Поручения как средство привлечения к труду детей младшего возраста
БГПТХК им.А.Е.Ларина (Бобруйский государственный профессионально-технический художественный колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Поручения как средство привлечения к труду детей младшего возраста»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2021
45.00 BYN
Поручения как средство привлечения к труду детей младшего возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольное образование
Организация: Ясли-сад № 5, ГУО (г. Бобруйск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для педагогов «Процесс формирования трудовых умений у детей дошкольного возраста».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРУЧЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Поручения как форма организации детского труда
1.2. Содержание поручений в младшей группе
1.3. Методика организации трудовых поручений в младшем дошкольном возрасте
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ
2.1. Выявление уровня сформированности трудовых умений в ходе выполнения поручений
2.2. Описание работы по формированию трудовых умений в ходе выполнения поручений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема воспитания трудовых умений детей дошкольного возраста признана одной из наиболее актуальных в современном образовании. Трудолюбие, ответственное отношение к своим обязанностям, желание оказать помощь считаются одними из самых важных нравственных качеств личности. Задачу формирования активной, творческой и самостоятельной личности необходимо решать уже в дошкольном возрасте. Исследования психологов и педагогов показывают, что дошкольный возраст следует рассматривать как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач, формирования ребенка как личности. Этот возраст открывает благоприятные возможности для развития и последующего формирования у ребенка трудовых умений.
Изучение проблемы формирования трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста остается актуальным на протяжении нескольких десятков лет. В 60-е годы исследовалась сущность любви к труду и самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый). В 70-е годы востребованным было выяснение структуры и соотношения компонентов трудовых умений в дошкольном возрасте (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година). Исследованием этапов, условий и методов развития трудовых умений у дошкольников занимались в 80-е годы Н.С. Кривова, А.А. Люблинская. С 90-х годов и по наши дни предпочтение отдается исследованию взаимосвязи самостоятельности с формированием трудовых умений (Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун), а также значению и роли самостоятельности как одно из фактора формирования трудовых умений у детей дошкольного возраста (Т.Н. Филютина).
Формирование трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста происходит под воздействием окружающего ребенка мира, и особую роль в этом играют детский сад, педагоги, семья. Совместными усилиями они способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Формирование трудовых умений у младших дошкольников необходимо рассматривать как первостепенную часть воспитания детей младшего дошкольного возраста. И делать это нужно последовательно, поэтапно, чтобы не навредить. C педагогической точки зрения, необходимо сделать так, чтобы формирование трудовых умений проходило в ненавязчивой обстановке, в игровой форме, соотносилось с индивидуальными особенностями ребенка, было системным. Для этого необходимо руководствоваться определенными методиками, составлять методические пособия по формированию тех или иных трудовых навыков, чтобы процесс воспитания шел поэтапно к намеченной цели.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОРУЧЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Поручения как форма организации детского труда
С давних времен человек придавал огромное значение труду. Всегда люди стремились устраивать свой быт с трудолюбием, бережливостью, порядком и чистотой. Также и на данный момент человека в социуме мы ценим по труду. Понятие «трудолюбивый человек» трактуется, как правило, как «работящий человек, который не терпит праздности». Согласно исторической эпохе данное понятие расширялось и углублялось, однако его главные признаки оставались одинаковыми. И сейчас, размышляя о трудолюбии, мы имеем в виду нравственную черту человека, которая имеет множество критериев.
Трудовое воспитание – это процесс взаимодействия педагога и ребенка, который ориентирован на формирование трудовых умений, трудовых навыков, а также творческого отношения к труду.
На данном этапе развития науки этой проблемой занимаются А.И. Логинова, Д.В. Сергеева, Г. Киселева, Н. Крылова, Л.И. Сайгушева. Все специалисты по трудовому воспитанию провозглашают необходимость и значимость трудового воспитания с самого раннего возраста [21, с. 9].
Труд необходимо рассматривать не в качестве самоцели, а как средство развития личности с яркой индивидуальностью. Воспитанник – это субъект деятельности, который проявляет активно-действенное отношение к деятельности, участникам труда и к самому себе.
Ребенок дошкольного возраста представляет собой личность в стадии становления. Взрослые обязаны помочь детям войти в современный мир, противоречивый и сложный с тем, чтобы каждая личность сохранила свою индивидуальность.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ
2.1. Выявление уровня сформированности трудовых умений в ходе выполнения поручений
Цель констатирующего эксперимента – выявить исходный уровень сформированности трудовых умений детей младшего дошкольного возраста.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 10 воспитателей и 10 детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Исследование проходило на базе ГУО «Ясли-сад № 5 г. Бобруйска».
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
- вывить уровень педагогической культуры воспитателей учреждения дошкольного образования по данной проблеме;
- выявить уровень сформированности трудовых умений детей младшего дошкольного возраста.
Для поставленных решения задач использовали мы следующие методы:
Анкетирование педагогов «Процесс формирования трудовых умений у детей дошкольного возраста» (Приложение 1).
На основе анкетирования была изучена профессиональная деятельность педагогов. По результатам эксперимента был проведен уровневый анализ выявленных у педагогов знаний и практических умений по формированию трудовых умений у детей дошкольного возраста в педагогической практике. С этой целью были взяты за основу критерии, разработанные М.В. Крулехт:
- отношение педагогов к процессу формирования трудовых умений.
- систематичность планируемой работы по трудовому воспитанию дошкольников.
- разнообразие и взаимосвязь средств трудового воспитания.
- взаимодействие педагога и детей в процессе формирования трудовых умений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности – кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию – соответствовать видам труда.
В младшем дошкольном возрасте дети преимущественно выполняют поручения индивидуального характера. Так поручения как правило конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия. Дежурства и коллективные задачи в таком возрасте не применяются. Трудовые поручения ведутся по следующим направлениям: хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, совместный труд детей и взрослых.
Очень важно вызвать у детей положительное отношение к требованиям педагога, связанных с трудовыми поручениями. В процессе овладения навыком выполнения трудовых поручений ребенок должен осознать их цели и задачи, способы действий. Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. В оценке труда, достигнутых результатов на младших ступенях дошкольного возраста следует широко использовать игровые приемы.
С целью выявить исходный уровень сформированности трудовых умений детей младшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование. В ходе исследования было выявлено следующее: воспитатели имеют средний уровень отношения к процессу формирования трудовых умений. Они отдают предпочтение формированию определенным умениям в процессе трудовой деятельности дошкольников, но мало знакомят детей с профессиями, мало уделяют внимания формированию трудовых умений, стремлению принимать участие в труде. Родители в целом положительно оценивают педагогический процесс трудового воспитания в учреждении дошкольного образования. Преобладающий уровень сформированности трудовых умений детей младшего дошкольного возраста это низкий и средний уровни, что ниже реальных возможностей детей младшего дошкольного возраста, о чём свидетельствует наличие детей, показавших достаточно высокие результаты.
1. Арнаутова О. Ю. Организация трудовой деятельности детей в процессе субъект-субъектного взаимодействия со взрослыми: опыт экспериментально-педагогической работы педагогов МДОУ. Челябинск, ООО «Полиграф-Мастер», 2007. 213 с.
2. Васильева А. И. Трудовое воспитание дошкольников / А. И. Васильева, Я. И. Ковальчук. Мн., 2003. 125 с.
3. Венгер А. Л. Психология развития. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах младшего дошкольного возраста / А. Л. Венгер. М. : Ростов н/Д : Феникс, 2012. 384 с.
4. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1983.
5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл; Эксма, 2005. 265 с.
6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vipstudent.ru/index.php? q=lib&r=16&id=1195154928&p=658.
7. Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности младшего дошкольного возраста / О. В. Дыбина-Артамонова. Самара, 2007. 165 с.
8. Житко И. В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. … канд. пед. наук / И. В. Житко. М., 1990.
9. Жуковская В. И. Психологические основы выбора профессии / В. И. Жуковская. Мн., 2008.
10. Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания / Ф. И. Иващенко. Мн. : Выш. школа, 2011. 276 с.
11. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие младшего дошкольного возраста / И. О. Карелина. Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. 71 с.
12. Климов Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М. : Изд-во Моск. ун-та, Изд. центр «Академия», 2004. 187 с.
13. Макаренко А. С. Трудовое воспитание / А. С. Макаренко. Мн., «Нар. асвета», 1977. 209 с.
14. Марецкая Н. И. Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях / Н. И. Марецкая // Дошкольная педагогика. 2005. № 3. С. 60-64.
15. Мичурина Ю. А. Развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. А. Мичурина. – Магнитогорск, 2005. 298 с.
16. Мишарина Л. А. Формирование первоначальных знаний о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук / Л. А. Мишарина. Ленинград, 2008. 310 с.
17. Носкова О. Г. Психология труда / О. Г. Носкова. М. : Изд. центр «Академия», 2004. 211 с.
18. Сайгушева Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду / Л. И. Сайгушева. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 190 с.
19. Точин А. Е. Трудовое воспитание детей в семье / А. Е. Точин. Мн. : Нар. аствета, 2012. 284 с.
20. Тютюнник В. И. Начальный этап развития субъекта творческого труда / В. И. Тютюнник. М. : РИПО, 2013. 265 с.
21. Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. 2-е изд. Мн.: НИО; Аверсэв, 2019. 416 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для педагогов «Процесс формирования трудовых умений у детей дошкольного возраста».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты