Экономика здравоохранения
Академия управления при Президенте РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Экономика здравоохранения»
по дисциплине: «Экономика»
2021
45.00 BYN
Экономика здравоохранения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика
Организация: Поликлиника №2, г. Солигорск
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты рынка здравоохранения
1.1 Понятие здравоохранения его сущность и структура
1.2 Особенности рынка здравоохранения в странах с рыночной экономикой
ГЛАВА 2 Развитие бюджетной и страховой медицины в Республике Беларусь
2.1 Анализ здравоохранения и страховой медицины в Республике Беларусь
2.2 Роль государства в достижении целей политики здравоохранения
ГЛАВА 3 Перспективы развития рынка здравоохранения в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Состояние здоровья населения – один из важнейших показателей общественного развития. Оно составляет экономический, трудовой и культурный потенциал общества, отражает социально-экономическое и гигиеническое состояние страны. Следовательно, особое внимание необходимо уделять изучению закономерностей его формирования.
С момента образования Республики Беларусь как суверенного государства в основу социального направления государственной политики положен принцип обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Первоочередная цель государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения остается неизменной: создание условий, позволяющих каждому человеку реализовать свое право на охрану здоровья на основе государственных гарантий. На законодательном уровне провозглашено право граждан Республики Беларусь на бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения.
Система здравоохранения Республики Беларусь сохранила государственный характер, негосударственный сектор в объеме оказываемых медицинских услуг составляет примерно 7 %.
Первостепенное значение в политике, проводимой в сфере здравоохранения Республики Беларусь, имеет обеспечение граждан доступной медицинской помощью высокого качества на всех уровнях ее оказания.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что для любого государства стабильное положение системы здравоохранения является одной из главных задач. Уровень медицинского обслуживания – показатель благосостояния страны в целом. Одним из основных направлений развития здравоохранения является совершенствование организации оказания медицинской помощи населению.
Политика здравоохранения устанавливает цели в области здравоохранения на международном, национальном и местном уровне и определяет необходимые решения, конкретные планы и действия, которые следует осуществлять для достижения этих целей. Четко сформулированная политика здравоохранения поможет достичь много, поскольку она уточняет, какие ценности лежат в ее основе; определяет перспективное видение, что, в свою очередь, содействует постановке целей и выявлению приоритетных целей и задач, а также способствует установлению краткосрочных и среднесрочных целевых ориентиров.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты рынка здравоохранения
1.1 Понятие здравоохранения его сущность и структура
Взаимосвязь между здоровьем населения страны, с одной стороны, и экономическим ростом, с другой, признается и медицинской и экономической науками. В условиях наблюдающегося в последние десятилетия старения населения взаимовлияние здоровья и экономического роста выходит на передний план в качестве компенсаторного механизма поддержания экономического роста при сокращении притока рабочей силы. Улучшение здоровья населения за счет пролонгации работоспособности приводит к увеличению предложения рабочей силы, росту производительности труда и, соответственно, росту экономических показателей развития как отдельных регионов, так и страны в целом.
Во все времена здоровье человека считалось величайшим благом и естественной, абсолютной и непреходящей ценностью, поэтому здоровью населения придаётся первостепенное значение при планировании и осуществлении экономической политики государства.
Здравоохранение представляет собой систему осуществляемых соответствующими учреждениями государственных и общественных медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний [6, с. 350].
Здравоохранение — это система, направленная на создание и укрепление здоровья нации, каждого человека, поддержание активной долголетней жизни граждан, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья [10, с. 11].
Под здравоохранением понимается также система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера [1, с. 25].
Экономика здравоохранения как отрасль, появилась в 1951 г. на конференции Американской экономической ассоциации по теме «Экономика медицинской помощи». В 1954 г. ВОЗ на заседании экспертного комитета по статистике здоровья рассмотрела возможность применения показателей здравоохранения для измерения экономического потенциала жизни. В 1973 г. состоялся первый семинар ВОЗ, посвященный экономическим проблемам здравоохранения.
