ВВЕДЕНИЕ
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ
1.1 Экономическая сущность эксплуатационных расходов, их состав и классификация
1.2 Понятие себестоимости продукции и ее значение на железнодорожном транспорте
1.3 Методика анализа эксплуатационных расходов и себестоимости работ
2 АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ И СЕБЕСТОИМОСТИ
2.1 Краткая экономическая характеристика локомотивное депо г. Молодечно
2.2 Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по элементам затрат
2.3 Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) и оценка влияния факторов, ее определяющих
3 ОЦЕНКА ВЫЯВЛЕННЫХ РЕЗЕРВОВ СНИЖЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА локомотивном депо Молодечно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Анализ хозяйственной деятельности представляет собой изучение и оценку использования всех видов хозяйственных ресурсов и результатов работы предприятия с целью повышения их эффективности. В процессе анализа раскрываются факторы, влияющие на эффективность работы организации, что служит аналитической базой для выбора и обоснования управленческих решений.
На транспорте текущие затраты, связанные с осуществлением процесса перевозок грузов и пассажиров, называются эксплуатационными расходами. Их величина впоследствии оказывает непосредственное влияние на формирование баланса денежных доходов и расходов железной дороги, определяет уровень ее рентабельности.
Целью данной курсовой работы является анализ эксплуатационных расходов локомотивном депо Молодечно.
Поставленная цель анализа достигается решением следующих основных задач:
- изучить экономическую сущность эксплуатационных затрат и себестоимости;
- анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов по статьям номенклатуры расходов;
- оценка факторов, оказывающих влияние на величину эксплуатационных расходов;
- оценка выявленных в результате анализа резервов и разработка мероприятий по их реализации.
Объектом анализа выступает локомотивном депо Молодечно.
Предметом анализа являются эксплуатационные расходы и себестоимость.
При написании курсовой работы использовались методы анализа и синтеза, оценивались изменения общей их величины по сравнению с прошлым годом и в динамике.
При написании курсовой работы использовались: Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте под редакцией В.Г. Гизатуллина, Д.А. Панков, О.В. Липатова, С.Л. Шатров.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ
1.1 Экономическая сущность эксплуатационных расходов, их состав и классификация
В нормативных документах и экономической литературе очень часто термины «издержки», «затраты», «расходы» отождествляются и вместе с тем по ним ведется широкая полемика. Однако в большинстве своем авторы придерживаются позиции, согласно которой «издержками производства принято называть затраты живого и овеществленного труда на изготовление продукции, товара (выполнение работ и оказание услуг) и их продажу». При этом в отечественной практике для характеристики всех издержек производства за определенный период применяют термин «затраты на производство». Существует несколько трактовок различий между понятиями «затраты» и издержки. Согласно одной из них – условно ее можно назвать лингвистической – слово «издержки» следует употреблять для обозначения суммы затрат на осуществление какой-либо производственной или обеспечивающей функции: издержки производства, издержка обращения, которые состоят из отдельных материальных, трудовых затрат. Согласно другой издержки – более широкое понятие, чем затраты, так как оно включает в себя потери, расходы на социальные нужды. Первый вариант определения соотношений этих терминов нам представляется более предпочтительным, поэтому в ходе дальнейшего изложения мы будем считать их идентичными и взаимозаменяемыми.
В экономической теории и практике, и особенно в учетной практике наряду с понятиями «издержки», «затраты» широко используется понятие расходов.
Согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) под расходами понимается уменьшение экономических выгод организации в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или уменьшения стоимости активов или увеличения обязательств, что ведет к уменьшению собственного капитала организации, отличному от уменьшения капитала, возникшего в результате изъятия капитала и его распределения между собственниками (участниками), а затраты – это те ресурсы, которыми организация «жертвует» в целях получения экономических выгод от приобретения, производства или содержания (обслуживания) товаров или услуг.
2 АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ И СЕБЕСТОИМОСТИ
2.1 Краткая экономическая характеристика локомотивное депо г. Молодечно
Сегодня Белорусская железная дорога – это лидер национальной системы перевозок. Являясь одним из важнейших транспортных комплексов страны, в настоящее время она успешно развивается и обеспечивает в Беларуси около 63% грузооборота всех видов транспорта общего пользования и 33% пассажирооборота.
Локомотивное депо Молодечно является обособленным структурным подразделением транспортного республиканского унитарного предприятия «Минское отделение Белорусской железной дороги» www.minsk.rw.by.
Локомотивное депо Молодечно является базовым предприятием на Белорусской железной дороге по заводскому ремонту колесных пар локомотивов серий ЧМЭ3, М62, 2М62У, ТЭ10М(У), ТЭП60, ТЭП70(БС), ТЭМ-2(7,15), ТГМ-23.
Основные направления деятельности:
- своевременное и качественное осуществление перевозок пассажиров и грузов;
- производство заводского ремонта колесных пар локомотивов ЧМЭ3, М62, 2М62У, ТЭ10М(У), ТЭП60, ТЭП70(БС), ТЭМ-2(7,15), ТГМ-23;
- техническое обслуживание ТО-2, ТО-3 и текущий ремонт ТР-1, локомотивов;
- выделение сторонним организациям на договорной основе локомотивов и крана на железнодорожном ходу;
- оказание услуг сторонним организациям по термообработке; металлообработке (токарные, фрезерные работы), различным прессовым работам, плазменной резке, сварочным работам, восстановлению деталей наплавкой, металлизацией.
Локомотивное депо Молодечно располагает большим количеством разнообразных металлообрабатывающих станков, прессов, сварочных и наплавочных установок, индукционных нагревателей, средств измерения.
С целью обеспечения высокого качества производимым техническим обслуживаниям и ремонтам, внедрения современных ремонтных технологий, локомотивное депо Молодечно постоянно развивает свою ремонтную базу.
Так в 2014 году в локомотивном депо Молодечно закуплена единственная на Белорусской железной дороге роботизированная моечная машина для мытья колесных пар тягового подвижного состава. Мойка колесных пар в данной моечной машине производится японским роботизированным манипулятором под давлением 400 Бар.
3 ОЦЕНКА ВЫЯВЛЕННЫХ РЕЗЕРВОВ СНИЖЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА ЛОКОМОТИВНОМ ДЕПО МОЛОДЕЧНО
Для определения мероприятий по снижению эксплуатационных расходов необходимо проанализировать состав и структуру эксплуатационных расходов и выявить основные элементы, влияющие на изменение данного показателя.
Проведенный в работе анализ расходов по локомотивное депо Молодечно позволил выделить и проанализировать основные факторы, оказывающие влияние на величину расходов. Ими являются:
− затраты на оплату труда;
− расходы на материалы;
− расходы на электроэнергию и топливо;
− прочие расходы.
Следовательно, воздействуя на эти факторы, можно оптимизировать расходы на выполнение работ и оказание услуг и повысить эффективность деятельности организации.
В целом по предприятию все затраты увеличились на 10,28%. По фонду оплаты труда произошло увеличение затрат на 13,85%, по отчислениям на социальные нужды на 12,93%, по расходам на топливо на 18,92%, по электроэнергии на 0,58%, по амортизационным отчисления на 24,26%, а по прочим расходам затраты увеличились на 90,15%. По расходам на материалы затраты снизились на 6,47%.
Исходя из полученных расчетов можно сказать о том, что эксплуатационные расходы локомотивном депо Молодечно выросли на 3744 тыс. руб., увеличение расходов предприятия было связано с влиянием 7 факторов: увеличение расходов на оплату труда, увеличение отчислений на социальные нужды, снижение расходов на материалы, увеличение расходов на топливо, увеличение расходов на электроэнергию и амортизационных отчислений, рост прочих расходов. Основной причиной увеличения данной категории расходов является увеличение эксплуатационных расходов, непосредственно связанных с осуществлением основной деятельности станции. В свою очередь увеличение данных расходов было вызвано, прежде всего, увеличением расходов на оплату труда в связи с ростом среднемесячной заработной платы на 1 работника в результате увеличения производительности труда.
Доля прочих расходов увеличилась по сравнению с предыдущим годом, что, прежде всего, связано изменением расходов на обслуживание производственных зданий, командировочных расходов, расходов на оплату услуг сбербанков, услуг связи, услуг по охране объектов, ремонту приборов и вычислительной техники.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе анализа раскрываются факторы, влияющие на эффективность работы организации, что служит аналитической базой для выбора и обоснования управленческих решений.
На транспорте текущие затраты, связанные с осуществлением процесса перевозок грузов и пассажиров, называются эксплуатационными расходами. Их величина впоследствии оказывает непосредственное влияние на формирование баланса денежных доходов и расходов железной дороги, определяет уровень ее рентабельности.
В состав эксплуатационных расходов структурного подразделения входят расходы, связанные с выполнением основных технологических операций в общем перевозочном процессе конкретной отраслевой организацией.
Локомотивное депо Молодечно является обособленным структурным подразделением транспортного республиканского унитарного предприятия «Минское отделение Белорусской железной дороги» www.minsk.rw.by.
Локомотивное депо Молодечно является базовым предприятием на Белорусской железной дороге по заводскому ремонту колесных пар локомотивов серий ЧМЭ3, М62, 2М62У, ТЭ10М(У), ТЭП60, ТЭП70(БС), ТЭМ-2(7,15), ТГМ-23.
За 2019 год объемный показатель отправленные вагоны выполнен к уровню прошлого года на 83,1%. Производительность труда в натуральном выражении составила 88,5% к уровню 2018 года. Среднесписочная численность составила 93,9% к аналогичному периоду прошлого года или на 27 человек меньше. Доходы по ИВД к уровню 2018 года составили 171,2%. Прибыль по ИВД составила 1300 тыс. руб. Прибыль от реализации продукции, услуг составила 19495 тыс. руб. Персонал, занятый в деятельности, составил 419 человек, что на 27 человек меньше, чем в 2018 году. Уровень рентабельности хозяйственной деятельности 26,1%.
В целом, рассмотрев и проанализировав структуру расходов, можно сделать вывод о том, что расходы по локомотивном депо Молодечно за рассматриваемый период увеличились на 3744 тыс. руб., или 10,28%. Основной причиной увеличения данной категории расходов является увеличение эксплуатационных расходов, непосредственно связанных с осуществлением основной деятельности станции.
Единственными статьями расходов выступают расходы по локомотивному хозяйству. Так в 2018 г. расходы составляли 39348 тыс. руб., а в 2019 г. 35885 тыс. руб., то есть снижение на 3463 тыс. руб. или на 8,8 п. п.
1 Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / В.И. Стражев, Л.А. Богдановская, О.Ф. Мигун и др.; под общ. ред. В.И. Стражева. – 5-е изд., перераб. и доп. – Минск: Высш.шк., 2003. – 480 с.
2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / под общ. ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001 – 576 с.
3 Анализ хозяйственной деятельности предприятия // Курс экономики. – М. – 1999. – С. 483-506
4 Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / под ред. В.И. Апрошева. – Мн.: Выш.шк., 2007. – 478 с.
5 Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Т.Б. Бердникова. – М.: ИНФРВА-М, 2005. – 215 с.
6 Гейзлер, П.С., Синяк Н.П. Анализ производственной программы предприятия / П.С. Гейзлер, Н.П. Синяк // Финансы, учет, аудит. – 1999. – №2. – С. 5-11.
7 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Г.В. Савицкая. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 512 с.
8 Савицкая, Г.В. Экономический анализ : учеб. / Г.В. Савицкая. – М.: Новое знание, 2007. – 679 с.
9 Шеремет, А.Д. Методика фин6ансового анализа предприятия / А.Д. Шеремет. – Мн.: Финансы и статистика, 2006 – 282 с
10 Якимов, А.И., Альховик, С.А. Учет и анализ влияния инфляционного фактора на рентабельность товарной продукции / А.И. Якимов, С.А. Альховик // Бухгалтерский учет. – 1999. – №2. – С. 45-47.