАЦИЯ
Развитие современных рыночных отношений сопровождается наличием неопределенности и риска, что преобразует прибыль в определяющий и значимый результирующий показатель деятельности хозяйствующего субъекта. Следовательно, вопрос определения прибыли является основополагающим.
На протяжении длительного периода времени представители экономической мысли исследуют и выдвигают множество различных теоретических аспектов понимания и формирования прибыли. Прибыль (англ. – profit) является достаточно сложной экономической категорией, поэтому возможны различные ее интерпретации.
По мнению К. Маркса, прибыль – модифицированная, затемняющая свою сущность прибавочная стоимость, источником которой выступает эксплуатация, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. К. Маркс считал, что она является внешней формой проявления сущности буржуазного экономического строя. Соответственно в основе марксистской трактовки прибыли лежит эксплуатация.
А. Смит, Д. Рикардо классифицировали доходы, отождествляя при-быль, возникающую за счет эксплуатации трудящихся классов, с заработной платой. Так, А. Смит, с одной стороны, определял прибыль как разницу между добавленной стоимостью и заработной платой – прибавочную стоимость, а с другой – остаток после уплаты ренты, а также процента, т. е. предпринимательский доход «капиталиста». Д. Рикардо, напротив, полагал, что стоимость, созданная рабочими, выше их заработной платы, то есть прибыль – продукт неоплаченного труда [8, c. 802].
В своей работе «Риск, неопределенность и прибыль» экономист из США Ф. Найт представил концепцию риска и неопределенности как источника прибыли. Ученому прибыль представляется в виде компенсации предпринимателя за риск, «бремя» которого ему приходится нести.
Шумпетер Й.А. впервые увязал прибыль с применением инноваций в предпринимательской деятельности. Подобный поиск и внедрение новых комбинаций различных производственных ресурсов или факторов дают возможность извлекать прибыль, превышающую средний отраслевой доход. Под предпринимательской прибылью понимается излишек над всеми обязательствами.
2 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ
Сумма и уровень прибыли формируются под воздействием большого количества различных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. Возможность того или иного объёма прибыли зависит от влияния определенных факторов. Все факторы подразделяются на две группы:
1. объективные факторы (факторы внешней среды) не зависят от деятельности предприятия.
2. субъективные факторы (факторы внутренней среды) зависят от деятельности предприятия.
К внешним факторам относятся – экономическая ситуация в стране, уровень инфляции, острота конкурентной борьбы на рынке, соотношение конъюктуры рынка (бывает высокая и низкая) или соотношение спроса и предложения, налоговая и кредитная политика, тарифы на товары или услуги, цены на сырье и товары. Один из этих факторов влияет на прибыль непосредственно, а другие через товарооборот и издержки.
К внутренним факторам относятся: тип или категория предприятия, и соответственно размер наценки на товары и услуги; уровень технической оснащённости предприятия, прогрессивность техники и технологий; объём, состав и характер производственных товаров и услуг; сумма и уровень издержек производственного обращения; объём и структура активов предприятия и их отдача.
Основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучается динамика выполнения плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции зависит от трех факторов первого уровня соподчинения:
- объема реализации продукции (VРПобщ), который может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению при-были. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
- себестоимости (Сi), этот фактор обратно пропорционален прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
Эффективность системы управления прибылью предприятия во многом зависит не только от результатов ее формирования, но и от характера ее распределения. Распределение прибыли – это процесс формирования направлений ее дальнейшего использования с учетом целей и задач развития организации. Характером распределения прибыли определяются многие важные аспекты деятельности организации, так как он оказывает на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде. Высокая роль характера распределения прибыли в деятельности предприятия определяется следующими основными положениями:
1. Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель политики управления ею – повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, процентов и т.п.) и ростом этих до-ходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени.
2. Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воз-действие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения.
3. Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения при-быль является основным из этих внутренних источников.
4. Характер распределения прибыли является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прибыль предприятия является основополагающим стимулом собственника капитала к созданию новых и обеспечению поступательного раз-вития действующих предприятий. Перспективы получения прибыли и увеличения ее суммы стимулирует собственников выискивать наиболее эффективные в сложившейся хозяйственной среде предприятия формы и способы использования располагаемых ресурсов, разрабатывать новые товары и продукты, производство и реализация которых может увеличить объем реализации для предприятия, активно внедрять организационно-технические и управленческие инновации в производственно-хозяйственном процессе, которые способны обеспечить повышение эффективности производства.
Современные экономические условия характеризуются наличием целого ряда факторов, воздействующих на формирование прибыли предприятия, эффективное управление которыми позволяет оптимизировать величину полученной прибыли и обеспечивать ее рост в долгосрочной перспективе.
ОАО «Пинский мясокомбинат» – производитель высококачественной мясной продукции с многолетней историей и традициями. Основные категории выпускаемой продукции: колбасные изделия и деликатесная продукция; полуфабрикаты из свинины и говядины; мясо и субпродукты; жиры пищевые.
Прибыль от реализации предприятия за три года снизилась на 4 630 тыс. руб., в том числе на 3 691 тыс. руб. за 2019 год, до 10 017 тыс. руб. в отчетном году. Вследствие снижения полученной прибыли от реализации на фоне роста выручки от реализации рентабельность продаж ОАО «Пинский мясокомбинат» снизилась в 2018 году на 1,37 п.п., а в 2019 году еще на 2,44 п.п. и составила в отчетном году 5,95 %, что было ниже уровня 2017 года на 3,81 п.п. То есть можно отметить устойчивое ухудшение финансовых результатов деятельности предприятия по основному виду деятельности в анализируемом периоде. На фоне опережающего роста себестоимости реализован-ной продукции как в 2018 году, так и в 2019 году происходило ежегодное снижение величины полученной валовой прибыли предприятия: в 2018 году на 303 тыс. руб., и в 2019 году еще на 3 214 тыс. руб. При этом расходы на реализацию и управленческие расходы комбината возрастали с каждым годом, что оказало негативное воздействие на формирование полученной при-были от реализации: в 2018 году прибыль от реализации сократилась на 939 тыс. руб., или на 6,4 %, при росте выручки от реализации на 8,8 %.
1. Алексеев, Д. В. Выявление резервов увеличения прибыли как фактор управления финансовым состоянием предприятия // Научный альманах. – 2019. – № 2. – С. 12-15.
2. Алешкевич, О. С. Основные проблемы формирования прибыли предприятий и пути их решения // Экономика и социум. – 2017. – № 1. – С. 61-64.
3. Базовкина, Е. А. Анализ финансового результата деятельности предприятия // Вектор экономики. – 2019. – № 5. – С. 445-452.
4. Баранова, В. В. Управление прибылью организации и разработка мероприятий по ее увеличению // Вестник Международного института рынка. – 2019. – № 2. – С. 7-14.
5. Батыршина, Н. И. Прибыль предприятия как основной финансовый показатель его деятельности и пути ее увеличения // Экономика и социум. – 2019. – № 1. – С. 255-258.
6. Вагазова, Г. Р. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия // Молодой ученый. – 2015. – № 11.3. – С. 13-15.
7. Васильева, Н. А. Пути увеличения прибыли на производственном предприятии // Студенческий. – 2018. – № 3. – С. 25-29.
8. Владыко, Д.Ю. Проблема образования запасов готовой продукции на предприятиях промышленности Республики Беларусь / Д.Ю. Влады-ко // Современные тенденции развития социально-экономических систем: Материалы международной НПК. – 2018. – С. 802-806.
9. Волкова, Е.В. Актуальные тренды формирования и развития экономического потенциала перерабатывающих предприятий АПК / Е.В. Волкова // Вести Национальной академии наук Беларуси. – 2019. – № 1. – С. 51-62.
10. Гурза, А.А. Управление оборотными средствами в организациях Республики Беларусь / А.А. Гурза // Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения: Сб. статей IX Международной НПК. – 2019. – С. 29-35.
11. Денисова, А. Ю. Сущность прибыли предприятия и пути ее увеличения // Трибуна ученого. – 2019. – № 6. – С. 47-49.
12. Доладов, К. Ю. Управление прибылью предприятия и разработка мероприятий по ее увеличению // Modern Science. – 2019. – № 9. – С. 37-45.
13. Кароглиева, Э. А. Особенности формирования прибыли в коммерческих организациях // Проблемы и перспективы развития кооперации и интеграции в современной экономике: Сб. статей Международной НПК. – 2019. – С. 100-104.
14. Коваленко, М. В. Механизм управления прибылью // Экономика и социум. – 2018. – № 2. – С. 627-629.
15. Колачева, Н. В. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа // Вестник НГИЭИ. – 2015. – №1 (44). – С. 29-36.
16. Нафиков, И. А. Пути увеличения прибыли фирмы // Теоретические и практические аспекты научных исследований: Материалы Международной НПК. – 2017. – С. 384-388.
17. Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Мини-стерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных эле-ментов: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102: с изм. и доп.: текст по состоянию на 22 января 2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
18. Опарина, Т. А. Пути увеличения прибыли и повышение эффективности ее использования на предприятии // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 9. – С. 366-371.
19. Официальный сайт ОАО «Пинский мясокомбинат» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pikant.by/.
20. Официальный сайт ООО «Машины и оборудование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tma1992.com/kontakty/.
21. Панышев, А.И. Экономия затрат как важнейший способ увеличения объема прибыли предприятия // Финансовая экономика. – 2019. – № 3. – С. 648-650.
22. Рыбников, А. М. Пути увеличения прибыли производственной фирмы / // Теория и практика экономики предпринимательства: Труды XIV Международной НПК. – 2017. – С. 98-99.
23. Сардина, А.К. Увеличение прибыли предприятия за счет модернизации оборудования // Интернаука. – 2019. – № 4. – С. 25-58.
24. Смолинская, С. Д. Пути и резервы увеличения прибыли предприятия в условиях экономического кризиса // Молодой ученый. – 2018. – №. 1. – С. 987-989.
25. Толкачева, Е. Г. Методика экспресс-анализа бухгалтерской отчетности субъекта хозяйствования / Е. Г. Толкачева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.i-bteu.by/handle/22092014/2502.
26. Трубей, М. С. Пути повышения прибыли организации и их экономическое обоснование // Современные инновационные технологии и проблемы устойчивого развития общества: Материалы XI международной НПК. – 2018. – С. 127-130.
27. Хлусова, О. С. Управление прибылью предприятия в современных условиях // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты: Сб. материалов XXXII Международной НПК. – 2017. – С. 129-136.
28. Хохлачева, А. Н. Пути роста доходов и увеличения прибыли предприятия в современных условиях // Финансовая система новой эпохи: перспективы развития: Материалы международной НПК. – 2017. – С. 58-60.
29. Шебуняева, Е. А. Пути повышения финансовых результатов деятельности предприятия // Экономика, учет и финансы: современные подходы и технологии управления: Материалы II Всероссийской НПК. – 2018. – С. 328-336.
30. Щемелева, Е. В. Пути увеличения прибыли организации в условиях конкурентной среды // Экономика. Бизнес. Финансы. – 2018. – № 12. – С. 470-476.