Политика цен и доходов в Республике Беларусь
МИТСО (Международный университет) Гомельский филиал
Курсовая работа (проект)
на тему: «Политика цен и доходов в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Политика цен и доходов в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь в 2017-2019 гг.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Общетеоретическое содержание политики цен и доходов, соотношение с результативными показателями макроэкономики
1.1 Кейнсианская функция потребления
1.2 Мультипликатор государственных расходов
ГЛАВА 2 Политика регулирования цен и доходов за рубежом
2.1 Плюсы и минусы административного регулирования цен и доходов со стороны государства
2.2 Кейнсианская экономическая политика
ГЛАВА 3 Динамика цен и реальных доходов в Республике Беларусь
3.1 Хроника контроля над ценами в Республике Беларусь
3.2 Опыт стимулирования потребления в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В целях контроля инфляции и устранения ее последствий государство проводит разные виды политики. Регулирование уровня цен и доходов относится к их числу. Основная задача данной политики – учесть связь роста цен с уровнем дохода населения и достичь определенного баланса между этими показателями.
Все страны активно используют ценовой контроль, который осуществляется в виде наблюдения за динамикой цен и соблюдением ценового законодательства. При нарушении ценового законодательства и других нормативных актов, регулирующих вопросы ценообразования и конкуренции, во многих странах установлены достаточно жесткие экономические санкции.
В современных условиях цена и ценообразование – один из главных элементов развития рыночной экономики. Важнейшим условием экономических преобразований в нашей стране является, прежде всего, рационально установленная и эффективная система ценообразования. Осуществляемый механизм ценообразования обуславливает ряд факторов:
- разработка целостной системы методов управления экономикой;
- финансовое оздоровление;
- развитие рыночных отношений;
- достижение сбалансированности национальной экономики;
- реальный переход предприятий с различными формами собственности на самоокупаемость;
- самофинансирование всего хозяйственного механизма и усиление его воздействия на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий (объединений, концернов, ассоциаций, фирм, компаний, организаций).
Цены – основа оборота общественного продукта между сферами производства и потребления, отраслями материального производства и непроизводственной сферы, отдельными предприятиями с различными формами собственности, а также перераспределения национального дохода.
Цены, устанавливаемые на все виды товаров народного потребления, продукцию производственно-технического назначения, выступают, с одной стороны, нормативом производственных затрат и рентабельности, а также прибыльности общественного производства, а с другой – нормативом, активно формирующим потребительский спрос населения на необходимые товары и услуги. В связи с этим цены – это основной экономический инструмент, отражающий процессы, происходящие в сфере производства, обращения, обмена, распределения, потребления и накопления.
ГЛАВА 1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИКИ ЦЕН И ДОХОДОВ, СООТНОШЕНИЕ С РЕЗУЛЬТАТИВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ МАКРОЭКОНОМИКИ
1.1 Кейнсианская функция потребления
Сущность потребления как стадии процесса воспроизводства заключается в индивидуальном и совместном использовании населением потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
Потребительский выбор на макроуровне заключается в том, что потребители выбирают, какую часть дохода им потратить сегодня (собственно потребление – С), а какую отложить в качестве сбережений. Сбережения (S) превращаются во вложения, являясь основой для инвестиций (I). Данные решения потребителей влияют на темпы роста экономики, а в долгосрочной перспективе и на размер экономики, поэтому потребители являются одной из движущих сил экономики.
Экономисты-классики полагали, что потребители, намереваясь делать сбережения, не станут их сохранять у себя в форме денег, если можно использовать сбережения таким образом, чтобы они приносили процент (путем банковских вкладов, покупки акций или облигаций). Чем выше реальная ставка процента, тем больше у людей стимулов для сбережений, и, напротив, при снижении этой ставки у людей уменьшается заинтересованность в сбережениях. Отсюда они делали вывод, что сбережения являются возрастающей функцией от реальной процентной ставки. Поскольку потребление и сбережения в сумме составляют располагаемый доход, потребление при росте реальной процентной ставки будет уменьшаться, а при ее снижении увеличиваться. Иными словами, потребление с точки зрения классиков является убывающей функцией от реальной ставки процента.
Джон Мейнард Кейнс в противовес приверженцам классической теории считал, что при осуществлении потребительского выбора домохозяйств реальная процентная ставка не играет определяющей роли, поскольку нынешнее потребление для людей всегда предпочтительнее, чем потребление в отдаленном будущем.
Кейнсианская теория включает в себя такие показатели, как функции потребления, сбережения и инвестиций.
ГЛАВА 2 ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ДОХОДОВ ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Плюсы и минусы административного регулирования цен и доходов со стороны государства
Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов [7].
В современной роли государства в регулировании экономики страны соединились основы и принципы многих экономических школ. Основной целью государства в современном мире является создание условий для постепенного и стабильного экономического развития. Роль государства особенно возрастает в периоды экономических кризисов, ведь рынок не приспособлен к их преодолению только за счет собственных хозяйственных механизмов.
В условиях переходной экономики Республики Беларусь в качестве важнейших элементов государственного регулирования следует выделить:
- качественное преобразование процесса воспроизводства;
- денежное обращение;
- условия и источники накопления капитала;
- структуру народного хозяйства;
- структуру форм собственности;
- процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации государственной собственности;
- формирование конкурентной среды;
- формирование и развитие системы предпринимательства;
- развитие социальной сферы;
- механизм социальной защиты населения;
- трудовые отношения;
- окружающую среду;
- внешнеэкономические связи.
Существует множество моделей экономики, характерных для разных стран. Республика Беларусь на данном этапе своего экономического развития ещё не выработала свою собственную модель.
ГЛАВА 3 ДИНАМИКА ЦЕН И РЕАЛЬНЫХ ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Хроника контроля над ценами в Республике Беларусь
Переходная экономика РБ не может быть охарактеризована как рыночная, но это уже и не плановая экономика. Пока трудно определить меру сочетания рыночных и административных рычагов и методов управления в конкретной социально-политической и экономической ситуации каждой страны.
Формирование системы государственного регулирования в РБ осуществлялось под воздействием ряда факторов. Государственное воздействие на экономическую деятельность субъектов хозяйствования осуществляется с использованием таких основных форм как государственное предпринимательство, косвенное регулирование посредством налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и внешнеэкономической политики, политики доходов и т.д., государственного программирования и прогнозирования.
Основными принципами ценообразования являются:
- определение основ государственной политики в области ценообразования;
- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом субсидий и других мер государственной поддержки [1].
При формировании цены отражаются все основные политические, экономические и социальные проблемы развития общества. На территории Республики Беларусь за ряд лет внедрялась реформа ценообразования, так как без гибкого и действенного механизма управления ценами нельзя представить себе рынок с развитой экономикой.
Ценообразование является наиболее сложным и важным процессом законодательной и исполнительной деятельности государства. В современных условиях принципиально меняются подходы к ценообразованию как на уровне государственного управления, так и в хозяйственной практике субъектов хозяйствования всех форм собственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все страны активно используют ценовой контроль, который осуществляется в виде наблюдения за динамикой цен и соблюдением ценового законодательства. При нарушении ценового законодательства и других нормативных актов, регулирующих вопросы ценообразования и конкуренции, во многих странах установлены достаточно жесткие экономические санкции.
В современных условиях цена и ценообразование – один из главных элементов развития рыночной экономики. Важнейшим условием экономических преобразований в нашей стране является, прежде всего, рационально установленная и эффективная система ценообразования.
Формирование системы государственного регулирования в РБ осуществлялось под воздействием ряда факторов.
Государственное воздействие на экономическую деятельность субъектов хозяйствования осуществляется с использованием таких основных форм как государственное предпринимательство, косвенное регулирование посредством налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и внешнеэкономической политики, политики доходов и т.д., государственного программирования и прогнозирования.
Основными принципами ценообразования являются:
- определение основ государственной политики в области ценообразования;
- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом субсидий и других мер государственной поддержки [1].
При формировании цены отражаются все основные политические, экономические и социальные проблемы развития общества. На территории Республики Беларусь за ряд лет внедрялась реформа ценообразования, так как без гибкого и действенного механизма управления ценами нельзя представить себе рынок с развитой экономикой.
Ценообразование является наиболее сложным и важным процессом законодательной и исполнительной деятельности государства. В современных условиях принципиально меняются подходы к ценообразованию как на уровне государственного управления, так и в хозяйственной практике субъектов хозяйствования всех форм собственности.
1. Андреева, Л. В. Продажа товаров / Л. В. Андреева. – Москва : ИНФРА Москва, 2016. – 545 с.
2. Березин, И. С. Маркетинг и исследование рынков / И. С. Березин. – Москва : Русская деловая литература, 2017. – 347 с.
3. Васильев, Г. А. Концепция управления маркетингом / Г. А. Васильев, В. А. Поляков // Маркетинг. – 2017. – №5. – С. 62 – 69.
4. Вертоградов, В. И. Управление продажами / В. И. Вертоградов. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 158 с.
5. Гембл, П. Маркетинг взаимоотношений с потребителями / П. Гембл, М. Стоун, Н. Вудкок. – пер. с англ. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2016. – 512 с.
6. Великанов, В. Современные технологии в розничной торговле и их применение / В. Великанов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cfin.ru/press/practical/2001-05/04.shtml.
7. Драганов, В. Использование дисконтных карт в управлении маркетингом на предприятиях торговли / В. Драганов, А. Клименко [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cfin.ru/press/practical/2006-09/08.html.
8. Основы экономической теории : учебник / В. В. Андреева [и др.]. – Минск : Юрайт, 2016. – 443 с.
9. Боровик, Л. С. Новая модель качественного роста экономики: концептуальные подходы и драйверы развития / Боровик Л. С. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. – 2020. – №4. – С. 4 – 13.
10. Кузнецов, Б. Т. Макроэкономика: учеб.пособие / Б. Т. Кузнецов. – Минск : ЮНИТИ, 2016. – 463 c.
11. Кураков, Л. П. Экономика: учебник для вузов / Л. П. Кураков, Н. Н. Дроздов, М. В. Игнатьев и др.; под общ.ред. Л. П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 752 с.
12. Липсиц, И. В. Экономика: учебник / И. В. Липсиц. – 4-е изд., стереотип. – М.: КНОРУС, 2017. – 310 с.
13. Макроэкономика: учебник для вузов / Л. П. Кураков, М. В. Игнатьев, А. В. Тимирясова и др.; под общ.ред. Л. П. Куракова. – Минск: Изд-во ИАЭП, 2017. – 336 с.
14. Миропольский Т. Г. Макроэкономика: учебник / под ред. Д.Ю. Миропольского, Т.Г. Бродской. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 368 с.
15. Мясникович, М. В. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь: источники и перспективы устойчивого роста. – Мн., ЦСА и СИ НАН Беларуси, 2016. – 464 с.
16. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г./Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович и др. — Мн.: Юни, пак. — 200 с.
17. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
18. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
19. Министерство финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь в 2017-2019 гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты