Введение
1 Теоретические аспекты организации управления и анализа информационных потоков на предприятии
1.1 Понятие и классификация информационных потоков в логистике предприятия
1.2 Организация анализа и контроля за информационными потоками в логистической цепи предприятия
2 Анализ контроля за информационными потоками в ОАО «АСБ Беларусбанк»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Информационные потоки в ОАО «АСБ Беларусбанк»
3 Направления совершенствования функционирования информационного потока в ОАО «АСБ Беларусбанк»
3.1 Мероприятия по совершенствованию информационного потока
3.2 Оценка экономической эффективности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Значительное расширение масштабов хозяйственной деятельности на современном этапе, а также возросшая потребность в усилении всех видов взаимосвязей в процессах управления материальными и денежными потоками обусловили основные требования к новым формам и методам, связанным с повышением эффективности управления производством.
Логистику по праву можно считать существенным фактором реализации мероприятий, направленных на увеличение экономической эффективности производства и сбыта. Значительный прогресс в деле рационализации этих сфер деятельности может быть достигнут путем максимальной координации материальных и информационных потоков при их объединении, что и является одной из основных задач логистики. Для ее решения необходимы широкое применение электронной обработки данных, стандартизация материально-технических связей, организация работы на основе научного функционального анализа и структуризации, а также применение новых технологий, ведущих к автоматизации операций.
Изучение информационной логистики является очень актуальным в настоящее время, так как в связи с бурным развитием информационных технологий стало возможным использование новых способов обработки и передачи информации в логистических системах. Информационные системы занимают в этих технологиях центральное положение. Предприятие является открытой системой, которая материальным и информационным потоками связана с поставщиками, потребителями, экспедиторами и транспортными организациями. При этом возникают трудности преодоления мест стыка между информационными системами предприятия и других организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.
Информационное обеспечение логистического управления является одной из наиболее важных и актуальных проблем. Информация становится логистическим производственным фактором. Благодаря ей может сократиться складирование (лучшее управление запасами, согласованность действий поставщика и потребителя). Благодаря информации удается так же ускорить транспортировку (согласованность всех звеньев транспортной цепочки).
Совершенствование методов управления является одной из основных задач, от решения которой зависит степень прогресса предприятия. С каждым годом неизбежно растет и усложняется интенсивность обмена информацией на предприятии, в связи с чем большую актуальность приобретает проблема создания методов описания, анализа и исследования потоков информации. Для ее решения рассматриваются: анализ организации; совершенствование схемы документооборота; разработка автоматизированных систем информационного обеспечения.
1 Теоретические аспекты организации управления и анализа информационных потоков на предприятии
1.1 Понятие и классификация информационных потоков в логистике предприятия
В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах.
Понятие информационной логистики является относительно новым в теории логистического менеджмента. Представляется очевидным, что понятие «информационная логистика» является производным от понятий «логистика» и «информация». Информационная логистика – область логистики организации, изучающая и решающая проблемы организации и интеграции информационных потоков для принятия управленческих решений в логистических системах [14, c. 279].
Логистическая информационная система является производной логистической системы. Информационная инфраструктура создается для рационального обслуживания информационных потоков или потоков сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и других формах, генерируемых исходными потоками ресурсов в логистической системе. Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами логистической системы, логистической системы и внешней средой, образуют основу логистической информационной системы [20, c. 563].
Логистическая информационная система – это гибкая, интерактивная структура, состоящая из персонала, производственных объектов, средств вычислительной техники, различных справочников, программ, различных интерфейсов и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой в управлении организацией для планирования, контроля, анализа и регулирования функционирования логистической системы [19, c. 435].
В отличие от понятий «система» и «логистическая система» информационная логистическая система включает не только организацию процесса, но и его эксплуатацию. Схематично это может быть представлено следующим образом (рисунок 1.1).
В последнее время для разработки информационную систему принято представлять в виде иерархической совокупности бизнес-процессов. Информационная система разбивается на крупные бизнес-процессы, которые в свою очередь делятся на более мелкие. Обычно разработчики сопоставляют бизнес-процессы информационной системы с подсистемами проектируемой системы автоматизации.
2 Анализ контроля за информационными потоками в ОАО «АСБ Беларусбанк»
2.1 Краткая характеристика организации
ОАО «АСБ Беларусбанк» - крупнейшее универсальное финансово-кредитное учреждение страны. Данное учреждение страны предлагает своим клиентам более 100 видов банковских услуг и продуктов. В том числе:
- услуги по расчетно-кассовому обслуживанию, кредитованию, депозитным операциям
- услуги по лизингу
- услуги по факторингу
- услуги по инкассации
- услуги по международным и межбанковским расчетам
- услуги по валютно-обменным и конверсионным операциям
- услуги по операциям с банковскими картами
- консалтинговые услуги
- депозитарные услуги.
Банк сохраняет за собой лидирующие позиции на рынке международных операций и обслуживает значительную часть внешнеторгового оборота Республики Беларусь.
Открытое акционерное общество «Сберегательный банк «Беларусбанк» образовано в результате слияния Сберегательного банка Республики Беларусь и акционерного коммерческого банка «Беларусбанк», на основании Указа Президента Республики Беларусь от 30.08.1995 г. № 340 «Об усилении гарантий государства по сохранности и эффективному использованию денежных вкладов населения и мерах по дальнейшему совершенствованию банковской системы Республики Беларусь» и Решения акционеров акционерного коммерческого банка «Беларусбанк» от 30.08.1995 г. (протокол № 2) [7].
Банк входит в единую банковскую систему Республики Беларусь, являясь коммерческой организацией, привлекающей и размещающей денежные средства, а также осуществляющий другие виды банковских операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Основными целями банка являются развитие финансового сектора в Республике Беларусь, а так же стимулирование инвестиций в экономику страны. Так же банк выделяет следующие направления как свои основные цели:
- расчетное и кассовое обслуживание, кредитование физических и юридических лиц;
- привлечение свободных денежных средств во вклады и на счета.
3 Направления совершенствования функционирования информационного потока в ОАО «АСБ Беларусбанк»
3.1 Мероприятия по совершенствованию информационного потока
Для поддержания своего лидерства по выпуску и обслуживанию пластиковых карт необходим внедрять клиентоориентированный подход.
Для повышения клиентоориентированности необходимы:
- приверженность руководства (это главное условие);
- финансирование (исследования, мотивация, обучение, контроль);
- обучение сотрудников, изменение бизнес-процессов;
- участие всех сотрудников – фронт- и бэк-офиса.
На наш взгляд, необходимо предоставить возможность сотрудникам повышать квалификацию, посещать различные семинары, курсы и тренинги каждый год. Необходимо развивать обучение персонала методам эффективных продаж с ориентацией на продажи карточных продуктов и грамотное обслуживание пластиковых карт, а также рекламу и продвижение карточных банковских продуктов, в том числе кросс-продажи каждому клиенту, обратившемуся в ОАО «АСБ Беларусбанк».
Целесообразно использовать все способы обучения, по максимуму использовать все бесплатные источники, а также дистанционное обучение. В случае тренингов, более серьезно подходить к выбору тематики и тренера.
Для того, чтобы компенсировать свои затраты при подготовке сотрудника, необходимо использовать возможности современного трудового законодательства. Перед оплатой обучения сотрудника, нужно заключить дополнительное соглашение, если оно не прописано в трудовом договоре. В нем нужно прописать условие об обязательной отработке испытательного срока по окончанию его обучения.
Система обучения, позволит ОАО «АСБ Беларусбанк» существенно повысить компетентность сотрудников банка в решении проблем, стоящих на пути развития системы безналичных расчетов с использованием платежных карт. Влияние обучения персонала можно оценить, проведя анкетирование клиентов ОАО «АСБ Беларусбанк».
Анкетирование проводилось по телефону, сотрудник банка просил оценить параметры, отраженные в таблице 3.1 по 5-бальной шкале. Было опрошено 70 клиентов.
Подсчет произведен в процентном отношении от общего числа клиентов, заполнивших анкету. Мнение респондентов расходятся, тем не менее, общую тенденцию можно проследить.
Наибольшая неудовлетворенность прослеживается по критерию качество услуг, оптимальность решения проблемы, доступность и соотношения цены и качества, а также вежливость и поведение сотрудников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО «АСБ Беларусбанк» - крупнейшее универсальное финансово-кредитное учреждение страны. Данное учреждение страны предлагает своим клиентам более 100 видов банковских услуг и продуктов.
Банк сохраняет за собой лидирующие позиции на рынке международных операций и обслуживает значительную часть внешнеторгового оборота Республики Беларусь.
В 2018 году чистые процентные доходы увеличились на 1,52%, после чего снизились в 2019 г. на 3,78%. Чистые комиссионные доходы возрастали на протяжении всего анализируемого периода – на 32,93% в 2018 г., на 24,31% в 2019 г.
Чистый доход по операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями снизился в 2018 г. на 19,51%, а в 2019 г. увеличился на 34,01%.
Чистый доход по операциям с иностранной валютой увеличился в 2019 г. на 19,97% и снизился в 2019 г. на 26,14%. В 2017-2018 гг. был получен чистый убыток по операциям с производными иностранными инструментами, причем в 2018 г. значение убытка увеличилось. В 2019 г. ситуация улучшилась и был получен чистый доход в размере 232 тыс. руб.
Прочие доходы увеличились в 2018 г. более, чем в 2 раза, после чего снизились в 2019 г. на 50,94%.
Операционные и прочие расходы в анализируемом периоде постоянно увеличивались.
Прибыль в анализируемом периоде также увеличивалась и составила 373025 тыс. руб. в 2019 г.
Можно сказать, что объекты инфраструктуры, а именно банкоматы и инфокиоски ОАО «АСБ Беларусбанк» востребованы у населения. Во - первых, минимальная комиссия в или её полное отсутствие при проведении платежей и снятии наличных в инфокиосках и банкоматах. Во - вторых, удобное и просто использование программно-технической инфраструктуры, что даёт клиентам банка возможность самостоятельно совершать многие платежи. В-третьих, банкоматы и инфокиоски ОАО «АСБ Беларусбанк» широко распространены на территории Республики Беларусь, а это говорит об их доступности в любом уголке страны.
Задача поддержания актуальности банковских платёжных карточек и их востребованности ставится на приоритетные позиции. Здесь недостаточно действовать в каком-то одном направлении, например, в увеличении количества выпускаемых карточек, поэтому ОАО «АСБ Беларусбанк» решает эту задачу комплексно: развивается инфраструктура приёма карточек, предлагаются новые банковские продукты и услуги, проводятся мероприятия по стимулированию клиентов к активному проведению безналичных платежей и повышению уровня финансовой грамотности населения.
1. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика: учебник / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. – М.: Проспект, 2017. – 426 с.
2. Гарнов, А. П. Финансовые, материальные и информационные потоки: точка взаимодействия в логистике / А. П. Гарнов // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2017. – № 2. – С. 48-51.
3. Григорьев, М.Н. Логистика: продвинутый курс: учебник для магистров / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров – М.: Юрайт, 2015. – 734 с.
4. Дроздов, П.А. Управление запасами в цепях поставок: учеб.-методич. пособие. – Минск: ИБМТ БГУ, 2014. – 103 с.
5. Дыбская, В. В. Передовые практики в логистике и управлении цепями поставок в контексте мировых исследований / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2015. – № 6. – С. 7-20.
6. Исмаилова, К. А. Информационный поток в логистике / К. А. Исмаилова // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки: Сб. статей. – 2016. – С. 254-257.
7. Каневский, Д. Автоматизация управления запасами: мифы и реальность / Д. Каневский // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
8. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2015. – 605 с.
9. Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 268 с.
10. Логистика и управление цепями поставок: практическое пособие / Д. В. Курочкин. – Минск: Альфа-книга, 2016. – 783 с.
11. Логистика и управление цепями поставок: учебник / В. В. Щербаков [и др.]. – М.: Юрайт, 2015. – 581 с.
12. Логистика снабжения: учебник / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич. – М.: Юрайт, 2014. – 522 с.
13. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес–процессов в целях поставок / В. В. Дыбская [и др.]. – М.: Эксмо, 2014. – 939 с.
14. Логистика: интегрированная цепь поставок / Доналд Дж. Бауэрсокс, Дэйвид Дж. Клосс. – М.: Олимп-Бизнес, 2017. – 635 с.
15. Логистика: учеб. пособие / В. И. Маргунова [и др.]. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 507 с.
16. Маркарян, Ю. К. Исследование видов, особенностей и характеристик информационных потоков в логистике / Ю. К. Маркарян // Научные исследования: от теории к практике. – 2016. – № 4. – С. 167-171.
17. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. – М.: Юрайт, 2014. – 288 с.
18. Моисеева, Н.К. Экономические основы логистики: учебное пособие / Н. К. Моисеева. – М.: Инфра-М, 2017. – 527 с.
19. Никитин, В. П. Логистическая информационная система. Управление информационным потоком в логистике. / В. П. Никитин // Теория и практика современной науки. – 2017. – № 2. – С. 435-440.
20. Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. – М.: Дашков и Кº, 2012. – 978 с.
21. Перекрестов, М. В. К вопросу использования информационных потоков в логистике / М. В. Перекрестов // European Social Science Journal. – 2016. – № 12. – С. 75-80.
22. Сербин, В. Д. Основы логистики: учеб. пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2014. – 253 с.
23. Стрельникова, Е. Р. Информационный поток в логистике / Е. Р. Стрельникова, А. В. Сучкова // Инновационное развитие транспорта: Материалы Всероссийской НК. – 2016. – С. 207-210.
24. Сурмач, С. Простые решения в логистике / С. Сурмач // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
25. Эффективность логистического управления: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Л.Б. Миротина. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 314 с.