Социальная политика государства. Проблемы реализации социальной политики в условиях перехода к рынку
БГАТУ (Белорусский государственный аграрный технический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Социальная политика государства. Проблемы реализации социальной политики в условиях перехода к рынку»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Социальная политика государства. Проблемы реализации социальной политики в условиях перехода к рынку
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
Введение
ГЛАВА 1 Социальная политика: ее цели, задачи, функции, принципы, направления, уровни. Типы социальной политики (бисмарковский и бевериджский). Механизм государственного регулирования социальных процессов. Модели социальной политики
1.1 Социальная политика: ее цели, задачи, функции, принципы, направления, уровни
1.2 Типы социальной политики (бисмарковский и бевериджский)
1.3 Механизм государственного регулирования социальных процессов
1.4 Модели социальной политики
ГЛАВА 2 Основные направления социальной политики Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике
2.1 Анализ социальной политики Республики Беларусь
2.2 Направления социальной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью функционирования любой экономической системы, несомненно, является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясности необходимости наличия такой политики нужно решить, с помощью какой именно социальной политики, каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтов быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процессах, зависит ли стабильность общества от социальных проблем, является ли она необходимой базой для успешного развития экономики, как осуществляют социальную политику европейские государства. Главным образом, именно эти вопросы и проблемы обусловливают актуальность выбора этой темы для курсовой работы.
Рассматривая человека в качестве объекта социальной политики, нужно понять, что конечной целью его экономической деятельности является создание материальной базы для улучшения условий собственной жизни. Также нужно учитывать, что поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, то и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласованной деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни всех индивидов. Данной деятельностью и занимается социальная политика.
Социальная политика, с точки зрения функционирования экономической системы, играет двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Целью государственной социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства, повышению образовательного и культурного уровня граждан. И экономическая наука призвана дать теоретическое обоснование реформирования социальной политики государства, оценить достоинства и недостатки различных вариантов этих преобразований.
ГЛАВА 1 Социальная политика: ее цели, задачи, функции, принципы, направления, уровни. Типы социальной политики (бисмарковский и бевериджский). Механизм государственного регулирования социальных процессов. Модели социальной политики
1.1 Социальная политика: ее цели, задачи, функции, принципы, направления, уровни
В условиях рыночной системы доходы хозяйствующим субъектам не гарантированы и распределяются между различными слоями населения неравномерно. Неравенство в доходах – одна из главных причин социальной нестабильности в обществе. Для того чтобы смягчить неравенство и предупредить социальные конфликты, государство проводит социальную политику, важнейшим направлением которой выступает перераспределение доходов между отдельными категориями населения.
Функция социальной политики как государства и гражданского общества, а также как научной теории родилась совсем недавно, но в настоящее время существует множество способов объяснения этой концепции.
В современной литературе существует довольно много определений социальной политики.
В широком смысле слова «социальная политика» - это система отношений, возникающих между социальными субъектами для достижения основных целей общества, главными целями которых являются человек, его жизнеобеспечение, благосостояние, социальное развитие, социальная защита и безопасность [7, с. 17].
В узком смысле слова под социальной политикой понимают систему конкретных мер, направленных на жизнеобеспечение населения.
Социальная политика — это деятельность государства по управлению социальными процессами, обеспечению материальных и культурных потребностей, регулированию процесса социальной дифференциации, с тем чтобы каждый член общества мог реализовать социально-экономические права, необходимые для нормального воспроизводства и развития личности [6, с. 395].
Под социальной политикой понимается также комплекс мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении, предоставление социальных услуг, социальное обеспечение [1, с. 93].
ГЛАВА 2 Основные направления социальной политики Республики Беларусь в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике
2.1 Анализ социальной политики Республики Беларусь
В основе государственной политики Республики Беларусь всегда будет человек, его интересы и потребности. Об этом Президент Беларуси А.Г. Лукашенко заявил 23 сентября 2020 г. во время торжественной церемонии инаугурации во Дворце Независимости. «Сила белорусской власти, залог доверия к ней заключаются в том, что даже в самые трудные времена мы не отказывались от своей социальной политики, от социально ориентированного государства. Поддержка пенсионеров, многодетных семей, социально уязвимых слоев общества останется визитной карточкой белорусского пути при любых обстоятельствах и в любых условиях», – подчеркнул белорусский лидер.
- О некоторых аспектах социального государства
Человек – высшая ценность социального государства, которое создает все необходимые условия для обеспечения его достойной жизни и свободного развития. В зависимости от степени участия государства в поддержке социальной сферы можно выделить три основные модели социального государства.
Американо-британская модель характеризуется минимальным участием государства, а финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии.
Скандинавская модель является полной ее противоположностью. Эта модель воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия. Доля социальных расходов в этих странах очень высока: значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, также оно является ключевым производителем социальных услуг.
В континентальной модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий, но не организацию социальных услуг. Здесь бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная политика представляет собой совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.
Социально-ориентированная модель характерна для стран социалистической ориентации, реформирующих свою экономику в сторону широкого использования системы рыночных отношений; активного сотрудничества с развитыми и развивающимися странами, особенно в области инвестиционной политики; осуществляющих активную деятельность, с одной стороны, по развитию индивидуальных, интеллектуальных и предпринимательских способностей, а с другой - по выравниванию возможностей для каждого жителя страны получить образование, медицинскую помощь, доступ к культуре и достижениям НТП.
В Беларуси сложилась собственная модель социально-экономического развития, в центре которой человек с его потребностями и интересами. В Конституции Республики Беларусь отмечается, что человек, его права, свободы, гарантии и их реализация являются высшей ценностью и целью общества и государства. Такая концепция в наибольшей мере отвечает интересам граждан, и наиболее близка исторической практике государственного устройства и менталитету белорусского народа. В ее основе лежит активная социальная политика государства, для которой характерно обеспечение условий для наиболее полной реализации способностей человека, его гармоничного развития.
Таким образом, в РБ разработан и действует достаточно сложный и взаимоувязанный комплекс мер по проведению социальной политики в стране.
Государство уделяет большое внимание вопросам благополучия своего народа, социальному развитию, распределению материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества. Реализуются поставленные цели, совершенствуются направления.
Однако проведению эффективной социальной политики препятствует множество различных внутренних и внешних проблем. Практически исчерпаны экстенсивные источники и факторы долговременного экономического роста. Многие проблемы связаны с чрезмерной открытостью экономики РБ, экономической зависимостью ее от других стран. Переход на интенсивный путь сдерживается медленным процессом разработки и внедрения высоких ресурсосберегающих технологий из-за нехватки инвестиций, несовершенства инновационных систем, отсутствия эффективной конкурентной среды и рыночной инфраструктуры, стимулирующих спрос на новые знания, нововведения, обновления производства и продукции.
1. Антипина, О.Н. Макроэкономика: учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская, А.А. Никифоров. – М.: Дело и сервис, 2018.
2. Беларусь в цифрах: статистический справочник / под ред. И.В. Медведевой. – Минск: Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2018.
3. Бланшер, О. Макроэкономика: учебник / пер. с англ. Л.Л. Любимова. – 2-е изд. – Высшая школа экономики, 2017.
4. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебник для / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев. – Минск: БГЭУ, 2017.
5. Бродский, Б.Е. Макроэкономика. Продвинутый уровень. Курс лекций / Б.Е. Бродский. – М.: Магистр, 2018.
6. Вечканов, Г.С. Макроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – М.: Питер, 2016.
7. Воронин, А. Ю. Макроэкономика: учеб. пособие / А.Ю. Воронин, И.А. Киршин. – М.: ИНФРА-М, 2017.
8. Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч. часть 2: учебник / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. – Люберцы: Юрайт, 2016.
9. Гнатюк, С.Н. Макроэкономика: учеб.-метод. комплекс / С. Н. Гнатюк. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2016.
10. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: учеб. пособие / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2017.
11. Ивасенко, А.Г. Макроэкономика: учеб. пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2016.
12. Киселева, Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учеб. пособие / Е.А. Киселева. – 2-е изд.. – М. : Кнорус, 2014.
13. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учеб.-метод. комплекс / И.М. Лемешевский, В.И. Донцова. - Минск: МИУ, 2017.
14. Механизмы социальной политики [Электронный ресурс] / Социальная политика. Учебное пособие, С.Н.Смирнов, Т.Ю.Сидорина – Режим доступа: https://studfile.net/preview/4363972/page:18/.
15. Приоритеты социальной политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pac.by/press-center/news/the-social-policy-priorities-of-the-republic-of-belarus/.
16. Республика Беларусь – социальное государство: сущность и основные направления государственной социальной политики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://giprosvjaz.by/ru/news/respublika-belarus--2652/.
17. Современная социальная политика стран Европейского Союза: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / Доренко Ксения Сергеевна, Юридическая наука. 2017. №3 – Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/iblock/bf1/sovremennaya-socialnaya-politika-stran-evropejskogo-soyuza.pdf/.
18. Социальная политика государства в переходной экономике [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.docsity.com/ru/socialnaya-politika-gosudarstva-v-perehodnoy-ekonomike-1/1292040/.
19. Социальная политика зарубежных стран и ее влияние на развитие системы социального инвестирования [Электронный ресурс] / Журнал: Вестник КазЭУ - 2011г. – Режим доступа: https://articlekz.com/article/13980/.
20. Социальная политика социального государства: уроки развитых стран [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studfile.net/preview/7300375/page:11/.
21. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь, 2019 [Электронный ресурс] – Режим доступа https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/uroven-zhizni-naseleniya/denezhnye-dokhody-naseleniya/statisticheskie-izdaniya/index_14044
22. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь, 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/uroven-zhizni-naseleniya/denezhnye-dokhody-naseleniya/statisticheskie-izdaniya/index_7735
23. Указ Президента Республики Беларусь 15 декабря 2016 г. № 466 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы»
24. Холостова, Е.И. Социальная политика: учебник / Е.И. Холостова, Г.И. Климантова. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2016.
25. Яковлева, Е.Б. Макроэкономика: учеб. пособие / Е.Б. Яковлева, М.А. Ланец, В.В. Деньгов, и др. – М.: СПб: Поиск, 2016.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты