ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы управления информационными сетями товаропотоков
1.1 Понятие информационной логистики и информационных сетей товаропотоков
1.2 Информационные сети товаропотоков: структура и характеристики
1.3 Современное развитие информационных технологий в логистике
2 Анализ системы управления информационными сетями товаропотоков в ОАО «Мегатоп»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ состояния информационного обеспечения логистической системы предприятия
2.3 Оценка эффективности управления информационными сетями товаропотоков на предприятии
3 Направления совершенствования системы управления информационными сетями товаропотоков в ОАО «Мегатоп»
3.1 Внедрение системы штрихового кодирования на предприятии
3.2 Экономическая эффективность внедрения штрихового кодирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.
Склад сам является элементом системы более высокого уровня – логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.
Специфической особенностью складского хозяйства является наличие в нем больших резервов совершенствования, которые при полной реализации будут оказывать эффект на другие направления деятельности организации. Значительный прогресс в деле рационализации отдельных логистических систем и сфер деятельности может быть достигнут путем максимальной координации материальных и информационных потоков при их объединении, что и является одной из основных задач логистики. Для ее решения необходимы широкое применение электронной обработки данных, стандартизация материально-технических связей, организация работы на основе научного функционального анализа и структуризации, а также применение новых технологий, ведущих к автоматизации операций.
Изучение информационной логистики является очень актуальным в настоящее время, так как в связи с бурным развитием информационных технологий стало возможным использование новых способов обработки и передачи информации в логистических системах. Информационные системы занимают в этих технологиях центральное положение. Предприятие является открытой системой, которая материальным и информационным потоками связана с поставщиками, потребителями, экспедиторами и транспортными организациями. При этом возникают трудности преодоления мест стыка между информационными системами предприятия и других организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.
Информационное обеспечение логистического управления является одной из наиболее важных и актуальных проблем. Информация становится логистическим производственным фактором.
1 Теоретические основы управления информационными сетями товаропотоков
1.1 Понятие информационной логистики и информационных сетей товаропотоков
В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах.
Понятие информационной логистики является относительно новым в теории логистического менеджмента. Представляется очевидным, что понятие «информационная логистика» является производным от понятий «логистика» и «информация». Информационная логистика – область логистики организации, изучающая и решающая проблемы организации и интеграции информационных потоков для принятия управленческих решений в логистических системах [14, c. 279].
Логистическая информационная система является производной логистической системы. Информационная инфраструктура создается для рационального обслуживания информационных потоков или потоков сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и других формах, генерируемых исходными потоками ресурсов в логистической системе. Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами логистической системы, логистической системы и внешней средой, образуют основу логистической информационной системы [20, c. 563].
Логистическая информационная система – это гибкая, интерактивная структура, состоящая из персонала, производственных объектов, средств вычислительной техники, различных справочников, программ, различных интерфейсов и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой в управлении организацией для планирования, контроля, анализа и регулирования функционирования логистической системы [19, c. 435].
В отличие от понятий «система» и «логистическая система» информационная логистическая система включает не только организацию процесса, но и его эксплуатацию. Схематично это может быть представлено следующим образом (рисунок 1.1).
В последнее время для разработки информационную систему принято представлять в виде иерархической совокупности бизнес-процессов. Информационная система разбивается на крупные бизнес-процессы, которые в свою очередь делятся на более мелкие. Обычно разработчики сопоставляют бизнес-процессы информационной системы с подсистемами проектируемой системы автоматизации.
2 Анализ системы управления информационными сетями товаропотоков в ОАО «Мегатоп»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «МЕГАТОП» (ООО «Мегатоп») осуществляет деятельность с октября 1993 г. Новая редакция Устава зарегистрирована Минским городским исполнительным комитетом решением от 21.06.2007 года № 1376 в ЕГР за № 100158574 (устав утвержден протоколом Общего собрания Участников ООО «Мегатоп» № 8 от 30 мая 2007 года). Настоящий Устав является новой редакцией Устава Общества с ограниченной ответственностью «Мегатоп», зарегистрированного решением Минского городского исполнительного комитета № 695 от 20 июня 2000 года в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100158574.
Согласно Устава предприятие является юридическим лицом, которое имеет обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Предприятие имеет самостоятельный баланс, счета в учреждениях банка, гербовую печать, штампы, фирменные бланки.
Устав ООО «Мегатоп» содержит все необходимые разделы, которые должны входить в состав данного документа:
1. Общее положение.
2. Местонахождение, фирменное наименование и другие способы индивидуализации предприятия.
3. Юридический статус предприятия.
4. Ответственность учредителя по обязательствам предприятия.
5. Цели и предмет деятельности предприятия.
6. Уставный фонд предприятия.
7. Имущество предприятия.
8. Учредитель предприятия.
9. Исполнительный орган предприятия.
10. Полномочия трудового коллектива предприятия.
11. Хозяйственная и социальная деятельность предприятия.
12. Распределение прибыли.
13. Реорганизация предприятия.
14. Ликвидация предприятия.
В 2016 году основными видами деятельности Общества являлись: оптовая и розничная торговля, комиссионная торговля.
3 Направления совершенствования системы управления информационными сетями товаропотоков в ОАО «Мегатоп»
3.1 Внедрение системы штрихового кодирования на предприятии
В настоящее время для перевозки сырья и материалов с помощью тележки по производственным цехам используется «кольцевая» схема перевозки, когда в тележку загружается все необходимое для различных цехов сырье, а затем поочередно развозится во все цеха. Данная схема перевозки является в настоящий момент оптимальной.
Существенным недостатком является то, что для перевозки используется устаревшая тележка, которая нуждается в замене.
Основанием для отпуска сырья и материалов в цеха является накладная на внутреннее перемещение, однако данный документ не содержит срочности и очередности поступления материалов. Зачастую возникает необходимость более оперативного поступления сырья и материалов в определенный цех, который находится в большем отдалении от центрального склада – в такой ситуации несвоевременное информирование или его отсутствие может привести к простою. В связи с этим рекомендуется на заявке делать примечание по поводу срочности (степени необходимости) поступления сырья и материалов в цех. Еще одним путем упорядочивания поступления сырья и материалов в соответствии с потребностью может являться график развозки, который в настоящее время отсутствует.
Направлением совершенствования является внедрение системы штрихового кодирования, которая в настоящее время отсутствует в ООО «Мегатоп». Это связано с тем, что в современных условиях к информационным системам логистики склада предъявляются новые требования: идентификация товаров по внутреннему коду, штрих-коду, артикулу поставщика, матч-коду; поддержка серийных номеров, поддержка кодировки и наименований товаров поставщиков, поддержка торгового оборудования (принтеры, сканеры штрих-кода, терминалы сбора данных); мониторинг товарных потоков и оплаты, автоматическое формирование закупок под заказы клиентов, инвентаризация с помощью терминала сбора данных с автоматическим разнесением излишков и недостач и многое другое.
Внедрение штрихового кодирования на складе упрощает и ускоряет процесс идентификации продукции. Данная технология позволяет существенно ускорить процесс приемки продукции (в случае если на поступающих грузовых единицах уже имеется штрих-код), значительно снизить риск «человеческих ошибок» в процессе выполнения технологических операций и при проведении инвентаризации, а также упростить поиск нужного товара на стеллаже. Внедрение штрихового кодирования также обоснованно тем, что все чаще крупные клиенты производственных предприятий ставят обязательным условием при закупках продукции наличие штрих-кода [5, с. 79].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ООО «Мегатоп» представлено сетью магазинов обуви в 24 крупных городах Беларуси. По всей стране работают 69 фирменных магазинов из них 11 дисконт-центров, а также имеются 23 магазина в России, в таких городах как Москва, Ярославль, Смоленск, Вологда, Белгород, Курск, Нижний Новгород, Самара, Рязань, Орел, Мытищи, Старый Оскол, Брянск Тольятти, Липецк. Является оптовым продавцом для известных интернет-магазинов Ламода, Вайлдберриз, Озон. Компания продолжает активно развиваться и стремится удовлетворять все основные потребности покупателей в современной и доступной обуви. В магазинах представлен широкий ассортимент мужской, женской и детской обуви.
За 2018 год выручка от реализации увеличилась на 99441 тыс. р. или на 71,0 %, то за 2019 год показатель увеличился на 136881 тыс. р. или на 57,2 %. Рост выручки от реализации товаров обусловлен увеличением объемов продаж в натуральном выражении в связи с ростом платежеспособного спроса населения.
В ближайшие годы ООО «Мегатоп» планирует нарастить объемы продаж за счет расширения ассортимента и увеличения рынков сбыта.
Себестоимость товаров ООО «Мегатоп» в 2017 году составила 114832 тыс. р., а в 2018 году – 191904 тыс. р., то есть, наблюдается увеличение себестоимости на 77072 тыс. р. или 67,1 %. За 2019 год себестоимость увеличилась на 109411 тыс. р. или на 57,0 % и составила 301315 тыс. р. Рост себестоимости обусловлен ростом закупаемых товаров. Положительным моментом является превышение темпов роста выручки от реализации над темпами роста себестоимости.
Валовая прибыль за 2018 год увеличилась на 22369 тыс. р. или 88,7 %, а за 2019 год значение валовой прибыли увеличилось на 27470 тыс. р. или на 57,7 % за счет снижения доли себестоимости в выручке от реализации.
За 2019 год ООО «Мегатоп» получило прибыль от реализации продукции в размере 8157 тыс. р. Важнейшим условием роста прибыли от реализации является увеличение объема продаж. В отчетном году прибыль от реализации продукции увеличилась на 4824 тыс. р. или на 144,7 %.
На снижение эффективности торговой деятельности указывает отрицательная динамика рентабельности продаж, которая за 2018 год сократилась на 1,0 п.п., а за 2019 год – увеличилась на 0,8 п.п.
На протяжении 2017-2019 гг. организация имела прочие доходы и прочие расходы по текущей деятельности. За 2019 год прочие расходы по текущей деятельности превысили прочие доходы по текущей деятельности.
За 2019 год получена чистая прибыль в сумме 4190 тыс. р., что больше, чем в 2018 году на 3426 тыс. р. Рост чистой прибыли обусловлен ростом прибыли от текущей деятельности. Следовательно, чистая прибыль ООО «Мегатоп» сформирована в основном за счет основной деятельности.
1. Ардатова, М.М. Логистика в вопросах и ответах: учеб. пособие / М. М. Ардатова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. – 272 с.
2. Баско, И.М. Логистика: учеб. пособие / И. М. Баско[и др.]. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2018. – 431 с.
3. Волгин, В.В. Склад: организация, управление, логистика. – 8-е изд., перераб.и доп. / В.В. Волгин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018. – 732 с.
4. Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика: Учебно-практическое пособие / А.М. Гаджинский. – М.: ТК Велби, 2015. – 176 с.
5. Гордон, М.П., Логистика товародвижения: учебник / М.П. Гордон, С.Б. Карнаухов. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2015. – 376 с.
6. Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – Москва: Юрайт, 2015. – 739 с.
7. Дитрих, М. Складская логистика. Новые пути системного планирования / М. Дитрих / Пер с англ. Г.П. Манжосова. – М.: Новые технологии, 2018. – 280 с.
8. Дыбская, В. В. Логистика складирования: учебник / В.В. Дыбская. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 559 с.
9. Еловой, И.А. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. – Минск: Право и экономика, 2016. – 467 с.
10. Ивуть, Р.Б. Складская логистика: учеб.-метод. пособие / Р.Б. Ивуть, Т.Р. Кисель. – Минск: БНТУ, 2017. – 377 с.
11. Канке, А.А. Логистика: учебник / Канке А.А., Кошевая И.П. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Форум, 2019. – 384 с.
12. Курочкин, Д.В. Логистика: транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная: курс лекций / Д.В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2018. – 268 с.
13. Логистика: учеб. пособие / И. М. Баско, В. А. Бороденя, О. И. Карпеко [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, профессора И. И. Полещук. – Минск: БГЭУ, 2017. – 431 с.
14. Маликов, О.Б. Склады и грузовые терминалы: Справочник / О.Б. Маликов. – СПб: Бизнес-пресса, 2018. – 560 с.
15. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. – М.: Юрайт, 2017. – 288 с.
16. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Моисеева; ред. В. И. Сергеев. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 528 с.
17. Неруш, Ю.М. Логистика: учебник / Неруш Ю.М. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2019. – 520 с.
18. Николайчук, В.Е. Транспортно-складская логистика: Учебное пособие / В.Е. Николайчук. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. – 452 с.
19. Основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Коряев, О. Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2016. – 178 с.
20. Основы складской логистики: учеб. пособие / Багинова В. В., Николашин В. М. – М., МИИТ, 2018. – 86 с.
21. Полещук, И.И. Логистика: учебное пособие для вузов / И.И. Полещук. – Минск: БГЭУ, 2015. – 431 с.
22. Склад. Логистика, управление, анализ / В. В. Волгин [и др.]; под ред. В. В. Волгина. – М.: Дашков и К, 2015. – 724 с.
23. Скузоватова, Н. В. Анализ методов оптимизации складских процессов в эффективном управлении предприятия / Н. В. Скузоватова // Логистика. – 2017. – № 2. – С. 23-31.
24. Смирнова, Е.А. Управление цепями поставок: Учебное пособие / Е.А, Смирнова.– СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2016.– 120 с.
25. Степанов, В.И. Логистика: учебник / В.И. Степанов. – М.: Проспект, 2018. – 488 с.
26. Сурмач, С. Простые решения в логистике / С. Сурмач // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
27. Эффективность логистического управления: учебник / Под общ. ред. Л.Б. Миротина. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 374 с.