ВВЕДЕНИЕ
1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ
2. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.
Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Проблема экономической безопасности никогда не существовала сама по себе. Она является производной от задач экономического роста на каждой ступени развития общества. Конкретное содержание этой проблемы изменяется в зависимости от сложившихся в данный период внутренних и внешних условий.
В Республике Беларусь в настоящее время трансформационный период в экономике осложняется воздействием мирового финансово-экономического кризиса, в связи с чем вопрос экономической безопасности приобретает особую остроту и актуальность.
Актуальность проблемы экономической безопасности предопределяет её широкое освещение в отечественной и зарубежной литературе. Тем не менее, концепция экономической безопасности в мировой науке пока не имеет единого общепризнанного статуса.
1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ
Понятие национальная экономика рассматривается различными исследователями.
По мнению российского исследователя В.А. Шульги, национальная экономика любой страны – сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система [1, c. 58]. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.
Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др. [10, с. 35].
В широком смысле национальная экономика – целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации. Важнейшими сферами национальной экономики являются материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера. Каждая из сфер также имеет свои структурообразующие элементы – отрасли. [2, c. 14].
Важнейшей составной частью национальной экономики является материальное производство, в котором создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления. В материальное производство входят такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь. Крупнейшей отраслью материального производства является промышленность, состоящая из двух групп отраслей – добывающей и обрабатывающей.
2. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Понятие «национальная экономическая безопасность» так же, как и международная, получило распространение в западной литературе в середине 1980-х годов прошлого столетия. В 1984-85 гг. по заданию Генерального секретаря ООН была создана экспертная группа, которая выполнила исследование по разработке «концепции безопасности». По результатам данного исследования и был сформулирован вывод о том, что «безопасность должна рассматриваться как «всеобъемлющее» понятие, отражающее растущую взаимозависимость политических, военных, экономических, социальных и технических факторов». Это было реакцией на окончание «холодной войны» между двумя блоками стран, когда безопасность понималась, как правило, в военно-политическом смысле.
Опыт крупных стран ЕС – Германии и Франции. Во Франции основным государственным документом, в котором затрагиваются отдельные положения обеспечения экономической безопасности, является закон о национальной безопасности 1964 г. В Германии подобный закон отсутствует. Основные интересы страны в сфере национальной безопасности, в том числе и ее экономической составляющей, представлены в форме официальной директивы министерства обороны. Германия видит обеспечение своей экономической безопасности в поддержании экономического и социального прогресса, демократизации в Европе и во всем мире, защите от экономического шантажа, обеспечении свободы торговли и доступа к сырьевым ресурсам и рынкам в рамках справедливой мировой экономической системы. Несмотря на то, что Германия является одним из крупнейших потребителей импортного сырья, этот факт не рассматривается в качестве угрозы экономической безопасности. При сохранении достигнутого уровня потребления энергоресурсов ставится задача достигнуть роста промышленного производства и повышения цен на немецкий экспорт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая состояние и угрозы национальной экономической безопасности можно сделать вывод о том, что угрозы национальной безопасности Республики Беларусь носят комплексный и взаимосвязанный характер. Отдельные источники способны порождать спектр угроз, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности. Анализ индикаторов, относящихся к высокому и умеренному уровням риска экономической безопасности Республики Беларусь за период с 2010 по 2019 гг. показал тенденции к снижению уровня риска одних и повышению других. В 2019 г. сохранилась наметившееся в течение последних двух лет тенденция роста инвестиционной активности. Увеличение инвестиционной активности стало возможным благодаря улучшению ожиданий экономических агентов и стабильной макроэкономической ситуации. Потребление топливно-энергетических ресурсов в Республике Беларусь определяет энергетическую самостоятельность страны. В настоящее время она составляет для Беларуси лишь 26,5% при нормативном значении в 30%, соответственно энергетическая зависимость (отношение чистого импорта топливно-энергетических ресурсов к их валовому потреблению) – 73,5%, что является потенциальной угрозой энергетической самостоятельности государства.
Рассматривая сектор торговли, можно отметить увеличение доли импорта в общем объеме товарооборота. При нормативном значении в 25% доля импорта увеличилась в 2019 году на 5,2% по сравнению с 2017 годом и составила 39,5%. Это является отрицательной тенденцией, поскольку данная динамика свидетельствует о зависимости экономики страны от импорта и ее уязвимости фактически для любых потрясений внешнего рынка.
В социальной сфере республики наблюдается снижение доли населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума. В 2019 году показатель сократился до 5% при пороговом значении в 10%. Также в анализируемом периоде отмечается рост занятости населения.
1. Акулов, В .Б. Макроэкономика : учебное пособие / В.Б. Акулов. – 4-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. – 389 с.
2. Алесин, А. На волне циклического роста / А. Алесин // Директор. – 2019. – №1. – С. 14-15.
3. ВВП Белоруссии: объем, темпы роста, на душу населения, структура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://take-profit.org/statistics/gdp/belarus/
4. ВВП по видам экономической деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.belstat.gov.by/viewer/?doclink=https://www.belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-excel/Oficial_statistika/Godovwe/VVP_po_VED-2019.xlsx#1
5. Внешнеторговый оборот товарами Республики Беларусь за 2005-2019 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vneshnyaya-torgovlya/graficheskiy-material-grafiki-diagrammy/vneshnetorgovyy-oborot-tovarami-respubliki-belarus-so-stranami-vne-sng/
6. Готовский, А. В. Обеспечение сбалансированного экономического роста Республики Беларусь / А. В. Готовский // Белорусский экономический журнал. – 2019. – № 2. – С. 4-24.
7. Грачев, И. Д. Инновационная активность и экономический рост / И. Д. Грачев // Инновации. – 2019. – №. 8. – С. 3-8.
8. Деревяго, И. П. Проблемы формирования эффективной политики экономического роста в Республике Беларусь / И. П. Деревяго // Белорусский экономический журнал. – 2019. – № 2. – С. 25-37.
9. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь у тверждена указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010, № 575 (в редакции от 24.01.2014, № 49).
10. Косов, Н. С. Макроэкономика: учеб. пособие / Под ред. проф. Н.С. Косова. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 284 с.
11. Макроэкономический прогноз для Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.research.by/webroot/delivery/files/bro2020r1.pdf.
12. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030 /Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubli ki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf.
13. Национальные счета стран ЕАЭС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Pages/national.aspx
14. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/c68/c68ec3c1ac53374bedc363044769f2c1.pdf.
15. Осипов, А.В. Проблемы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в контексте функционирования союзного государства, 2019. – С. 93-101.
16. Показатели оценки уровня экономической безопасности государства [Электронный ресурс] / Электронный портал «Доступная бизнес-система». – Режим доступа: http://simplehomebusinesssystem.com/pokazateli-ocenki-urovnya-ekonomicheskoj-bezopasnosti-gosudarstva/.
17. Производство ВВП за 2009-2019 гг. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/viewer/?doclink=https://www.belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-excel/Oficial_statistika/Godovwe/GDP_production.xlsx#1
18. Сенчагов, В.К. Экономическая безопасность России: учеб. / В.К. Сенчагов. – М., 2015. – 896 с.
19. Сухарев, О. С. Формирование новой модели экономического роста: возможности и решения / О. С. Сухарев // Вызовы цифровой экономики: итоги и новые тренды. – 2019. – № 8. – С. 555-568.
20. Феофилова Т.Ю., Литвиненко А.Н., Радыгин Е.В. Экономическая безопасность в контексте новой стратегии национальной безопасности Российской Федерации. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. – № 7 (340). – С. 107 - 118.
21. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровень зарегистрированной безработицы по областям и г. Минску [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/godovye-dannye/uroven-ofitsialno-zaregistrirovannoi-bezrabotitsy-po-oblastyam-i-g-minsku/
22. Численность рабочей силы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/trud/godovye-dannye/chislennost-ekonomicheski-aktivnogo-naseleniya/
23. Экономическая безопасность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экономическая_безопасность.