ГЛАВА 2 Развитие бюджетной и страховой медицины в Республике Беларусь
2.1 Анализ здравоохранения и страховой медицины в Республике Беларусь
Основой здравоохранения Республики Беларусь является государственная система здравоохранения, состоящая из:
- Министерства здравоохранения Республики Беларусь и подчиненных ему государственных организаций здравоохранения;
- органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;
- главных управлений, управлений (отделов) здравоохранения областных исполнительных комитетов и Комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета;
- органов управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления и подчиненных им государственных организаций здравоохранения;
- оргaнов упрaвления здрaвоохрaнением госудaрcтвенных оргaнизaций, подчиненных Прaвительcтву Республики Беларусь, и подчиненных им госудaрcтвенных оргaнизaций здрaвоохрaнения;
- гоcудaрcтвенных оргaнизaций здрaвоохрaнения, подчиненных местным исполнительным и рacпорядительным оргaнaм;
- гоcудaрcтвенных учреждений обрaзовaния, оcущеcтвляющих подготовку, повышение квалификации и (или) переподготовку cпециaлиcтов c выcшим или cредним специальным медицинским, фармацевтическим обрaзовaнием;
- гоcудaрcтвенных медицинcких, фaрмaцевтичеcких нaучных оргaнизaций;
- гоcудaрcтвенных оргaнов и организаций, осуществляющих медицинскую деятельноcть в cоответcтвии c зaконодaтельными aктaми Реcпублики Беларусь;
- государственных организаций, осуществляющих промышленное производcтво фaрмaцевтичеcкой продукции;
- иных оргaнизaций, входящих в систему Министерства здравоохранения Реcпублики Белaруcь, в cоответcтвии c решениями Прaвительcтвa Республики Беларусь.
ГЛАВА 3 Перспективы развития рынка здравоохранения в Республике Беларусь
В последние годы в республике произошли серьезные изменения в социально-экономической сфере, в том числе в сфере медицинского обслуживания. Изменились структура и организационная основа системы здравоохранения, и финансовые механизмы оказания этих услуг. Эти процессы осуществляются в соответствии с общими принципами социально-политической модели общества, экономическими возможностями страны и населения, а также с учетом медицинских условий на момент реформ.
Одной из проблема XXI века является высокий уровень смертности, вызванной различными болезнями. Это связано с нездоровым образом жизни (курение, чрезмерное употребление алкоголя, нездоровое питание), опасным поведением (наркотики, алкоголь, преступность), экологическими проблемами, вызывающими хромосомные аномалии и врожденные аномалии, а также неблагоприятными социальными условиями (безработица, иммиграция и т. д.) вызвало. Сложные социально-экономические, демографические и экологические факторы, возникшие в последние десятилетия, негативно сказываются на здоровье населения и требуют изменений в работе системы здравоохранения.
До 2040 года основной целью национальной политики в области здравоохранения является формирование системы, обеспечивающей сохранение лидирующих позиций республики по доступности медицинской помощи, а также повышение эффективности медицинских услуг (количества, вида и качества медицинских услуг),что должно соответствовать передовым научным достижениям [29].
В среднесрочной и долгосрочной перспективе планируется обеспечить повышение конкурентоспособности и инновационное развитие здравоохранения (с учетом непрерывного профессионального образования и расширения системы обучения инновационной деятельности). Одна из основных задач - активное развитие медицинской и фармацевтической промышленности и создание условий для перехода к инновационной модели, которая должна поднять уровень предоставляемых медицинским организациям и населению лекарственных средств и изделий медицинского назначения (преимущественно отечественного производства) до среднеевропейского (по количественным и качественным показателям).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях здоровье населения – это один из главных факторов экономического роста и национальной безопасности страны, который во многом определяется санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, реальным обеспечением прав граждан на безопасную среду обитания и профилактику заболеваний, гарантом которых выступает санитарно-эпидемиологическая служба.
В настоящее время установлена и четко просматривается зависимость здоровья населения страны от воздействия неблагоприятных факторов среды обитания (экологических и образа жизни), что выражается в изменение показателей заболеваемости и смертности населения, отражающих уровень общественного развития.
Изучение здоровья населения и оценка влияния на него различных факторов – важнейшая задача здравоохранения.
Здравоохранение развивается как комплексная система, где каждый элемент, каждое звено, каждый уровень играет свою роль, но при этом неразрывно связан с другими. В современных условиях, когда все большее внимание уделяется удовлетворение потребностей населения в качественной медицинской помощи для успешного функционирования системы здравоохранения необходимы достаточные кадровые ресурсы, финансовые средства, материалы и оборудование, транспорт, технологии, информация и коммуникации, а также современные управленческие структуры.
В реальной практике в рамках одной и той же системы каждое государство имеет существенные отличия в системе здравоохранения (по характеру финансирования, управленческим технологиям и т.д.). Кроме того, следует учитывать, что модель управления здравоохранением практически каждой страны включает элементы обязательного медицинского страхования, добровольного медицинского страхования, частной практики и бюджетного финансирования, которые присутствуют в различных странах в различных пропорциях.
Бюджетная система финансирования здравоохранения обеспечивает граждан доступной медицинской помощью в достаточных объемах. Вместе с тем, наряду с максимальной социальной ориентированностью, имеется ряд объективных сложностей. Наиболее важная из них – заработная плата медицинского персонала. По уровню среднемесячной заработной платы среди отраслей социальной сферы отрасль здравоохранения лидирует. В то же время, рост номинальной заработной платы работников здравоохранения в 2019 г., по отношению к 2018 г., в национальной валюте составил 5,0%, в долларовом эквиваленте снижение составило 14,5%.
1. Воробьева, Л.В. Медицинское право: краткий курс лекций / Л.В. Воробьева. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 171 с.
2. Государственная программа развития фармацевтической промышленности Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы [Электронный источник]. Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/upload/dadvfiles/158370.RTF.
3. Государственное регулирование рынка медицинских услуг [Электронный источник]. Режим доступа: http://science-bsea.bgita.ru/2010/ekonom_2010_2/kucherjavenko_gos.htm.
4. Гринцевич, П. С. Национальные системы здравоохранения и их особенности / П. С. Гринцевич // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17 мая 2018 г. / [редкол.: В. Н. Шимов (отв. ред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорусский гос. экон. ун-т». — Минск: БГЭУ, 2018. — С. 131‒132.
5. Деятельность странового офиса ВОЗ Беларуси [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.zdrav.by/organizaciya-zdravoohraneniya/deyatelnost-stranovogo-ofisa-voz-belarusi.
6. Еремина, С. Эффективность системы здравоохранения. Региональный аспект / С. Еремина, О. Куделина // Общество и экономика. – 2018. – № 4. – С. 141–157 .
7. Заболеваемость населения алкоголизмом и алкогольными психозами [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/zdrav oohraneni e_2 /g odovye-dannye_13/zabolevaemost-naseleniya-alkogoli zmom-i-alkogolny mi-psihozami//.
8. Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/zdravoohranenie_2/godovye-dannye_13/zabolevaemost-naseleniya-narkomaniei-i-toksikomaniei/.
9. Здоровье-2020 – основы европейской политики и стратегия для XXI века [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-policy/health-2020-the-european-policy-for-health-and-well-being.
10. Информатизация выходит на новый уровень [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.medvestnik .by/ru/officially/view/informatizatsija-vyxodit-na-novyj-uro ven -16400-2017/.
11. Краткая информация о реализации Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы [Электронный источник]. Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/upload/dadvfiles/Краткая%20информация%20по%20ГП%20ЗН%20и%20ДБ%202.pdf.
12. Лемешевский, И.М. Национальная экономика Беларуси: учеб. пособие / И.М. Лемешевский, И.П. Деревяго. – Минск: БГТУ, 2017. – 188 с.
13. Медик, В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В.А. Медик, В.К. Юрьев. – М.: Профессионал, 2019. – 432 с.
14. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2016. – 651 с.
15. О вреде здоровью [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.tabak.by/about-harm-of-smoking/o-vrede-zdorovyu/.
16. О государственных минимальных социальных стандартах: Закон Республики Беларусь от 18.11.1996 № 322-З (в редакции от 24.12.2015 № 331-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 2/97.
17. О здравоохранении: Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII (в редакции от 21.10.2016 № 433-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 2/399.
18. Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство/под ред. В.И. Стародубов, О.П. Щепина и др. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2015- 624с.
19. Основные показатели здравоохранения [Электронный источник]. Режим доступа:http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/zdravoohranenie_2/godovye-dannye_13/osnovnye-pokazateli- zdravoohranen iya/.
20. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь: аналит. обзор [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2019/yd2019.pdf.
21. Рейтинг стран мира по уровню здравоохранения: [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nonews.co/directory/lists/countries/health.
22. Системы здравоохранения: время перемен. Реферат обзора: Канада [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0010/184672/Summary-HiT-Canada-2013-Rus.pdf.
23. Системы здравоохранения: время перемен. Реферат обзора: Германия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0010/98848/E85472Rsum.pdf.
24. Системы здравоохранения: время перемен. Реферат обзора: Латвия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0012/98859/LTVsum2003r.pdf.
25. Системы здравоохранения: время перемен. Реферат обзора: Польша [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/184676/Summary-HiT-Poland-2011-Rus.pdf.
26. Системы здравоохранения: время перемен. Реферат обзора: Нидерланды [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0007/155554/E93667sumR.pdf.
27. Статистический ежегодник: сборник / под ред. И.В. Медведевой. – Минск: Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2019. – 472 с.
28. Управление и экономика здравоохранения: уч. пособие/ А.И. Вялков, В.З. Кучеренко, Б.А. Райзберг и др. 3-е изд. доп. - М.: ГЭОТАРМедиа , 2015. - 664с
29. Услуги здравоохранения в системе национальной экономики Республики Беларусь [Электронный источник]. Режим доступа: http://bseu.by:8080/bitstream/edoc/70607/1/Grintsevich_P._S..pdf.
30. Экономика здравоохранения / И.М. Шейман, С.В. Шишкин, М.Г. Колосницина; под. ред. Колоснициной М.Г., Шеймана И.М., Шишкина С.В. / Издатель: Высшая школа Экономики, 2014. – 480 с.
31. Экономика и управление в здравоохранении : учебник и практикум для вузов / А. В. Решетников, Н. Г. Шамшурина, В. И. Шамшурин ; под общ. ред. А. В. Решетникова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 303 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты