1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Экономическая сущность и значение конкурентоспособности в современных условиях
1.2 Инновации, как фактор повышения конкурентоспособности автотранспортных предприятий
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КУП «МИНОБЛПАССАЖИРТРАНС»
2.1 Общая характеристика деятельности КУП «Миноблпассажиртранс»
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности КУП «Миноблпассажиртранс»
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Экономическая сущность и значение конкурентоспособности в современных условиях
В экономической литературе определено несколько подходов к определению термина «конкуренция». Рассмотрим наиболее распространенные:
По словам авторам Макконел К. Р., Брю С. Л. «Экономикс» конкуренция – это присутствие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке, а также возможность для покупателей и продавцов свободно входить и выходить из рынка. [1].
Автор книги «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» Фатхутдинов Р.А. раскрывает понятие «конкуренция» как процесс управления конкурентным преимуществом организации для достижения успеха или других целей в борьбе с конкурентами, будь то в законодательстве или в естественных условиях [2].
Спиридонов И. А. в своей книге «Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики» определяет конкуренцию как экономический процесс взаимодействия и борьбы между организациями, действующими на рынке, с целью предоставления лучших возможностей для сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения максимальной прибыли [3].
Таким образом, обобщая трактовки всех вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод, что конкуренция является неотъемлемой частью рыночных отношений, способствует увеличить предложение товаров и услуг, адаптируется к меняющимся потребностям потребителей и постоянно выводит на рынок новые, более совершенные продукты.
Сущность конкуренции и ее движущие силы были подробно изучены в трудах известного экономиста Майкла Портера. Он пришел к выводу, что в конкуренции участвуют не только непосредственные претенденты. Скорее, конкуренция промышленности и конкурирующие силы находятся значительно дальше обычного противостояния сторон в конкретной отрасли промышленности. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители – все они в той или иной степени являются конкурентами, влияющими на отрасль [4].
Результатом исследования Портера является концепция пяти сил конкуренции, которая позволяет определить факторы, оказывающие наибольшее влияние на хозяйствующие субъекты в условиях рыночной конкуренции. Согласно указанной концепции, состояние конкуренции на конкретном рынке можно охарактеризовать как результат взаимодействия пяти конкурирующих сил, представленных на рисунке 1.1.
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КУП «МИНОБЛПАССАЖИРТРАНС»
2.1 Общая характеристика деятельности КУП «Миноблпассажиртранс»
Минское областное коммунальное транспортное унитарное предприятие «Миноблпассажиртранс» создано Минским областным исполнительным комитетом в соответствии с решением Минского областного исполнительного комитета от 23.01.2018 № 55 и зарегистрировано Логойским районным исполнительным комитетом 25.01.2018 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 690862402.
За прошедшие годы автопарк вошёл в число крупнейших международных автоперевозчиков Республики Беларусь, зарекомендовав себя надёжным партнёром среди потребителей транспортных услуг Беларуси, Российской Федерации и стран Западной Европы.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, нормативными правовыми актами и распоряжениями Учредителя, а также уставом.
Основной целью деятельности КУП «Миноблпассажиртранс» является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.
Предприятие осуществляет обеспечение потребностей субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и населения в грузовых перевозках, транспортно-экспедиционных и иных услугах.
Основными видами услуг, выполняемых КУП «Миноблпассажиртранс», являются:
- техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
- хранение транспортных средств;
- перевозка пассажиров;
- перевозка грузов.
Вышеперечисленные услуги реализуются по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, – по ценам и тарифам, регулируемым государством.
Потребителями услуг КУП «Миноблпассажиртранс» являются:
- население Республики Беларусь;
- предприятия и иные юридические лица.
Руководителем КУП «Миноблпассажиртранс» является директор, в его подчинении находятся начальники трех структурных подразделений КУП «Миноблпассажиртранс»; отдел международных перевозок, финансово-экономический отдел и отдел хозяйственного обеспечения и услуг.