ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОГО БИЗНЕСА
1.1 Содержание розничного банковского бизнеса. Основные виды розничных операций банка
1.2 Организация в банке расчетно-кассового обслуживания физических лиц
1.3 Организация в банке привлечения средств населения во вклады
1.4 Организация в банке кредитования физических лиц
1.5 Организация в банке страхования населения
1.6 Общая характеристика операций с банковскими платежными карточками
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО БИЗНЕСА ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»
2.1 Оценка вкладных операций банка с участием физических лиц
2.2 Оценка эффективности кредитования населения
2.3 Оценка розничных расчетно-кассовых операций
2.4 Показатели развития страхования населения
2.5 Показатели развития операций с банковскими платежными карточками
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОЗНИЧНОГО БИЗНЕСА ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Банковская система является необходимой составляющей экономики каждой страны, это важнейший проводник государственной экономической политики во все сферы экономики. И именно благодаря её взаимосвязям со всеми секторами экономики банковская система во все времена имела большое значение. В условиях перехода к рынку в банковскую систему Республики Беларусь внеслись элементы конкуренции, обеспечивается ориентация банков на универсальный характер предоставления услуг, комплексное обслуживание клиентуры, диверсификация операций.
Через банки мобилизуются капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производства, строительство жилья и др. Банки способствуют экономии общественных издержек обращения, способствуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетам, переводом денег, выпуском кредитных орудий обращения вместо наличных денег. Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства, т.к. инструментарии этой политики проводятся через банки.
Особую актуальность приобретает проблема анализа качества деятельности банка. Определение его реального состояния имеет огромное значение не только для самого банка, но и для многочисленных акционеров и вкладчиков. Они должны быть уверены в финансовом благополучии конкретного банка, развитие которого приносит им реальную выгоду. Финансовая неустойчивость может привести к неплатежеспособности и как следствие к банкротству. Поэтому необходимость изучения финансовой сферы в современных условиях, в особенности деятельности коммерческих банков, не вызывает сомнения.
Одной из важнейших задач развития банковского сектора в Республике Беларусь является расширение состава и качества банковских услуг и приближение их к уровню развитых европейских банков, а также создание действенного механизма аккумулирования денежных средств населения, предприятий и трансформации в кредиты реальному сектору экономики.
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что развитие розничного банковского рынка ведет к формированию эффективной банковской системы в целом, а также достижению значимого социально-экономического эффекта. Однако развитие розничных операций банка невозможно произвести без анализа этих операций.
Для потребителей розничных банковских услуг важнейшие результаты развития данного сегмента рынка будут заключаться в улучшении качества и расширении спектра оказываемых услуг, что приведет к повышению доверия населения к банковской системе.
Для банковской системы и государства в целом важность развития сегмента розничных услуг заключается в том, что в любых экономических условиях операции с физическими лицами обеспечивают стабильный и достаточно высокий уровень доходов для банков.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОГО БИЗНЕСА
1.1 Содержание розничного банковского бизнеса. Основные виды розничных операций банка
Розничный банковский бизнес – это самостоятельное направление банковской деятельности, связанное с предоставлением стандартизированных услуг массовому потребителю. В отличие от корпоративных рынков, где высокие потребности в банковских продуктах и достаточный доход от каждого клиента позволяют устанавливать персональные отношения, реализовывать концепцию «менеджер клиента» на розничном рынке, обеспечить персональные отношения с каждым клиентом практически невозможно. Поэтому на данном рынке важно обеспечить стандартизацию продуктов, упрощение технологии их продвижения и на этой основе - снижение затрат банка. При этом «продуктовая линейка» должна быть достаточно широкой, чтобы удовлетворять потребности различных групп потребителей.
Во всем мире розничный банковский бизнес – одно из наиболее прибыльных направлений банковской деятельности. В Республике Беларусь до недавнего времени банки меньше внимания уделяли развитию розничного бизнеса. Работа с корпоративной клиентурой обеспечивала им достаточный уровень доходности, поскольку спрос организаций на банковские услуги устойчиво возрастал. Даже пластиковые карты, формирующие базис современного розничного бизнеса, которые банки активно эмитировали в рамках зарплатных проектов, по существу, также являлись лишь одним из элементов корпоративного банкинга. Однако, снижение доходности традиционных сфер деятельности, усиление конкуренции, а также необходимость диверсифицировать свой бизнес для повышения его устойчивости подтолкнули банки к развитию комплекса услуг для частных клиентов – к банковскому ритейлу.
Начавшийся экономический подъем, рост занятости и доходов населения создали необходимые предпосылки для роста востребованности банковских услуг частными лицами и формирования устойчивого спроса на них. Комплексный подход к обслуживанию частных лиц, активное продвижение услуг, вовлечение в орбиту банковского обслуживания широких слоев населения повысили рентабельность розничного бизнеса и его привлекательность для белорусских банков.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО БИЗНЕСА ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»
2.1 Оценка вкладных операций банка с участием физических лиц
ОАО «АСБ Беларусбанк» проводит активную политику по привлечению средств населения, которая реализуется посредством следующих продуктов и услуг:
– вклады в белорусских рублях: «Дамский к@приз» (отзывный), «Дамский к@приз» (безотзывный), «Классик Безотзывный Яркий On-line», «Классик Безотзывный Яркий», «Классик Безотзывный Удобный», «Удобный Безотзывный On-line», «Урожайный Отзывный», «Урожайный Отзывный On-line», «Урожайный Безотзывный», «Урожайный Безотзывный On-line», «Классик Безотзывный Весенний», «Интернет-депозит-Безотзывный-Весенний», «Весенний (версия 2.0)» (безотзывный), «Интернет-депозит Весенний (версия 2.0)» (безотзывный), «Классик Безотзывный до года», «Классик Безотзывный на 1 год» с фиксированной процентной ставкой, «Классик Безотзывный свыше года», «Интернет-депозит-Тренд Безотзывный», «Классик Безотзывный Детский», «Успешный Безотзывный», «Попечение», текущие счета в белорусских рублях, текущий счет «Пенсионный»;
– вклады в иностранной валюте: «Стабильный Отзывный», «Стабильный Отзывный On-line», «Стабильный Безотзывный», «Стабильный Безотзывный On-line», «Классик Отзывный до года» в евро, «Классик Отзывный до года» в российских рублях, «Классик Отзывный свыше года» в евро, «Классик Отзывный свыше года» в российских рублях, «Классик Безотзывный до года» евро, «Классик Безотзывный до года» в российских рублях, «Классик Безотзывный свыше года» в евро, «Классик Безотзывный свыше года» в российских рублях, «Интернет-депозит-Тренд Отзывный» в евро, «Интернет-депозит-Тренд Отзывный» в российских рублях, «Интернет-депозит-Тренд Безотзывный» в евро, «Интернет-депозит-Тренд Безотзывный» в российских рублях, «Классик Безотзывный с фиксированной процентной ставкой», «Классик Отзывный с фиксированной процентной ставкой», «Классик Безотзывный On-line с фиксированной процентной ставкой», «Классик Отзывный On-line с фиксированной процентной ставкой», Интернет-облигации в долларах США и евро, текущие счета в иностранной валюте;
– помимо непосредственно депозитов, ОАО «АСБ Беларусбанк» предлагает своим клиентам вложить средства в обезличенные металлические счета, а также – в покупку долговых ценных бумаг.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОЗНИЧНОГО БИЗНЕСА ОАО «АСБ БЕЛАРУСБАНК»
Исследование современной практики развития банковского ритейла показывает, что основным фактором экономического роста банка в розничном секторе является постоянное изучение предпочтений и изменяющихся требований потенциальных и существующих клиентов, их потребности в создании новых и совершенствовании имеющихся продуктов и услуг. Современной тенденцией в области работы банков с розничным сектором становится разработка комплексных банковских продуктов, максимально удовлетворяющих эти потребности.
В рамках розничного бизнеса все частные клиенты на современном этапе отчетливо подразделяются на две большие группы:
– состоятельные клиенты (VIP-персоны) – для представителей этой группы создается особая система индивидуального обслуживания с большой консультационной составляющей;
– широкая рыночная клиентура – формируется диверсифицированный продуктовый ряд, способный мобильно меняться в соответствии с потребностями рынка и отдельными укрупненными сегментами.
Основными мотивами спроса на банковские услуги со стороны населения, которые определяют виды и характеристики банковских услуг, на современном этапе являются:
– поддержание личной ликвидности;
– инвестирование временно свободных денег;
– приобретение благ за счет будущих доходов;
– сиюминутная доступность услуг в формате 24/7/365.
Розничный бизнес организуется таким образом, чтобы обеспечить возможность оказания любой из существующих услуг в каждом отделении банка (или даже на расстоянии). Располагаться банковские отделения должны в непосредственной близости к потребителю, что предопределяет необходимость существенного увеличения их числа и формирования банковских сетей, нацеленных на комплексное обслуживание частных лиц. Появление банковских розничных сетей нового типа в свое время стало причиной переворота на банковском рынке, сейчас их развитие и создание новых каналов продаж определяют перспективы банковской розницы.
Развитие розничного бизнеса и каналов продвижения услуг современного банка во многом зависит от эффективности разработки и внедрения современных программных продуктов и технических средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок розничных банковских услуг представляет собой сферу отношений, возникающих между его участниками по поводу удовлетворения потребностей физических лиц в банковских услугах. Участниками розничного рынка являются банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения и физические лица (население).
В Республике Беларусь наиболее распространенными розничными услугами являются кредитование физических лиц, привлечение средств населения во вклады (депозиты), расчеты с использованием банковских пластиковых карточек, прием платежей в пользу юридических лиц.
Во второй главе был проведен анализ развития розничного бизнеса ОАО «АСБ Беларусбанк». В целях анализа были рассмотрены депозитные операции, кредитные операции, данные расчетно-кассового обслуживания, банковского страхования и операций с банковскими платежными карточками.
Депозитный портфель физических лиц характеризовался низким ростом – 160 775 тыс. руб. или 1,9 %. В конечном итоге объем розничного депозитного портфеля составил 8 701 852 тыс. руб. При этом доля вкладов физических лиц составила 53 % от совокупного депозитного портфеля банка, что на 2,2 п. п. меньше, чем в 2018 году. При этом в 2019 году наблюдалось сокращение облигаций, выпущенных для физических лиц и сберегательных сертификатов.
Объем выдаваемых физическим лицам кредитов в 2018-2019 гг. вырос с 4 127 294 тыс. руб. до 5 420 458 тыс. руб. В 2019 году доля кредитов физическим лицам в структуре активов составила 20,69 %, увеличившись в сравнении с 2018 годом на 4,95 п. п. Удельный вес кредитов физическим лицам в кредитах клиентам банка в 2019 году составил 29,27 %, что на 4,9 п. п. больше уровня 2018 года. Наибольшую часть розничного кредитного портфеля занимают непросроченные кредиты.
Анализ развития расчетно-кассового обслуживания физических лиц показал увеличения открытия расчетных счетов, а также прирост количества и суммы переводов. Объем кассовых операций также имел тенденцию к росту.
Сотрудничество банка со страховыми организациями выражается в планомерном росте количества заключенных договором и сумм по ним. ОАО «АСБ Беларусбанк» осуществляет такие виды страхования, как обязательное, страхование имущества, страхование здоровья и жизни.
Анализ операций с банковскими платежными карточками показал сокращение эмиссии карточек системы «Белкарт» и рост карточек платежных систем Visa и MasterCard. В 2019 году был отмечен прирост оборотов по карточкам как в национальной, так и в иностранных валютах.
1. Аникеев, М. Депозитные операции банков / М. Аникеев // Вестн. Ассоц. бел. банков. – 2018. – №19. – C. 21-23.
2. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-3 (в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 133-З ) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
3. Банковское дело: учеб. пособие / А.М. Таваснев, В.А. Москвин. – Минск: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 287с.
4. Довнар, Ю.П. Правовое стимулирование организованных сбережений на современном этапе / Ю.П. Довнар // Юстиции Беларуси. – 2017. – №4. – С. 36-38.
5. Зайцева, И. Г. Розничный банковский бизнес в условиях цифровой экономики / И. Г. Зайцева // Развитие финансовых отношений в период становления цифровой экономики. – 2018. – С. 36-43.
6. Зернова, Л. Е. Анализ способов продвижения розничных банковских услуг / Л. Е. Зернова // Экономические исследования и разработки. – 2020. – №. 4. – С. 71-78.
7. Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата: утв. Правлением Национального банка Республики Беларусь 30.12.03: в ред. постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2018 № 149 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
8. Инструкция о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками, утв. Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь №34 от 18.01.2013 (с изменениями на 18.05.2020 № 155) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
9. Кодашева, Г. С. Розничные банковские продукты в цифровой экономике / Г. С. Кодашева // Финансовые инновации в цифровой экономике. – 2018. – С. 126-142.
10. Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко. – Минск: БГЭУ, 2013. – 444с.
11. Маркова, О. М. Клиенториентированный подход предоставления розничных услуг в коммерческом банке / О. М. Маркова // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики:. – 2018. – №. 15. – С. 31-37.
12. Методика анализа и оценки депозитных (вкладных) операций банка / Е. Г, Толкачева, О.Н. Шестак // Бухгалтерский учет и анализ. – 2017. – №12. – С. 31 – 35.
13. Муршель, Ю. Э. Розничная стратегия коммерческого банка: понятие, классификация и роль в современном банковском обслуживании / Ю. Э. Муршель // Цифровая экономика и финансы. – 2020. – С. 273-277.
14. О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц: Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. №369-3; в ред. Закона от 10 января 2015 г. № 240-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15. О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты): Декрет Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008 г. № 22; с изм. и доп. на 01.07.2017 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
16. Об утверждении Инструкции по выпуску, обращению и погашению депозитных и сберегательных сертификатов: Постановление Правления Национального Банка Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 219; в ред. Постановления №1 от 28.10.2018 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
17. Официальный сайт ОАО «АСБ «Беларусбанк» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// belarusbank.by.
18. Покачалова, А. С. Финансово-правовые аспекты работы банков при продаже страховых продуктов / А. С. Покачалова // Банковское право. – 2018. – №. 6. – С. 38-43.
19. Ремизова, Е. А., Кабешева, А. М. Особенности банкострахования как формы интеграции банковского и страхового бизнеса / Е. А. Ремизова, А. М. Кабешева // Менеджмент в социальных и экономических системах. – 2018. – С. 282-285.
20. Рынок розничных банковских услуг: современные аспекты и дальнейшее развитие / Т. Поголешко // Банковский вестник. – 2018. №1. – с. 5-13.
21. Толкачева, Е.Г. Методика анализа и оценки депозитных (вкладных) операций банка / Е. Г, Толкачева, О.Н. Шестак // Бухгалтерский учет и анализ. – 2017. – №12. – С. 31 – 35.