Мытная политика 16-18 вв.
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мытная политика 16-18 вв.»
по дисциплине: «Таможенное дело»
2021
45.00 BYN
Мытная политика 16-18 вв.
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Таможенное дело
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Пошлины, которые действовали на территории Великого княжества Литовского до конца 16 в.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ В 16-18 ВВ
1.1 Таможенные вопросы в Статутах Великого княжества Литовского
1.2 Мыто на территории Великого княжества Литовского в 16-18 вв.
ГЛАВА 2 ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ И ПОШЛИНЫ ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ В 16-18 ВВ.
2.1 Торговые отношения в Великом княжестве Литовском в 16-18 вв.
2.2 Борьба с контрабандой в Великом княжестве Литовском в 16-18 вв.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Таможня, выполняющая в первую очередь фискальную функцию, с древних времен стала важным источником пополнения бюджета государства. Впоследствии на таможенные органы стали возлагаться и иные функции, присущие современной таможне: охранительная и регулятивная.
Таможенные отношения, под которыми мы понимаем комплекс общественных отношений, возникающих в связи с формированием и реализацией таможенной политики, правовым регулированием внешнеэкономической деятельности и таможенной службы и его практической реализацией, организацией и функционированием таможенных органов в каждом государстве были в тои или иной степени урегулированы нормативными правовыми актами.
Изучение истории таможенного дела в ВКЛ позволяет более достоверно и точно изучить факторы, под влиянием которых сложились современные тенденции и современная структура таможенных органов в Республике Беларусь. Именно этим и обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы.
Предметом исследования курсовой работы является порядок организации таможенного дела в ВКЛ в 16 – 18 вв.
Объект исследования: правоотношения, возникающие в связи с перемещением товаров через границу.
Целью курсовой работы является изучение мытной политики в 16 – 18 веках.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) изучение таможенных вопросов, закрепленных в Статутах ВКЛ;
2) изучение мытной политики, видов мыта на территории ВКЛ в 16 – 18 вв;
3) ознакомление с торговыми отношениями ВКЛ в 16 – 18 вв.
4) изучение порядка организации борьбы с контрабандой в ВКЛ в 16 – 18 вв.
При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, ретроспективный анализ.
Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении сформулированы актуальность темы, цель, задачи, предмет и объект исследования.
Основная часть включает в себя две главы. В первой главе изучаются общие вопросы организации и управления таможенным делом в ВКЛ: рассмотрены нормативные правовые акты, регулирующие таможенные правоотношения, рассмотрены и изучены виды и порядок взимания мыта на территории ВКЛ в 16 – 18 вв.
ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ В 16-18 ВВ
1.1 Таможенные вопросы в Статутах Великого княжества Литовского
Развитие таможенной системы на землях Великого княжества Литовского (далее – ВКЛ) в 16 -18 веках следует рассматривать в контексте политических, экономических и социально-культурных процессов. В 16-18 веках ВКЛ являлось самым крупным государством Европы, обладало сильной экономикой, развитыми международными торговыми отношениями, играло ведущую роль в регионе и имело неоспоримый авторитет на международной арене. Не отставало и развитие внешней торговли: в ВКЛ развивалось современное производство, осваивались передовые технологии и налаживались торговые контракты с Европой. Основу экспорта ВКЛ составляли воск, шкуры, продукты лесного хозяйства, зола. При этом следует отметить, что правовому регулированию внешней торговли также уделялось особое внимание.
С древних времен таможня была важным источником пополнения бюджета государства. Вместе с тем на ранних этапах существования ВКЛ значительное место в регулировании таможенных правоотношений занимал правовой обычай. Прежде всего взымали мыто (таможенные пошлины), о чем свидетельствуют уставные грамоты (или областные привилей) Великих князей отдельным землям. Порядок взимания и размер мыта на каждой таможне устанавливался местным обычаем, зависящим от различных условий, выработанных в течение столетий. Основой таможенных сборов была идея оплаты услуг, предоставляемых государством местным общинам или частными лицам [1, с. 324].
Вместе с тем в великокняжеской канцелярии практически не существовало отдельных (специальных) документов, которые бы регулировали работу таможенной службы, а собственно пошлины редко выступали самостоятельным объектом юридических отношений, а право их взимания жаловали в контексте других прав и вольностей (локация городов, организация ярмарок и торгов, устройство корчем, коммуникационных сооружений и т.д.).
Только с начала 16 в. мытные сборы стали исключительно великокняжеским, государственным делом, а к концу 16 в. верховная власть окончательно закрепила за собой монопольное право на сбор мыта и сформировала правовую основу взимания таможенных платежей [1, с. 326].
ГЛАВА 2 ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ И ПОШЛИНЫ ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ В 16-18 ВВ.
2.1 Торговые отношения в Великом княжестве Литовском в 16-18 вв.
В 16 - 18 вв. система внутренних и международных экономических отношений Великого княжества Литовского зависела от финансирования купцами всех торговых сделок. Только те, кто владел значимым капиталом, мог рассчитывать на большую прибыль и осуществлять торг. На успех торговли влияли разного рода факторы. Это наличие востребованных в данный момент товаров, покупательской способности населения и многого другого. Большое значение играли транспортные пути сообщения. Без них о нормальной торговле в то время не могло быть и речи. Поскольку сухопутные дороги, как правило, шли через леса, мосты и болота, это существенно затрудняло движение торговых обозов в теплое время года. Однако когда наступало время холодов, шел активный обмен товарами и торговля развивалась очень бурно. Существовало большое количество дорог по разным направлениям и маршрутам. Из Вильно они простирались к городам Гродно, Брест, Минск, Витебск, Полоцк, Могилев и дальше в периферийный центры огромной страны. Интенсивное развитие получили торговые связи между различными поветами белорусских, украинских и литовских земель. Ключевой фигурой во всех торговых операциях выступают купцы-торговцы, которые выкупают разный товар у ремесленников и крестьян и доставляют его в места повышенного спроса.
В начале 16 в. с увеличением значения земской службы шляхта ВКЛ стремилась выйти со своими товарами на внутренний и внешний рынки, составляя конкуренцию купцам на международном торге прибалтийских городов. Достаточно прибыльными сферами торговли оставалась торговля хлебом и лесом. Большинство шляхтичей стремились вложить свой капитал именно туда. В этой связи источники отражают настойчивую требовательность шляхты о представлении им определенных экономических свобод.
Активное участие в торговле ВКЛ, а также посреднической и кредитной деятельности с конца XIV в. принимают крупные финансисты из числа западноевропейских переселенцев. В их деятельности правительство ВКЛ видело большие выгоды и прибыли, поэтому положение этих людей было регламентировано особыми великокняжескими грамотами. Они быстро освоились и хорошо понимали, какие товары необходимы людям. Некоторые из переселенцев приобрели репутацию некоронованных королей, финансовых олигархов, которые финансировали представителей широких слоев общества: купцов, цеховые корпорации, магнатов. Успех каждой финансовой операции состоял в том, чтобы с одного золотого дуката, вложенного в дело, можно было получить несколько грошей чистой прибыли в сутки [20, с. 102].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С древних времен таможня была важным источником пополнения бюджета государства. Вместе с тем на ранних этапах существования ВКЛ значительное место в регулировании таможенных правоотношений занимал правовой обычай. Прежде всего взымали мыто (таможенные пошлины), о чем свидетельствуют уставные грамоты (или областные привилей) Великих князей отдельным землям. Порядок взимания и размер мыта на каждой таможне устанавливался местным обычаем, зависящим от различных условий, выработанных в течение столетий. Основой таможенных сборов была идея оплаты услуг, предоставляемых государством местным общинам или частными лицам.
Впервые таможенные вопросы на государственном уровне были освещены в Статуте 1529 г. и позже раскрыты более детально в Статутах 1566 и 1588 гг.
Статут 1588 г. имел большое значение для развития и совершенствования таможенного дела в Великом Княжестве Литовском, в нем отражался уровень развития юридической мысли Беларуси 16 в. Данный Статут стал результатом обобщения и более детального рассмотрения всех предыдущих правовых актов. Нельзя сказать, что исследуемые правовые акты охватывали вопросы таможенного дела всецело и полно, они лишь давали направление этой деятельности. Тем не менее, Статуты ВКЛ — это фундаментальные своды законов, давшие толчок развитию законодательства, поэтому неудивительно, что можно провести сравнительный анализ между артикулами Статута и со многими современными правовыми нормами, так как статьи Статута ВКЛ 1588 г. до наших дней являются примером принципиально нового уровня правовой мысли. Данные статьи по сей день учитываются при составлении как таможенных, так и иных законодательных сборников, что доказывает их огромное значение в развитии белорусского и европейского таможенного законотворчества.
Благодаря выгодному экономико- географическому положению ВКЛ имело развитую торговую систему, которая требовала соответствующего таможенного регулирования. Главным предметом ввоза были ткани, сельдь, соль, пряности, драгоценности, порох, книги и др. Такой приток товаров был обусловлен возрастанием потребностей феодального рынка, повышение грамотности населения, увеличение спроса на экспортные товары, основными из которых были хлеб, воск, сало, мед и др. Особое место в экспорте занимал лес.
1. Ярмусик, Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени: учебное пособие / Э.С. Ярмусик . – М: Аверсов, 2017. – 514 с.
2. Уваров, И. Ю. Увеличение роли торгового капитала в экономике ВКЛ в конце XV–XVI вв. / И. Ю. Уваров // Сб. науч. тр. – Витебск : ВГУ им. Машерова, 2018. – Т. 14. – 241 с.
3. Статут Великого княжества Литовского 1529 года / под редакцией академика АН Литовской СССР К.И. Яблонскиса. – Минск: Издательство АН БССР, 1860. – 254 с.
4. Статут Великого княжества Литовского 1566 года / Т.И. Довнар, У.М. Сатолин. – Минск: Тисей, 2000. – 352 с.
5. Статут Великого княжества Литовского 1588 года / А.С. Шагун, У.М. Сатолин. – Минск: Беларусь, 2002. – 352 с.
6. Довнар-Запольский, М. Государственное хозяйство Великого Княжества Литовского при Ягеллонах / М. Довнар-Запольский. - Киев, 1901. - Т. І. - 807 с
7. Доўнар-Запольскі, М. В. Дзяржаўная гаспадарка Велікага княства Літоўскага пры Ягелонах / М. В. Доўнар-Запольскі; падрыхт. да друку: А. І. Груша, Р. А. Аляхновіч; увод. арт.: Д. У. Караў, А. У. Унучак, А. І. Груша; камент. А. І. Груша, Ш. І. Бекцінееў, Л. Каралюс. - Мінск: Беларус. навука, 2009. - 759 с.
8. Дячок, О. Регулювання митних відносин в Першому Литовському Статуті та боротьба шляхти за митні пільги / О. Дячок // Pirmasis Lietuvos Statutas: straipsni^ rinkinys / Sudare Irena Valikonyte ir Lirija Steponaviciene. - Vilnius: Vilniaus universiteto leidykla, 2005. - P. 208-225.
9. Жеребцова, Л. Роль Первого Литовского Статута в истории институционализации таможенной организации на украинских землях Великого княжества Литовского / Л. Жеребцова // Pirmasis Lietuvos Statutas: straipsni^ rinkinys / Sudare Irena Valikonyte ir Lirija Steponaviciene. - Vilnius: Vilniaus universiteto leidykla, 2005. - P. 195-207.
10. Леонтович, Ф. И. Рада великих князей литовских / Ф. И. Леонтович // Журнал Министерства народного просвещения. - Спб., 1907. - Новая серия. - Ч. XI, октябрь. - С. 273-331.
11. Любавский, М . Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно / М. Любавский. - М., 1910. – 376 с.
12. Гудавичус, Э. История Литвы с древнейших времен до 1569 года / Э. Гудавичус. – М. : Фонд им. И. Д. Сытика – BALTRUS, 2005. – 679 с.
13. Метрыка ВКЛ. Кніга № 30 (1480–1546 гг.) : кн. запісаў № 30 (копія к. XVI ст.) / падрыхтаваў В. С. Мянжынскі. – Мінск : Беларус. навука, 2008. – 386 с.
14. Государственная таможенная служба Республики Беларусь. История и современность. Мінск: Белтаможиздат, 2006. – 256 с.
15. Острога В.А. История таможенного дела и таможенной политики Республики Беларусь / В.А. Острога, - Минск, ФМО,2010 , 82 с.
16. Вішнеўскі А.Ф., Юхо Я.А. Гісторыядзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матэрыялах (Састаражытныхчасоў да нашыхдзён). / А.Ф. Вішнеўскі, Я.А. Юхо, – Мн.: Аверсев, 2003 – 231 с.
17. Хлуднева А.С. История зарождения, становления таможенных органов в период VII - начала XX века / А.С. Хлуднева // История государства и права. 2011. № 3. С. 2 - 8.
18. Ефремов, Я. В. Таможенное дело : [учебно–методическое пособие по выполнению дипломной работы] / Я. В. Ефремов, О. В. Морозова ; Белорусский государственный университет транспорта. – Гомель : БелГУТ, 2016. – 67 с.
19. Таможенное дело : [учебное пособие для учреждений высшего образования по экономическим специальностям] / И. В. Цыкунов, Л. И. Тарарышкина, О. В. Макаревич, В. В. Мацкевич, Ю. Л. Грузицкий ; под общ. ред. И. В. Цыкунова. – Минск : Вышэйшая школа, 2015. – 287 с.
20. Острога В.А. История таможенного дела и таможенного права Беларуси: Учеб. пособие / В.А. Острога. – Минск: ООО «БИП-С Плюс», 2005. – 193с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Пошлины, которые действовали на территории Великого княжества Литовского до конца 16 в.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты