Педагогические условия развития эстетических качеств младших школьников в процессе занятий разными видами искусства
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Педагогические условия развития эстетических качеств младших школьников в процессе занятий разными видами искусства»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Педагогические условия развития эстетических качеств младших школьников в процессе занятий разными видами искусства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Центр культуры и Художественная школа (г. Толочин)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для выявления уровня эстетической культуры младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица данных по диагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для выявления уровня эстетической культуры младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица данных по диагностическим методикам.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы развития эстетических качеств младших школьников в процессе занятий средствами искусства
1.1 Понятие и структурные компоненты эстетических качеств личности
1.2 Особенности развития эстетических качеств у младших школьников
1.3 Влияние различных видов искусства на развитие эстетических качеств младших школьников
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию эстетических качеств младших школьников в процессе занятий разными видами искусства
2.1 Результаты констатирующего этапа исследования уровня развития эстетических качеств младших школьников
2.2 Реализация педагогических условий развития эстетических качеств младших школьников в процессе занятий разными видами искусства
2.3 Результаты контрольного этапа исследования уровня развития эстетических качеств младших школьников в процессе занятий разными видами искусства
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В настоящее время большое внимание уделяется гармоничному всестороннему развитию детей во всех видах педагогической деятельности. В связи с этим в настоящее время активно внедряются в практику обучения методы, которые не только обеспечивают усвоение знаний, но и способствуют духовному и нравственному развитию личности. Идея использования различных видов искусства как средства эмоционального воздействия на учащихся находит все более широкое применение в современной практике обучения. В настоящее время отбор учебных материалов строится не на чисто накоплении теоретических знаний, но и на культуроориентированном, коммуникативном, личностном подходе, что позволяет использовать ценные в культурном отношении материалы при проведении уроков. Для того, чтобы сделать сформировать эстетические и духовно-нравственные качества у учащихся педагоги обращаются к разным видам искусства (музыкальному, литературному, художественно-творческому, танцевальному). В последнее время начали развиваться новые подходы к работе с элементами искусства на уроках. Суть их в том, чтобы использовать художественное произведение как средство обучения выражению своих собственных мыслей, основываясь на своем собственном жизненном опыте.
В практике современной школы актуальными являются компетентностный подход в обучении, переход от знаниецентричной парадигмы к культуросообразной, усиление коммуникативной направленности преподавания. Иными словами, будущее ученика зависит не столько от количества знаний, им усвоенных, сколько от сформированности общеучебных умений и навыков, способности применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни. Одним из путей решения этой проблемы является реализация межпредметных связей, которые позволяют вычленять поиск резервных возможностей применения искусства в его связи с другими предметами гуманитарно-художественного направления, без чего невозможно системное обучение. Таким образом, актуальность курсовой работы обосновывается следующими факторами: пристальным вниманием общества к проблемам развития активной и разносторонне развитой личности; нахождением дополнительных резервов для подготовки учащихся в новой форме.
Глава 1 Теоретические основы развития эстетических качеств младших школьников в процессе занятий средствами искусства
1.1 Понятие и структурные компоненты эстетических качеств личности
Эстетические качества личности – это качества, которые обеспечивают особую способность человека чувствовать красоту окружающих его предметов (красоту их формы, цвета, музыкального звука и т. д.), различать прекрасные и безобразные, трагические и комические, возвышенные и низменные черты в поведении людей и героев произведений искусства и испытывать при этом чувство наслаждения, удовольствия или неудовольствия, называют эстетическим восприятием, развивающимся на основе чувственного восприятия – способности человека при воздействии различных предметов на органы зрения и слуха посредством возбуждения нервной системы, передачи нервного возбуждения в мозг чувствовать пространственные формы предметов, цвет и звук и т. д. [16, с. 428].
В психологическом словаре под эстетическими качествами понимается набор качеств, обеспечивающих способность человека переживать различные явления действительности как прекрасные. Эстетическое развитие имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения [2, с.217].
Наиболее полным является определение эстетических качеств Б.Т.Лихачева, который определяет их «как важнейшую сторону развития личности ребенка, связанную с со способностью воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности» [14, с. 47].
Эстетические качества личности включают в себя:
1. Эстетическую потребность, которая заключается в постоянной необходимости духовного общения с художественно-эстетическими ценностями и является своеобразным толчком к творческой деятельности.
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию эстетических качеств младших школьников в процессе занятий разными видами искусства
2.1 Результаты констатирующего этапа исследования уровня развития эстетических качеств младших школьников
Цель констатирующего этапа исследования – выявить уровень развития эстетических качеств младших школьников для последующей разработки и апробации педагогических условий по формированию эстетических качеств у младших школьников в условиях танцевальной студии и изобразительной деятельности.
База исследования: ГУК «Толочинский городской центр культуры», ГУО «Толочинская детская художественная школа». В исследовании принимали участие 15 детей, занимающиеся в художественной школе, и 13 детей, посещающие танцевальную группу ГУК «Толочинский ГЦК».
Этапы работы:
1. Первый этап работы – проведение диагностики и выявление уровня эстетических качеств у школьников.
2. Второй этап работы – разработка педагогических условий по формированию эстетических представлений младших школьников в танцевальной и художественной деятельности.
3. Третий этап работы – проведение контрольного эксперимента с целью оценки динамики изменений в показателя.
На основании теоретического обзора научной литературы были выделены эстетические качества, которые и подлежали изучению у младших школьников:
1. Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства – выражение эмоционально-образного строя музыкального произведения в движении: в разнообразных и адекватных музыке жестах, мимике, пластике; выражение эмоционально-образных характеристик художественного произведения.
2. Эстетическое суждение об исполнении танца и художественном произведении, основанное на понимании средств выразительности - словесное выражение (эпитеты и образные сравнения) своего отношения к воплощению эмоционального содержания в танце и картине, способность объяснить свои впечатления через анализ средств музыкальной и художественной выразительности.
Заключение
Под эстетическими качествами понимается набор качеств, обеспечивающих способность человека переживать различные явления действительности как прекрасные. Эстетические качества личности включают в себя эстетическую потребность, эстетические чувства, эстетический вкус и эстетическую культуру. Особенность эстетического воспитания младших школьников заключается в том, что именно в этот возрастной период происходит формирование личности, создание идеалов, дети отличают и выделяют добро и зло, красивое и безобразное. Именно младший школьный возраст является переломным моментом, когда дети впервые вступают в коллектив, приобретают новые знания, умения и навыки. Кроме того, этот период характеризуется перестройкой мыслительных операций у детей данной группы. Достаточно сложно формировать эстетический вкус, когда личность уже сформировалась, сформировались вместе с определёнными стереотипами. В дошкольном возрасте мыслительная деятельность еще не сформировалась до такого уровня, чтоб дети могли правильно воспринимать и переосмысливать искусство, музыку, литературу. Поэтому самым оптимальным возрастом для эстетического воспитания является младший школьный возраст, но предпосылки к выделению прекрасного и безобразного, элементарные эстетические знания должны закладываться в уже в дошкольном возрасте.
Занятия разными видами искусства детерминируют базовые навыки, как художественного воспитания, так и развития личности. Органический симбиоз эстетической и общей гармонии личности ребенка детерминирует принцип единства художественного и общего психического развития детей. Художественно-эстетическая деятельность школьников актуализирует гибкое развитие их воображения, эмоций. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека.
1. Абдусамадова, М. Некоторые психологические аспекты в эстетическом воспитании школьников: Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова / М.Абдусамадова // Серия гуманитарно-общественных наук, 2012. – № 2. – 30 с.
2. Большой психологический словарь / Под редакцией Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. – М.: Прайм – Еврознак, 2003. – 387 с.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии: учеб. пособие / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017. – 200 с.
4. Горбунова, О.А. Сущность эстетического воспитания младших школьников / О.А. Горбунова // О.А. Горбунова, А.В. Анисимов // Мир науки, культуры, образование. – 2017. – №4. – С. 97-98.
5. Дащинская, Т. Н. Технология развития творческих способностей / Т.Н. Дащинская, В. Е. Дащинский // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 4.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 384 с.
7. Ибраева, Г. Эстетическое воспитание - очень значительное воспитание / Г. Ибраева // Наука, новые технологии и инновации. – 2012. – № 6. – С.18-20.
8. Ильенко, Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе / Л.П. Ильенко // Начальная школа. – 1997. – №1. – С.23-
9. Ильина, Е. Воспитание искусством / Е. Ильина // Искусство в школе. – 2009. – №1. – С.19-21.
10. Карцева, Г. А. К вопросу об эстетическом воспитании / Г. А. Карцева, Е. Ю. Игнатова // Аналитика культурологии. 2014.
11. Кириллова, Е. И. Вопросы современного эстетического воспитания ребенка посредством художественной творческой деятельности / Е.И. Кириллова // Науковедение. – 2013. – № 6. – С. 21-23.
12. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова // МОЗАИКА-СИНТЕЗ: Москва, 2010. – 180 с.
13. Котикова, О.П., Эстетическое развитие младших школьников: пособие для учителей, педагогов внешкольных учреждений / О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак // Науч.- метод. центр учебн. кн. средств обучения. – Минск, 2001. – 192 с.
14. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания / Б.Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 1972. – 160 с.
15. Семенов, Д.С. Показатели сформированности эстетической культуры обучающихся / Д.С. Сменов // Мастерство online [Электронный ресурс]. – 2015. – 1(6). – Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=1030.
16. Сергеева, Б.В. Эстетическое воспитание младших школьников / Б.В. Сергеева, Н.А. Петренко // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 428-432.
17. Симонова, П. С. Художественно-эстетическое развитие в начальной школе / П. С. Симонова // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 142-146.
18. Симонова, П. С. Художественно-эстетическое развитие младших школьников на уроках литературного чтения / П. С. Симонова // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 85-87.
19. Рузиева, М. Д. К вопросу о формировании системы эстетического воспитания школьников / М. Д. Рузиева // Вестник ТГУПБП. – 2014. – № 4. – С.60-63.
20. Рындина, О.А. Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет [Электронный ресурс] / О.А. Рындина// научная библиотека диссертаций и авторефератов. – URL: http://www.dissercat.com/content/zanyatiya-khoreografiei-vsisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для выявления уровня эстетической культуры младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица данных по диагностическим методикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для выявления уровня эстетической культуры младших школьников.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица данных по диагностическим методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты