ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕКИ ОСНОВЫ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность, формы и методы сбыта продукции организации
1.2 Организация сбыта продукции в организации
1.3 Стимулирование сбыта в организации
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «МАЗ»
2.2 Анализ организации сбытовой деятельности в ОАО «МАЗ»
2.3 Анализ слабых и сильных сторон сбытовой деятельности ОАО «МАЗ»
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЕ РАСШИРЕНИЯ РЫНКОВ СБЫТА ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Мероприятия по расширению рынков сбыта ОАО «МАЗ»
3.2 Реклама, как способ стимулирования сбыта ОАО «МАЗ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы формирования стратегических направлений развития и повышения качества экономического роста занимают одно из центральных мест в дискуссиях ученых самого широкого круга. Их значимость обусловлена тем, что только растущий объем реального производства позволяет разрешить проблему, с которой сталкивается любая хозяйственная система – ограниченность ресурсов при безграничности человеческих потребностей.
Для Республики Беларусь эта проблема является особенно острой, так как речь идет об обеспечении устойчивого экономического развития в условиях высокой мировой конкуренции и создании конкурентных преимуществ отечественного производства.
В современных условиях экономический рост государства невозможен без эффективного функционирования организаций. В настоящее время экономика Республики Беларусь предполагает, что организации вынуждены постоянно эволюционировать, чтобы работать эффективно. Насыщение абсолютно всех рынков товарами в такой мере, что компаниям приходится буквально бороться за покупателей, приводит к пониманию исключительной роли сбыта в деятельности организаций. Выбранная тема дипломной работы является весьма актуальной, так как сбыт продукции оказывает влияние на финансовое состояние организации, в связи с чем рациональную организацию коммерческой деятельности, организацию сбытовой деятельности как составляющую часть коммерческой деятельности следует рассматривать как средство достижения поставленных целей по увеличению доходов и прибыли.
Эффективное функционирование организации предполагает выстраивание системы сбыта, которая соответствует постоянно меняющимся условиям и учитывает специфику современного рынка.
Многообразие связей и отношений между участниками рынка можно рассматривать как единую цепочку различных каналов распределения, то есть тех реальных путей, по которым поток товаров и услуг идет в направлении от производителей к потребителям.
Функциональная область сбыта наиболее существенна для организации.
Основные направления взаимодействия организации с рынком связаны со сбытом. В процессе достижения эффективности сбыта могут проявляться все проблемы, возникшие в стратегиях управления, организационной структуре организации.
Недостатки в организации сбытовой деятельности в организации в целом сдерживают формирование и развитие рыночного механизма, тормозят создание целостной, гибкой системы управления экономикой.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕКИ ОСНОВЫ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность, формы и методы сбыта продукции организации
Сбыт на предприятии представляет собой одну из важнейших составляющих его хозяйственной деятельности. Он способствует обеспечению предприятия денежными потоками, необходимыми для его деятельности. От сбыта находится в зависимости успех предприятия на рынке.
Сбыт – товарно-денежный обмен, когда товары от поставщика переходят в собственность предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса [5, с. 24].
Сбыт направлен на реализацию конкретных видов продукции независимо от того, когда она осуществляется: до начала производства продукции (на основе заказа) или после завершения производства (поиск покупателей уже произведенного товара, когда производитель работает на неизвестный рынок) [1, с. 88].
Таким образом, сбыт – это реализация товаров предприятия с целью получения прибыли.
Сбыт является средством достижения поставленных целей предприятия и завершающим этапом выявления вкусов и предпочтений покупателей.
Выделяют следующие задачи сбыта:
– доставка товаров покупателю в количестве, в определенное место и время, которые были определены покупателем;
– способствование привлечения внимания покупателей к продукции и стимулирование реализации продукции [8, с. 66].
Важность сбыта продукции для предприятия определяется следующими показателями:
– сбыт продукции влияет на себестоимость продукции, т.к. в нее включаются затраты на работы отдела сбыта предприятия, транспортные издержки, издержки на хранение и создание сбытовых запасов;
– сбыт влияет на показатель прибыли предприятия, т.к. прибыльность зависит от себестоимости и цен на продукцию;
– сбыт влияет на показатель рентабельности, т.к. зависит от ассортимента продукции, затрат на сбыт и получаемую прибыль);
– сбыт влияет на качество продукции, которое зависит от организации приемки продукции и ее хранения на складах;
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «МАЗ»
Минский автомобильный завод (МАЗ) является государственным предприятием и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
Завод является самостоятельным хозяйственным субъектом с правом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия.
Юридический адрес: Республика Беларусь, 220831 г. Минск, ул. Социалистическая, 2.
Минский автомобильный завод создан с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение максимальной прибыли, удовлетворения материальных и социальных потребностей коллектива предприятия и интересов Республики Беларусь, насыщения рынка автомобильной продукцией.
Предметом деятельности предприятия является:
- производство и реализация автомобильной и автоприцепной техники, прицепов к легковым автомобилям, комплектующих изделий, деталей, запасных частей, технологического оборудования, непродовольственных товаров народного потребления, продукции сельскохозяйственного производства, а также другой продукции, выполнение гарантийного и сервисного обслуживания произведенной продукции;
- оказание автосервисных, авторемонтных, автотранспортных, бытовых услуг юридическим и физическим лицам;
- оказание услуг в технической подготовке кадров;
- осуществление коммерческо-посреднической, маркетинговой, торговой, внешнеэкономической деятельности, а также любых других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь и отвечающих целям, предусмотренным уставом предприятия.
Минский автомобильный завод самостоятельно определяет структуру управления, устанавливает штатное расписание, разрабатывает и реализует научно-техническую, экономическую, инвестиционную и социальную политику, координирует действия в сфере рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЕ РАСШИРЕНИЯ РЫНКОВ СБЫТА ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Мероприятия по расширению рынков сбыта ОАО «МАЗ»
Вопросы расширения рынков сбыта или выхода на новые находятся в компетенции руководства компании, которые принимают окончательные решения, основываясь на отчетные данные службы маркетинга. В зону ответственности специалиста по маркетингу входит разработка стратегии и тактики расширения рынка сбыта, что предполагает огромный объем аналитической деятельности: от анализа емкости рынка до локальных потребительских предпочтений.
Предложение по расширению рынка сбыта в обязательном порядке содержит [22, 71]:
1. Обоснование необходимости поиска новых рынков сбыта;
2. Обоснование формы выхода на новые рынки: выводим ли мы новый товар на новый рынок, или новый товар на старый рынок, либо ищем новый рынок сбыта для существующего товара;
3. Детальную оценку нового рынка;
4. Формирование программы действий по продвижению товаров и услуг в данном сегменте.
Основными путями увеличения объемов продаж действующей организации являются:
1. Глубокое проникновение на рынок – использование рыночного потенциала имеющегося продукта на существующем рынке. Суть этой стратегии состоит прежде всего в усиленном использовании комплекса маркетинговых инструментов (product, price, promotion, place). При использовании этой стратегии возможны следующие пути (их можно и скомбинировать) [16, 55]:
– увеличение спроса на продукт со стороны имеющихся клиентов, что можно сделать, например, придумав новые области применения продукта, искусственно ускорив устаревание продукта и т.д.
– привлечение новых потребителей, которые раньше покупали аналогичный продукт конкурентов, например, с помощью снижения цены, мер по стимулированию сбыта, улучшения продукта и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» – лидирующая компания в производстве и обслуживании грузовой и пассажирской техники в Республике Беларусь. Цель деятельности организации – предложить потребителям именно тот продукт, в котором они действительно нуждаются, продукт соответствующий нормативным и законодательным требованиям, максимально удовлетворяющий запросам и ожиданиям каждого из потребителей.
В отечественной и зарубежной литературе понятия сбыт и сбытовая деятельность часто отождествляются. Существует несколько определений данных понятий. По мнению автора, наиболее точным определением сбытовой деятельности является следующие: под сбытовой деятельностью понимается процесс доведения продукции на рынок и организации товарного обмена с целью извлечения предпринимательской прибыли. В связи с эти, автор считает, что основной целью сбытовой деятельности является получение и минимизация прибыли с одновременным удовлетворением платежеспособного спроса потребителей. Для реализации данной цели, необходимо решить ряд задач сбытовой деятельности: формирование предпочтений потребителей и стимулирование их к покупкам; налаживание контактов и заключение договоров с покупателями обеспечение взаимовыгодных сделок; хранение и подготовка готовой продукции к продаже; отгрузка (поставка) продукции.
Сбытовая деятельность предприятия неразрывно связана, с одной стороны, со спросом (его размерами, динамикой, структурой) на целевом рынке, а с другой, – с собственными производственно-сбытовыми, финансовыми, организационно-управленческими и иными возможностями. Сбытовой деятельностью на предприятии занимается служба сбыта. ОАО «МАЗ» использует нулевой канал сбыта и одноуровневый канал сбыта. Основная часть продукции реализуется на внешний рынке. Сбыт происходит в РФ, Украину, страны дальнего зарубежья и страны СНГ.
Основной стратегической целью ОАО «МАЗ» на ближайшие годы является производство конкурентной на внутреннем и внешнем рынках автомобильной техники, отвечающей современным требованиям по экологии, экономичности, безопасности, надежности и ресурсу.
В современных условиях одно из основных требований потребителей автотранспортной техники состоит в том, что им нужны экологически чистые, малошумные, экономичные по расходу топлива и удобные в эксплуатации транспортные средства, соответствующие требованиям норм ЕВРО-2, ЕВРО-3 и, в перспективе, ЕВРО-4.
1. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для вузов / И. Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 542 с.
2. Башаримова, С. И. Коммерческая деятельность / С. И. Башаримова, М. В. Дасько. – Минск: Беларуская Энцыклапедыя, 2012. – 294 с.
3. Березенков, В. В. Коммерческая деятельность: учебник / В. В. Березенков. – М.: Атри, 2011. – 405 с.
4. Бурцев В. В. Сбытовая и маркетинговая деятельность. Типовые должностные инструкции, внутрифирменные документы / В. В. Бурцев. – М.: Экзамен, 2013. – 224 с.
5. Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность: учебник / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова. – Минск: Вышэйшая школа, 2011. – 363 с.
6. Горемыкин, В. А. Планирование сбытовой политики фирмы / В. А. Горемыкин, А. Ю. Богомолов. – М.: Инфра-М, 2013. – 203 с.
7. Дейан, А. Стимулирование сбыта: учеб. пособие / А. Дейан, А. Троадек – СПб.: Нева, 2016. – 128 с.
8. Зуйченко, К.В. Совершенствование системы управления сбытом продукции на предприятиях общественного питания / К.В. Зуйченко // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 20-24.
9. Ивлев, В. Методологический подход к организации система сбыта / В. Ивлев, М, Каменнова, Т. Попова. – Киев: Ника, 2011. – 330 с.
10. Казаков, С.П. Сбытовая политика фирмы / С.П. Казаков. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 47 с.
11. Карлов, Б. А. Деловая сбытовая стратегия. Концепция, содержание, принципы / Б. А. Карлов. – М.: Финансы, 2010. – 108 с.
12. Ковалев, А. И. Маркетинговый анализ сбытовой политики / А. И. Ковалев, В. В. Войленко. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. – 293 с.
13. Коньков, А. Диагностика сильных и слабых сторон компании / А. Коньков // Промышленный маркетинг. – 2013. – № 5. – С. 28-31.
14. Короткова, Т. Л. Коммерческая деятельность: учебник / Т. Л. Короткова. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 414 с.
15. Куприянова, Т. Систематизация сбытовой деятельности фирмы / Т. Куприянова, В. Растимешин. – М.: Консультант директора, 2013. – 344 с.
16. Мастеров, А.И. Система показателей для проведения управленческого анализа сбытовой деятельности организации / А.И. Мастеров // Экономический анализ. – 2015. – № 42 (207). – С.41-46.
17. Наумов, В. Н. Маркетинг сбыта / В. Н. Наумов. – СПб.: СПбГУЭФ, 2012. – 508 с.
18. Памбухчиянц, О. В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник / О. В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2012. – 638 с.
19. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. Г. Панкратов. – М.: Дашков и К, 2010. – 298 с.
20. Пермякова, Е.А. Сущность понятия «стратегия сбыта» / Е.А. Пермякова // Успехи современной науки. – 2017. – №2. – С. 17-19.
21. Попова, Ю.С. Основные виды посредников и их роль в сбытовой политике предприятия / Ю.С. Попова // XIII Державинские чтения Мат-лы всероссийской научн. конференции преподавателей и студентов, посвященной 100-летию университета. – Тамбов, 2018. – 450 с.
22. Рожкова, С. В. Методы стимулирования сбыта / С. В. Рожкова. – М.: МГУЭ, 2012. – 173 с.
23. Ромина, А. Г. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / А. Г. Ромина. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2015. – 316 с.
24. Сергеева, О.Ю. Стратегия управления сбытом промышленного предприятия в рыночных условиях / О.Ю. Серова // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 20. – С. 174-182.
25. Соловьев, Б.А. Маркетинг: учебник / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 387 с.